Пятигорский медико-фармацевтический институт- 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пятигорский медико-фармацевтический институт-



ПЯТИГОРСКИЙ МЕДИКО-ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ-

филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

«ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

Кафедра биологии и физиологии

И.Н. Дьякова, Е.Г. Доркина, Г.С. Гутенева, Т.Г. Могиленко, О.С. Сивцева,

 Е.И. Безроднова, Ю.В. Соромытько, И.К. Парфенова, Н.В. Постникова

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ 1 КУРСА

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 33.05.01 «ФАРМАЦИЯ»

 ДИСЦИПЛИНА «НОРМАЛЬНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ»

I I СЕМЕСТР

Пятигорск, 2020

 

УДК 615.03(076.1)

ББК 52.81я56.6

Ч 49

И.Н. Дьякова, Доркина Е.Г., Г.С. Гутенева, Т.Г. Могиленко, О.С. Сивцева,

 Е.И. Безроднова, Ю.В. Соромытько, И.К. Парфенова, Н.В. Постникова

 

Методические рекомеданции для самостоятельной работы студентов 1 курса, специальность 33.05.01 «Фармация», дисциплина "Нормальная физиология"/ И.Н. Дьякова, Доркина Е.Г., Г.С. Гутенева, Т.Г. Могиленко, О.С. Сивцева,  Е.И. Безроднова, Ю.В. Соромытько, И.К. Парфенова, Н.В. Постникова – Пятигорск: ПМФИ - филиал ФГБОУ ВО ВолгГМУ Минздрава России, 2020. – 30 с.

 

 

Рецензенты: доцент, кандидат фармацевтических наук Терехов А.Ю.

 

                      

Рабочая тетрадь для самостоятельной работы студентов 1 курса, обучающихся по специальности 33.05.01 «Фармация», дисциплина "Нормальная физиология" и содержат названия тем, перечень вопросов для самоподготовки.

 

УДК 615.03(076.1)

ББК 52.81я56.6

 

 

Печатается по решению ЦМК

 

 

ПМФИ - филиал ФГБОУ ВО ВолгГМУ Минздрава России
Инструкция по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы

Самостоятельную внеаудиторную работу необходимо выполнять в отдельной тетради в клетку. В тетрадь необходимо переписать тему занятия. Перед выполнением заданий ознакомьтесь с вопросами для самоподготовки. Используя конспект лекции по теме и материалы учебников, дайте ответы на теоретические вопросы и решите ситуационную задачу согласно варианту.

Вариант задания определяется преподавателем на первом занятии.

Таблица поиска индивидуальных заданий по вариантам

Задания 1 – теоретический вопрос по теме, задание 2 – теоретический вопрос или ситуационная задача.

  Вар 1 Вар 2 Вар 3 Вар 4 Вар 5 Вар 6 Вар 7 Вар 8 Вар 9 Вар 10 Вар 11 Вар 12 Вар 13 Вар 14 Вар 15 Вар 16
1 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
2 16 15 14 13 12 11 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

ЗАНЯТИЕ № 1

Тема: Внутренняя среда организма.

По данной теме необходимо выполнить 3 задания. Задание 1,3-ответить на теоретические вопросы согласно варианту 2, – общие для всех.

Задание для выполнения самостоятельной работы

Задание I

Ответить на теоретические вопросы согласно варианту.

1. Дайте характеристику основным функциям крови.

2. Опишите состав плазмы крови.

3. Строение и функции эритроцитов.

4. Строение и функции лейкоцитов.

5. Свертывание крови, как защитная реакция организма.

6. Физиологические основы переливания крови.

7. Что такое резус-фактор и каково его значение для организма?

8. Защитные функции гистогематических барьеров.

9. Воспаление является защитной реакцией организма на инфекцию. Когда рекомендуется проводить клинический анализ крови и почему?

10. Почему при неполноценном питании у людей возникают отеки?

11. Иммунологический конфликт по антигенной системе резус происходит в случаях беременности, когда мать имеет резус-отрицательную кровь, а плод – резус-положительную. Почему?

12. Какая группа крови обследуемого, если при определении его группы крови оказалось, что агглютинация произошла во всех каплях групп системы АВО? Что такое агглютинация и какие факторы в ней участвуют?

