Для дневного и заочного отделений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Для дневного и заочного отделений



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по курсу «Введение в языкознание»

для студентов 1 курса очной и заочной форм обучения  

направления подготовки Б 45.03.01 – филология («язык и литература (русский)»)

 

Симферополь – 2014

Рекомендовано к печати заседанием кафедры

от 18 июня 2014 г.

протокол № 10.

 

Рекомендовано к печати научно-методическим

советом ТНУ от 29 мая

протокол № 4.

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Дисциплина «Введение в языкознание» является первым теоретическим курсом в системе методологических лингвистических дисциплин. В рамках дисциплины студенты знакомятся с важнейшими разделами и проблемами науки о языке, основными понятиями, которыми оперирует современное языкознание, спецификой языковых единиц разных уровней.Успешное освоение основных положений курса «Введение в языкознание» лежит в основе эффективного изучения студентами других предметов лингвистического цикла.

Учебный курс «Введение в языкознание» относится к числу нормативных дисциплин и изучается в течение 1 семестра дневного и 1-2 семестров заочного отделений. Целью дисциплины «Введение в языкознание» является изучение базовых понятий и терминов лингвистической науки, рассмотрение основных вопросов современного языкознания. Задачами учебной дисциплины является: 1) определить основные понятия и термины современного языкознания; 2) дать целостное представление о языке, его устройстве, функциях и структурных единицах; 3) описать механизмы изменения языка и законы, управляющие его историческим развитием.

В результате освоения дисциплины студент должен знать: 1) базовые характеристики языка как объекта и предмета языкознания; 2) общие принципы системной организации языка и наиболее важные закономерности строения языковых уровней; 3) основные функции языка, особенности его структуры, взаимоотношения с речью, мышлением, культурой, обществом; 4) принципы классификации языков мира. Студент должен уметь: 1) грамотно использовать лингвистическую терминологию, изученную в рамках курса; 2) самостоятельно работать с научной и учебно-методической лингвистической литературой; 3) анализировать информацию по изученным проблемам.

Характеристика учебной дисциплины

Дневная форма обучения Заочная форма обучения

Год подготовки

1-й 1-й

Семестр

1-й 1-й, 2-й

Лекции

18 ч. 4 ч.

Практические

18 ч. 4 ч.

Самостоятельная работа

72 ч. 98 ч.

Вид контроля: экзамен

Организация работы со студентами в течение курса

Учебная дисциплина «Введение в языкознание» включает в себя 18 часов лекционных (4 часа для заочного отделения) и 18 часов практических (4 часа для заочного отделения) занятий. В рамках лекционного курса рассматриваются основные темы и дискуссионные вопросы современного языкознания, составляющие необходимый минимум знаний студента-филолога. Менее сложные темы выносятся на самостоятельное изучение, которое предполагает работу студента с научной и учебно-методической литературой, конспект научных статей и составление картотеки терминов. На практических занятиях студенты демонстрируют умение анализировать изученную литературу и лекционный материал, а также применять на конкретном языковом материале полученные знания. Весь понятийно-терминологический аппарат лекционного курса должен самостоятельно прорабатываться студентом по терминологическим и энциклопедическим словарям. К плану каждого практического занятия прилагается список рекомендуемой для подготовки литературы.

Работа по курсу «Введение в языкознание» включает ряд тематических блоков, каждый из которых завершается итоговой работой (опросом, устным докладом, работой над тестами, контрольной работой). Выполняя задания по каждой теме, студент получает определенное количество баллов. Максимальная сумма баллов по каждому из видов работ и отсутствие пропусков практических занятий являются допуском к экзамену.

Тематический план дисциплины

№ п/п

Тема

Итого

В том числе

Лекции

Практические

Самостоятельная

 

д/о з/о д/о з/о д/о з/о д/о з/о
1. Языкознание как наука 8 8 2 1 1 - 5 7
2. Классификации языков: принципы систематизации 12 12 2 - 2 1 8 11
3. Язык как системно-структурное образование знакового характера 9 9 1 - 1 - 7 9
4. Природа и сущность языка. Язык как многофункциональное явление. Язык и мышление. язык и речь 10 10 2 1 1 - 7 9
5. Языковая норма и ее социальная характеристика 8 8 - - 1 - 7 8
6. Письмо. Типы письма 7 7 - - 1 - 6 7
7. Теории развития языков мира 8 8 1 - 2 - 5 8
8. Фонетическая система языка 8 8 2 - 2 1 4 7
9. Лексико-семантическая система языка 10 10 2 - 2 1 6 9
10. Грамматический строй языка: словообразование, морфология, синтаксис  28 28 6 2 5 1 17 25
  Всего 108 108 18 4 18 4 72 98

ПЛАНЫ ЛЕКЦИОННЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Количество часов:

Дневное отделение: лекции – 2 ч., практические – 1 ч., самостоятельная работа – 5 ч. Всего – 8 ч.

