Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выявление методов, способствующих развитию певческой дикции дошкольника на занятиях по музыкальному воспитанию

Поиск

Чёткость, точность, правильность движений всех частей артикуляционного аппарата, уменьшение скованности и напряжённости артикуляционных мышц, повышение их тонуса и силы, плавность и лёгкость движения без толчков, подёргиваний, дрожания артикуляционного аппарата (движение совершается без вспомогательных или сопутствующих движений в других органах), чистота интонации, правильное дыхание – всё это слагаемые формирования правильной певческой дикции. Формированию правильного дыхания способствует: правильная певческая осанка (положение корпуса и головы без напряжения, с расправленными плечами), бесшумный, глубокий, соответствующий характеру и темпу вдох (через нос не поднимая плечи), продолжительный выдох (2 такта, 4 такта, длинная музыкальная фраза), правильное голосо - и звукообразование, плавность и музыкальность речи.

Только при условии соблюдения всех правил положение артикуляционного аппарата удерживается без изменений произвольно долго, а переход к другому движению совершается плавно и достаточно быстро. Учитывая всё вышесказанное, мы остановились на некоторых наиболее эффективных методах, способствующих развитию певческой дикции.

1. Метод артикуляционной гимнастики преследует цель - выработать чёткость, точность, правильность движения всех частей артикуляционного аппарата: устранить напряжение и скованность артикуляционных мышц; разогреть мышцы языка, губ, щёк, челюсти; развить мимику, артикуляционную моторику; развить выразительную дикцию. Например, когда они путешествуют вместе с язычком, то знакомятся со всеми частями речевого аппарата. На музыкальных занятиях, работая над дикцией, можно использовать следующие методические приемы:

1. Утрированный педагогом показ артикуляции на начальном этапе.

2.Артикуляционная гимнастика, состоящая из специальных упражнений, которые направлены на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Чтобы вызвать у детей интерес к этому занятию, нужно всегда придумывать всё новые истории.

Артикуляционная гимнастика «Язычок» (авторская).

Проснулся однажды Язычок, а вокруг темно - рот закрыт, (губы сомкнуты)

и страшно. Стал он выход искать.

В одну щёчку постучал,           -      «проткнуть языком щёку»

                           В другую    -        «проткнуть» - другую

Не открываются.

«Толкну – ка я,  посильнее!» - подумал - «проткнуть языком щёку»

Язычок и стал толкать то одну щёку, - «проткнуть» - другую

то в другую, но выхода не было.

Решил тогда Язычок поискать выход в другом месте и ткнул по очереди

верхнюю и нижнюю Губу - «проткнуть» языком верхнюю губу, затем

                                                                                             нижнюю

В это время ротик зевнул        -          зевнуть

и открылся

Язычок увидел выход и направился к нему, но Зубки не пропустили его,

а стали тихонько покусывать.    - покусать кончик языка

«Что вы делаете, почему вы меня кусаете? - возмутился Язычок.

А Зубки ответили: «Мы сегодня ещё ничего не жевали!»

И стали жевать Язычок   -  пожевать язык боковыми зубами справа

сначала с одной стороны, -   пожевать язык боковыми зубами слева

а потом с другой.

И справа и слева                - повторить движения

он оказался невкусным

Язычок снова попытался

Протиснуться между Зубками,   - покусывая всю поверхность языка

Но они продолжали его покусывать - высовывать его вперёд и убирать  

                                                                назад

Язычок спрятался за Зубками, а Зубки не унимались и продолжали жевать.

Они пожевали нижнюю губу - покусать нижнюю губу по всей длине

- пожевали верхнюю губу - покусать нижнюю губу по всей длине

Нижняя Губа обиделась      - оттопырить нижнюю губу и придать лицу

                                                       обиженное выражение

А верхняя - улыбнулась       - поднять верхнюю губу, обнажив верхние

                                                      Зубы и придать лицу выражение улыбки

А Зубки всё не успокаивались - закусить изнутри щёки боковыми зубами

Они попытались откусить кусочек Щеки.

