Понятие налогового права и его место в системе российского права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие налогового права и его место в системе российского права



ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВ

Налоги и государство – это два тесно связанных между собою понятия.

  Ни одно государство не может осуществлять свою деятельность без определённой системы налогообложения, а налоги, в свою очередь, не могут существовать без государственного закрепления и поддержки.

  Появление налогов учёные связывают с периодом образования и становления первых государственных образований, когда появляется товарное производство, формируется первый государственный аппарат – чиновники, армия и суды.

  Налоги с момента своего возникновения являлись необходимым для государства инструментом мобилизации денежных средств для возможности выполнения этим государством своих непосредственных задач и функций.

  В становлении и развитии налогов можно выделить три основных периода.

  Первый (начальный) этап – начало XVII в. На данном этапе государство ещё не имеет финансового аппарата для сборов налогов. Так, само государство только закрепляло количество необходимых денежных средств, которые нужно было собрать в качестве налогов, а непосредственно их сбором занимался город или община. Это зачаточный этап для налогов, когда налоги были случайными и зависели только от волеизъявления властей.

  Второй этап –конецXVII – начало XVIII в. В это время происходили значительные изменения в статусе и функциях государств и в понятии государственности. Именно это и явилось причиной перехода налогов от случайных к постоянным. Образовалась стройная, рациональная и обоснованная система налогообложения.

  На данном этапе налоги приобретают значение центрального источника дохода государства, образовываются специальные государственные учреждения, которые выполняют от лица государства часть функций по налогообложению, а именно осуществляют наблюдение за сборами налогов и сам сбор налогов. Формируются первые налоговые системы, состоящие как из прямых, так из косвенных налогов.

  Третий этап. Начало его можно условно датировать XIX в. Его характерной чертой является уменьшение количества собираемых налогов, увеличение объёма и значения соблюдения прав при их установлении, закреплении и взимании.

  В рассматриваемый период все существующие функции в сфере налогообложения берёт на себя государство, в то время как региональные органы и власти представляют собой помощников государства, несмотря на то что они обладают некоторой самостоятельностью.

  В советский период основную налоговую базу страны составляли отчисления от прибыли предприятий, плата за здания, сооружения и оборудование предприятий и налог с оборота.

  В 1990-е гг. в России начался новый этап развития системы налогообложения, когда зарождалось новое устройство хозяйственной жизни общества.

ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ НАЛОГА

  Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащего им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (п. 1 ст. 8 НК РФ).

  Функции налога – это направления правового воздействия нормы налогового права на общественные отношения, обладающие постоянством, раскрывающие сущность налога и реализующие социальное назначение государства.

  Единого мнения среди учёных относительно количества функций налога нет. В качестве основных и общепринятых функций можно назвать следующие:

1)  фискальная функция, т.е. процесс формирования бюджетного фонда страны. Здесь очень чётко проявляется общественное значение налога – это обеспечение страны необходимыми финансовыми ресурсами. Посредством этой функции образуется централизованный денежный фонд страны, производится изъятие части доходов граждан и организаций для содержания государственного аппарата, обороны страны и определённой части непроизводственной сферы (учреждений культуры, учебных заведений, учреждений здравоохранения и др.);

2) регулирующая функция. Рассматриваемая функция налогов предполагает, что налоги влияют на экономику: стимулируют и сдерживают темпы воспроизводства, усиливают и ослабляют процесс накопления капитала и т.д. Налоги имеют большое значение для общества, так как государство, маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, существенно способствует решению актуальных для общества проблем;

3) стимулирующая функция. Эта функция по отношению к налогам проявляется в том, что государство посредством налогов, определённых льгот и санкций стимулирует технический прогресс, увеличивает число рабочих мест, стимулирует рост капиталовложений в производство и др. Стимулирование технического прогресса посредством налогов заключается в том, что суммы прибыли, которые направлены на реконструкцию, расширение производства товаров и оборудование для него и ряда других нужд, освобождаются от уплаты налогов;

4) распределительная функция. Данная функция заключается в том, что при помощи налогов в государственном бюджете происходит концентрация денежных средств, которые потом направляются на решение хозяйственных проблем, возникающих в обществе и носящих производственный и социальный характер. Указанные средства направляются также на финансирование крупных межотраслевых и комплексных федеральных целевых программ, например в сфере экономики страны или научно-технического прогресса.