13. Чтобы защитить человека от кровопотери, ему надо ввести около 250 мл крови (вторая группа крови, резус-отрицательная). Какую донорскую кровь можно использовать и почему?

14. Защитной реакцией организма в некоторых случаях является повышение содержания эозинофилов. Как называется повышенное содержание эозинофилов? В каких случаях это может наблюдаться у ребенка?

15. К чему приводит дефицит витамина К? На какие факторы крови он влияет?

16. В результате свертывания крови образуется сгусток - тромб, который защищает поврежденный сосуд. Из чего состоит этот сгусток и как после этого может восстановиться просвет сосуда?

 

Задание II

Задача №1

Клинический анализ крови, в частности, определение содержания лейкоцитов, рекомендуется производить утром, сразу же после сна. Почему?

Задача №2

Люди потерпели кораблекрушение и, испытывая жажду, начали пить морскую воду. В результате чего жажда усилилась, появились слабость, галлюцинации, потери сознания, возникла угроза гибели. Почему?

Задача №3

При длительном пропускании раствора Рингер-Локка через изолированные органы животных развился отек и только при замене Рингер-Локка на кровяную плазму состояние изолированного органа нормализовалось. Почему?

Во время войн и стихийных бедствий, сопровождающихся неполноценным питанием, у людей возникали отеки. Почему?

Задача №5

Что может произойти в организме плода, если мать имеет резус-отрицательную кровь, а кровь плода резус-положительная?

Задача №6

В связи с травмой человеком потеряно более 1 л крови. Имеются показания к массивному переливанию крови. Группа крови пострадавшего:

III- (В) резус-положительная. Какой группы донорскую кровь следуют использовать?

Задача №7

В экспериментальных целях у животных необходимо получить кровь и обеспечить её жидкое состояние. Перечислите средства и способы предотвращения свертывания крови.

Задача №8

Показатель активной реакции крови (рН) в артериальной крови составляет 7,42, в венозной 7,35, внутри клеток 7,0– 7,2. Чем объясняются эти различия?

Задача №9

При определении групп крови оказалось, что агглютинация крови обследуемого произошла в каплях сыворотки всех групп системы АВО. Какова группа крови обследуемого?

Количество лейкоцитов / л (в норме / л)

Базофилы (%)

Эозинофилы (%)

Нейтрофилы (%)

Лимфоциты (%)

Моноциты (%)

Юные Палочко ядерные Сегменто ядерные
                 

ЗАНЯТИЕ № 2

Тема: Иммунная система

По данной теме необходимо выполнить 2 задания. Задание 1, 2-ответить на теоретические вопросы согласно варианту.

 

Задания для выполнения самостоятельной работы

Задание I

Ответить на теоретические вопросы согласно варианту.

1. Почему, когда в группе один студент заболел корью, остальные студенты этой болезнью не заболели?

2. Какие клетки крови участвуют в противоглистном иммунитете?

3. Почему у людей во время длительных диет, сопровождающихся неполноценным питанием, чаще возникали острые и обострялись хронические воспалительные заболевания?

4. Почему жизненный цикл разных видов лейкоцитов различен: одни лейкоциты живут часы, дни, а другие – на протяжении всей жизни человека?

5. Какими методами можно предотвратить резус-конфликт, который возникает при повторных беременностях, если мать имеет резус-отрицательную кровь, а плод – резус-положительную?

6. Почему одни клетки, участвующие в фагоцитозе, называются макрофаги, а другие – микрофаги? Где они вырабатываются?

7. Какие клетки обеспечиваю клеточный иммунитет и почему?

8. Какую роль выполняет кожа человека в формировании иммунитета?

9. Почему при гипертрофии глоточной миндалины (аденоидах) дети спят с открытым ртом?

10. Почему для профилактики и лечения гриппа применяются интерфероны?

11. Какой иммуноглобулин может находиться в крови, слюне, кишечнике, легких? Какие клетки его синтезируют?

12. Какую роль играют NK-клетки (естественные киллеры) в организме?

13. Каково строение периферических органов иммунной системы: селезенки, лимфатических узлов?

14. Какие факторы обеспечивают неспецифический клеточный иммунитет?

