Основные положения судебной геммологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные положения судебной геммологии



 

«Наука, на которую нельзя опереться заслуживает того, чтобы от неё отвернуться, если бы не надежда извлечь из неё пользу для сбережения сокровищ» – так определял значение науки (знаний) о драгоценностях выдающейся арабский ученый Бируни почти тысячу лет назад. Эти слова  оказались пророческими для геммологи. Современная геммология, является комплексно-синтетической наукой, которая рассматривает широкий спектр научно-практических проблем, связанных с драгоценными материалами, от вопросов их происхождения до применения и стоимости. Она изучает различные виды движения и формы обращения драгоценных камней и металлов в природе и жизнедеятельности человека. Имея собственную теоретическую базу специальных познаний, геммология формирует специфический набор научно-правовых положений, методологических основ, технологических мер и технических средств, необходимых и достаточных для разрешения задач, стоящих перед разными её областями: генетической, определительной, технологической, экономической и прикладной. Основой последней является экспертная деятельность, которая в нашей стране стала применяться уже в 40-е годы прошлого века. Количество преступлений, связанных с драгоценностями в это время стало сокращаться. И объяснялось это не только войной и более организованным государственным надзором за их производством, но и применением в следствии и судопроизводстве мер экспертного обеспечения. Инструкцией Прокуратуры СССР и НКЮ от 17.11.1943 года «О порядке изъятия, хранения и сдачи вещественных доказательств, ценностей и иного имущества, органами расследования и судами» предписывалось «определение металла (золото, серебро и пр.) производить по наличию пробы или по заключению специалиста» (см. таблицу 17.1. и 17.2.). По заключению специалистов предлагалось также определять драгоценные камни и жемчуг. При этом речь шла не только об участии сведущих лиц в проведении экспертиз, но и в производстве обыска и выемки, осуществляемых в процессе расследования уголовных дел.

Таблица 17.1.

Основные пробирные клейма удостоверяют соответствие изделия

требованиям пробирного надзора

 

– клеймо в виде лопатки, применяется для клеймения золотых изделий 375, 500, 585, 750 проб;
– клеймо в виде усеченно-овального с двух сторон эллипса. Применяется для клеймения серебряных изделий 800, 830, 875, 925, 960 проб;
– клеймо, усеченно-овальной формы. Применяется для клеймения палладиевых изделий 500, 850 проб;
– клеймо в виде прямоугольника со срезанными углами. Применяется для клеймения платиновых изделий 900, 950 проб.

 

Геммологи Гохрана и Пробирной палаты, накопив достаточный эмпирический материал, начали формировать на его базе концептуальные положения судебной геммологии, которая стала широко применяться правоохранительными и правоприменительными органами в т.ч. таможенными. При этом в процессе расследования ТПН и контрабанды драгоценных материалов учитывались некоторые особенности судебной геммологии, обусловленные применением специальных таможенноведческих познаний, и условиями использования ст.226.1. УК РФ.

Таблица 17.2.

Дополнительные клейма служат для клеймения разъемных и легко

отделяемых второстепенных частей изделия из драгоценного металла (один из разъемных элементов замка у браслета и т.п.)

 

– клеймо в виде прямоугольника. Применяется для клеймения золотых изделий установленных проб: 375, 500, 585, 750;
– клеймо в виде усеченного эллипса. Применяется для клеймения серебряных изделий установленных проб: 800, 830, 875, 925, 960;
– клеймо в виде прямоугольника с усеченными углами. Применяется для клеймения платиновых изделий 900 и 950 проб;
– клеймо в виде круга. Применяется при клеймении палладиевых изделий установленных 850 и 500 проб.

 

Государственный надзор стал осуществляться с целью контроля алмазного сырья вывозимого с территории Российской Федерации.

Партии необработанных природных алмазов, согласно постановления Правительства РФ от 6.02.2003 года № 67, должны иметь сертификат вывоза природных алмазов, подтверждающий их российскую принадлежность и отсутствие в них алмазов из зон конфликтов. Порядок заполнения и выдачи сертификатов вывоза утвержден приказом Минфина РФ от 5.03.2003 года № 23н.

В связи с вхождением страны в Кимберлийский процесс, а затем и в ВТО вектор государственного надзора сместился в сторону контроля качества экспортируемых партий бриллиантов (правильности их сортировки и оценки).

