их соотношение с темпераментом 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

их соотношение с темпераментом



сила нервных процессов уравновешенность нервных процессов подвижность нервных процессов   темперамент
сильный уравновешенный подвижный сангвиник
сильный   инертный флегматик
сильный неуравновешенный   холерик
слабый     меланхолик

Айзенк Г. высказывает гипотезу о том, что сильный и слабый типы по Павлову очень близки к экстравертированному и интровертированному типам личности, описываемым в рамках его концепции. Природа интро- и экстраверсии усматривается во врожденных свойствах центральной нервной системы, которые обеспечивают уравновешенность процессов возбуждения и торможения. По мнению Г. Айзенка, такие качества личности как экстраверсия – интроверсия и нейротизм – стабильность ортогональны, т.е. статистически не зависят друг от друга. Соответственно, Г.Айзенк делит людей на четыре типа, каждый из которых представляет собой некую комбинацию высокой или низкой оценки в диапазоне одного свойства вместе с высокой или низкой оценкой в диапазоне другого (рис.7).

Идеи И.П. Павлова пытались продолжать его последователи. Отечественные исследователи теории темпераментов: Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын, В.С. Мерлин, во-первых, установили, что сила возбуждения и торможения – свойство двухполюсное. Она состоит из чувствительности и выносливости. Чем чувствительнее нервы, тем менее они выносливы, а чем они выносливее, тем менее чувствительны. Во-вторых, подвижность возбуждения и торможения тоже двояка. Она состоит из быстроты перехода одного процесса в другой и вспыхивания и затухания каждого из этих процессов.

 

 

4.3. Характер

Характер совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для нее способы поведения.

Понятие характера весьма различается в различных теоретических построениях. В современной зарубежной характерологии можно выделить три направления:

1) конституционно-биологическое (связано с именем Э. Кречмера. Характер, по существу сводится к сумме конституции и темперамента);

2) психоаналитическое (З. Фрейд, К.Г. Юнг, А. Адлер и т.д. Характер объясняется, исходя из бессознательных влечений человека);

3) идеологическое (психоэтическая теория Робека: Характер заключается в торможении инстинктов, которое определяет этико-логическими санкциями. То, какие инстинкты и какими санкциями тормозятся, зависит от внутренних имманентных свойств личности).

В современной американской психологии используют два альтернативных определения характера: • «Характер – это этический и моральный аспект личности» и «Характер – мотивационный аспект личности».

В отечественной психологии исследование характера связано с именами Н.О. Лосского, П.Ф. Лесгафта, А.Ф. Лазурского, А.П. Нечаева, В.И. Страхова, Б.Г. Ананьева, Н.Д. Левитова и т.д.). Здесь также можно выделить различные направления: идеалистические, биологизаторские, материалистические. Опираясь на различные подходы к этой теме, можно отметить социально-оценочный оттенок при определении характера; значительную устойчивость психологических характеристик.

Характер – это каркас личности, в который входят только наиболее выраженные и тесно взаимосвязанные свойства личности, отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности.

Характер – индивидуальное сочетание наиболее устойчивых, существенных приобретенных особенностей личности, проявляющихся в поведении человека, в определенном отношении:

1) к себе (степень требовательности, критичности, самооценки);

2) к другим людям (индивидуализм или коллективизм, эгоизм или альтруизм, жестокость или доброта, безразличие или чуткость, грубость или вежливость, лживость или правдивость и т.п.);

3) к порученному делу (лень или трудолюбие, аккуратность или неряшливость, инициативность или пассивность, усидчивость или нетерпеливость, ответственность или безответственность, организованность и т.п.);

В характере отражаются волевые качества: готовность преодолевать препятствия, душевную и физическую боль, степень настойчивости, самостоятельности, решительности, дисциплинированности.

Существуют различные подходы к оценке взаимоотношения темперамента и характера:

1) отождествление темперамента и характера (Кречмер),

2) противопоставление, установление антагонистических отношений между ними, указание на то, что характер может входить в конфликт с темпераментом (Вирениус, Викторов, Левитов);

3) признание темперамента элементом характера;

4) признание темперамента основой формирования характера, как врожденную основу характера (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев).

Характер человека – это сплав врожденных свойств высшей нервной деятельности с приобретенными в течение жизни индивидуальными чертами. Правдивыми, добрыми, тактичными или, наоборот, лживыми, злыми, грубыми бывают люди с любым типом темперамента. Однако при определенном темпераменте одни черты приобретаются легче, другие труднее. Например, организованность, дисциплинированность легче выработать флегматику, чем холерику; доброту, отзывчивость – меланхолику. Быть хорошим организатором, общительным человеком проще сангвинику и холерику. Однако недопустимо оправдывать дефекты своего характера врожденными свойствами, темпераментом. Отзывчивым, добрым, тактичным, выдержанным можно быть при любом темпераменте.

