Темы для рефератов и презентаций 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Темы для рефератов и презентаций



► Клинопись

► Иероглифы майя

► Узелковое письмо

► Древнеегипетская письменность

► Древнешумерская письменность

► Китайская письменность

► Японская письменность (катакана и хирагана)

► Финикийское письмо

► Арамейское письмо

► Греческое письмо

► Глаголица

► Кириллица

► Латиница

ТЕМА 7. ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВ МИРА

Количество часов:

Дневное отделение: лекции – 1 ч., практические – 2 ч., самостоятельная работа – 5 ч. Всего – 8 ч.

Заочное отделение: лекции – 0 ч., практические – 0 ч., самостоятельная работа – 8 ч. Всего – 8 ч.

Содержание темы

Основные закономерности образования и развития языков. Основные теории происхождения языка и их представители. Религиозная теория. Звукоподражательная теория. Междометная теория. Теория трудовых команд и трудовых выкриков. Эволюционная теория. Теория социального договора. Язык животных.

Ключевые понятия и термины: глюттогония, праязык, языковая эволюция, религиозная теория, звукоподражательная теория, междометная теория, теория трудовых команд и трудовых выкриков, эволюционная теория, теория социального договора.

 

Список литературы

1. Абаев В. И. О происхождении языка / В. И. Абаев // Язык в океане языков. – Новосибирск: Сибирский хронограф, 1993. – С. 12–19.

2. Верлинский А. Л. Античные учения о возникновении языка /                               А. Л. Верлинский. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ; Издательство СПбГУ, 2006. – 412 с.

3. Донских О. А. К истокам языка / О. А. Донских. – Новосибирск: Наука, 1988. – 192 с.

4. Козинцев А. Г. Происхождение языка: новые факты и теории /                           А. Г. Козинцев // Теоретические проблемы языкознания. Сб. ст. к                        140-летию каф. общего языкознания СПбГУ. – СПб.: Филол. фак-т СПбГУ, 2004. – С. 35–50.

5. Реформатский А. А. Введение в языкознание / А. А. Реформатский // Под ред. В.А. Виноградова. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 536 с. – С. 457–519.

6. Якушин Б. В. Гипотезы о происхождении языка / Б. В. Якушин. – М.: Наука, 1984. – 137 с.

Форма контроля – научное конспектирование; опрос; дискуссия о приоритетной теории происхождения языка.

ТЕМА 8. ФОНЕТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ЯЗЫКА

Количество часов:

Дневное отделение: лекции – 2 ч., практические – 2 ч., самостоятельная работа – 4 ч. Всего – 8 ч.

Заочное отделение: лекции – 0 ч., практические – 1 ч., самостоятельная работа – 7 ч. Всего – 8 ч.

 

Содержание темы

Фонетическая система языка. Предмет и задачи фонетики. Понятие о звуке речи. Фонетические процессы. Акустические свойства звуков речи. Устройство и работа речевого аппарата. Артикуляция, фазы артикуляции. Принципы классификации звуков речи. Понятие об ударении и интонации. Виды ударения.   Транскрипция как специальный вид письма. Основные фонологические школы.

Ключевые понятия и термины: фонетика, фонология, фонема, звук, звукотип, аккомодация, ассимиляция, диссимиляция, экскурсия, выдержка, рекурсия, диереза, эпентеза, протеза, метатеза, ударение, интонация, транскрипция.

 

Список литературы

1. Бондарко Л. В. Звуковой строй современного русского языка. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по специальности «Рус. яз. и литература» / Л. В. Бондарко. – М.: «Просвещение», 1977. – 175 с.

2. Головин Б. Н. Введение в языкознание / Б. Н. Головин – М.: Высш. шк., 1983. – 230 с. – С. 32–44.

3. Маслов Ю. С. Введение в языкознание / Ю. С. Маслов. – М.: Высш. шк., 1998. – 272 с. – С. 41–66.

4. Реформатский А. А. Введение в языкознание / А. А. Реформатский /        Под ред. В.А. Виноградова. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 536 с. – С. 157–244.

5. Русская грамматика. В двух томах. Том 1. Фонетика. Фонология. Ударение. Интонация. Введение в морфемику. Словообразование. Морфология. – М.: Наука, 1980. – 784 с.

 

Форма контроля – работа на практических занятиях. Написание самостоятельной работы.

 

ТЕМА 9. ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ЯЗЫКА

Количество часов:

Дневное отделение: лекции – 2 ч., практические – 2 ч., самостоятельная работа – 6 ч. Всего – 10 ч.

Заочное отделение: лекции – 0 ч., практические – 1 ч., самостоятельная работа – 9 ч. Всего – 10 ч.

Содержание темы

Предмет и задачи лексикологии. Слово как предмет лексикологии. Основные признаки слова. Лексическое значение слова. Соотношение лексического значения слова и понятия. Моносемия и полисемия. Прямые и переносные значения слова. Синонимия, антонимия, омонимия, паронимия. Внутренняя форма слова. Этимология. Пути пополнения лексики. Фразеология. Понятие фразеологизма. Лексикография. Основные типы словарей.

 

Ключевые понятия и термины: лексикология, лексика, лексема, слово, лексическое значение слова, семантика, ономасиология, семасиология, моносемия, полисемия, метафора, метонимия, синекдоха, синонимия, антонимия, омонимия, паронимия, внутренняя форма слова, этимология, заимствования, неологизмы, устаревшая лексика (историзмы, архаизмы), табу, эвфемизмы, фразеология, фразеологизм, лексикография.