Язычок смотрел на Зубки и думал: «Почему они такие сердитые?

Может оттого, что сегодня еще никто не сделал им ничего приятного?»

Язычок принялся мыть

сначала верхние,                       -              провести языком между губами

                                                                и верхними зубами, как бы очищая их

А затем и нижние Зубки           -             провести языком между губами

                                                                и нижними зубами, как бы очищая их

А потом ещё раз верхние и       -    повторить движения

нижние

Зубки посмотрели в зеркальце и сказали:

«Ах, какая чистота и красота!

Спасибо тебе,                           -                 обнажить зубы, растянуть

                                                                            губы в улыбке

Язычок! Мы больше не будем тебя кусать!

Эту историю можно рассказать от имени любого персонажа, например: щенка, котёнка, лягушонка и т.д., а после усвоения очерёдности артикуляционных движений, можно перейти к стихотворной форме артикуляционной гимнастики, затем продолжить путешествие Язычка в удивительную страну  и т.д. (см. открытое занятие «Весенние мотивы»).                                                      

3. Озвученная артикуляционная гимнастика. С её помощью мы решаем задачи: освобождение артикуляционных мышц от напряженности,  скованности; развитие подвижности, моторики артикуляционного аппарата; преодоление дефектов произношения в речи. Добиваемся объёмного и полного звучания голоса обучающегося, красивого по тембру и с достаточным диапазоном. Всё это помогает детям улучшить дикцию речи, почувствовать уверенность в себе и повысить свою самооценку. Например: Артикуляционная гимнастика «Весенние голоса»  (авторская, см. открытое занятие «Весенние мотивы»)

Упражнение «Ручеёк». Быстрые движения вправо, влево кончиком языка по вытянутым губам (авторское, см. открытое занятие «Весенние мотивы» упр. «Весенние голоса»).

Упражнение «Мотоцикл». Заводим мотор (р!р!р!), поехали – пропеваем глиссандо вверх и вниз, постепенно затихая – мотоцикл уезжает.

2. Метод музыкальных пальчиковых игр сочетает пение с активной артикуляцией и движения мелкой моторики. Непринуждённость, приобретаемая детьми при выполнении ритмических движений, положительно влияет на двигательные свойства речевых органов.Можно использовать пальчиковые игры Екатерины Железновой и Александра Иванова, а так же пальчиковые игры с предметами петербургского педагога Г. Гусевой – «Гриб – грибочек» и «Пальчик мой» Например: Пальчиковая игра для самых маленьких «Киска» (авторская).

Есть у киски глазки           -     показывают свои глазки

Есть у киски ушки              -    приставляют ладошки к голове,

                                                      шевелят ими как ушками

Есть у киски лапки,

Мягкие подушки                 -   сжимают, разжимают кулачки

                                                      «киска выпускает коготки»

Киска, киска, не сердись     -   грозят пальчиком

Не царапай деток, Брысь!   -   один раз хлопают в ладошки.

3. Пневмопластические упражнения (по М. Л. Лазареву) направлены на работу артикуляционного аппарата с опорой на дыхание. Каждое упражнение произносится на одном дыхании, как можно дольше. Например: Упражнение «На болоте» (М.Ю. Картушина)

Лягушка очень любила своё болото. И мошки, и стрекозы, и комары – все пели на нём на свой лад:

Па-та, па-та (работают губы – кончик языка);

Та-ча, тача (кончик – середина языка);

Ка-ча, ка-ча (середина – корень языка);

А-ка-а, а-ка-а (корень языка – голосовые связки);

Т-ч-к, т-ч-к (кончик – середина – корень языка);

Та-ка, та-ка (кончик – корень языка)

Па-ка, па-ка (губы – корень языка)

Па-та-ча-ка, па-та-ча-ка (губы – кончик –середина – корень языка)

4. Метод  вокально- артикуляционной гимнастики. ( по Л.С.