Заочное отделение: лекции – 1 ч., практические – 0 ч., самостоятельная работа – 7 ч. Всего – 8 ч.

Содержание темы

«Введение в языкознание» как учебная дисциплина, его роль в подготовке к изучению предметов лингвистического цикла. Язык как объект языкознания. Основные сферы современного языкознания (языкознание теоретическое и прикладное, общее и частное, описательное и историческое). Сущность языка: функции и внутренняя структура. Место языкознания в системе гуманитарных наук. Социолингвистика, психолингвистика, этнолингвистика, когнитивная лингвистика, гендерная лингвистика, компьютерная лингвистика. Методы исследования в языкознании.

 

Ключевые понятия и термины: языкознание (языковедение, лингвистика), теоретическое языкознание, прикладное языкознание, общее языкознание, частное языкознание, описательное языкознание, историческое языкознание, функции языка, социолингвистика, психолингвистика, этнолингвистика, когнитивная лингвистика, гендерная лингвистика, компьютерная лингвистика.

 

Список литературы

1. Маслов Ю.С. Введение в языкознание / Ю. С. Маслов. – М.: Высш. шк., 1998. – 272 с. – С. 7–24.

2. Реформатский А. А. Введение в языкознание / А. А. Реформатский /       Под ред. В.А. Виноградова. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 536 с. – С. 15–21, 50–59.

3. Сепир Э. Язык / Э. Сепир // Избранные труды по языкознанию и культурологии. – М., 1993. – С. 223–247.

4. Соссюр Ф. де. Глава II. Материалы и задача лингвистики; ее отношение к смежным дисциплинам; Глава III. Объект лингвистики / Ф. де Соссюр // Курс общей лингвистики: Изданный Ш. Балли и А. Сеше при участии                        А. Ридлингера // Пер. с фр. Изд. стереотип. – М.: Лингвистическое наследие, 2009 – 256 с. – С. 11–24.

5. Языкознание: Большой энциклопедический словарь / Под                               ред. В. Н. Ярцевой. – 2-е изд. – М.: Большая Рос. энцикл., 1998. – 682 с.

Форма контроля – опрос.

Количество часов:

Дневное отделение: лекции – 2 ч., практические – 2 ч., самостоятельная работа – 8 ч. Всего – 12 ч.

Заочное отделение: лекции – 0 ч., практические – 1 ч., самостоятельная работа – 11 ч. Всего – 12 ч.

Содержание темы

Генеалогическая классификация языков и ее связь с компаративистикой. Принципы генеалогической классификации. Основные языковые семьи. Языки живые и мертвые. Искусственные языки. Типологическая классификация языков. Проблема языковых универсалий. Ареальная классификация языков. Функциональная классификация языков. Понятие о коммуникативно-функциональном статусе языков. Культурно-историческая классификация языков.

 

Ключевые понятия и термины: генеалогическая классификация языков, типологическая классификация языков, ареальная классификация языков, функциональная классификация языков, культурно-историческая классификация языков, языковая семья, языковая группа, флективный тип языков, агглютинативный тип языков, основоизолирующий тип языков, инкорпорирующий тип языков, языковой союз, государственный язык, официальный язык, язык интернационального общения, мировой язык, койне. 

              

Список литературы

1. Бенвенист Э. Классификация языков / Э. Бенвенист // Новое в лингвистике. – Вып. III. – М., 1963 – С. 36–55.

2. Маслов Ю. С. Введение в языкознание / Ю. С. Маслов. – М.: Высш. шк., 1998. – 272 с. – С. 24–41.

3. Реформатский А. А. Введение в языкознание / А. А. Реформатский / Под ред. В.А. Виноградова. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 536 с. – С. 386–456.

4. Языкознание: Большой энциклопедический словарь / Под                               ред. В. Н. Ярцевой. – 2-е изд. – М.: Большая Рос. энцикл., 1998. – 682 с.