ПРИЗНАКИ И ВИДЫ НАЛОГОВ

Из определения налога, данного в ст. 8 НК РФ, можно выделить следующие его основные признаки:

1) отчуждение имущества в виде денежных средств;

2) обязательность;

3) индивидуальная безвозмездность;

4) безвозвратность;

5) специальная цель – обеспечение финансовой деятельности публичного субъекта.

В качестве дополнительных к уже названным признакам можно отнести такие, как:

1) установление законом;

2) односторонний характер установления налога;

3) обеспеченность государственным принуждением;

4) отсутствие характера наказания или контрибуции.

 Выделяют различные виды налогов в зависимости от основания их классификации:

1)   по механизму формирования налога:

а) прямые – налоги на доходы и имущество;

б) косвенные – налоги на товары и услуги;

2) по порядку определения окладной суммы:

а) раскладочные (репартиционные) налоги – исходят из потребности покрыть конкретный расход;

б) количественные (долевые, квотативные) налоги – устанавливаются из возможности налогоплательщика заплатить налог. Эти налоги непосредственно или косвенно учитывают имущественное состояние (доходы) налогоплательщика;

3) как источник доходов бюджета:

а) закреплённые, т.е. налоги, которые на длительный период закреплены как источник бюджета;

б) регулирующие – налоги, суммы которых ежегодно при утверждении федерального бюджета перераспределяются между бюджетами для покрытия дефицита;

4) по порядку установления и введения:

а) федеральные налоги устанавливаются и вводятся решением высшего представительного органа государства, обязательны к уплате на всей территории РФ;

б) региональные налоги вводятся на территории субъекта РФ законом субъекта РФ;

в) местные налоги устанавливаются и вводятся нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательны к уплате на территории муниципального образования;

5) по бюджетному назначению:

а) общие налоги – налоги, не предназначенные для финансирования конкретного расхода;

б) целевые налоги – налоги, предназначенные непосредственно для покрытия определённых расходов;

6) по признаку периодичности:

а) регулярные налоги взимаются с определённой периодичностью в течение всего времени владения имуществом или занятия каким-то видом деятельности, приносящим доход;

б) разовые налоги, уплата которых связывается с событиями, не образующими системы.

 

 

ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ОТНОШЕНИЙ, РЕГУЛИРУЕМЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ О НАЛОГАХ И СБОРАХ

  Налоговые правоотношения – это общественные отношения в финансовой области, которые регулируются нормами налогового права. Они возникают по поводу взимания налогов с организаций и граждан и иных категорий налогоплательщиков.

  Согласно ст. 2 НК РФ законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ и отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

  Основное содержание налогового правоотношения – это обязанность налогоплательщика по внесению в бюджетную систему денежной суммы в соответствии с установленными ставками и в конкретно определенные сроки, а обязанность компетентных органов – обеспечить уплату налогов.

  Методом регулирования налоговых правоотношений является метод властных предписаний. Заключается он в том, что права и обязанности участников налоговых правоотношений определяются законами и иными нормативными актами.

Участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, согласно ст. 9 НК РФ являются:

1) налогоплательщики или плательщики сборов;

2) налоговые агенты;

3) налоговые органы;

4) таможенные органы.

Можно выделить следующие признаки налоговых правоотношений:

1) имущественный характер. Налоговое обязательство связано с передачей в пользу субъекта публичной власти денежных средств;

2) односторонняя обязательственность. Суть обязательства состоит в уплате налога;

3) субъективная определенность – налоговое обязательство имеет строго определённый состав участников. Платёж налога всегда проводится адресно;

4) активность. Налоговое обязательство – правоотношение активного типа. Налогоплательщик обязан совершить действие – заплатить налог, а налоговый орган имеет право требовать выполнения этой обязанности;

5) целенаправленность. Налогоплательщик вносит платежи в пользу государства для формирования ресурсов субъектов публичной власти;

6) гарантированность. Налоговое обязательство понуждается санкциями;

7) положительное содержание. Налоговому обязательству не свойственны требования воздержания от совершения действий.