Отдельные свойства характера зависят друг от друга, связаны друг с другом и образуют целостную организацию, которую называют структурой характера. В структуре характера выделяют две группы черт. Под чертой характера понимают те или иные особенности личности человека, которые систематически проявляются в различных видах его деятельности и по которым можно судить о его возможных поступках в определенных условиях. К первой группе черт относятся черты, выражающие направленность личности (устойчивые потребности, установки, интересы, склонности, идеалы, цели), систему отношений к окружающей действительности и представляющие собой индивидуально-своеобразные способы осуществления этих отношений. Ко второй группе относятся интеллектуальные, волевые и эмоциональные черты характера.

Среди свойств характера принято различать общие (глобальные) и частные. Глобальные свойства характера оказывают свое действие на широкую сферу поведенческих проявлений. Принято выделять пять глобальных черт характера (А.Г. Шмелев, М.В. Бодунов, У. Норман и др.):

1) самоуверенность – неуверенность;

2) согласие, дружелюбие – враждебность;

3)  сознательность – импульсивность;

4) эмоциональная стабильность – тревожность;

5) интеллектуальная гибкость – ригидность [26].

Такие черты, как экстраверсия – интроверсия, сопоставляются с такими глобальными чертами характера, как уверенность и неуверенность; так, общительность, экстравертированность склонны проявлять уверенные в себе люди, а неуверенные в себе проявляют замкнутость, интровертированность.

Среди локальных, частных свойств характера, которые влияют на частные, узкие ситуации, можно выделить следующие: общительность –замкнутость, доминантность (лидерство) – подчиненность, оптимизм – уныние, совестливость – бессовестность, смелость – осторожность, впечатлительность – «толстокожесть», доверчивость – подозрительность, мечтательность – практицизм, тревожная ранимость – спокойная безмятежность, деликатность – грубость, самостоятельность – конформизм (зависимость от группы), самоконтроль – импульсивность, страстная увлеченность – апатичная вялость, миролюбивость – агрессивность, деятельная активность – пассивность, гибкость – ригидность, демонстративность – скромность, честолюбие – непритязательность, оригинальность – стереотипность.

Характер формируется на основе темперамента под влиянием условий жизни. В характере черты темперамента содержатся в преобразованном виде. Они поняты и приняты либо не приняты человеком. Особое значение для формирования характера имеют первые годы жизни человека (З. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, Б.Г. Ананьев).

При изучении характера всегда встает вопрос об его этической оценки. В отличии от темперамента черты характера могут быть плохими или хорошими. В связи с этим возникает проблема отграничения крайних вариантов патологии характера от нормы. В.М. Бехтерев упоминал о переходных состояниях между психопатией и нормальным состоянием. П.Б. Ганнушкин подобные случаи обозначал как «латентную психопатию», и О.В. Кербиков – как «предпсихопатию», Г.К. Ушаков – как «крайние варианты нормального характера».

Понятие «акцентуации характера» впервые ввел немецкий психиатр и психолог, профессор неврологии неврологической клиники Берлинского университета Карл Леонгард. Им же разработана и описана известная классификация акцентуаций личности. В нашей стране получила распространение иная классификация акцентуаций, которая была предложена известным детским психиатром, профессором А.Е. Личко. Однако и в том и в другом подходе сохраняется общее понимание смысла акцентуации.

В наиболее лаконичном виде акцентуацию можно определить как дисгармоничность развития характера, гипертрофированную выраженность отдельных его черт, что обусловливает повышенную уязвимость личности в отношении определенного рода воздействий и затрудняет ее адаптацию в некоторых специфичных ситуациях.

При этом важно отметить, что избирательная уязвимость в отношении определенного рода воздействий, имеющая место при той или иной акцентуации, может сочетаться с хорошей или даже повышенной устойчивостью к другим воздействиям. Точно так же, затруднения с адаптацией личности в некоторых специфичных ситуациях (сопряженные с данной акцентуацией), могут сочетаться с хорошими и даже повышенными способностями к социальной адаптации в других ситуациях. При этом эти «другие» ситуации сами по себе могут быть объективно и более сложными, но не сопряженными с данной акцентуацией.

4.4. Способности

«Способность» – одно из наиболее общих психологических понятий. Многие авторы, особенно в отечественной психологии, давали ему развернутые определения.

В целом, под термином «способность» понимается, как правило, или 1) актуально реализуемое умение совершать действия-операции определенного рода; или 2) чистую потенцию, чистую возможность усвоить схемы этих действий, научиться строить свои действия в согласии с ними; или 3) некоторую «предрасположенность» индивида к той или другой особенной сфере деятельности (к математике, к музыке, к поэзии и т.д.). Все эти три (по крайней мере) аспекта постоянно переплетаются между собой, что никак не способствует ни взаимопониманию, ни пониманию сущности проблемы, так как именно ими определяется как направление исследовательского внимания, так и результаты исследования. В целом можно говорить о том, что существует большое количество авторских определений понятия «способность», наиболее значительные из которых будут приведены далее.