Форма контроля – научное конспектирование; опрос; выступления с докладами.

✐ Статья для научного конспектирования

Бенвенист Э. Классификация языков / Бенвенист Э. // Новое в лингвистике. – Вып. III. – М., 1963 – С. 36–55.

Темы для докладов

►Мертвые языки и их сравнительно-историческая характеристика.

►Искусственные языки в современном мире.

►Основные языковые семьи.

►Место славянских языков среди других языков мира.  

►Языковая карта Крыма.

 

ТЕМА 3. ЯЗЫК КАК СИСТЕМНО-СТРУКТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЗНАКОВОГО ХАРАКТЕРА

Количество часов:

Дневное отделение: лекции – 1 ч., практические – 1 ч., самостоятельная работа – 7 ч. Всего – 9 ч.

Заочное отделение: лекции – 0 ч., практические – 0 ч., самостоятельная работа – 9 ч. Всего – 9 ч.

Содержание темы

Понятия «система» и «структура» в современных гуманитарных исследованиях. Язык и его место среди системно-структурных образований. Определение знака в лингвистических работах XX-XXI веков. Принципы организации языковой структуры. Свойства знака. Виды знаковых систем. Специфика языка как знаковой системы. Функции языковых знаков. Знаковая теория языка Ф. де Соссюра.

 

Ключевые понятия и термины: знак, языковой знак, означаемое, план выражения, означающее, план содержания знаковая система, знаковая ситуация, семиотика.

 

Список литературы

1. Реформатский А. А. Введение в языкознание / А. А. Реформатский / Под ред. В. А. Виноградова. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 536 с. – С. 27–38.

2. Солнцев В. М. Язык как системно-структурное образование /                          В. М. Солнцев. – М.: Наука, 1983. – 301 с.

3. Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики. Извлечения / Ф. де Соссюр // по кн.: Звегинцев В. А. История языкознания XIX и XX веков в очерках и извлечениях. Ч. 1. – М., 1960 – С. 328–342.

Форма контроля – научное конспектирование; опрос.

✐ Статья для научного конспектирования

Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики. Извлечения / Ф. де Соссюр // по кн.: Звегинцев В. А. История языкознания XIX и XX веков в очерках и извлечениях. Ч. 1. – М., 1960 – С. 328–342.

 

Количество часов:

Дневное отделение: лекции – 2 ч., практические – 1 ч., самостоятельная работа – 7 ч. Всего – 10 ч.

Заочное отделение: лекции – 1 ч., практические – 0 ч., самостоятельная работа – 9 ч. Всего – 10 ч.

Содержание темы

Природа, сущность и функции языка. Философские концепции соотношения языка и мышления. Психофизиологические и нейролингвистические исследования проблемы языка и мышления. Вопрос о соотношении языка и речи в современной лингвистике. Развитие идей Ф. де Соссюра в концепциях Л. В. Щербы, Э. Косериу, Л. Ельмслева, Г. Гийома.

 

Ключевые понятия и термины: коммуникативная функция языка, когнитивная функция языка, аккумулятивная функция языка, эмоционально-экспрессивная функция языка, волюнтативная функция языка, метаязыковая функция языка, фатическая функция языка, идеологическая функция языка, номинативная функция языка, репрезентативная функция языка, конативная функция языка, эстетическая функция языка, аксиологическая функция языка, мышление, речь, речевая деятельность.

 

Список литературы

1. Гумбольдт В. О различии строения человеческих языков и его влияния на духовное развитие человеческого рода // Гумбольдт В. фон. Избранные труды по языкознанию. 2-е изд. М., 2000. – С. 68, 100–101, 227.

2. Звегинцев В.А. Разграничение между языком и речью как выражение двойственности объекта лингвистики // Язык и лингвистическая теория. – М., 2001. – С. 233–243.

3. Косериу Э. Синхрония, диахрония и история (проблема языкового изменения) – М.: Эдиториал УРСС, 2001. – С. 30–40.

4. Попова З. Д. Общее языкознание / З. Д. Попова, И. А. Стернин. – Воронеж, 2004. – С. 68–92.

5. Потебня А. А. Мысль и язык / А. А. Потебня // Слово и миф. – М.: Правда, 1989. – С.17–200.

6. Языкознание: Большой энциклопедический словарь / Под ред.                            В. Н. Ярцевой. – 2-е изд. – М.: Большая Рос. энцикл., 1998. – 682 с.