Гороховой).   Вокально-интонационные упражнения представляют собой специально организованные упражнения, направленные на развитие и овладение навыками певческой дикции и артикуляции, выработке чёткости, ловкости, правильности работы всех частей артикуляционного аппарата. Они решают следующие задачи:

1. освобождение артикуляционных мышц от напряжённости, скованности;

2. развитие подвижности, моторики артикуляционного аппарата;

3. преодоление дефектов произношения, мешающих не только красоте звучания певческого голоса, но и речи;

4. развитие способности тянуть гласный звук, петь связно, приэтом чётко произнося согласные звуки;

5. развитие способности петь слово интонационно чисто;

6. овладение приёмами произношения слова для улучшения вокальных качеств голоса.

На начальном этапе детям можно предложить песенки-игры, когда педагог поёт запев, а дети отвечают за персонажа. В данном случае подходят модели Огородного Д.Е.: «Ворон» и «Про филина»

«Ворон» (слова  народные)

Педагог: Сидит ворон на дубу, он играет во трубу.

Дети: У, у, у, У, у, у

«Про филина»  ( слова народные)

1. Филин сидит в тёмном лесу. – Ух, ух, у!

2. Что ты сидишь, что ты не спишь? – Ух, ух, у!

3. Я всё слежу, лес сторожу. – Ух, ух, у!

 5. Метод вокальных упражнений на гласные и согласные -способствуютовладению различными звуками.Всю

попевку дети поют вместе, а один из них пропевает гласную.

Например: Упражнение «Звёздочка моя»,  (авторское).

Все поют:

«Светит звёздочка моя, на неё любуюсь я

Ярко светит над землёй, над тобой и надо мной,

Ты гори, гори звезда, будь со мною навсегда. 

                                                                    (из передачи BBC «Твинисы»), а один интонирует тонику на звук «А»

 Упражнение «Забавные стихи» - тренирует чёткое произношение согласных на конце слов, учит детей подбирать рифму к словам.


                     Летний день

                Ут-ут-ут - на лугу цветы …цветут,    

                Ют-ют-ют - птички весело...поют,

                Ят-ят-ят - злобно комары …звенят.

                Ит-ит-ит - заяц под кустом …сидит.

                              В лесу

                Ёт-ёт-ёт - соловей в лесу …поёт,

                Ут-ут-ут - у пенька грибы …растут,

                Ат-ат-ат - под кустом ежи …шуршат,

                  Ит-ит-ит - дятел на сосне …стучит.

                        В зоопарке          

                Ит-ит-ит - полосатый тигр …рычит,

                Ёт-ёт-ёт - медленно змея …ползёт,

                От-от-от - пасть разинул …бегемот,

                Ят-ят-ят - обезьяны там шалят.  


6. Метод  - речевые,  ритмо- интонационные игры и упражнения так же служат эффективным средством для развития интонационного слуха – способности слышать и понимать содержательный смысл музыки. (Большое влияние они оказывают и на развитие вокальных данных детей, т.к. проводятся в различных голосовых регистрах, различными тембрами и различной силой звука). Такие игры способствуют развитию речевого и певческого дыхания, дикции и выразительности речи, раздвигают границы диапазона речевого и певческого голоса, формируют естественное звучание голоса, развивают свободу и непосредственность общения. Особенно полезны такие упражнения обучающимся с недостаточной координацией слуха и голоса.  Например:

Речевая игра «Имена» (авторская)

Дети располагаются по кругу и выполняют следующие игровые действия:

· Каждый друг за другом называет свое имя;

· Каждый называет свое имя, проговаривая чётко каждый слог;

· Затем проговаривают свое имя, каждый слог отмечая хлопками;

· Закрывают глаза и произносят имя друг за другом;

· шёпотом, громко, тихо, высоким и низким голосом, медленно или быстро и т. д.  

