Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы



ПРЕДИСЛОВИЕ

        

Социология и политология как научные и учебные дисциплины занимают прочное положение в структуре современных демократических обществ, удовлетворяя их фундаментальную потребность в осознании самих себя.  Демократия нуждается в просвещенных гражданах, глубоко усвоивших социологические и политологические знания и способных к охвату широких проблем социальной и политической жизни общества.   

В России XXI в., решающей задачи формирования современного гражданского общества и демократической системы, идет стремительный процесс институционализации социологии и политологии как научных и учебных дисциплин. В качестве важного показателя этого процесса выступает Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования третьего поколения по направлению «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины».

Методические рекомендации по курсам «Социология» и «Политология» составлены с учетом рекомендаций Министерства образования и науки Российской Федерации по дисциплинам «Социология» и «Политология».

В составлении данных методических рекомендаций авторский коллектив исходил из общего представления о том, что обе учебные дисциплины объединяет один предмет изучения – общество, рассматриваемый в различных ракурсах. Социология рассматривает общество в целом, а политология – политическую сферу общества.

Использование студентами  методических рекомендаций по курсам «Социология» и «Политология» должно способствовать повышению общей и политической культуры студентов, формированию у них целостного представления как об обществе в целом, так и политической сфере общества, о развитии как социальных, так и политических процессов, о развитии, как социологии, так и политологии.       

Методические рекомендации структурированы на два раздела и 7 тем. Четыре темы (раздел первый «Социология») посвящены основам науки об обществе в целом и три темы (раздел второй «Политология») – основам науки о политике.

Включает списки основной и дополнительной литературы, базы данных, информационно-справочные и поисковые системы, блоки контрольных вопросов и заданий, примерные темы рефератов, тесты на понимание и усвоение ключевых понятий, примерный перечень вопросов к экзамену и зачету по всему курсу, методические рекомендации по подготовке рефератов, словарь основных понятий и категорий курсов.

 

 

Раздел 1

Методические рекомендации по курсу «Социология»

Список основной литературы

1. Исаев, Б.А. Социология в схемах и комментариях [Текст]:[Учеб. пособие] / Исаев Борис Акимович. – СПб.: Питер, 2009. – 224 с.

2. Кравченко, А.И.. Социология [Текст]: учебник / Кравченко Альберт Иванович. – М.: Проспект, 2009. – 534 м.

3. Общая социология [Текст]: учеб. пособие: рек. ФГУ «Федер.ин-т образования» / Под ред. М.М. Вышегородцева. - М.: КноРус. 2011. - 280 с.

 

Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

1.http://www.gks.ru/ - Федеральная служба Государственной статистики РФ.

2.http://www.levada.ru/ - «ЛЕВАДА-ЦЕНТР». Аналитический центр Юрия   

Левады.

3. http://wciom.ru/ - Всероссийский центр исследования общественного мнения.

4. http://www.biblioclub.ru Университетская библиотека

5. http://school-collection.edu.ru/ Федеральное хранилище «Единая коллекция

цифровых образовательных ресурсов».

 

 

Планы семинарских занятий

Тема 1. Социология как наука

Цель изучения темы: сформировать у студентов целостное и детализированное представление о социологии как науке, занимающей свое законное место в системе наук и устойчивое положение в структуре современных обществ.

Задачи изучения темы:

- рассмотреть социологию в качестве науки, имеющей, по словам современного социолога П. Штомпки «короткую историю, но длинное прошлое»,

- рассмотреть процесс формирования своеобразного способа социологического мышления, предложившего свою трактовку традиционной темы общества  и специфику языка социологии,

- рассмотреть процесс замены старых социологический представлений о социальных константах, постоянных устойчивых общественных явлениях новыми социологическими представлениями о структурации, социальной жизни, становлении общества.

 

Вопросы для обсуждения

1. Знание об обществе и социология как наука.

2. Предмет и язык социологии. Этапы развития социологии.  