15. Какие основные функции выполняют иммуноглобулины?

Как осуществляется нейрогуморальная регуляция иммунной системы


Задание II

Задача №1

Дайте характеристику иммунитета. Ребенок, 7 лет, прививался АДС (адсорбированный дифтерийно-столбнячный анатоксин).

Задача №2

Дайте характеристику иммунитета. Реконвалесцент брюшного тифа (возбудитель брюшного тифа экзотоксина не образует).

Задача №3

Дайте характеристику иммунитета. Ребенку 2-х лет, не привитому против кори и имевшему контакт с больным корью, был введен противокоревой иммуноглобулин.

Задача №4

Дайте характеристику иммунитета. Ребенку 21 день. Мать ребенка в течение жизни прививалась, болела инфекционными заболеваниями.

Задача №5

Дайте характеристику иммунитета. Человек, как вид, невосприимчив к чуме собак.

ЗАНЯТИЕ № 3

ЗАНЯТИЕ № 4

Задание I

 

1. Сделать подписи к цифрам на рис. 1, обозначающим предсердия и сосуды, несущие кровь в предсердия.

2. Сделать подписи к цифрам на рис.1, обозначающим желудочки и сосуды, несущие кровь из желудочков.

3. Дать характеристику клапанному аппарату сердца.

4. Дать характеристику проводящей системы сердца, сделать обозначения элементов проводящей системы на рис.1.

5. Описать фазы потенциала действия сердечной мышцы.

6. Описать фазы возбудимости кардиомиоцитов.

7. Дайте краткую характеристику закону Гаскела.

8. Дайте краткую характеристику закону Боудича.

9. Дайте краткую характеристику закону Старлинга.

10. Описать особенности кровоснабжения сердца.

11. Дать характеристику систолического и минутного объема сердца.

12. Описать строение стенки сердца.

13. Перечислить свойства сердечной мышцы. Дать краткую характеристику автоматии.

14. Перечислить свойства сердечной мышцы. Дать краткую характеристику возбудимости сердечной мышцы.

15. Перечислить свойства сердечной мышцы. Дать краткую характеристику проводимости сердечной мышцы.

16. На кардиограмме при регистрации экстрасистолы видно, что экстрасистола всегда ниже нормального сокращения. Почему?


Задание I I

Рис. 1. Строение сердца 1 – 2 – 3 – 4 – 5 – 6 – 7 – 8 – 9 – 10 – 11 – 12 – 13 – 14 – 15 – 16 – 17 – 18 – 19 –    

ЗАНЯТИЕ № 5

Задание I

1. Описать строение стенки артерии.

2. Описать строение стенки вены.

3. Описать строение стенок артериол и венул.

4. Перечислить сосуды микроциркуляторного русла.

5. Назвать функции сосудов микроциркуляторного русла.

6. Дать характеристику амортизирующим сосудам.

7. Дать характеристику резистивным сосудам.

8. Дать характеристику обменным и емкостным сосудам.

9. Дать характеристику объемной и линейной скорости кровотока.

10. Описать метод измерения кровяного давления у человека.

11. Дать характеристику пульсу.

12. Как изменяется линейная и объемная скорость кровотока по ходу сосудистого русла?

13. Дать характеристику систолическому, диастолическому, пульсовому, среднему артериальному давлениям.

14. Перечислите факторы, влияющие на уровень артериального давления.

15. Как изменяется величина кровяного давления по ходу сосудистого русла?

16. Перечислите факторы, обеспечивающие движение крови по венам.

Задание I I

Задача №1

Два человека (спортсмен и физически нетренированный) пробежали 100м. У обоих увеличился МОК (минутный объем крови). За счет каких механизмов это произошло у каждого из них?

Задача №2

Почему ЧСС у сидящего и тем более у стоящего человека больше, чем у лежащего?

Задача №3

Как будет изменяться артериальное давление и работа сердца при физической нагрузке? Какими механизмами обеспечиваются эти изменения?

Задача №4

Как изменится сердечная деятельность, если человек из вертикального положения перейдет в горизонтальное – быстро ляжет (ортостатическая проба)?

