Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Несмотря на кажущуюся легкость возникновения образов воображения, оно подчиняется своим законам и осуществляется в соответствии С определенными способами и приемами.
Способы создания образов воображения: 1. Агглютинация – создание образов воображения посредством соединения любых качеств, свойств, частей других образов. 2. Акцентирование – выделение какой-либо части, детали целого на фоне нормы всех остальных частей. 3. Гиперболизация – увеличение или уменьшение предмета в образе воображения. 4. Схематизация – перенос известной структуры или схемы в новую ситуацию. 5. Типизация – изображение конкретного эпизода или образа, впитывающего в себя массу аналогичных и таким образом являющегося как бы их представителем.
3.1.6. Язык и речь Одним из основных отличий человека от животного мира является наличие психического процесса – речи. Для того чтобы пользоваться речью необходимо знать язык. Данный раздел пособия будет посвящен рассмотрения языка и речи. Язык – система знаков различной природы и правил, по которым эти знаки организованы. Язык не зависит от конкретного человека, он – результат развития общества и человек его усваивает по определенным законам: 1. Сначала знак. Символ используется в контексте, обозначает конкретные, реальные объекты. 2. Иконографическое использование – способность замещать реальные объекты их изображением. 3. Идеографическое использование – знак начинает приобретать дополнительное значение. Один и тот же знак приобретает способность обозначать несколько различных предметов. При помощи языка осуществляется отвлеченное мышление, происходит накопление и передача опыта, знаний, умений. Язык является важнейшим инструментом взаимодействия между людьми и одним из важнейших средств развития человеческой психики. Язык является сложной системой кодов, которая сформировалась в общественной истории. Основным элементом языка является слово. Слово является средством кодирования человеческого опыта (обозначает вещи, выделяет признаки, действия, отношения). Благодаря языку происходит удвоение мира человека и появляется возможность иметь дело с предметами даже в их отсутствие, используя только абстрактные, внутренние представленности этого мира. Ниже выделим следующие виды языков. Виды языков:
Речь – это специфически человеческий способ формулирования мысли посредствам языка. Речь без усвоения языка не возможна, в то время как язык может существовать и развиваться относительно независимо от человека, по законам, не связанным с его психологией. Ниже рассмотрим функции, виды речи и этапы ее становления.
Функции речи: 1. Функция обозначения (сигнификативная). Данная функция отличает речь человека от коммуникации животных. Так как у человека со словом связано представление о предмете или явлении, то взаимопонимание основано на единстве обозначения предметов и явлений воспринимающим и говорящим. 2. Функция обобщения. Данная функция связана с тем, что слово обозначает не только отдельный предмет, но и целую группу сходных предметов. Речь является носителем существенных признаков группы предметов или явлений. 3. Функция коммуникации. Данная функция связана с передачей информации в общении. Этапы становление речи: 4. фонетический период - до 2-х лет, когда ребенок еще не способен правильно усвоить звуковой облик слова. 5. грамматический период - до 3-х лет, когда звуковой облик усвоен, но не усвоены структурные закономерности организации высказывания. 6. семантический период - после 3-х лет, когда происходит усвоение понятийной отнесенности.
6.2. Процессы психической регуляции Процессы психической регуляции связаны с регулированием поведения и деятельности, к ним относят внимание, эмоциональные процессы и волю.