3. Социологические подходы к анализу общества. Познавательное значение понятий «социальная система» и «социальная структура» общества.

4. Социологические концепции современности. Познавательное значение понятий «структурации», «становление», «социальная жизнь» общества и др.

Учебно-методическое и информационное обеспечение темы

 

Основная литература:

1. Исаев, Б.А. Социология в схемах и комментариях [Текст]:[Учеб. пособие] / Исаев Борис Акимович. – СПб.: Питер, 2009. – 224 с.

 2. Кравченко, А.И.. Социология [Текст]: учебник / Кравченко Альберт Иванович. – М.: Проспект, 2009. – 534 с.

3. Общая социология [Текст]: учеб. пособие: рек. ФГУ «Федер.ин-т образования» / Под ред. М.М. Вышегородцева. - М.: КноРус. 2011. - 280 с.

Дополнительная литература:

1. Адорно Т.В. Введение в социологию / Т.В. Адорно. – М.: Праксис, 2010. – 384 с.

2. Гидденс, Энтони. Последствия современности. / Э. Гидденс. – М.: Праксис, - 352 с.

3. Кравченко А.И. Социология в схемах и определениях: учебное пособие. / А.И. Кравченко. – М.: Проспект, 2013. – 368 с.

4. Штомпка П. Социология. Анализ современного общества / П. Штомпка. – М.: Логос, 2008. – 664 с.

Примерные темы рефератов

1. История социальной статистики в России.

2. Субъективная социология в России.

3.  Позитивизм и натурализм в российской социологии.

4.  Творчество П.А. Сорокина: российский период.

5.  История советской социологии 1950-1980гг.

6. Отечественная социология с конца 1980-х гг. до наших дней.

7. Развитие рынка социологических наук в постсоветской России.

Контрольный блок

1. Укажите пункты отличия социологии от других гуманитарных наук, рассматривающих тему общества.

2. Дайте описание процесса институционализации социологии.

3. Назовите имена ученых, внесших наибольший вклад в процесс институционализации социологии и дайте характеристику их вклада в этот процесс.

4. Укажите пункты, отличающие социологическое мышление от обыденного мышления в понимании того, что такое общество.

5. Назовите имена основоположников социологии, использовавших при изучении предмета социологии биоорганическую аналогию. Охарактеризуйте их вклад в классическую традицию.                                                        

6. Рассмотрите перспективы, открывшиеся в ХХ в. перед современной социологией в результате замены понятия организма понятием социальной системы.

7. Рассмотрите перспективы, открывающиеся перед социологией XXI в. в связи с отказом ученых от всяких представлений о неизменных общественных явлениях и принятием установки о том, что все существующее в обществе, - это общественные события, социальные действия.                    

Вопросы для обсуждения

1. Сущность социальной стратификации. Типы стратификации в истории человечества.

2. Основные вехи становления теории социального неравенства.

3. Социальная мобильность в контексте проблемы равенства шансов.

4. Тип общества и характер неравенства в России.

Учебно-методическое и информационное обеспечение темы

Основная литература:

1. Исаев, Б.А. Социология в схемах и комментариях [Текст]:[Учеб. пособие] / Исаев Борис Акимович. – СПб.: Питер, 2009. – 224 с.

2. Кравченко, А.И.. Социология [Текст]: учебник / Кравченко Альберт Иванович. – М.: Проспект, 2009. – 534 с.

3. Регионы в России: социокультурные портреты регионов в общероссийском контексте [Текст] / Ин-т философии; Сост., общ. ред. Н.И. Лапина, Л.А. Беляевой. – М.: Academia, 2009. – 807 с.

 

Дополнительная литература:

1. Двадцать лет реформ глазами россиян: опыт многолетних социологических замеров / Под ред. М.К. Горшкова, Р. Крумма, В.В. Петухова. – М.: Весь Мир, 2011. – 328 с.

2. Шкаратан, О.И. Социология неравенства. Теория и реальность / О.И. Шкаратан. – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. – 527 с. 

