Методика обучения письму младших школьников. Каллиграфия на уроках русского языка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика обучения письму младших школьников. Каллиграфия на уроках русского языка



Методическая разработка

на тему:

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. КАЛЛИГРАФИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

 

Автор:

Яланская Татьяна Григорьевна,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 66 г. Краснодара

Методика обучения письму младших школьников. Каллиграфия на уроках русского языка. Т.Г.Яланская, учитель начальных классов МБОУ СОШ №:6 г. Краснодара

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение............................................................................................................3

2. Период работы над каллиграфией у шестилеток.......................................4

3. Дидактический материал к урокам чистописания в 1 классе.....................11

4. Минутки чистописания в 1 классе.............................................................................13

5. Обучение первоклассников письму в тетрадях с одной линейкой....................18

6. Минутки чистописания во 2 классе...............................................................23

7. Минутки чистописания в 3 классе.................................................................29

8. Обучение чистописанию в 4 классе.......................................................35

9. Литература и ссылки......................................................................................43

 

 

Введение.

     Проблема красивого, разборчивого почерка стала в наши дни очень актуальной, одной из наболевших проблем в современной школе. С чем это связано?

     Одной из причин является внедрение во все области нашей жизни, в том числе и в область образования, компьютерных технологий. Клавиатура заменила детям ручку и карандаш. Как радостно наблюдать, с какой быстротой и лёгкостью детские пальчики летают по кнопкам, и какое разочарования постигает учителя, проверяющего домашнее упражнение по русскому языку или классное сочинение по литературе...

  Причина, безусловно, кроется не только в компьютере. Причинами данной проблемы являются недостаточное количество эффективных методик, ограниченность времени, которое учитель может посвятить индивидуальной работе с учащимися по отработке навыков письма, занятость родителей, не уделяющих достаточного внимания закреплению навыков, полученных в школе, а порой и просто непонимание значимости данной проблемы учителями и родителями. 

  Осознав актуальность данной проблемы, я пришла к выводу о необходимости разработки доступной методики освоения навыков каллиграфического письма, которая была бы не только эффективна, но и увлекательна для детей.

«Красиво писать — красоту творить» - гласит народная мудрость. Как научить этому ребенка? Этот вопрос волнует не только меня, но и многих наших учителей, так как красивое письмо – это еще и грамотное письмо.

Письмо – сложный координационный навык, требующий слаженной работы мелких мышц кисти, правильной координации движений всего тела. Овладение навыком письма — длительный и трудоемкий процесс, который не всем детям дается легко.

Цель данной работы – разработка методики обучения каллиграфии младших школьников с применением личностно-ориентированных, игровых технологий, осуществлением дифференцированного подхода в обучении с учётом возрастных психо-физиологических особенностей учащихся.

Выработка у младших школьников навыка письма наряду с чтением и вычислительными навыками задача первостепенной важности, поскольку от степени сформированности и автоматизированности этих действий зависит не только успех продвижения ребенка в учебной деятельности, но и его психическое развитие.

Вместе с тем процесс обучения детей письму и выработка у них автоматизированности графического навыка отличается сложностью, что обусловлено своеобразием этого вида речевой деятельности. В связи с этим возникает необходимость практической работы с младшими школьниками на уроках письма (в период обучения грамоте) и в дальнейшем на уроках русского языка.

Обучение письму является сложным, осознаваемым в целом и в его элементах процессом и требует для овладений им предварительной подготовки детей. Наилучшие результаты достигаются при дифференцированном подходе к обучению каллиграфии. Здесь очень важно обеспечить дифференцированное восприятие детьми форм букв, подлежащих написанию.

В методике обучения письму, при обучении написания букв нередко используются одни и те же приемы: предварительное рассматривание элементов букв, сравнивание их с элементами соответствующей печатной буквы, предварительное письмо сложных элементов буквы. Несомненно, что эти приемы важны при первоначальном обучении письму букв. Однако они не всегда дают то качество письма, которое необходимо получить. Причину слабой эффективности данного вида работы усматривается в общем подходе в обучении детей дифференцированному восприятию всех письменных букв алфавита. Ведь каждая буква имеет свою, отличную от других буквенных форм конфигурацию, хотя во многих буквах и имеются некоторые общие элементы. Поэтому необходима индивидуальная дополнительная работа по обучению детей правильному и безошибочному восприятию конфигурации каждой буквы.

 

Лепка из глины и пластилина

     Рисование, раскрашивание картинок – любимое занятие дошкольников. Но необходимо обращать внимание на рисунки детей. Разнообразны ли они?