При вывозе экспортируемых партий бриллиантов, обязательным стало проведение их государственного контроля специалистами Гохрана, которые, по сути, выполняют экспертные исследования, решая следующие вопросы:

- имеет ли организация-экспортер документы, подтверждающие её лицензию, а также происхождение сырья (идентификация) и его использование для изготовления экспортируемой партии товара;

- соответствуют ли фактические аттестационные параметры драгоценных камней в предъявленной партии (цвет, чистота, форма огранки и размерно-весовая группа) данным, перечисленным в сопроводительной документации (верификация);

- соответствует ли аттестация драгоценных камней (сортировка и оценка), по представленной документации организации-экспортера нормативно – технической документации, действующей на таможенной территории стран Таможенного союза.

При положительных ответах в заключении делается запись, что данная партия рекомендуется к таможенному оформлению. Для сотрудников таможенных органов, оформляющих данную партию товара, этот вывод является ключевым для принятия решения о начале проведения таможенного контроля.

Устанавливался также процент выхода годных, т.е. возможность изготовления определенного количества бриллиантов соответствующего качества (цвета, чистоты, формы огранки, размерно-весовой группы) из указанного в документации сырья. Это имело важное значение для решения вопроса о добросовестности производственной деятельности добывающих и ограночных предприятий, а также выявления и пресечения нарушений законодательства Российской Федерации.

В таможенной практике противодействия контрабанде огранённых драгоценных камней (бриллиантов) встречаются разные случаи ТПН в т.ч. двойное таможенное оформление одних и тех же бриллиантов, изготовленных согласно подложной документации якобы двумя разными и независимыми друг от друга организациями-производителями.

Подлог основывался на том обстоятельстве, что достоверную подлинность (идентификацию) можно осуществить с помощью геммологической экспертизы, только на отдельных образцах, когда можно выявить и установить точные совпадения качественных (цветовых и весовых) характеристик бриллиантов. Для продукции объемом несколько сот или тысяч карат это осуществить очень трудно, практически невозможно. Поэтому лжеэкспорт этих бриллиантов проводился только для отчетности перед контролирующими организациями о закрытии лицензий и являлся полулегальным каналом контрабанды бриллиантов и алмазного сырья.

Разработка геммологической экспертизы была востребована жизненной необходимостью и обусловлена потребностями судопроизводства в уточнении и расширении доказательной базы, при расследовании правонарушений в сфере незаконного движения, обращения и перемещения драгоценных материалов. Экспертиза основывается на научно-правовых положениях судебной геммологии.

Среди различных форм использования специальных геммологических познаний судебная экспертиза, является основной, поскольку процессуальная форма ее проведения позволяет придать доказательственное значение полученным по делу данным, оформленным в виде заключения.

Таким образом, для успешной борьбы с криминалом драгоценных материалов необходимы были не только опытные работники правоприменительных и правоохранительных органов, но и институт сведущих лиц, обладающих специальными геммологическими познаниями.

Специальные геммологические познания – это совокупность научных знаний разных направлений (естественных, технических, экономических и правовых), связанных и объединенных особыми знаниями и опытом работы с драгоценными материалами. Их основными признаками можно считать актуальность и востребованность на современном этапе социально-экономического развития; структурную системность, представленную знанием и опытом, навыками и умением; уникальность, т.е. отсутствие общедоступности и общеизвестности знаний как по линии материнской науки, так и в области специальных знаний других наук и приобретение их в результате профессионального образования и дополнительной специальной подготовки.

Специальные геммологические познания нельзя получить только при вузовском образовании. Они приобретаются, главным образом, в процессе продолжительной профессиональной деятельности и специальной подготовки. Поэтому экспертами-геммологами следует считать универсально образованных людей, обладающих как энциклопедическими знаниями, так и специальными геммологическими познаниями, профессиональными навыками и умением применить свой опыт для органолептической и инструментальной оценки геммологических объектов в нужное время и в определенной обстановке.