3. Шляпентох, Владимир. Современная Россия как феодальное общество. Новый взгляд на постсоветскую эру / Владимир Шляпентох. – М.: СТОЛИЦА-ПРИНТ, 2008. – 328 с.

 

Примерные темы рефератов

1. Миграционная картина современной России.

2. Две волны маргинализации в России.

3. США как общество среднего класса.

4. Дискуссии о среднем классе в современной России.

5. Характер и тенденции карьерной мобильности в современной России.

 

Контрольный блок

1. Дайте определения понятий «социальная стратификация» и «социальная мобильность».

2. Дайте описание процедуры определения границы среднего класса.

3. Назовите геометрическую фигуру, с помощью которой можно охарактеризовать профиль социальной стратификации современного общества.

4. Проведите сравнительный анализ социальной   стратификации и социальной мобильности в советский период российской истории и в постсоветской России.

5. Определите, какие изменения произошли в стратификационной системе российского общества за последнее десятилетие. Дайте характеристику процессов, оказавших влияние на сдвиги в стратификационной системе российского общества.

Престиж определяется:

А) объемом власти,

Б) общественным уважением,

В)влиянием,

Г) связями,

Д) уровнем доходов.

 

4. В первичных группах, а также в современных кастовых обществах жизненное положение человека проистекает прежде всего из его:

А) достигнутой позиции,

Б) предписанной ему изначально позиции,

В) классовой принадлежности,

Г) профессионального успеха.

 

5. В замкнутой системе социальной стратификации (лишенной вертикальной мобильности) основной социальной группой, определяющей иерархию неравенства, является:

А) каста,

Б) слой,

В) сословие,

Г) поколение,

Д) секта.

 

6. Концепция трех измерений социальной стратификации берет свое начало от:

А) Маркса,

Б) Дэвиса и Мура,

В) Вебера,

Г) Милована Джиласа.

Тема 3. Социология семьи

   

Цель изучения темы: сформировать у студентов представление о семье как социальном институте и малой социальной группе.

Задачи изучения темы:

- раскрыть содержание понятия «семья», ее структуру, типологии, функции;

- рассмотреть проблемы и особенности российской семьи;

- уяснить тенденции изменений роли женщин в семье и в общественном развитии.

Вопросы для обсуждения

1. Семья как малая социальная группа и социальный институт. Ее структура, типы, функции.

2. Российская семья: состояние, проблемы, перспективы.

3. Семейная политика российского государства.

4. Положение женщины в обществе, в семье.

 

 

Учебно-методическое и информационное обеспечение темы

Основная литература:

1. Ерусланова Р.И. Насилие в семье: Учебное пособие, рекомендованное Министерством образования и науки РФ / Р.И. Ерусулова, К.В. Милюхин. – М.: Дашков и К. – 2011.- 208с.

2. Насилие и жестокое обращение с детьми: источники, причины, последствия, решения: Коллективная монография / Под ред. Е.Н. Волковой. – Н.Новгород: Типография «Папирус», 2011.- 234 с.

3. Ресурсный потенциал жизненного цикла семьи / Отв. Ред. В.М. Жеребин. – М.: Наука. – 2010. – 247с.

 

Дополнительная литература:

1. Лексин В.Н. Обычная русская семья в условиях трансформации института семьи: опыт системной диагностики / В.Н. Лексин. – М.: Книжный дом «Либроком», 2011.- 256 с.

2. Синельников А.Б. Трансформация семьи и развитие общества: Учеб. Пособие / А.Б. Синельников. – М.: КДУ, 2008.- 320с.

3. Фамилистические исследования. Том 2. миллион мнений о семье и о себе: сборник / Отв. Ред.А.И. Антонов. – М.: КДУ, 2009.- 380с.

 

Примерные темы рефератов

1. Семейные ценности и новые приоритеты.

2. Семья как институт социализации личности.