Необходимо разнообразить тематику рисунков, обратить внимание на основные детали, без которых рисунок становится искаженным.

1. Изготовление поделок из бумаги. Например: выполнение аппликаций.  Ребенку нужно уметь пользоваться ножницами и клеем.

2. Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов.

3. Конструирование.

4. Застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков.

5. Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на веревке.

6. Завинчивание и развинчивание крышек банок и пузырьков.

7. Всасывание пипеткой воды.

8. Открывание и закрывание дверцы или шкатулки.

9. Нанизывание бус и пуговиц. Летом можно делать бусы из рябины, орешков, семян тыквы и огурцов, мелких плодов и др.

10. Плетение косичек из ниток, венков из цветов.

11. Все виды ручного творчества: для девочек – вязание, вышивание и т.д., для мальчиков – чеканка, выжигание, художественное выпиливание и т.д.

12. Научить наших детей всему, что умеем сами!

13. Переборка круп. Насыпать в небольшое блюдце, например: гороха, гречки и риса и попросить ребенка перебрать. Для будущих первоклассников это тоже весьма полезное занятие.

14. «Показ» стихотворения. Пусть ребенок показывает руками все, о
чем говорится в стихотворении. Во-первых, так веселее, а значит, слова и смысл запомнятся лучше. Во-вторых, такой маленький спектакль поможет ребенку лучше ориентироваться в пространстве и пользоваться руками.

15. Теневой театр. Попросить малыша соединить большой и указательный пальцы, а остальные распустить веером. Чудо: на освещенной настольной лампой стенке появится попугай. Если распрямить ладонь, а затем соединить указательный палец и оттопырить мизинец, на стенке появится собака.

16. Игры в мяч, с кубиками, мозаикой.

Все эти упражнения приносят тройную пользу ребенку: во-первых, развивают его руку, подготавливая к овладению письмом, во-вторых, формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте, в-третьих, детские физиологи утверждают, что хорошо развитая рука «потянет» за собой развитие интеллекта.

ШТРИХОВКА ДЛЯ ШЕСТИЛЕТОК

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          Задания № 12 и № 13 выполняются детьми самостоятельно с использованием знакомых «узоров» штриховки.


     Далее при изучении букв, также можно использовать штриховку, где применяются элементы букв изученных, в данном случае:

         

 

Можно предложить детям определенные «узоры» для каждого конкретного рисунка.

 