Форма контроля – научное конспектирование; опрос.

✐ Статья для научного конспектирования

Потебня А. А. Мысль и язык / А. А. Потебня // по кн.: Звегинцев В. А. История языкознания XIX и XX веков в очерках и извлечениях. Ч. 1. – М., 1960 – С. 136–142.

Количество часов:

Дневное отделение: лекции – 0 ч., практические – 1 ч., самостоятельная работа – 7 ч. Всего – 8 ч.

Заочное отделение: лекции – 0 ч., практические – 0 ч., самостоятельная работа – 8 ч. Всего – 8 ч.

Содержание темы

Язык и его социальная дифференциация. Социолингвистика как наука о языке в его социальном контексте. Принципы и методы социолингвистики. Языковая интерференция. Лексика ограниченной сферы употребления. Социальная регуляция речевого общения.

Ключевые понятия и термины: социолингвистика, социолект, языковое сообщество, языковая интерференция, жаргонизм, арготизм, профессионализм.

Список литературы

1. Звегинцев В. А. Социальное и лингвистическое в социолингвистике /                    В. А. Звегинцев // Известия АН СССР. Серия литературы и языка. – Вып. 3. – М., 1982. – С. 250–258.

2. Крысин Л. П. О некоторых изменениях в русском языке конца ХХ века /  Л. П. Крысин // Исследования по славянским языкам. – № 5. – Сеул, 2000. – С. 63–91.

3. Мечковская Н. Б. Социальная лингвистика / Н. Б. Мечковская. – М., 2000. – 208 с.

Форма контроля – опрос.

 

 

ТЕМА 6. ПИСЬМО. ТИПЫ ПИСЬМА

Количество часов:

Дневное отделение: лекции – 0 ч., практические – 1 ч., самостоятельная работа – 6 ч. Всего – 7 ч.

Заочное отделение: лекции – 0 ч., практические – 0 ч., самостоятельная работа – 7 ч. Всего – 7 ч.

Содержание темы

Общее понятие о письме и его предпосылки. Этапы развития письма. Виды письма. Формирование и развитие начертательного письма. Письменные памятники. Графика, алфавит, орфография. Принципы орфографии. Транскрипция. Глаголица и кириллица. Нерасшифрованные письменности. Письменности народов, населяющих АР Крым.

 

Ключевые понятия и термины: письмо, письменность, узелковая письменность, пиктограмма, идеограмма, иероглиф, слоговое письмо, консонантное письмо, графика, графема, алфавит, орфография, транскрипция, глаголица, кириллица.

           

Список литературы

1. Истрин В. А. Возникновение и развитие письма / В. А. Истрин. – М., 2011. – 192 с.

2. Реформатский А. А. Введение в языкознание / А. А. Реформатский // Под ред. В.А. Виноградова. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 536 с. – С. 347–386.

3. Фридрих И. История письма / И. Фридрих. – М.: Наука, 2004. – 463 с.

Форма контроля – опрос; реферат и презентация по одному из видов письменности.         

Количество часов:

Дневное отделение: лекции – 1 ч., практические – 2 ч., самостоятельная работа – 5 ч. Всего – 8 ч.

Заочное отделение: лекции – 0 ч., практические – 0 ч., самостоятельная работа – 8 ч. Всего – 8 ч.

Содержание темы

Основные закономерности образования и развития языков. Основные теории происхождения языка и их представители. Религиозная теория. Звукоподражательная теория. Междометная теория. Теория трудовых команд и трудовых выкриков. Эволюционная теория. Теория социального договора. Язык животных.

Ключевые понятия и термины: глюттогония, праязык, языковая эволюция, религиозная теория, звукоподражательная теория, междометная теория, теория трудовых команд и трудовых выкриков, эволюционная теория, теория социального договора.

 

Список литературы

1. Абаев В. И. О происхождении языка / В. И. Абаев // Язык в океане языков. – Новосибирск: Сибирский хронограф, 1993. – С. 12–19.

2. Верлинский А. Л. Античные учения о возникновении языка /                               А. Л. Верлинский. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ; Издательство СПбГУ, 2006. – 412 с.

3. Донских О. А. К истокам языка / О. А. Донских. – Новосибирск: Наука, 1988. – 192 с.