3. Семья в условиях рынка: проблемы адаптации и выживания.

4. Проблема женской безработицы.

5. Современное российское семейное законодательство.

6. Причины и социальные последствия кризиса семьи.

7. Особенности и проблемы молодой семьи.

8. Студенческая семья, её специфика и функции в обществе.

9. Структура, функции и типологии современной семьи.

10. Роль женщины в семье и общественном развитии.

Контрольный блок

1. Чем отличаются понятие «семья» от понятия «брак»?

2. Какие формы брака можно выделить и чем они различаются?

3. Каковы основные функции семьи?

4. Почему институт семьи является базовым в любом обществе?

5. Перечислите несколько изменений, которые претерпела семья как социальный институт на протяжении XX века. Чем это вызвано?

 

Тема 4. Социология личности

Цель изучения темы: получение студентами представлений о социологическом подходе к личности, её социализации как социокультурном процессе, включающим в себя социальные нормы и девиантное поведение.

Вопросы для обсуждения

1. Понятие и структура личности. Социологические теории личности.

2. Социализация личности. Агенты и институты социализации.

3. Личность в системе социальных связей: социальный статус и социальная роль.

4. Социальные нормы и девиантное поведение.

Учебно-методическое и информационное обеспечение темы

Основная литература

1. Кравченко, А.И. Социология [Текст]: учебник / Кравченко Альберт Иванович. – М.: Проспект. 2009. – 534 с.

2. Общая социология [Текст]: Учеб. пособие для студентов вузов: Рек. М-вом образования РФ / Под общ. ред. А.Г. Эфендиева. -  М.: ИНФРА,  2008. – 653 с.

3. Общая социология [Текст]: учеб. пособие: рек. ФГУ «Федер. ин-т развития образования» / Под ред. М.М. Вышегородцева. – М.: КноРус. 2011. – 280 с.

Дополнительная литература

1. Горшков М.К., Молодежь России: социальный портрет / М.К. Горшков, Ф.Э. Шереги. -  М.: Проспект, 2010. – 460 с.

2. Гилинский Я.И. Социология девиантного поведения / Я.И. Гилинский. -  М.: Форум, 2011. – 364 с.

3. Мудрик А.В. Социализация человека / А.В. Мудрик. -  М.: РОСПЭН, 2012. – 424 с.

 

Примерные темы рефератов

1. Социальная природа человека.

2. Социализация молодежи в современном российском обществе

3. Наркомания как социальная проблема

4. Культура и социализация личности

5. Суицидальные риски

6. Личность и общество в историческом развитии

7. Жизненные ориентиры молодежи

 

Контрольный блок

1. Каково соотношение понятий «человек», «индивид», «личность» и «индивидуальность»?

2. В чем состоит механизм социализации личности?

3. Кто такие феральные люди?

4. Объясните разницу между предписанным и приобретаемым статусами?

5. Что вы понимает под статусным набором человека?

6. Какие основные факторы определяют развитие девиантного поведения в современном российском обществе?

7. Какие вы знаете теории, объясняющие причины отклоняющегося поведения? 

8. Дайте определение аномии Э.Дюркгеймом, Т.Парсонсом и Р.Мертоном?

9. Кто автор концепции стигматизации?

 

Список основной литературы

1. Власть и политика: институциональные вызовы XXI века. Политическая наука: Ежегодник 2012 / Российская ассоциация политической науки; гл. ред. А.И. Соловьев. – М.: РОССПЭН, 2012. – 446 с.

2. Мухаев Р.Т. Политология [Текст]: Учебник / Мухаев Рашид Тазидинович. – М.: Поспект, 2009. – 640 с.

3.  Политология [Электронный ресурс]: Электронный учебник. – М.: КноРус, 2010. – 1 CD. - ISBN 5-406-00608-5.

4. Россия в полицентричном мире / Под. ред. А.А. Дынкина, Н.И. Ивановой. – М.: Весь Мир, 2011. – 580 с.