Так, С.Л. Рубинштейн понимал под способностями «сложное синтетическое образование, которое включает в себя целый ряд данных, без которых человек не был бы способен к какой-либо конкретной деятельности, и свойств, которые лишь в процессе определенным образом организованной деятельности вырабатываются».

Теплов Б.М. выделил три признака способностей, которые и легли в основу определения, наиболее часто используемого специалистами:

1) индивидуально-психологические особенности (никто не станет говорить о способностях там, где дело идет о свойствах, в отношении которых все люди равны);

2) определяющие успешность выполнения деятельности (Такие свойства, как, например, вспыльчивость, вялость, медлительность, которые, несомненно, являются индивидуальными особенностями некоторых людей, обычно не называются способностями, потому что не рассматриваются как условия успешности выполнения каких-либо деятельностей);

3) несводимых к знаниям, умениям, навыкам (Ведь мотивируя, например, выдвижение молодого и пока еще неопытного работника его «организационными способностями», предполагают, что, хотя он, может быть, и не имеет еще необходимых навыков и умений, благодаря своим способностям он сможет быстро и успешно приобрести эти умения и навыки).

Маничев С.А. выделяет 7 признаков способностей:

1) склонность к какой-либо деятельности, мотивация;

2) темп обучения каким-либо ЗУНам;

3) наличие границ способности;

4) нестандартность результатов;

5) мера общественного признания;

6) помехоустойчивость;

7) уровень обобщенности, перенос.

Помимо этих признаков, выделяются еще и эмпирические признаки способностей: уровень продуктивной деятельности; скорость научения; индивидуальный характер выполнения действий (оригинальность); раннее проявление высоких результатов (не всегда); помехоустойчивость, склонность к деятельности.

Чем больше развита у человека способность, тем успешнее он выполняет деятельность, быстрее ею овладевает, а процесс овладения деятельностью дается ему субъективно легче, чем обучение или работа в той сфере, в которой он не имеет способности.

Эту формулу способности можно выразить в объективной форме:

СПОСОБНОСТЬ = продуктивность / «цена»

или же в субъективной форме:

СПОСОБНОСТЬ = успешность / трудность

То есть неспособный проливает больше пота и слез, чем способный, которому все дается легче.

Шадриков В.Д. приходит к выводу, что понятие «способность» ближе к категории свойства. По В.Д. Шадрикову, способность – это свойство психической функциональной системы, процесс функционирования которой обеспечивает достижение некоторого полезного результата. Отсюда В.Д. Шадриков определяет способности как «свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, имеющих индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации отдельных психических функций.

Шадриков В.Д. выделяет способности мыслительные, восприятия, памяти и так далее. Способности, по В.Д. Шадрикову, являются общими в смысле отнесенности к конкретным видам деятельности: не существует, с его точки зрения, «летных», «кулинарных», «музыкальных», «педагогических» и прочих способностей.

Дружинин В.Н. связывает способности с общими сторонами функционирования психики, которые проявляются не в конкретных деятельностях или группах деятельностей, а в общих формах поведения человека.

Основу способностей составляют задатки. Задатки – это природные предпосылки, которые являются условием развития способностей не только в смысле того, что они придают своеобразие процессу их развития, но и в смысле того, что они в известных пределах могут определять содержательную сторону и влиять на уровень достижений. К задаткам относятся не только анатомо-морфологические и физиологические свойства мозга, но и психические свойства в той степени, в которой они прямо и непосредственно обусловлены наследственностью.

Способности – понятие динамическое. Они формируются, развиваются и проявляются в деятельности.

Существует очень много способностей. В науке известны попытки их классификации. Способности можно классифицировать на:

1) природные (или естественные) способности, в основе своей биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей;

2) специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде.

Эти специфически человеческие способности принято разделять на общие и специальные высшие интеллектуальные способности. В свою очередь, они могут подразделяться на теоретические и практические, учебные и творческие, предметные и межличностные и др.

К общим способностям принято относить те, которые определяют успехи человека в самых различных видах деятельности. Например, в данную категорию входят мыслительные способности, тонкость и точность ручных движений, память, речь и ряд других. Таким образом, под общими способностями понимают способности, свойственные для большинства людей. Под специальными способностями подразумеваются те, которые определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. К таким способностям можно отнести музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, художественно-творческие, спортивные и др. Следует отметить, что наличие у человека общих способностей не исключает развития специальных способностей, и наоборот.

Помимо разделения способностей на общие и специальные принято разделять способности на теоретические и практические. Теоретические и практические способности отличаются друг от друга тем, что первые предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям, а вторые – к конкретным практическим действиям. В отличие от общих и специальных способностей теоретические и практические чаще всего не сочетаются друг с другом.

Существует также деление на учебные и творческие способности. Они отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения, усвоения человеком знаний, умений и навыков, в то время как вторые определяют возможность открытий и изобретений, создания новых предметов материальной и духовной культуры и др.

Люди различаются и по уровня развития способностей. В психологии чаще всего встречается следующая классификация уровней развития способностей: способность, одаренность, талант, гениальность.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 78; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.201.14 (0.037 с.)