Задача №5

Во время волнения у человека может возникнуть нарушение ритмической деятельности сердца вследствие появления экстрасистол. Один человек ощущает экстрасистолу в виде толчка в грудную клетку, другой в виде «перебоя», «замирания» сердца. В чем причина?

Задача №6

На кардиограмме при регистрации экстрасистолы видно, что экстрасистола всегда ниже нормального сокращения. Почему?

Задача №7

При повышенной возбудимости сердечной мышцы, сопровождающейся тахикардией, экстрасистолией назначают препараты калия. Почему?

 

ЗАНЯТИЕ № 6

Задание I

 

1. Перечислите сосудосуживающие вещества и укажите место их выработки.

2. Назовите эфферентные нервы и укажите их эффект на работу сердца и тонус сосудов.

3. Опишите механизм действия ренин-ангиотензин-альдостероновой системы.

4. При повышенной возбудимости сердечной мышцы, сопровождающейся тахикардией, экстрасистолией назначают препараты калия. Почему?

5. У человека после физической нагрузки или эмоционального стресса повысилось артериальное давление. Какие механизмы включаются для его нормализации?

6. Какой эффект более длительный: от раздражения блуждающего нерва или симпатического нерва, подходящих к сердцу?

7. Если одновременно проводить электростимуляцию сердечных центров симпатической и парасимпатической нервной системы, то какое из возбуждений первым дойдет до сердца?

8.  Почему частота сердечных сокращений у сидящего человека и тем более стоящего больше, чем у лежащего?

9. Какими механизмами обеспечивается изменение артериального давления и работа сердца при физической нагрузке?

10. Как изменится сердечная деятельность, если человек из вертикального положения быстро перейдет в горизонтальное (ортостатическая проба)?

11. Какими механизмами обеспечивается нормализация артериального давления и работа сердца после эмоционального стресса?

12. Что произойдет при увеличении притока венозной крови к сердцу?

13. Какие механизмы включаются в изменение артериального давления и работы сердца у спортсмена на старте?

14. Два человека (спортсмен и физически нетренированный) пробежали 100м. У обоих увеличился МОК (минутный объем крови). За счет каких механизмов это произошло у каждого из них?

 

15. Как будет меняться просвет коронарных сосудов при поверхностном дыхании или задержке дыхания?

16. Как изменится работа сердца при гиперфункции щитовидной железы и почему?

Задание I I

Задача №1

У человека после физической нагрузки или эмоционального стресса повысилось артериальное давление. Какие механизмы включаются для его нормализации?

Задача №2

Как изменится сердечная деятельность и АД при эмоциональном стрессе, например, при сдаче экзамена?

Задача №3

Какой эффект более длительный: от раздражения блуждающего нерва или симпатического нерва, подходящих к сердцу?

Задача №4

Если одновременно проводить электростимуляцию сердечных центров симпатической и парасимпатической нервной системы, то какое из возбуждений первым дойдет до сердца?

Задача №5

Лето. Жарко. Как эти условия отразятся на работе сердца и тонусе сосудов?

Задача №6

Как будет меняться деятельность сердечно-сосудистой системы при холоде?

Задача №7

Человек получил болевое раздражение. Как будет меняться деятельность сердца, тонус сосудов?

Задача №8

Перед экзаменами у студентов повышается артериальное давление и учащается сердцебиение. Аналогичные изменения наблюдаются у спортсменов на старте. Какие механизмы включаются при этом и каков их физиологический смысл?

Задача №9

Как будет меняться просвет коронарных сосудов при поверхностном дыхании или задержке дыхания?

Задача №10

Как изменятся работа сердца при гиперфункции щитовидной железы?

Задача №11

Почему во время эмоционального стресса одни сосуды организма суживаются, а другие расширяются?

Задача №12

Как будет изменяться работа сердца, если появятся застойные явления в венозной системе?

Задача №13

У человека резко понизилось АД (артериальное давление). Какие механизмы включаются для его нормализации?

Задача №14

При физической нагрузке сосуды работающих мышц расширяются. Каков механизм этого явления?

Задача №15

Боксеру на ринге противник нанес удар в область солнечного сплетения. Какая реакция возникла у боксера и каков ее механизм?

 

 

ЗАНЯТИЕ № 7

Задание I

1. В чем заключается «правильное» дыхание и каково его значение для здоровья человека (носовое дыхание)? Каковы правила искусственного дыхания?