4. Козинцев А. Г. Происхождение языка: новые факты и теории /                           А. Г. Козинцев // Теоретические проблемы языкознания. Сб. ст. к                        140-летию каф. общего языкознания СПбГУ. – СПб.: Филол. фак-т СПбГУ, 2004. – С. 35–50.

5. Реформатский А. А. Введение в языкознание / А. А. Реформатский // Под ред. В.А. Виноградова. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 536 с. – С. 457–519.

6. Якушин Б. В. Гипотезы о происхождении языка / Б. В. Якушин. – М.: Наука, 1984. – 137 с.

Форма контроля – научное конспектирование; опрос; дискуссия о приоритетной теории происхождения языка.

Количество часов:

Дневное отделение: лекции – 2 ч., практические – 2 ч., самостоятельная работа – 4 ч. Всего – 8 ч.

Заочное отделение: лекции – 0 ч., практические – 1 ч., самостоятельная работа – 7 ч. Всего – 8 ч.

 

Содержание темы

Фонетическая система языка. Предмет и задачи фонетики. Понятие о звуке речи. Фонетические процессы. Акустические свойства звуков речи. Устройство и работа речевого аппарата. Артикуляция, фазы артикуляции. Принципы классификации звуков речи. Понятие об ударении и интонации. Виды ударения.   Транскрипция как специальный вид письма. Основные фонологические школы.

Ключевые понятия и термины: фонетика, фонология, фонема, звук, звукотип, аккомодация, ассимиляция, диссимиляция, экскурсия, выдержка, рекурсия, диереза, эпентеза, протеза, метатеза, ударение, интонация, транскрипция.

 

Список литературы

1. Бондарко Л. В. Звуковой строй современного русского языка. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по специальности «Рус. яз. и литература» / Л. В. Бондарко. – М.: «Просвещение», 1977. – 175 с.

2. Головин Б. Н. Введение в языкознание / Б. Н. Головин – М.: Высш. шк., 1983. – 230 с. – С. 32–44.

3. Маслов Ю. С. Введение в языкознание / Ю. С. Маслов. – М.: Высш. шк., 1998. – 272 с. – С. 41–66.

4. Реформатский А. А. Введение в языкознание / А. А. Реформатский /        Под ред. В.А. Виноградова. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 536 с. – С. 157–244.

5. Русская грамматика. В двух томах. Том 1. Фонетика. Фонология. Ударение. Интонация. Введение в морфемику. Словообразование. Морфология. – М.: Наука, 1980. – 784 с.

 

Форма контроля – работа на практических занятиях. Написание самостоятельной работы.

 

Количество часов:

Дневное отделение: лекции – 2 ч., практические – 2 ч., самостоятельная работа – 6 ч. Всего – 10 ч.

Заочное отделение: лекции – 0 ч., практические – 1 ч., самостоятельная работа – 9 ч. Всего – 10 ч.

Содержание темы

Предмет и задачи лексикологии. Слово как предмет лексикологии. Основные признаки слова. Лексическое значение слова. Соотношение лексического значения слова и понятия. Моносемия и полисемия. Прямые и переносные значения слова. Синонимия, антонимия, омонимия, паронимия. Внутренняя форма слова. Этимология. Пути пополнения лексики. Фразеология. Понятие фразеологизма. Лексикография. Основные типы словарей.

 

Ключевые понятия и термины: лексикология, лексика, лексема, слово, лексическое значение слова, семантика, ономасиология, семасиология, моносемия, полисемия, метафора, метонимия, синекдоха, синонимия, антонимия, омонимия, паронимия, внутренняя форма слова, этимология, заимствования, неологизмы, устаревшая лексика (историзмы, архаизмы), табу, эвфемизмы, фразеология, фразеологизм, лексикография.

Список литературы

1. Головин Б. Н. Введение в языкознание / Б. Н. Головин – М.: Высш. шк., 1983. – 230 с. – С. 58–84.

2. Зиндер Л. Р. Введение в языкознание. Сборник задач: Учеб. пособие для вузов / Л. Р. Зиндер. – М.: Высш. шк., 1987. – 176 с.

2. Маслов Ю. С. Введение в языкознание / Ю. С. Маслов. – М.: Высш. шк., 1998. – 272 с. – С. 41–66, 119–131.

3. Реформатский А. А. Введение в языкознание /                                                        А. А. Реформатский / Под ред. В.А. Виноградова. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 536 с. – С. 60–157.

4. Шмелев Д.Н. Современный русский язык: Лексика. – М., 2009. – 336 с.