6.2.1. Внимание Психическая деятельность не может протекать целенаправленно и продуктивно, если человек не сосредотачивается на деятельности, что осуществляется благодаря процессу внимания. Внимание в настоящий момент является психическим феноменом, в отношении которого 22у психологов нет единого мнения. Можно выделить два основных аспекта разногласий: Во-первых, не существует единой точки зрения относительного того, рассматривать внимание как самостоятельный психический процесс или как особое состояние других психических процессов;
Во-вторых, существуют разногласия относительно того, к какому классу психических явлений следует отнести внимание: к познавательным психическим процессам или к процессам психической регуляции. В настоящем пособии мы будем придерживаться мнения относительно того, что внимание является процессом психической регуляции, так как одной из основных функций внимания является контроль и регуляция деятельности. Ниже мы рассмотрим понятие, виды и характеристики внимания. Внимание – это направленность и сосредоточенность психической деятельности на чем-либо. Виды внимания: 1. Непроизвольное внимание – пассивное, не связанное с участием воли, возникает и поддерживается независимо от стоящих перед человеком целей. Деятельность захватывает человека в силу своей занимательности и увлекательности. Можно выделить причины непроизвольного внимания: a) Внешний раздражитель, а именно сила, новизна и необычность раздражителя, например громкий звук или появление ранее отсутствующего раздражителя; b) Соответствие внешнего раздражителя внутреннему состоянию человека, так например, голодный человек будет обращать внимание на объекты, способные удовлетворить это состояние; c) Направленность человека, то есть то, что интересует человека больше всего и составляет сферу его интересов, например, при прогулке по городу учитель или психолог будет обращать внимание на людей, а архитектор на здания; d) Эмоции человека, то, что интересно человеку вызывает у него эмоциональный отклик и является причиной непроизвольного внимания. 2. Произвольное внимание обусловлено постановкой сознательной цели. Причины произвольного внимания по своему происхождению социальные, а не биологические, оно тесно связано с волей человека. 3. Послепроизвольное внимание – внимание, которое носит целенаправленный характер и первоначально требует волевых усилий, но затем человек включается в работу и интересным и значимым становится содержание и процесс деятельности. Характеристики внимания: 1. Устойчивость – длительность сохранения внимания на одном и том же объекте или одной и той же задаче, не отвлекаясь и не ослабляя внимание. Устойчивость не превышает 2-3 секунд, после чего наступает колебание внимания. Период устойчивости может достигать нескольких минут, но при этом длительность привлечения внимания зависит от возможности постоянно раскрывать в объекте новое содержание. 2. Концентрация – степень сосредоточенности внимания на одних объектах и его отвлечении от других. 3. Распределение – субъективно переживаемая способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно. 4. Переключаемость – это скорость перехода от одного вида деятельности к другому, с одного объекта на другой. 5. Предметность – связана со способностью выделять определенные комплексы сигналов в соответствии с поставленной задачей, личной значимостью, актуальностью сигналов и т.д.
6.2.2. Эмоции Эмоции это особый класс субъективных психологических состояний, сопровождающие любые проявления человеческой активности. Все, что мы делаем или, с чем мы сталкиваемся, вызывает у нас определенное отношение – симпатию, антипатию или безразличие. Эмоции способны предупреждать о разрушающем воздействии различных факторов, и поэтому являются одним из основных механизмов регуляции состояния организма и деятельности человека. В данном разделе будут даны определение, функции эмоций и виды эмоциональных состояний.
Эмоции – психические явления, отражающие в форме переживаний личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Функции эмоций: 1) Побуждающая функция. Эмоции не только сигнализируют о потребности или желании, но и настоятельно побуждают субъекта их удовлетворить. 2) Подкрепляющая функция. После удовлетворения потребности, возникает положительное или отрицательное состояние, которое в дальнейшем становится силой, побуждающей к достижению или избеганию подобных ситуаций. 3) Предвосхищающая функция. Эмоции сигнализируют человеку о возможном приятном или неприятном исходе событий. 4) Дифференцирующая функция. Данная функция проявляется в таких феноменах, как избирательность восприятия, направленность мышления и наличие аффективных комплексов. Эмоциональное отношение к происходящим событиям позволяет человеку отобрать из бесчисленного множества впечатлений те, которые отвечают его потребностям. 5) Синтезирующая функция. Данная функция эмоций проявляется в существовании совокупности образов, связанных с ситуацией, в которой возникло сильное эмоциональное переживание. Объекты данной ситуации могут возбудить пережитую эмоцию (например, вещи близкого человека могут вызывать печаль в случае его потери). 6) Функция мобилизации органов действия. Данная функция проявляется в сложной ситуации в состоянии аффекта, когда человек совершает действия, несопоставимые с его обычными возможностями. 7) Организующая функция. Эмоции объединяют все психические процессы для достижения одной цели. 8) Коммуникативная функция. Человек использует символические жесты, обозначающие эмоции, которые, переплетаясь с непроизвольными выразительными движениями, образуют «язык» эмоций и способствуют коммуникации человека.
|
|||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.199.243 (0.012 с.) |