Список литературы

1. Головин Б. Н. Введение в языкознание / Б. Н. Головин – М.: Высш. шк., 1983. – 230 с. – С. 58–84.

2. Зиндер Л. Р. Введение в языкознание. Сборник задач: Учеб. пособие для вузов / Л. Р. Зиндер. – М.: Высш. шк., 1987. – 176 с.

2. Маслов Ю. С. Введение в языкознание / Ю. С. Маслов. – М.: Высш. шк., 1998. – 272 с. – С. 41–66, 119–131.

3. Реформатский А. А. Введение в языкознание /                                                        А. А. Реформатский / Под ред. В.А. Виноградова. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 536 с. – С. 60–157.

4. Шмелев Д.Н. Современный русский язык: Лексика. – М., 2009. – 336 с.

 

Форма контроля – работа на практических занятиях. Написание самостоятельной работы.

 

 

ТЕМА 10. ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ ЯЗЫКА: СЛОВООБРАЗОВАНИЕ, МОРФОЛОГИЯ, СИНТАКСИС

Количество часов:

Дневное отделение: лекции – 6 ч., практические – 5 ч., самостоятельная работа – 17 ч. Всего – 28 ч.

Заочное отделение: лекции – 2 ч., практические – 1 ч., самостоятельная работа – 25 ч. Всего – 28 ч.

Содержание темы

Блок 1. Словообразование как раздел языкознания.

Структура слова. Понятие морфемы. Классификация морфем. Основа слова. Понятие словоформы. Грамматическая форма слова как единство грамматического значения и способа его выражения. Типы членимости слова. Понятия алломорфа, варианта морфемы. Корневые и аффиксальные морфемы.

 

Ключевые понятия и термины: морфема, морф, алломорф, основа слова, грамматическая форма слова, грамматическое значение слова, членимость слова.

 

Блок 2. Морфология как раздел языкознания.

Предмет морфологии. Слово как объект морфологии. Способы и средства выражения грамматического значения слов. Части речи в русском языке. Самостоятельные части речи и их характеристика. Служебные части речи и их характеристика. Междометие как особая часть речи.

 

Ключевые понятия и термины: морфология, грамматическая категория, грамматическое значение, имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, причастие, деепричастие, наречие, предлог, союз, частица, междометие.

Блок 3. Синтаксис как раздел языкознания.

Синтаксис как раздел языкознания. Предмет и задачи синтаксиса. Словосочетание как единица синтаксиса. Структурные типы словосочетаний. Предложение как предмет синтаксиса. Типология предложений. Простое осложненное предложение. Сложное предложение. Типы сложных предложений.

Ключевые понятия и термины: Синтаксис, словосочетание, согласование, управление, примыкание, двусоставное предложение, односоставное предложение (номинативное, определенно-личное, неопределенно-личное, обобщенно-личное, безличное), осложненное предложение, сложное предложение (сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное).

 

 

Список литературы

1. Головин Б. Н. Введение в языкознание / Б. Н. Головин – М.: Высш. шк., 1983. – 230 с. – С. 119–131.

2. Иванова В. А. Практические занятия по словообразованию и морфологии современного русского языка: Учебное пособие для студентов вузов /                      В. А. Иванова, Н. И. Зелинская // Под ред. Н. М. Шанского. – Кишинев: Лумина, 1987. – 300 с.

3. Маслов Ю. С. Введение в языкознание / Ю. С. Маслов. – М.: Высш. шк., 1998. – 272 с. – С. 119–145.

4. Реформатский А. А. Введение в языкознание / А. А. Реформатский /        Под ред. В.А. Виноградова. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 536 с. – С. 244–347.

5. Русская грамматика. В двух томах. Том 1. Фонетика. Фонология. Ударение. Интонация. Введение в морфемику. Словообразование. Морфология. – М.: Наука, 1980. – 784 с.

6. Современный русский язык: Учебник / Под редакцией Н. С. Валгиной. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Логос, 2002. – 528 с.

7. Шанский Н. М. Современный русский язык. Учебник для студентов педагогических институтов. В трех частях. Часть 2. Словообразование. Морфология. – М.: Просвещение, 1987. – 256 с.

Форма контроля – самостоятельная работа по теоретическим вопросам и практическим разборам.

Критерии оценивания знаний студентов

В целом работа студента за весь семестр оценивается по 100-бальной шкале. Модульный контроль, соответственно, составляет 75 % от возможного количества баллов. Виды работы оцениваются в зависимости от их сложности и значимости в общей структуре курса.

Градация баллов

Сумма баллов за все виды учебной деятельности

ОценкаECTS

Оценка по национальной шкале

для экзамена, курсового проекта (работы), практики для зачета
90-100 А отлично 

 

 

зачтено

82-89 В

хорошо

74-81 С
64-73 D

удовлетворительно

60-63 Е
35-59 FX неудовлетворительно с возможностью пересдачи не зачтено с возможностью пересдачи
1-34 F неудовлетворительно с обязательным повторным изучением дисциплины не зачтено с обязательным повторным изучением дисциплины  

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 60; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.68.14 (0.021 с.)