2. Механизм внешнего дыхания. Биомеханика вдоха и выдоха. Значение диафрагмы и межреберных мышц. Дополнительные мышцы вдоха и выдоха.

3. Отрицательное давление в межплевральном пространстве. Причины его возникновения. Изменения давления в плевральной полости при вдохе и при выдохе. Значение отрицательного давления для дыхания и кровообращения. Понятие о пневмотораксе.

4. Дать определение терминам: эйпноэ, апноэ, гиперпноэ, нормокапния, гипокапния, гиперкапния, гипоксия, гипоксемия, гипероксия.

5. Жизненная емкость легких, объемы ее составляющие (дыхательный объем (ДО), резервный объем вдоха (РОвд), резервный объем выдоха (РОвыд).

6. Газообмен в лёгких. Парциальное давление газов (О2 и СО2) в альвеолярном воздухе и напряжение газов в крови. Основные закономерности перехода газов через мембрану.

7. При спирометрии найдено, что жизненная емкость легких испытуемого равна 4000 мл, а объемы дополнительного и резервного воздуха составляют 1700 мл каждый. Чему равны объем дыхательного воздуха и минутный объем дыхания, если частота дыхания составляет 16 в минуту?

8. Рассчитайте, какая часть альвеолярного воздуха обновляется во время каждого вдоха, если: дыхательный объем – 600 мл, остаточный объем – 1000 мл, резервный объем – 1800 мл, объем мертвого пространства – 150 мл?

9. Какими путями будет осуществляться поддержание постоянства газовой среды организма, если человек длительное время пребывает в условиях высокогорья?

10. Почему при быстром подъеме водолаза может наблюдаться головокружение, одышка, потеря сознания?

11. Два человека (одного возраста и телосложения) участвуют в беге на 1000 м. В конце дистанции минутный объем дыхания (МОД) у первого составляет 12 л при частоте дыхания 40 в минуту, у второго – 12 л при частоте дыхания 60 в минуту. Кто из этих людей является более тренированным? За счет чего изменяется МОД – тренированного и нетренированного человека?

12. Значение сурфактанта для дыхания.

13. Принципы организации функциональной системы дыхания.

14. Дыхание, его основные этапы.

15. Давление в плевральной полости и его происхождение и роль в механизме внешнего дыхания. Изменения давления в плевральной полости в разные фазы дыхательного цикл.

 

Задание I I

Рассмотреть рисунок и описать по стадиям механизмы вдоха и выдоха


ЗАНЯТИЕ № 8 (Лабораторное)

Тема: Регуляция дыхания.

По данной теме необходимо выполнить 2 задания. Задание 1, 2-ответить на теоретические вопросы согласно варианту.

 

Задания для выполнения самостоятельной работы

Задание I

1. Иннервация дыхательных мышц.

2. Дыхательный центр. Современные представления о структуре и локализации. Автоматия дыхательного центра.

3. Зависимость деятельности дыхательного центра от газового состава крови.

4. Роль хеморецепторов в регуляции дыхания.

5. Роль механорецепторов в регуляции дыхания.

6. Роль углекислоты в регуляции дыхания.

7. Влияние на дыхательный центр раздражения различных рецепторов и отделов ЦНС.

8.Условно-рефлекторная регуляция дыхания.

9.Защитные дыхательные рефлексы.

10. Что такое защитные дыхательные рефлексы, их нервные центры

11. Чем объяснить, что у бульбарного животного (после перерезки мозга между мостом и продолговатым мозгом) наблюдается судорожное дыхание, для которого характерны короткие быстрые вдохи и длительные паузы.

12. Особенности дыхания в различных условиях- дыхание при мышечной работе

13. Особенности дыхания в различных условиях- дыхание при пониженном атмосферном давлении -высотная болезнь.

14. Особенности дыхания в различных условиях- дыхание при повышенном атмосферном давлении - кессонная болезнь.

15. Особенности дыхания в различных условиях-  искусственное дыхание;

16. Особенности дыхания в различных условиях-  периодическое дыхание;

Задание II

Задача №1

После гипервентиляции наступает задержка дыхания. Объясните причину такой задержки.