Задачи изучения темы:

- сформировать представления у студентов об объекте, предмете, принципах, приоритетах и методах политологии, о роли и месте политической сферы в жизни современных обществ;

- выработать навыки анализа современных политических явлений и процессов для решения сложных управленческих задач в области государственного управления и регулирования социальной сферы;

- рассмотреть современные политические теории и парадигмы;

- содействовать формированию способностей к инновационному, конструктивному мышлению в процессе принятия решений в области регулирования политической сферы.

 

                                  Вопросы для обсуждения

1. Предмет и функции политологии

2. Политика как феномен

3. Методология политической науки

4. Современные политологические теории, школы, парадигмы

 

Учебно-методическое и информационное обеспечение темы

 

Основная литература:

1. Козырев Г.И. Политология:учеб.пособие для студентов вузов:допущено 

науч.- метод.советом по политологии М-ва образования и науки РФ/ Г.И.

Козырев. – М.:ФОРУМ;ИНФРА-М,2010. - 368 с. 

2. Мухаев Р. Т. Политология: Учебник/ Р. Т. Мухаев. — М.: Проспект, 2009. – 640 с.

3. Пугачев В. П. Введение в политологию: Электронный учебник: рек. УМО/

В. П. Пугачев, А. И. Соловьев. — М.: КноРус, 2010. −1 CD. — Сист.

  требования: Windows 2000/XP, процессор 500 MHz, память 64 Mb, 40 Mb

своб. места, видеокарта от 8 Mb, SVGA-монитор 1024х 768, CD-привод 4х, звук. к.

 

Дополнительная литература:

1. Василенко И. А. Сравнительная политология: учеб. пособие/

И. А. Василенко. —М.: Юрайт, Высш. образование, 2009. — 376 с.

2. Перегудов С. П. Политическая система России в мировом контексте. 

Институты и механизмы взаимодействия/ С. П. Перегудов. —

М.: РОССПЭН, 2011. −431 с.

3. Политология: краткая хрестоматия / сост. Б.А. Исаев. – СПб.: Питер, 2008. – 224 с.

4. Политология: учебник / А.Ю. Мельвиль [и др.]. – М.: Проспект, 2008. – 618 с.

 

 

Примерные темы рефератов

1. Развитие политической науки в США

2. Развитие политической науки в Западной Европе

3. Развитие политической науки в России

4. Современные политологические школы в США

5. Современные политологические школы в Западной Европе

6. Современные политологические школы в России

7. Назначение политики в современном обществе.

8. Теоретические и эмпирические исследования политики.

 

Контрольный блок

1. Дайте описание предмета изучения политология.

2. Укажите на пункты отличия политологии от политика.

3. Рассмотрите основные этапы развития политологии как науки.

4. Расскажите об основных этапах развития политологии как научной

дисциплины.

5. Опишите методы исследования, используемые в политологии.

6. Дайте краткую характеристику современных политических теорий. 

 

Вопросы для обсуждения

1. Понятие политической власти. Субъекты и объекты властных отношений.

2. Легитимность политической власти и ее типология.

3. Формы политической власти. Политические режимы.

4. Проблема разделения властей. Власть и оппозиция.

Учебно-методическое и информационное обеспечение темы

Основная литература

1. Власть и политика: институциональные вызовы XXI века. //Под ред. А.И.Соловьева. М.: РОССПЭН, 2012. – 446 с.     

2. Политология [Текст]: учебник для студентов вузов: Рек. М-вом образования РФ / под ред. М.А. Василика. – М.: Гардарики, 2008. – 588 с.

3. Василенко, И.А. Сравнительная политология [Текст]: учеб. пособие / И.А. Василенко. – М.: Юрайт, Высш. Образование,  2009. – 376 с.

 

Дополнительная литература

1. Мухаев, Р.Т. Политология: Учебник / Р.Т. Мухаев. – М.: Проспект, 2009. – 640 с.

