Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности произношения согласных

Поиск

Согласные звуки распадаются на несколько групп. Все они разрабатываются в движении в себя и из себя также как и гласные. Формирование согласных, в отличие от гласных связано с тем. что возникает преграда на пути тока воздуха в речевом такте. Согласные делятся на звонкие, сонорные и глухие, в зависимости от степени участия голоса в их образовании: 

- звонкие - м, б, в, д, з, н, л, р, ж, г.

- глухие - п, ф, т, с, ц, ш, к, х.

-сонорные - р, л, м, н, (з).

При пении, в виду того, что основной удар в произношении согласной приходится на какую-то часть артикуляционного аппарата, согласные условно подразделяются на: 

- губные - б, п, м, в, ф.

- языковые - д, т, л, н, р.

- нёбные - к, г, х, (й).

- шипящие - с, з, ш, щ, ч, ж, ц.

- поющие - м, л, н, р, й.

Следуя из функции голосового аппарата на 2-е место после гласных, следует поставить сонорные звуки: «М, Л, Н, Р», их можно петь (тянуть), точно интонировать, они нередко стоят наравне с гласными. Этими звуками вокалисты добиваются высокой певческой позиции, и разнообразия тембровой краски. Сонорные все смягчаются, но парных глухих не имеют.

Далее звонкие согласные «Б, Г, В, Ж, З, Д» - образуются при участии голосовых складок и ротовых шумов. Большинство звонких глухих согласных произносятся твёрдо и смягченно. Каждому из твёрдых и смягчённых звонких согласных звуков соответствует твёрдый и смягчённый глухой согласный звук. Звонкими согласными, как и сонорными, добиваются высокой певческой позиции и разнообразия тембровой краски, (например, на слог «Зи» - достигают близости, лёгкости, прозрачности звучания).

Глухие «П, К, Ф, С, Т» образуются без участия голоса и состоят из одних шумов. Это не звучащие звуки, а направляющие. Им свойственен взрывной характер, но на глухих согласных гортань не функционирует. Легко избежать форсированного звучания при вокализации гласных с предшествующими глухими согласными. На начальном этапе это служит выработке четкости ритмического рисунка. Считается, что согласная «П» хорошо округляет гласную «А».

Шипящие «Х, Ц, Ч, Ш, Щ» - состоят из одних шумов. Глухую «Ф» хорошо использовать в упражнениях на дыхание без звука. Глухие «Ц, Х, Ч» не имеют парных звонких.

Таким образом, фонетический ряд согласных звуков следующий:

звонкие – б, бь, в, вь, г, д, дь ж, жь з, зь м, мь н, нь л, ль р, рь;

глухие – п, пь, ф, фь к т, ть,ш, щ, с, сь, ц, х, ч.

Полугласный звук «Й» относится к согласным и подчиняется всем правилам произношения согласных в пении.

Очень часто возникают проблемы с произношением глухих согласных на конце слов. Например:

- Звонкие согласные (одиночные и парные) в конце слова произносятся как соответствующие или глухие.

 - Перед глухими согласными звонкие оглушаются. У берёз(с) поникли…;

· Зубные согласные «Д, З, С, Т» перед мягкими согласным смягчаются: дьвенадцать, пе(сь)ня, госьть, ветьвей.

· Звук «Н» перед мягкими согласными произносится мягко: стра(нь)ник.

· Звуки «Ж, Ш» перед мягкими согласными произносится твёрдо: пре ж ний, ве ш ний.

· Возвратные частицы ся и сь произносятся твёрдо и прикрыто, как са и с.

· В ряде слов сочетания чн и чт произносятся как шн и шт: конечно – коне ш но, скучно – ску ш но, скворечник – скворе ш ник, что – ш то, чтобы – ш тобы.

· В сочетании стн, здн,т и д не произносятся: грустно – гру сн о, поздно – по зн о.

· Сочетание сш и зш в середине слова и на стыках с предлогом произносятся как твёрдое долгое ш: бесшумно – бе шш умно, а на стыке двух самостоятельных слов – как написано: произнес ш епотом.

· Сочетание сч и зч уподобляются долгому щ: счастье – щщ астье, изчез – и щщ ес, извозчик -  изво щщ ик.

· Сонорный «Р» произносится утрированно как и все глухие.

Наиболее часто возникающие в пении ошибки:

· Снег – снек, дождь – дощщ

· «Н»перед «Л», обычно произносится твердо или полумягко:  со н ливый.

· Ж и ш перед мягкими согласными произносятся твёрдо:  ве ш ние.

· Удвоенное ж в пении обычно смягчается:  жу жьжь и скорей.

· Ч и н,   разделённые гласными, произносятся без изменения.

· Согласные в пение произносятся коротко, по сравнению с гласными, особенно шипящие и свистящие «С, Ш» потому что хорошо улавливаются ухом. Их надо укорачивать, иначе во время пения будет создаваться впечатление шума, свиста.

· Для соединения и разъединения согласных существует правило: если одно слово кончается, а другое начинается одинаковыми, или приблизительно одинаковыми согласными звуками («Д-Т»; «Б-П»; «В-Ф») то в медленном темпе их нужно подчеркнуто разделять, а в быстром темпе, когда такие звуки приходятся на мелкие длительности, их нужно подчеркнуто соединять.

Развитие ритмического чутья начинается с первого же момента работы. Длительности должны активно отсчитываться.

Способы счёта:

- вслух ритмический рисунок.

- стучать (прохлопывать) ритм и вместе с тем читать текст песни.

После этой настройки сольфеджировать, а затем петь со словами.

Ритмические особенности ансамбля вызываются также общими требованиями к взятию дыхания, обязательно в нужном темпе. Важную роль здесь играют:  одновременное вступление поющих, взятие дыхания, атака и снятие звука. Умение обучающегося реагировать на изменение темпа по руке педагога – решение этой проблемы.

При смене темпов или при паузах не допускается удлинение или укорачивание длительностей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 179; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.24.176 (0.006 с.)