Задача №2

Почему, поднявшись на определенную высоту, человек ощущает, что он не дышит?

Задача №3

Певец, не переводя дыхания 15 сек., выполнял фермато (длинную ноту). Сколько мл воздуха могло проходить в 1 сек. в это время через его голосовую щель? ЖЕЛ у мужчин 5000 мл.

Задача №4

В какую фазу задерживается дыхание при глотании?

Задача №5

Изменится ли дыхание после перерезки ствола мозга между варолиевым мостом и продолговатым мозгом при сохранении целостности блуждающих нервов? Что произойдет, если еще перерезать и блуждающий нерв?

Ответ: Дыхание будет редким и глубоким. Это обусловлено нарушением связи

Задача №6

Каким путем будет осуществляться поддержание постоянства газовой среды организма, если человек длительное время пребывает в условиях высокогорья?

Задача №7

Два человека (одного возраста и телосложения) участвуют в беге на 1000 м. В конце дистанции минутный объем дыхания (МОД) у первого составляет 12 л при частоте дыхания 40 в минуту, у второго – 12 л при частоте дыхания 60 в минуту. Кто из этих людей является более тренированным? За счет чего изменяется МОД – тренированного и нетренированного человека?

Задача №8

Давление атмосферного воздуха 760 мм. рт. ст. Какова величина внутриплеврального давления у человека в момент вдоха и выдоха (при покое)?

Задача №9

При спирометрии найдено, что жизненная емкость легких испытуемого равна 4000 мл, а объем дополнительного и резервного воздуха составляет 1700 мл каждый. Вычислите: а) чему равен объем дыхательного воздуха и б) минутный объем дыхания (МОД), если частота дыхания составляет 16 в минуту?

Задача №10

Как изменится дыхание испытуемого, если во вдыхаемом воздухе повысится содержание углекислого газа и снизится содержание кислорода?

ЗАНЯТИЕ № 9

Блоковая контрольная работа

ЗАНЯТИЕ № 10

Задание I

1. Назовите основные отделы пищеварительного тракта и опишите строение его стенки.

2. Назовите основные пищеварительные железы и определите, к какому типу они относятся.

3. Опишите особенности строения стенки желудка.

4. Опишите функции главных, обкладочных и добавочных клеток слизистой желудка.

5. Опишите состав желудочного сока.

6. Опишите состав слюны.

7. Опишите защитные компоненты слюны и желудочного сока.

8. Опишите фазы секреции желудочного сока.

9. Животные зализывают раны. Какое это имеет значение?

10. Почему в норме желудок сам себя не переваривает? Почему хронические стрессы могут привести к поражению слизистой оболочки желудка?

11. Будет ли отличаться количество сока и продолжительность сокоотделения из малого Павловского желудочка при «мнимом» и истинном кормлении?

12. Какой физиологический механизм лежит в основе распространенной поговорки «слюнки текут»?

13. В одну из пробирок с белком фибрином налили 0,5% раствор соляной кислоты, а в другую - желудочный сок. Обе пробирки на 30 минут поставили в термостат (37оС). Что произойдет с фибрином в первой и второй пробирках?

14. Почему после приема горячей пищи некоторое время отсутствуют вкусовые ощущения.

15. Почему больному, у которого повышена кислотность желудочного сока, не рекомендуется есть жаренное мясо?

16. В какой степени (сопоставимо с желудком) изменится секреторная функция тонких кишок после перерезки блуждающего нерва?


 

ЗАНЯТИЕ № 11

И поджелудочной железы

По данной теме необходимо выполнить 2 задания. Задание 1-ответить на теоретические вопросы согласно варианту, задание 2- общее для всех.

 

Задания для выполнения самостоятельной работы

Задание I

1. Опишите непищеварительные функции печени.

2. Опишите особенности строения печени.

3. Опишите состав желчи.

4. Опишите функции желчи.

5. Опишите строение печеночной дольки.

6. Опишите особенности строения поджелудочной железы. Укажите, к какому типу секреции она относится.

7. Опишите состав поджелудочного сока. Укажите функцию гидрокарбоната натрия.

8. Укажите фазы секреции поджелудочной железы.