 2. Перегудов, С.П. Политическая система России в мировом контексте. Институты и механизмы взаимодействия / С.П. Перегудов. – М.: РОССПЭН, 2011. – 431 с.

 3. Политология: учебник / А.Ю. Мельвиль [и др.]. – М.: Проспект, 2008. – 618 с.

Примерные темы рефератов

1. Генезис и природа публичной власти.

2. Типология господства М.Вебера.

3. Политические технологии российской власти.

4. М.Вебер об основаниях легитимности власти.

5. Власть и нравственность: проблема выбора средств политики.

6. Власть и оппозиция.

7. Власть и коррупция: природа и пути преодоления

8. Лоббизм в России и на Западе

Контрольный блок

1. Дайте определение власти.

2. Какова структура политической власти?

3. Назовите основные теории политической власти.

4. Что вы понимаете под понятием субъект и объект политической власти?

5. Раскройте сущность понятия «легитимность власти» и дайте ее типологизацию по Максу Веберу.

6. Назовите три ветви политической власти в США.

7. Дайте характеристику тоталитарного политического режима.

8. Какие вам известны основные технологии политической власти?

9. В чем суть теории политической элиты В. Парето?

 

Вопросы для обсуждения

1. Политическая система как феномен. Структура, функции и типология.

2. Государство как институт политической системы. Формы правления и территориальное устройство.

3. Типы современных политических систем.

4. Особенности политической системы России.

  

Учебно-методическое и информационное обеспечение темы

Основная литература:

1. Акопов Г.Л. Политология:учеб.пособие для вузов/ Г.Л. Акопов, С.А.  

Кислицын. - Ростов /Д:Феникс,2009. 349 с. 

2. Козырев Г.И. Политология:учеб.пособие для студентов вузов:допущено науч.-

метод.советом по политологии М-ва образования и науки РФ/ Г.И. Козырев. –

М.:ФОРУМ;ИНФРА-М,2010. - 368 с. 

3. Мухаев Р. Т. Политология: Учебник/ Р. Т. Мухаев. — М.: Проспект, 2009. – 640

с.

4. Пугачев В. П. Введение в политологию: Электронный учебник: рек. УМО/

В. П. Пугачев, А. И. Соловьев. — М.: КноРус, 2010. −1 CD. — Сист.

требования: Windows 2000/XP, процессор 500 MHz, память 64 Mb, 40 Mb своб.

места, видеокарта от 8 Mb, SVGA-монитор 1024х 768, CD-привод 4х, звук. к.

 

 

Дополнительная литература:

 

1. Василенко И. А. Сравнительная политология: учеб. пособие/

И. А. Василенко. —М.: Юрайт, Высш. образование, 2009. — 376 с.

2. Перегудов С. П. Политическая система России в мировом контексте. 

Институты и механизмы взаимодействия/ С. П. Перегудов. —

М.: РОССПЭН, 2011. −431 с.

3. Политология: краткая хрестоматия / сост. Б.А. Исаев. – СПб.: Питер, 2008. –

224 с.

4. Политология: учебник / А.Ю. Мельвиль [и др.]. – М.: Проспект, 2008. – 618 с.

 

Примерные темы рефератов

1. Современные типы политических систем (на примере одной страны или группы стран).

2. Российская политическая система: особенности функционирования.

3. Гражданское общество в России: современное состояние и тенденции развития.

4. Политическая система и безопасность российского общества.

5. Конкуренция политических систем в современном мире.

6. Форма правления в современной России.

7. Территориально-государственное устройство РФ: история и современность.

8. Политическая система и национальные интересы РФ.

 

Контрольный блок

1. Из каких подсистем состоит политическая система? Дайте краткую характеристику каждой подсистеме.

2. Назовите сущность политической системы на примере некоторых теорий.

3. Назовите основные признаки государства и дайте им краткую характеристику.

4. Какие формы правления вы знаете? Дайте им характеристику.