Отличие экспертов-геммологов от других экспертов, заключатся в том, что оценку драгоценностей они проводят преимущественно органолептическим способом. Поэтому им необходимо обладать определёнными физиологическими особенностями: остротой зрения, нормальным восприятием цвета, внимательностью и т.д. Помимо знания драгоценностей, которое достигается базовым образованием, им необходимо постоянно тренироваться с рабочими или контрольными (эталонным) образцами. Специалистам, не имеющим базового образования, следует обучаться в системе повышения квалификации. Сегодня такое образование можно получить в МГУ, МГГРУ, РТА. Кроме этого эксперт, работающий в системе ФТС России проходит аттестацию и уполномочивается главной экспертно-квалификационной комиссией ЦЭКТУ ФТС России от 05.08.2010 г. «Об утверждении Положения об аттестации экспертов Центрального экспертно – криминалистического управления на право самостоятельного производства судебных экспертиз и положения о главной экспертно-квалификационной комиссии Центрального экспертно-криминалистического управления».

В России геммологическая оценка производится непосредственно на производственных и торговых предприятиях при описании и сортировке поставляемой потребителю продукции. Такую экспертную оценку нельзя считать независимой, т.к. невозможно полностью исключить фактор заинтересованности производителя в результатах оценки при составлении сертификата, либо описания характеристик драгоценного камня при оформлении паспорта изделия (ярлыка).

Необходимые условия работы с драгоценностями могут быть обеспечены только в специальных экспертных учреждениях, создаваемых в соответствующих ведомствах, например в Гохране, Пробирной палате, ФТС России и т.д.

Важность проведения геммологических экспертиз в лабораториях американский геммолог Джоббинс Е.А. обосновывал таким образом: «в наши дни чистые бездефектные рубины и изумруды требуют весьма тщательного исследования на предмет их естественного или искусственного происхождения и любые вызывающие сомнения камни лучше всего отправить в оснащенные современным сложным оборудованием лаборатории»[1].

Геммологичеслую экспертизу могут осуществлять также независимые геммологические лаборатории, государственные органы по сертификации.

Независимые геммологические лаборатории проводят работы по диагностике и оценке ювелирных камней и изделий с выдачей соответствующих экспертных заключений, являющихся итогом геммологического исследования и выражающих мнение лаборатории о качественных характеристиках камня. Однако они не имеют права выдавать сертификаты на бриллианты и осуществлять их стоимостную оценку. Отношение к таким лабораториям неоднозначное. Доверием пользуются только те из них, которые работают стабильно длительное время, достаточно оснащены, имеют квалифицированный персонал и хорошую репутацию. Такая деятельность лаборатории аналогична практике, принятой за рубежом.

В большинстве стран экспертизу проводят как брендовые организации (ГИА и др.), так и независимые геммологические лаборатории, не имеющие права осуществлять какие-либо коммерческие операции с драгоценными камнями и представлять интересы каких-либо организаций, фирм или частных лиц. Независимость лаборатории является одним из важных условий объективности исследования и повышает доверие клиента, поскольку снижает фактор субъективности и определяет достоверность окончательной оценки.

Центры сертификации действуют в рамках общей системы сертификации Пробирной палаты. Появление в свободной продаже сертифицированных бриллиантов явилось важным событием для отрасли. Действительно, с правовой точки зрения бриллиант после сертификации переходит в ранг ювелирных изделий и может относительно свободно обращаться на рынке (продаваться, покупаться, находиться во владении физического лица, закладываться в банк и т.д.).

Государственная система сертификации ориентирована на вовлечение в свободные рыночные отношения сертифицированных драгоценных камней. 25.11.1995 года Постановлением Правительства №1157 в качестве меры по либерализации рынка были разрешены операции с сертифицированными драгоценными камнями для частных лиц. Госстандарт зарегистрировал порядка семи различных систем в области сертификации драгоценных камней и ювелирных изделий. В апреле 1999 года вышло Постановление Правительства РФ № 372 «О сертификации драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них», согласно которому сертификация природных алмазов, а также ограненных драгоценных камней в случае реализации их физическим лицам в розничной торговле является обязательной. Кроме того, статья 14 Федерального закона от 26.03.1998 года № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» устанавливает, что в Российской Федерации осуществляется сертификация драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, которая представляет собой деятельность по подтверждению их соответствия установленным качественным и количественным характеристикам и техническим требованиям. Для подтверждения указанного соответствия выдается сертификат, а продукция в установленных системами сертификации случаях маркируется знаком соответствия. Перечень видов продукции, формы сертификации, а также случаи, когда эти виды продукции подлежат сертификации, определяются Правительством Российской Федерации. Организация работ по проведению указанной сертификации возлагается на специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 101; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.171.20 (0.019 с.)