Согласно п. 2 ст. 2 НК РФ законодательство о налогах и сборах не применяется к:

1) отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей;

2) отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой таможенных платежей, обжалования актов таможенных органов, действий их должностных лиц и привлечения к ответственности виновных лиц.

 

СИСТЕМА НАЛОГОВ И СБОРОВ РФ

  Система налогов и сборов РФ – это совокупность определённых налогов и сборов, которые образуют группы и тесно связаны между собой. Они взимаются в соответствии с правилами и порядком, установленными законодательством о налогах и сборах.

  В соответствии с главой 2 НК РФ система налогов и сборов состоит из 14 налогов и сборов и 4 специальных налоговых режимов.

В систему налогов и сборов РФ в настоящее время не включаются таможенные пошлины и сборы, платежи за пользование лесным фондом, платежи за негативное воздействие на окружающую среду, регулируемые специальными федеральными законами, которые ранее в неё входили.

  НК РФ предусматривает разделение налогов и сборов на 3 вида в зависимости от их территориального уровня:

1) федеральные налоги и сборы;

2) региональные налоги и сборы;

3) местные налоги и сборы.

Федеральные налоги и сборы устанавливаются  исключительно НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.

  К федеральным налогам и сборам отнесены:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог на доходы физических лиц;

4) налог на прибыль организаций;

5) налог на добычу полезных ископаемых;

6) водный налог;

7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

8) государственная пошлина.

Региональные налоги устанавливаются НК РФ и законами субъектов РФ о налогах, вводятся в действие в соответствии с НК РФ и законами субъектов РФ и обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов РФ.

К региональным налогам относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований.

  К местным налогам относятся земельный налог и налог на имущество физических лиц.

   Специальные налоговые режимы устанавливаются НК РФ и применяются в случаях и порядке, которые предусмотрены НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах.

  К специальным налоговым режимам относятся:

1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей;

2) упрощённая система налогообложения;

3) система налогообложения в виде единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности;

4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

 

ВИДЫ НАЛОГОВ

Под налогом согласно ст. 8 НК РФ понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащего им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

  В РФ установлены следующие виды налогов и сборов:

1) федеральные налоги и сборы;

2) региональные налоги и сборы;

3) местные налоги и сборы.

  Федеральные налоги и сборы устанавливаются исключительно НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.

Федеральные налоги являются самой многочисленной группой налогов.

  К федеральным налогам и сборам НК РФ относит:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог на доходы физических лиц;

4) налог на прибыль организаций;

5) налог на добычу полезных ископаемых;

6) водный налог;

7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

8) государственную пошлину.

  Региональные налоги отличаются следующими особенностями: они устанавливаются НК РФ и законами субъектов РФ о налогах, вводятся в действие в соответствии с НК РФ и законами субъектов РФ и обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов РФ (республики в составе РФ, края, области, автономной области, автономного округа, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

К региональным налогам относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. Местные налоги вводятся в действие в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге местные налоги устанавливаются и вводятся в действие законами этих субъектов РФ.

К местным налогам в настоящее время относятся только два налога:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц.

До недавнего времени в этот список добавляли налог на рекламу, налог на наследование или дарение и местные лицензионные сборы. Налоговый кодекс РФ устанавливает исчерпывающий перечень налогов и сборов. Органы государственной власти всех уровней не вправе вводить дополнительные (федеральные, региональные, местные) налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ. Федеральные, региональные и местные налоги и сборы могут быть отменены НК РФ.

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ

  Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащего им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (п. 1 ст. 8 НК РФ).

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определённых прав или выдачу разрешений (лицензий) (п. 2 ст. 8 НК РФ).

