Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эффективная работа памяти была бы не возможной без следующих процессов: запечатление, хранение, воспроизведение и забывание.
Процессы памяти. 1. Запечатление начинается на стадии мгновенной памяти, углубляется во время передачи информации в кратковременную память и укрепляется в долговременной памяти. 2. Сохранение – накопление материала в памяти. 3. Воспроизведение (извлечение). Извлечение информации может осуществляться двумя путями: узнаванием и воспоминанием. Узнавание ранее воспринимавшихся предметов легче воспоминания предметов, которые не даны в настоящее время в актуальном восприятии. Именно узнавание, а не воспоминание считают более чувствительным показателем фактического объема усвоенного материала. Так же воспроизведение может происходить на основе сознательной установки, превращаясь в таком случае в сознательный процесс воспоминания или – при затруднениях – припоминания. 4. Забывание – процесс, необходимый для эффективной работы памяти. Забыванием трудно управлять. Факторы, влияющие на забывание – это возраст, характер информации и степень ее использования, интерференция: проактивная интерференция, связанная с событиями, происходящими до запоминания информации; ретроактивная интерференция, связанная с событиями, происходящими после запоминания материала, подавление.
3.1.4. Мышление Информация, получаемая человеком из окружающего мира, преобразуется человеком, он может видеть внешнюю и внутреннюю стороны предметов, предвидеть следствия тех или иных событий и явлений действительности. Все это возможно благодаря мышлению. Мышление - опосредованное и обобщенное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях. Мышление - психологический процесс познания, связанный с открытием субъективно-нового знания, с решением задач, творческим преобразованием действительности. Согласно традиции отечественного подхода к изучению мышления, оно является особого рода деятельностью, имеющей свою структуру, виды, операции, стратегии и т.д., что и будет рассмотрено нами ниже. Функции мышления: 1. Понимание – раскрытие существенного в предметах и явлениях действительности. 2. Решение проблем и задач проходит несколько этапов: 1. «Понимание непонятности» – видение и формулирование вопроса, проблемы, задачи. Человек осознает ситуацию как проблемную, в связи с чем, повышается внутреннее напряжение.
2. Перебор вариантов решения. Человек начинает перебирать и выдвигать гипотезы. Опыт субъекта определяет оценку вероятности вариантов. 3. Выдвижение и перебор гипотез. Проверка гипотез и выбор какой-то одной, которая кажется наиболее правдоподобной и она начинает последовательно проверяться. 4. Решение задачи – формулируется ответ на вопрос. 3. Целеобразование – процесс постановки цели. 4. Рефлексия – деятельность человеческого мышления, направленного на самопознание и самопонимание. Формы мышления: 1. Понятие – отражение общих и существенных свойств предметов или явлений, в основе которого лежат знания об этих предметах или явлениях. 2. Суждение – понимание субъектом многообразия связей конкретного предмета или явления с другими предметами или явлениями. 3. Умозаключение – формирование новых суждений на основе преобразования уже имеющихся. Мыслительные операции: К адекватному познанию предмета и разрешению стоящей перед ним задачи мышление идет посредством многообразных операций, составляющих различные взаимосвязанные и друг в друга переходящие стороны мыслительного процесса. К мыслительным операциям Р.С. Рубинштейн относил сравнение, анализ и синтез, абстракция и обобщение. 1. Сравнение – установление отношений сходства и различия между предметами и явлениями и их отдельными свойствами. 2. Анализ – мысленное расчленение целостной структуры объекта отражения на составляющие элементы. 3. Синтез – мысленное объединение элементов в целостную структуру. 4. Абстракция (отвлечение) – мысленное выделение одних признаков, концентрация на этих признаках и одновременное игнорирование других признаков. 5. Обобщение – отбрасывание единичных признаков при сохранении общих, существенных признаков, лежит в основе формирования классов понятий. Мыслительные стратегии: 1. Стратегия одновременного поиска. Пользуясь данной мыслительной стратегией, человек сразу же просчитывает все возможные в данном случае гипотезы, пытаясь решить задачу на абстрактном уровне. Этой стратегией пользуется около 2% людей.
2. Стратегия последовательного поиска. Формируется одна гипотеза, которая последовательно проверяется и если гипотеза не верна, то формируется следующая гипотеза. Используя данную мыслительную стратегию, человек последовательно проходит все этапы решения задачи. Этой стратегией пользуются около 25% людей. 3. Консервативная стратегия. Пользуясь данной стратегией, человек не формирует никакой гипотезы. Идет случайный поиск, путем проб и ошибок. Этой стратегией пользуется около 75% людей. 4. Азартная стратегия. Пользуясь данной стратегией, человек пытается угадать правильный ответ. Этой стратегией пользуется около 3% людей. Виды мышления: I. По форме: 1. Наглядно-действенное мышление – мышление, которое осуществляется в реальном манипулировании предметами и обслуживает прежде всего практические задачи. 2. Наглядно-образное мышление – мышление, которое характеризуется тем, что в его основе лежит моделирование и разрешение проблемной ситуации в плане представлений. 3. Словесно-логическое мышление – мышление, которое функционирует на базе языковых средств и представляет собой наиболее поздний этап исторического и онтогенетического развития мышления. II. По характеру: 1. Теоретическое мышление – мышление, которое с нахождением общих закономерностей. 2. Практическое мышление – мышление, которое связано с решением частных конкретных задач. III. По степени развернутости: 1. Дискурсивное мышление – мышление, при котором происходит последовательных перебор различных вариантов решения задачи, чаще всего на основе связного логического рассуждения, где каждый последующий шаг обусловлен результатом предыдущего. 2. Интуитивное мышление – мышление, которое характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов и минимальной осознанностью. IV. По степени новизны: 1. Репродуктивное мышление (воспроизводящее) – мышление, связанное с использованием готовых знаний и умений. 2. Продуктивное мышление (творческое) – мышление, связанное с созданием новых идей, его результатом является открытие нового или усовершенствование старого решения той или иной задачи. Особенности творческого мышления (по Дж. Гилфорду): 1. Оригинальность, нетривиальность, необычность высказываемых идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной новизне. 2. Семантическая гибкость - способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование, расширять функциональное применение на практике. 3. Образная адаптивная гибкость - способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения стороны. 4. Семантическая спонтанная гибкость - способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности, в такой, которая не содержит ориентиров для этих идей.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.143.181 (0.007 с.) |