 

Форма контроля – работа на практических занятиях. Написание самостоятельной работы.

 

 

ТЕМА 10. ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ ЯЗЫКА: СЛОВООБРАЗОВАНИЕ, МОРФОЛОГИЯ, СИНТАКСИС

Количество часов:

Дневное отделение: лекции – 6 ч., практические – 5 ч., самостоятельная работа – 17 ч. Всего – 28 ч.

Заочное отделение: лекции – 2 ч., практические – 1 ч., самостоятельная работа – 25 ч. Всего – 28 ч.

Содержание темы

Блок 1. Словообразование как раздел языкознания.

Структура слова. Понятие морфемы. Классификация морфем. Основа слова. Понятие словоформы. Грамматическая форма слова как единство грамматического значения и способа его выражения. Типы членимости слова. Понятия алломорфа, варианта морфемы. Корневые и аффиксальные морфемы.

 

Ключевые понятия и термины: морфема, морф, алломорф, основа слова, грамматическая форма слова, грамматическое значение слова, членимость слова.

 

Блок 2. Морфология как раздел языкознания.

Предмет морфологии. Слово как объект морфологии. Способы и средства выражения грамматического значения слов. Части речи в русском языке. Самостоятельные части речи и их характеристика. Служебные части речи и их характеристика. Междометие как особая часть речи.

 

Ключевые понятия и термины: морфология, грамматическая категория, грамматическое значение, имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, причастие, деепричастие, наречие, предлог, союз, частица, междометие.

Блок 3. Синтаксис как раздел языкознания.

Синтаксис как раздел языкознания. Предмет и задачи синтаксиса. Словосочетание как единица синтаксиса. Структурные типы словосочетаний. Предложение как предмет синтаксиса. Типология предложений. Простое осложненное предложение. Сложное предложение. Типы сложных предложений.

Ключевые понятия и термины: Синтаксис, словосочетание, согласование, управление, примыкание, двусоставное предложение, односоставное предложение (номинативное, определенно-личное, неопределенно-личное, обобщенно-личное, безличное), осложненное предложение, сложное предложение (сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное).

 

 

Список литературы

1. Головин Б. Н. Введение в языкознание / Б. Н. Головин – М.: Высш. шк., 1983. – 230 с. – С. 119–131.

2. Иванова В. А. Практические занятия по словообразованию и морфологии современного русского языка: Учебное пособие для студентов вузов /                      В. А. Иванова, Н. И. Зелинская // Под ред. Н. М. Шанского. – Кишинев: Лумина, 1987. – 300 с.

3. Маслов Ю. С. Введение в языкознание / Ю. С. Маслов. – М.: Высш. шк., 1998. – 272 с. – С. 119–145.

4. Реформатский А. А. Введение в языкознание / А. А. Реформатский /        Под ред. В.А. Виноградова. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 536 с. – С. 244–347.

5. Русская грамматика. В двух томах. Том 1. Фонетика. Фонология. Ударение. Интонация. Введение в морфемику. Словообразование. Морфология. – М.: Наука, 1980. – 784 с.

6. Современный русский язык: Учебник / Под редакцией Н. С. Валгиной. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Логос, 2002. – 528 с.

7. Шанский Н. М. Современный русский язык. Учебник для студентов педагогических институтов. В трех частях. Часть 2. Словообразование. Морфология. – М.: Просвещение, 1987. – 256 с.

Форма контроля – самостоятельная работа по теоретическим вопросам и практическим разборам.

Критерии оценивания знаний студентов

В целом работа студента за весь семестр оценивается по 100-бальной шкале. Модульный контроль, соответственно, составляет 75 % от возможного количества баллов. Виды работы оцениваются в зависимости от их сложности и значимости в общей структуре курса.

Градация баллов

Сумма баллов за все виды учебной деятельности

ОценкаECTS

Оценка по национальной шкале

для экзамена, курсового проекта (работы), практики для зачета
90-100 А отлично 

 

 

зачтено

82-89 В

хорошо

74-81 С
64-73 D

удовлетворительно

60-63 Е
35-59 FX неудовлетворительно с возможностью пересдачи не зачтено с возможностью пересдачи
1-34 F неудовлетворительно с обязательным повторным изучением дисциплины не зачтено с обязательным повторным изучением дисциплины  

 

Вопросы для модульного контроля

1. Предмет и задачи науки о языке. Языкознание общее и частное, теоретическое и прикладное. Связь языкознания с другими науками.