Федеральные налоги и сборы устанавливаются исключительно НК РФ, т.е. решение об установлении и введении федеральных налогов принимает высший представительный орган государства. Они обязательны к уплате на всей территории РФ, если другое не предусмотрено законодательством РФ. Федеральные налоги поступают не только в федеральный бюджет – они могут зачисляться в бюджеты самых различных уровней.

  Федеральные налоги являются самой многочисленной группой налогов. И именно федеральным налогам принадлежит ведущая роль в формировании государственных финансовых ресурсов.

  Положениями ст. 13 НК РФ к федеральным налогам и сборам отнесены:

1) налог на добавленную стоимость (с 01.01.2001 г. Согласно гл. 21 НК РФ);

2) акцизы (с 01.01.2001 г. Согласно гл. 22 НК РФ);

3) налог на доходы физических лиц (с 01.01.2001 г. Согласно гл. 23 НК РФ);

4) налог на прибыль организаций (с 01.01.2001 г. Согласно гл. 25 НК РФ);

5) налог на добычу полезных ископаемых (с 01.01.2001 г. Согласно гл. 26 НК РФ);

6) водный налог (с 01.01.2001 г. Согласно гл. 25.2 НК РФ);

7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов (с 01.01.2001 г. Согласно гл. 25.1 НК РФ);

8) государственная пошлина (с 01.01.2001 г. Согласно гл. 25.3 НК РФ). 

Из числа федеральных налогов можно выделить 3 основные группы:

1) платежи, полностью поступающие в федеральный бюджет (например, налог на добавленную стоимость);

2) платежи, регулирующие доходы бюджета, полностью или в определённой доле передающиеся в бюджеты субъектов РФ и в местные бюджеты (например, налог на доходы физических лиц, акцизы);

3) платежи, имеющие целевую направленность и поступающие в экономические фонды, включаемые в федеральный бюджет.   

РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ

    В соответствии с положениями, закреплёнными в п. 1 ст. 8 НК РФ, под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащего им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

В соответствии с положениями, закреплёнными в п. 2 ст. 8 НК РФ, под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определённых прав или выдачу разрешений (лицензий).

Региональные налоги устанавливаются НК РФ и законами субъектов РФ о налогах и сборах и обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов РФ, т.е. республики в составе РФ, края, области, автономной области, автономного округа, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

Они вводятся в действие и прекращают действовать на территориях соответствующих субъектов РФв соответствии с положениями НК РФ и законодательства этих субъектов о налогах и сборах.

  К региональным налогам в соответствии с положениями, закреплёнными в ст. 14 НК РФ, относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

  НК РФ содержит специальные статьи, в которых подробно раскрываются и регламентируются положения о каждом из региональных налогов: налог на имущество организаций – ст. 372 – 386 НК РФ, налог на игорный бизнес – ст. 364 – 371 НК РФ, транспортный налог – ст. 356 – 363.1 НК РФ. Данные статьи раскрывают положения о налогоплательщиках, объектах налогообложения, налоговых ставках, налоговой базе, налоговом периоде, порядке исчисления налогов по каждому виду региональных налогов.

  Положения, закреплённые в НК РФ, определяют, что, устанавливая региональный налог, представительные (законодательные) органы государственной власти соответствующих субъектов РФ определяют налоговые ставки (в пределах, установленных положениями НК РФ), порядок и сроки уплаты налогов, налоговые льготы. Другие элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются положениями НК РФ, т.е. на федеральном уровне (п. 3 ст. 12 НК РФ).

  Поступления от региональных налогов могут распределяться между бюджетами субъекта РФ и местными бюджетами.

 

МЕСТНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ

  Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. Местные налоги вводятся в действие в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.         

  В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге местные налоги устанавливаются и вводятся в действие законами этих субъектов РФ.

При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяются налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, налоговые льготы, основания и порядок их применения (п. 4 ст. 12 НК РФ).

Иные существенные элементы налогообложения по местным налогам определяются НК РФ.

  К местным налогам относится земельный налог и налог на имущество физических лиц (ст. 15 НК РФ).

  Поступления от местных налогов зачисляются в соответствующие местные бюджеты.