9. Стеаторея – это выведение с калом негидролизованного жира. Какой процесс пищеварения нарушен, если у больного наблюдается данное состояние?

10. Почему при забросе желчи в протоки поджелудочной железы в ней могут развиваться воспалительные процессы?

11. Как отразится на процессе пищеварения снижение поступления желчи в кишечник?

12. Поджелудочная железа сама себя не переваривает. Чем можно это объяснить?

13. Необходимо создать состояние функционального покоя для секреторных клеток поджелудочной железы. Что предлагает врач больному в таком случае?

14. Почему дозировка лекарственных препаратов для лиц с заболеваниями печени, а также для новорожденных детей и людей пожилого возраста снижается?

15. Как изменится секреция поджелудочной железы, если в желудке уменьшится выработка соляной кислоты? Почему?

16. Как изменится секреция поджелудочной железы при введении в двенадцатиперстную кишку раствора соляной кислоты? Почему?


Задание II

Заполнить таблицу: Ферменты поджелудочной железы

Ферменты поджелудочной железы Форма секреции Действие
Α-амилаза    
Липаза    
Фосфолипаза А    
Кокорбоксилэстераза    
Трипсин    
Химотрипсин    
Эластаза    
Нуклеазы    
Карбоксипептидаза А, В    

 

ЗАНЯТИЕ № 12

Задание I

Задания для выполнения самостоятельной работы

1. Опишите особенности строения слизистой тонкого кишечника.

2. Какие клетки входят в состав эпителия тонкого кишечника, и какие функции они выполняют?

3. Перечислите все отделы тонкого и толстого кишечника с описанием особенностей строения стенки тракта.

4. Опишите состав кишечного сока.

5. Какова длина отделов пищеварительного тракта и длительность нахождения пищи в них.

6. Опишите моторную функцию тонкого и толстого кишечников.

7. Опишите особенности всасывания в различных отделах пищеварительного тракта.

8. Какие функции выполняет толстый кишечник? Какова роль микрофлоры толстого кишечника?

9. Почему людям, страдающим запорами, рекомендуют употреблять больше пиши, содержащей клетчатку?

10. Опишите роль Павлова И.П. в изучении функции пищеварительной системы.

11. Опишите виды пищеварения. Заслугой, какого ученого является открытие пристеночного пищеварения?

12. Почему перед проведением хирургических операций на органах брюшной полости назначают атропин?

13. У взрослого человека за сутки выделилось 8 л пищеварительных соков, 1,5 л мочи и 2 л пота, а количество питьевой воды при этом не превысило 2 л. Почему же в таком случае не было сгущения крови?

14. И селедка, и мясо вызывают жажду, однако, когда человек съел селедку, жажда появляется быстрее. Почему?

15. Почему длительный прием антибиотиков может привести к нарушению функций толстого кишечника?

16. Как осуществляется нейро-гуморальная регуляция процессов всасывания?

 

 

ЗАНЯТИЕ № 13

Задание I

Задания для выполнения самостоятельной работы

1. Какое количество энергии поступит в организм при потреблении 100 г воды и 10 г натрия хлорида (поваренной соли)?

2. К чему приводит повышение поступления белка в организм взрослого человека?

3. В пищевом рационе детей большую часть составляют белки. Почему?

4. Каковы могут быть последствия после длительного питания одним видом продуктов, например картофелем?

5. Рассчитайте дыхательный коэффициент, если испытуемый в минуту поглощает 0,4л кислорода и выделяет 0,36л углекислого газа. Может ли дыхательный коэффициент быть меньше 0,7?

6. Где выделяется больше энергии: при сгорании 1г белка в калориметрической бомбе или при окислении 1г белка в организме? Почему?

7. Рассчитайте расход энергии за час, если испытуемый поглощает в минуту 0,5л кислорода, а дыхательный коэффициент ровен 0,83.

8. Рассчитайте дыхательный коэффициент, если испытуемый в минуту поглощает 0,4л кислорода и выделяет 0,4л углекислого газа. Может ли дыхательный коэффициент быть больше 1?

9. Где выделяется больше энергии: при сгорании 1г жира в калориметрической бомбе или при окислении 1г жира в организме? Почему?