2. Язык как общественное явление. Основные функции языка. Язык и мышление.

3. Язык и речь. Понятие нормы.

4. Язык как системно-структурное образование знакового характера.

5. Понятие о знаке. Знаковый характер языковых единиц.

6. Отличие языка от искусственных знаковых систем. Признаки языкового знака.

7. Язык как система систем. Инвариант языковой единицы и ее варианты в языке.

8. Синтагматические и парадигматические отношения в языке.

9. Язык и общество. Элементы социальной дифференциации в языке: жаргоны и диалекты. Табу и эвфемизмы.

10. Функционально-стилистическая дифференциация языка, его основные стилистические разновидности.

11. Закономерности исторического развития языка: родство языков и языковые союзы.

12. Проблема происхождения языка. Различные подходы к решению этой проблемы.

13. Предмет фонетики, ее практическое и теоретическое значение.

14. Три аспекта в изучении звуков речи.

15. Основные понятия акустики. Акустическая классификация звуков речи.

16. Устройство речевого аппарата. Понятие об артикуляционной базе.

17. Артикуляторная классификация гласных.

18. Артикуляторная классификация согласных.

19. Основные понятия фонологии. Фонемы и их варьирование: Ленинградская и Московская фонологические школы.

20. Фонетическое членение речи.

21. Слог, фонетическое слово, фраза.

22. Ударение. Словесное и фразовое ударение.

23. Интонация и ее элементы: мелодика, пауза, темп, фразовое и логическое ударение. Типы интонаций в разных языках.

24. Фонетические процессы. Позиционные и комбинаторные изменения фонем.

25. Слово как единица языка. Признаки слова. Слово и предложение.

26. Лексическое значение. Структура лексического значения.

27. Синонимы, омонимы, антонимы, паронимы.

28. Моносемия и полисемия. Прямое и переносное значение. Метафора и метонимия.

29. Фразеология. Идиомы и свободные словосочетания. Типы фразеологизмов.

30. Лексикография. Основные типы словарей: энциклопедические и лингвистические.

31. Словообразование. Понятие о морфеме.

32. Грамматика, ее единицы и разделы. Грамматическое значение.

33. Части речи как лексико-грамматические классы слов. Принципы их выделения.

34. Предложение и словосочетание.

35. Предложение как основная коммуникативная и структурная синтаксическая единица языка.

36. Языки мира и их классификация.

37. Генеалогическая классификация языков. Важнейшие языковые семьи.

38. Типологическая классификация языков.

39. Письмо. Типы письма.

40. Алфавит, графика и орфография. Принципы орфографии.

41. Языковеды мира: жизнь и творчество.

 