  Земельный налог и налог на имущество физических лиц устанавливаются НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах и обязательны к уплате на территории соответствующих поселений (межселенных территориях), городских округов, если иное не предусмотрено п. 7 ст. 12 НК РФ. Земельный налог и налог на имущество физических лиц вводятся в действие и прекращают действовать на территориях поселений (межселенных территориях), городских округов в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах.

Федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются НК РФ.

  Не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.

 

ЭЛЕМЕНТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

  Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения.

  Объектом налогообложения являются операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога. Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения (ст. 38 НК РФ).

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. Налоговая база и порядок её определения устанавливаются НК РФ (ст. 53 НК РФ);

Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании срока которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчётных периодов (ст. 55 НК РФ);

  Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговые ставки по федеральным налогам и размеры сборов по федеральным сборам устанавливаются НК РФ. Налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов РФ, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в пределах, установленных НК РФ (ст. 53 НК РФ);

  Порядок исчисления налога – налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. (ст. 52 НК РФ)

Порядок и сроки уплаты налога. Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном НК РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах. Подлежащая уплате сумма налога уплачивается налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки. Уплата налогов производится в наличной или безналичной форме.

При отсутствии банка налогоплательщик или налоговый агент, являющиеся физическими лицами, могут уплачивать налоги через кассу местной администрации либо через организацию федеральной почтовой связи (ст. 58 НК РФ). Сроки уплаты налогов и сборов также устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору и определяются датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено (ст. 57 НК РФ).

ПОНЯТИЕ СРОКА УПЛАТЫ НАЛОГОВ (СБОРОВ) И ПОРЯДОК ЕГО УСТАНОВЛЕНИЯ. ИЗМЕНЕНИЕ СРОКА УПЛАТЫ НАЛОГОВ И СБОРОВ

  Понятие срока уплаты налогов (сборов) и порядок их установления. Существенным элементом юридического состава налога является срок уплаты налога. Он устанавливается применительно к каждому конкретно определённому налогу и сбору.

Срок уплаты налогов и сборов может определяться:

1) календарной датой. Таким способом определяются сроки уплаты регулярных налогов (например, налога на прибыль);

2) истечением периода времени со дня события, которое обуславливает обязанность уплатить налог, исчисляемого годами, кварталами, месяцами и днями. Так определяется срок уплаты разовых налогов;

3) указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действием, которое должно быть совершено (например, уплатой государственной пошлины).

  В случаях, когда расчёт налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

  В соответствии с положениями, закреплёнными в ст. 45 НК РФ, налогоплательщик должен самостоятельно уплатить налог в срок, установленный законодательством РФ о налогах и сборах, а также он имеет право исполнить указанную обязанность досрочно. При уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных положениями НК РФ (п. 2 ст. 57 НК РФ).

  Неуплаченная или не полностью уплаченная в установленный срок сумма налога является недоимкой и, как следствие, основанием для принудительного взыскания с налогоплательщика соответствующих денежных сумм налоговым органом.

Изменение срока уплаты налогов и сборов. Изменением срока уплаты налога и сбора признаётся перенос установленного срока уплаты налога и сбора на более поздний срок (п. 1 ст. 61 НК РФ). Изменение установленного срока уплаты налога и сбора допускается только в порядке, предусмотренном положениями НК РФ (п. 1 ст. 57 НК РФ).

  Срок уплаты налога может быть изменён в отношении всей подлежащей уплате суммы налога либо её части с начислением процентов на неуплачённую сумму налога (п. 2 ст. 61 НК РФ).

НК РФ предусмотрены следующие формы изменения срока уплаты налога и сбора:

1) отсрочка;

2) рассрочка;

3) инвестиционный налоговый кредит.

  Изменение срока уплаты налога и сбора не отменяет существующей и не создаёт новой обязанности по уплате налога и сбора (п. 4 ст. 61 НК РФ).

 Изменение срока уплаты налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, пени производится в порядке, предусмотренном гл. 9 НК РФ, а именно ст. 61 НК РФ (п. 6 ст. 61 НК РФ).