Я ЧЕТВЕРТЬ

1.  и и и и и и и и и

     лисица ученик русский

2.   ш ш ш ш ш ш ш

     карандаш машина

3.   г г г г г г г г г

       город сапоги газета

4.   п п п п п п п п п

     пальто пенал петух

5.   т т т т т т т т т

           тетрадь учитель лопата

6.   н н н н н н н н н

           пенал ворона стакан


7. Р р р р р р р р р

  ребята работа русский

8.  уу / уу уу / уу уу / уу

     учебник учитель петух

9. ллл / ллл ллл /ллл ллл /ллл

лопата платок пальто


10. Мм / мм мм / мм мм/мм

мебель мороз машина

11. цц цц цц цц цц цц цц цц

       цапля цирк

 12. щщ щщ щщ щщ щщ щщ

    щука щи щавель

13.  ъ ъ ь ь // ь ь ь ь // ь ь

    медведь пальто пень

14. ы ы ы ы / ы ы ы ы

     лыжи язык


15.   Оо/оо оо / оо оо / оо

   молоко одежда осина


16.   Аа// аа аа // аа аа // аа

   девочка заяц стакан


17. Юю юю / юю юю / юю

     юла вьюга юг


18. Ф ф // ф ф // ф ф // ф ф

     февраль   флаг


19. Д д д д д д д д д

       девочка деревня

20. б б б б б б б б

   работа ребята

21. яия // яия // яия //

       январь   яблоко  язык

22. С  С / С С С С

       сентябрь сорока собака

23. е е / е е е е / е е ее / ее

       петух деревня

24. ё ё / ё ё ё ё / ё ё ёё / ёё

       ёж ёлка весёлый

25. ч ч ч ч / ч ч ч ч / ч ч

       часы  чулки

26. ъ ъ ъ ъ / ъъ ъъ / ъ

     объявление   подъезд

 27. хх хх хх хх хх хх хх

   сахар    хорошо петух

28. вв // вв вв // вв вв // в

      ворона воробей корова

29. жж // жж жж // жж жж // жж

     одежда жизнь

30. ээ ээ / ээ ээ / ээ ээ /

   эхо этот этаж

З1. З / з з /з  з /з з /з з/з  з/з

   завод   мороз заяц

32. ккк // ккк ккк // ккк ккк // ккк
     класс коньки карандаш

33. ЗСЗС  ЗЗЗз

       Зоя Зеленогорск Зверев

34. X ОХО XX Хх

           Харьков Хармс  Харитонов

35. ЕЗЕЗ ЕЕЕе

  Елена Енисей  Егоров


36. ЭСЭС ЭЭЭэ

  Эмма Эдуард


37. Я Я Я я

   Яша Ярославль Яковлев


38. ЖСЖС ЖЖЖж

  Женя Жора Житков


39. Н Н Н н

       Нина Носов


40. К К К к

       Катя Киев Конотоп


41. Ю Ю Ю ю

       Юрий Юлия Юсупов


42. Р Р Р р

       Рачев Валентин Фрунзе

Я ЧЕТВЕРТЬ

1. А А А Аа  ааа

     Алла Анапа Александра

2. БББ Бб  ббб

  Борис Брест Барто


З. ВВВ  Вв  ввв

  Владимир Волгоград Верейск

4. ЖЖЖ  Жж  жжж

  Женя Житомир Житков

5. 333 Зз  зз
     Зинаида Зеленоград

6. ИИИ  Ии  иии

  Ирина   Иртыш   Ильин

7. ККК Кк ккк

   Кирилл   Киев    Катаев

8. ЛЛЛ  Лл  ллл

  Лариса Ленинград  Лермонтов

9. МММ  Мм ммм

  Марина   Минск Маяковский

10. ННН  Нн ннн

   Нина Некрасов

11. ООО   Оо ООО

   Ольга Одесса   Осеева


12. ППП   Пп ппп

   Полина   Пенза Пушкин


13. ТТТ   Тт ттт

   Татьяна   Тула  Толстой

14. РРР Рр ррр

  Римма Рига Рылеев


15. С С С   Сс ссс

     Сима Саратов Сладкое


16. УУУ  Уу  ууу

Ульяна   Уфа  Ушинский

 

17. Ф Ф Ф Фф ффф
Фаина Фрунзе Фадеев

18. XXX Хх ххх

Харитонов   Харьков Хармс

19. ЦЦЦ  Цц ццц

Целиноград Цыферев

 

20. ЧЧЧ Чч ччч

Чита Челябинск Чарушин

 

21. ЩЩЩ Щщ щщщ
Щорс Щепкин

 

22. Ш Ш Ш    Шш шшш
     Шолохов Шура

23. Э Э Э   Ээ эээ
     Эмма Эстония

24. ЮЮЮ Юю ююю

     Юрий Юлия


25. ЯЯЯ   Яя яяя

     Яков Ярославль Яковлев

26. ааа   Аа А А А
     арбуз   аптека машин

27. ббб  Бб БББ
     барабан барсук   белка

28. яяя  Яя ЯЯЯ
     яблоко  земля  язык

29. ссс Сс ССС
     сапоги   сахар песок

30. ччч  Чч ЧЧЧ
     человек  рабочий  часы

31. ввв  Вв  ВВВ

    ворона   валенки вторник

32. ххх  Хх  ХХХ
    сахар хлеб  халва

33. ззз  Зз  333
    завод  мороз  заяц

34. ллл  Лл  ЛЛЛ
     лопата  лисица пенал

35. щщщ   Щщ ЩЩЩ
   щи   щетка   щавель

З6. Ррр   Рр РРР

     работа   ребята осень


37. Ггг Гг ГГГ

     газета горох город

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

1. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. - М., 2000.

2. Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. - М., 1979.

3. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения/ Под ред. М.С.Соловейчика. - М., 1993

4. Прохорова Е.В. Трудности у младших школьников на уроках письма // Начальная школа, №5, 1999.

5. Хорошилова Е.И. Характеристика специфических ошибок письма младших школьников // Начальная школа, №7, 2001.

6. Цыновникова Ю.Л. Автоматизация навыка письма на этапе первичного усвоения буквенных знаков // Начальная школа №7, 2001

7. Шевелева О.П. Формирование навыка чистописания у младших школьников // Начальная школа, №1, 1999

 

 

Методическая разработка

на тему:

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. КАЛЛИГРАФИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

 

Автор:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 200; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.168.16 (0.079 с.)