Список терминов курса

Аббревиатура, агглютинативный тип языков, аккомодация, аккумулятивная функция языка, аксиологическая функция языка, актуальное членение предложения, аллитерация, алломорф, алфавит, аналитическая форма, анафора, антоним, антропоним, апостроф, арго, ареальная классификация языков, ареальное языкознание, ассимиляция, аффиксальная морфема, аффриката, билингвизм, буква, вариант фонемы, внешняя лингвистика, внутренняя лингвистика, внутренняя форма слова, вокабула, волюнтативная функция языка, гендерная лингвистика, генеалогическая классификация языков, глаголица, глосса, глюттогония, государственный язык, грамматика, грамматическая категория, граммема, графема, графика, денотат, деривация, дефис, диакритика, диахрония, динамическое ударение, диссимиляция, дифференциальный признак фонемы, жаргонизм, заимствование, звук, звукоподражательная теория, звукотип, знак, знак-индекс, знаковая система, знаковая ситуация, знак-символ, идеограмма, идеография, идеологическая функция языка, идиома, иероглиф, изоляция, иконический знак, инвариант, инверсия, инкорпорация, инкорпорирующий тип языков, интерфикс, интонация, историческое языкознание, калька, кириллица, когнитивная лингвистика, когнитивная функция языка, койне, количественное ударение, коммуникативная функция языка, компаратив, компьютерная лингвистика, конативная функция языка, коннотация, консонантное письмо, контаминация, концепция лингвистической относительности, корневая морфема, культурно-историческая классификация языков, лексема, лексика, лексикография, лексикология, лексическое значение, лингвистика, логическое ударение, междометная теория, метафора, метаязыковая функция языка, метонимия, мировой язык, моносемия, морфема, мышление, номинативная функция языка, общее языкознание, означаемое, означающее, окказионализм, оксюморон, омограф, омонимия, омофон, омоформа, ономасиология, ономастика, описательное языкознание, оппозиция, орфография, орфоэпия, основоизолирующий тип языков, официальный язык, палатализация, парадигма, парадигматические отношения, паралингвистика, пароним, парцелляция, перцептивная функция фонемы, пиктограмма, пиктография, письменность, письмо, план выражения, план содержания, полисемия, постпозиция, постфикс, прагматика, праязык, предложение, препозиция, прикладное языкознание, примыкание, проклитика, профессионализм, психолингвистика, регулятивная функция языка, рекурсия, религиозная теория, репрезентативная функция языка, референт, речевая деятельность, речевая ситуация, речь, семантика, семасиология, семиотика, сигнификат, силлабическое письмо, синекдоха, синонимия, синтагматические отношения, синтаксис, синтетизм, синтетический строй языка, синхрония, слово, словообразование, словосочетание, словоформа, слоговое письмо, согласование, социолект, социолингвистика, сравнительно-историческое языкознание, стилистика, супплетивизм, тавтология, текст, теолингвистика, теоретическое языкознание, теория социального договора, теория трудовых команд и трудовых выкриков, типологическая классификация языков, типологическое языкознание, топонимика, транскрибирование, транскрипция, транслитерация, узелковая письменность, управление, фатическая функция языка, флективный тип языков, фонема, фонетика, фонетическое ударение, фонография, формант, фраза, фразеологизм, фразеология, функции языка, функциональная классификация языков, частное языкознание, эволюционная теория, эвфемизм, экскурсия, эмоционально-экспрессивная функция языка, энклитика, эстетическая функция языка, этимология, этнолингвистика, язык, языковая группа, языковая интерференция, языковая семья, языковая эволюция, языковедение, языковое сообщество, языковой знак, языковой союз, языковой тип, языкознание.

Список ученых-лингвистов

Отечественные исследователи

Востоков Александр Христофорович (псевдоним; настоящее имя Александр-Вольдемар Остенек, нем. Osteneck; 16 (27) марта 1781 – 8 (20) февраля 1864) – русский филолог, поэт, член Российской академии (с 1820 года), академик Петербургской АН (с 1841 года) балто-немецкого происхождения.

Основные работы: «Рассуждение о славянском языке» (1820), «Грамматика церковнославянского языка» (1863). Подробная биография: http://funeral-spb.narod.ru/necropols/volkovskoe/tombs/vostokov/vostokov.html (проверено: 14.05.2014).

 

Потебня Александр Афанасьевич (10 (22) сентября 1835, хутор Манев, Полтавская губерния – 29 ноября (11 декабря) 1891, Харьков) – русский и украинский языковед, литературовед, философ, первый крупный теоретик лингвистики в России. Член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской академии наук.

Основные работы: «Мысль и язык» (1862). Подробная биография: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/103543/Потебня (проверено: 14.05.2014).

 

Бодуэн де Куртенэ Иван Александрович (Ян Нецислав Игнаций Бодуэн де Куртенэ; польск. Jan Niecisław Ignacy Baudouin de Courtenay, 1 (13) марта 1845, Радзымин – 3 ноября 1929, Варшава) – российский и польский языковед. Основатель Казанской лингвистической школы.

Основные работы И. А. Бодуэна де Куртенэ содержатся в книге «Избранные труды по общему языкознанию» (1963). Подробная биография: http://www.people.su/15462 (проверено: 14.05.2014).

 

Фортунатов Филипп Федорович (рус. дорев. – Филиппъ Ѳедоровичъ Фортунатовъ, 1 января (14 января) 1848, Вологда – 20 сентября (3 октября) 1914, деревня Косалма, под Петрозаводском) – российский лингвист, профессор, член Российской академии наук (1902), основатель московской «формальной» (или «фортунатовской») лингвистической школы. Исследовал историю индоарийских, балтийских и славянских языков, работал с индоевропеистикой, теорией грамматики.

Основные работы Ф. Ф. Фортунатова содержатся в книге «Избранные труды» (1956). Подробная биография: http://www.booksite.ru/lichnosty/index.php?action=getwork&sub=about&pid=160 (проверено: 14.05.2014).

 



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 41; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.15.94 (0.176 с.)