5. Какие формы территориально-государственного устройства вы знаете? Дайте им краткую характеристику.                                                               

6. Дайте краткую характеристику политической системе РФ.

7. Назовите основные органы государственной власти в РФ и опишите их функции.

 

Содержание

Предисловие …………………………………………………………… 3

Раздел 1. Методические рекомендации

по дисциплине «Социология»……………………………….…………. 4

Раздел 2. Методические рекомендации

по дисциплине «Политология»………………………………………… 15

Словарь социально-политических терминов…………………..……… 24

Методика подготовки рефератов…………………..…………………….30

Проблемные вопросы
 по социологии и политологии …………………….…………………… 32

  

 

 

Учебное издание

Методические рекомендации по курсам «Социология» и «Политология»

(для студентов очного отделения)

 

Подписано в печать                   Печать оперативная

 

Объем      Тираж 100  экз. Заказ

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

        

Социология и политология как научные и учебные дисциплины занимают прочное положение в структуре современных демократических обществ, удовлетворяя их фундаментальную потребность в осознании самих себя.  Демократия нуждается в просвещенных гражданах, глубоко усвоивших социологические и политологические знания и способных к охвату широких проблем социальной и политической жизни общества.   

В России XXI в., решающей задачи формирования современного гражданского общества и демократической системы, идет стремительный процесс институционализации социологии и политологии как научных и учебных дисциплин. В качестве важного показателя этого процесса выступает Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования третьего поколения по направлению «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины».

Методические рекомендации по курсам «Социология» и «Политология» составлены с учетом рекомендаций Министерства образования и науки Российской Федерации по дисциплинам «Социология» и «Политология».

В составлении данных методических рекомендаций авторский коллектив исходил из общего представления о том, что обе учебные дисциплины объединяет один предмет изучения – общество, рассматриваемый в различных ракурсах. Социология рассматривает общество в целом, а политология – политическую сферу общества.

Использование студентами  методических рекомендаций по курсам «Социология» и «Политология» должно способствовать повышению общей и политической культуры студентов, формированию у них целостного представления как об обществе в целом, так и политической сфере общества, о развитии как социальных, так и политических процессов, о развитии, как социологии, так и политологии.       

Методические рекомендации структурированы на два раздела и 7 тем. Четыре темы (раздел первый «Социология») посвящены основам науки об обществе в целом и три темы (раздел второй «Политология») – основам науки о политике.

Включает списки основной и дополнительной литературы, базы данных, информационно-справочные и поисковые системы, блоки контрольных вопросов и заданий, примерные темы рефератов, тесты на понимание и усвоение ключевых понятий, примерный перечень вопросов к экзамену и зачету по всему курсу, методические рекомендации по подготовке рефератов, словарь основных понятий и категорий курсов.

 

 

Раздел 1

Методические рекомендации по курсу «Социология»

Список основной литературы

1. Исаев, Б.А. Социология в схемах и комментариях [Текст]:[Учеб. пособие] / Исаев Борис Акимович. – СПб.: Питер, 2009. – 224 с.

2. Кравченко, А.И.. Социология [Текст]: учебник / Кравченко Альберт Иванович. – М.: Проспект, 2009. – 534 м.

3. Общая социология [Текст]: учеб. пособие: рек. ФГУ «Федер.ин-т образования» / Под ред. М.М. Вышегородцева. - М.: КноРус. 2011. - 280 с.

 

Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

1.http://www.gks.ru/ - Федеральная служба Государственной статистики РФ.

2.http://www.levada.ru/ - «ЛЕВАДА-ЦЕНТР». Аналитический центр Юрия   

Левады.

3. http://wciom.ru/ - Всероссийский центр исследования общественного мнения.

4. http://www.biblioclub.ru Университетская библиотека

5. http://school-collection.edu.ru/ Федеральное хранилище «Единая коллекция

цифровых образовательных ресурсов».

 

 

Планы семинарских занятий



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 140; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.153.69 (0.209 с.)