В конечном итоге, постепенно прибавляя другие варианты, эту игру можно разделить на несколько частей (могут использоваться дирижёрские жесты – контрастные и постепенные, варианты «Эхо», но уже с пением). В игре используются имена существительные, приветственные слова («Здравствуйте»), названия деревьев, фруктов, цветов, животных.

Удачны для произношения народные тексты, которые лежат в основе большинства игр:  потешки, прибаутки, дразнилки, считалки, пословицы, поговорки, и т.д. Они мелодичны, ритмичны, позволяют сопровождать речь соответствующими движениями в нужном ритме и темпе. Тексты речевых игр мы не заучиваем, так как они запоминается в процессе игры, лучше, если текст, произносится с одновременными движениями рук, ног и всего тела. Это развивают у ребенка скорость чередования различных звуков, регулирующие темп артикуляционного движения мышц (подвижность губ, языка, щек), они улучшают звукопроизношение отдельных букв, выправляют речь. Например: Речеваяигра на текст «заклички»   «Дождик» проговаривается в размере две четверти:

«Дождик, дождик, Пуще лей!

Чтобы было веселей!

Варианты заданий:

1. Произносим текст первый раз громко, второй раз тихо.

2. Изменяем регистры голоса: сначала произносим высоким голосом, затем низким.

3. Изменяем темпы произношения: быстро, затем медленно, постепенно ускоряя, замедляя.

7. Метод пропевания и проговариванияскороговорок в разном

темпе, характере, с использованием звучащих жестов (по методу К. Орфа). Работая над скороговорками можно использовать следующие приёмы:

- отмечание метрической пульсации хлопками, равномерное чередование хлопков и шлепков по бёдрам;

- щелчки на первое произнесение скороговорки и шлепки на второе;

- проговаривание текста в ускоряющемся темпе – от медленного к самому быстрому (темп задаёт педагог хлопками или лёгкими ударами в бубен)

- проговаривание текста в разной динамике – от шёпота до почти крика (руководит жестами педагог)

- чтение скороговорок по подгруппам, проговаривание каноном, когда вторая группа вступает с опозданием, при этом говорящие должны слышать друг друга;

- пропевание скороговорок в качестве распевок по полутонам с использование шумовых инструментов для задавания темпа.

Примеры:

«Три сороки тараторки тараторили на горке»,

«Тридцать три вагона в ряд, тараторят, тарахтят»

«В домик у речки по тонкой дощечке

Спешат две овечки погреться у печки».

8.  Метод ритмодекламации – чёткое произнесение текста и стихов в заданном ритме.     

Основная цель ритмодекламации - это развитие музыкального поэтического слуха, чувства слова, воображения. Использование ритмодекламации способствует формированию естественного звучания голоса, выработке речевого и певческого дыхания, развитию четкой дикции и выразительного исполнения различных настроений в речевом или музыкальном материале.

Главное правило ритмодекламации: каждое слово, каждый слог, звук произносится осмысленно, с искренним отношением исполнителя к звучащей речи. Один и тот же текст можно окрасить разными эмоциями, так как отношение к одному и тому же персонажу или событию может изменяться. Ритмодекламация может идти на фоне ритмического сопровождения звучащих жестов (хлопки, шлепки, щелчки, притопы и т. д.), шумовых инструментов, звучания мелодии, может сопровождаться различными движениями, что помогает детям телесно пережить ощущение темпа, динамики, ритма речи. Сначала с детьми нужно работать над интонациями радости и удивления в речи. Впоследствии в работе над песней они обязательно вспомнят, как выражали радость или печаль. Это будет светлый, яркий, звонкий звук голоса или, наоборот, приглушенный, негромкий, задумчивый. Ритмодекламация с речевыми диалогами формирует интонационную выразительность голоса, а с элементами звукоподражаний - развивает произношение и дикцию. Например:




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.170.38 (0.009 с.)