 

 

ПОРЯДОК ИСТРЕБОВАНИЯ ДОКУМЕНТОВ. ВЫЕМКА ДОКУМЕНТОВ И ПРЕДМЕТОВ

Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы посредством вручения этому лицу (его представителю) требования о представлении документов.

Истребуемые документы представляются в виде заверенных проверяемым лицом копий. Копии документов организации заверяются подписью её руководителя (заместителя руководителя) и (или) иного уполномоченного лица и печатью этой организации, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

  Документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 дней со дня вручения соответствующего требования.

  Отказ от предоставления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаётся налоговым правонарушением и влечёт ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ.

В этом случае должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, производит выемку необходимых документов.

Выемка документов и предметов производится на основании утверждённого руководителем налогового органа (его заместителя) мотивированного постановления должностного лица, осуществляющего выездную налоговую проверку (ст. 94 НК РФ).

Должностное лицо налогового органа предъявляет постановление о производстве выемки и разъясняет присутствующим лицам их права и обязанности.

  Проверяемому лицу должно быть предложено добровольно выдать истребуемые документы и (или) предметы. В случае отказа выемка производится принудительно.

Не подлежат изъятию документы и предметы, не имеющие отношение к предмету налоговой проверки (п. 5 ст. 94 НК РФ).

  При отказе лица, у которого производится выемка, вскрыть помещения или иные места, где могут находиться подлежащие выемке документы и предметы, должностное лицо налогового органа вправе сделать это самостоятельно, избегая причинения не вызываемых необходимостью повреждений запоров, дверей и других предметов (п. 4 ст. 94 НК РФ).

  Подлинные документы могут быть изъяты только в случае, когда для проведения контрольных мероприятий недостаточно выемки копий документов налогоплательщика и есть основания полагать, что подлинники документов будут уничтожены или сокрыты.

  Заверенные копии изъятых документов передаются лицу, у которого они изымаются.

 Выемка документов и предметов производится в присутствии понятых и лиц, у которых производится выемка. В необходимых случаях для участия в производстве выемки приглашается специалист.

О производстве выемки, изъятия документов и предметов составляется протокол, копия которого вручается под расписку или высылается лицу, у которого эти документы и предметы были изъяты.

Статья 94 НК РФ содержит дополнительные требования к протоколу выемки: изъятые документы и предметы перечисляются и описываются с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а по возможности – их стоимости.

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВ

Налоги и государство – это два тесно связанных между собою понятия.

  Ни одно государство не может осуществлять свою деятельность без определённой системы налогообложения, а налоги, в свою очередь, не могут существовать без государственного закрепления и поддержки.

  Появление налогов учёные связывают с периодом образования и становления первых государственных образований, когда появляется товарное производство, формируется первый государственный аппарат – чиновники, армия и суды.

  Налоги с момента своего возникновения являлись необходимым для государства инструментом мобилизации денежных средств для возможности выполнения этим государством своих непосредственных задач и функций.

  В становлении и развитии налогов можно выделить три основных периода.

  Первый (начальный) этап – начало XVII в. На данном этапе государство ещё не имеет финансового аппарата для сборов налогов. Так, само государство только закрепляло количество необходимых денежных средств, которые нужно было собрать в качестве налогов, а непосредственно их сбором занимался город или община. Это зачаточный этап для налогов, когда налоги были случайными и зависели только от волеизъявления властей.

  Второй этап –конецXVII – начало XVIII в. В это время происходили значительные изменения в статусе и функциях государств и в понятии государственности. Именно это и явилось причиной перехода налогов от случайных к постоянным. Образовалась стройная, рациональная и обоснованная система налогообложения.

  На данном этапе налоги приобретают значение центрального источника дохода государства, образовываются специальные государственные учреждения, которые выполняют от лица государства часть функций по налогообложению, а именно осуществляют наблюдение за сборами налогов и сам сбор налогов. Формируются первые налоговые системы, состоящие как из прямых, так из косвенных налогов.

  Третий этап. Начало его можно условно датировать XIX в. Его характерной чертой является уменьшение количе



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 65; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.186.6 (0.156 с.)