10.  Рассчитайте расход энергии за час, если испытуемый поглощает в минуту 0,7л кислорода, а дыхательный коэффициент ровен 0,94.

11. При окислении каких питательных веществ дыхательный коэффициент имеет наибольшую и наименьшую величину?

12. Чему равен дыхательный коэффициент при приеме смешанной пищи? Изменится ли он при интенсивной мышечной работе?

13. От чего зависит величина рабочей прибавки?

14. Какое количество энергии поступит в организм при потреблении 100 г жира и 10 г глюкозы?

15. К чему приводит недостаточное поступление белка в организм взрослого человека?

16. Какое количество энергии поступит в организм при потреблении 156 г жира и 40 г белка.

Задание II

Задача №1

Лицам с запорами, вызванными ослабленной моторной функцией толстой кишки, врачи рекомендуют употреблять пищу, содержащую растительную клетчатку. На чем это основано?

Задача №2

У взрослого человека за сутки выделилось 8 л пищеварительных соков, 1,5 л мочи и 2 л пота, а количество питьевой воды при этом не превысило 2 л. Почему же в таком случае не было сгущения крови?

Задача №3

И селедка, и мясо вызывают жажду, однако когда человек съел селедку жажда появляется быстрее. Почему?

Задача №4.

Какую пищу студенту следует есть перед экзаменом?

Задача №5

Как изменится секреция поджелудочной железы при введении в двенадцатиперстную кишку раствора соляной кислоты?

Задача №6

Необходимо создать состояние функционального покоя для секреторных клеток поджелудочной железы. Что предлагает врач больному в таком случае?

Задача №7

Дозировка лекарственных препаратов для лиц с заболеваниями печени, а также для новорожденных детей и людей пожилого и старческого возраста снижается. Что является причиной?

Задача №8

Почему поджелудочная железа сама себя на переваривает?

Задача №9

Человек не позавтракал и до вечера ничего не ел; в какой последовательности будут у него расходоваться депонированные питательные вещества: гликоген, жир? Используются ли для энергетических потребностей организма белки?

ЗАНЯТИЕ № 14

Задание I

Задание для выполнения самостоятельной работы

1. Назовите гормоны, влияющие на обмен белков. Укажите место их выработки и физиологический эффект.

2. Назовите гормоны, влияющие на обмен жиров. Укажите место их выработки и физиологический эффект.

3. Назовите гормоны, влияющие на обмен углеводов. Укажите место их выработки и физиологический эффект.

4. Опишите механизм действия антидиуретического гормона на обмен воды. Укажите место выработки данного гормона.

5. Назовите гормоны, влияющие на минеральный обмен. Укажите место их выработки и физиологический эффект.

6. Опишите механизмы отдачи тепла в окружающую среду.

7. Как осуществляется акклиматизация человека к холоду?

8. Как осуществляется акклиматизация человека к жаре?

9. Опишите механизм действия натрийуретического гормона на водно-солевой обмен. Укажите место выработки данного гормона.

10. У больных сахарным диабетом нарушается углеводный, белковый и жировой обмены. С каким гормоном связана данная патология. Какое влияние оказывает данный гормон на эти виды обмена?

11. Почему важна разминка у спортсменов перед стартом?

12.  После длительной и интенсивной тренировки спортсмен отказался от еды, объяснив это отсутствием аппетита. Какие физиологические механизмы определяют это состояние?

13. Почему при операциях на сердце или других органах создают пониженную температуру?

14. Когда потеря в весе будет больше: при выполнении физических упражнений при температуре 0 градусов или +20 градусов по Цельсию?

15. Почему меховые пальто и шерстяные вещи согревают, а льняные способствуют охлаждению?

16. Работникам горячего цеха для утоления жажды предлагают пить подсоленную воду. Почему?

ЗАНЯТИЕ № 15

Задание I

Задание для выполнения самостоятельной работы

1. Каким образом почки участвуют в регуляции кровообращения?

2. Какой механизм обеспечивает концентрирование мочи и сбережение воды для организма?

3. Как изменится эффективное фильтрационное давление в почке при повышении онкотического давления плазмы крови?

4. Роль почки в поддержании кислотно-щелочного равновесия.

5. Опишите механизм возникновения жажды.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 444; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.179.186 (0.237 с.)