Анализ конкурентной среды и положения предприятия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ конкурентной среды и положения предприятия



 

Анализ внутренней конкурентной среды организации состоит из переменных: управленческой, производственной, технологической среды и экономических результатов деятельности (см. п 2.1 настоящей главы) - все они тесно связаны между собой. Внутренние факторы - это ситуационные переменные внутри самой организации, являющиеся результатом управленческих решений. В связи с этим можно отметить, что все эти факторы находятся в прямой зависимости от выбранной политики деятельности фирмы.

Изучая управленческую среду организации, отметим, что каждый структурный отдел выполняет свои обязанности в соответствии с указаниями директора. Каждое должностное лицо выполняет свои функции в соответствии с должностной инструкцией.

Схематичное представление организационной структуры управления представлено в ПРИЛОЖЕНИИ 9. Организационная структура организации является линейно-функциональной. Полномочия сотрудников четко определены, отсутствует дублирование выполняемых функций.

Ассортиментная политика

Всю продукцию, выпускаемую заводом можно разделить на группы:

оборудование по переработке полимерных отходов, строительных отходов, отходов стекла;

оборудование по нанесению полимерных покрытий;

мнемосхемные диспетчерские щиты;

фильтры.

Продукция, выпускаемая организацией, является мелкосерийной, серийной и единичной, изготавливаемой по индивидуальным чертежам.

В организации используется такая товарная стратегия, как вариация товара. Предметом вариации выступают физические и функциональные свойства товара.

В связи с неритмичностью производства ассортиментные позиции организации не стабильны и зависят от многих факторов.

Одним из факторов низкой ритмичности производства является изменение потребностей заказчиков. Отметим, что объемы продаж по ассортиментному перечню во многом определяются ассортиментным перечнем производства, так как продукция, лежащая на складе не всегда соответствует требованиям заказчика. Кроме того, удельный вес продукции, изготавливаемой по чертежам заказчика, в общем объеме достаточно велик (свыше 50%).

Ценовая политика

Особенностью ценообразования является то, что большая часть продукции изготавливается по заказам клиентов, по разовым чертежам. В данном случае наибольшее значение имеет не цена продукции, а качество и сроки её изготовления, а также способность исполнить заказ. Несмотря на высокие цены на большую часть продукции, при заказе потребителем определенного набора продукции (комплект из различных видов продукции) общая цена получается аналогичной конкуренту или меньше.

При калькулировании цены в организации используется затратный метод (метод надбавок), при этом используются не фактические нормы расхода ресурсов, а плановые. Это позволяет при необходимости снизить цену, а также данная ситуация сложилась в связи со спецификой производства организации. Для получения заказа цена может быть снижена за счет таких факторов как прибыль (в первую очередь), материальные затраты, трудоемкость изготовления.

Таким образом, учетная политика организации строится на определении нормативов затрат на производство, дифференцированных по видам продукции.

В соответствии с законодательством Республики Беларусь предприятие может ежемесячно пересматривать уровни цен и повышать их в пределах уровня инфляции.

Сбытовая политика

Организация не имеет представительств, дочерних компаний. Собственная система сбыта организации включает отдел сбыта; руководство предприятия, принимающее решения о важнейших условиях сбыта; представителей организации, осуществляющих подготовку контрактов и контроль их исполнения.

Основной рынок сбыта продукции организации - Республика Беларусь, а также Россия, Украина, Литва, Латвия, Казахстан.

В настоящее время организация не отслеживает дальнейшее потребление своей продукции при продаже ее посредническим фирмам. Отсутствие узнаваемости продукции завода на рынке ставит перед организацией цель действовать на целевых рынках от своего имени, либо через посредников, но при упоминании своего имени.

В организации предполагается предпринять следующие шаги для координирования сбытовой деятельности при работе с посредниками:

создание дистрибьюторской сети;

заключение контрактов с дистрибьюторами, где существенными условиями являлись бы следующие оговорки:

а) оговорка об эксклюзивности продаж на определенной территории;

б) оговорка «генерального соглашения» (т.е. соглашения с генеральным дистрибьютором (официальным дилером) организации);

в) договор консигнации либо комиссии, в соответствии с которым дилер будет действовать от имени (по поручению) производителя;

г) агентский договор;

создание собственных представительств (либо совместных представительств с официальными дилерами);

создание дочерней организации, которая непосредственно занималась бы продажами продукции;

подписание договоров (долгосрочных рамочных соглашений) от своего лица с конечными потребителями.

Основным стратегическим направлением сбытовой деятельности организации является стратегия развития рынков. Данная стратегия предполагает освоение новых сегментов на выбранном региональном рынке, расширение сбытовой сети, проникновение на новые территориальные рынки.

Коммуникационная политика

Из всех средств коммуникации (реклама, стимулирование сбыта, личные продажи, связи с общественностью) в своей деятельности для привлечения новых клиентов организация активно использует только рекламную деятельность и личные продажи. Отсутствие мер стимулирования сбыта объясняется неконкурентными ценами на продукцию.

Связи с общественностью организация не использует по причине того, что в прошлом, когда промышленность в Российской Федерации была разрушена, за машиностроительной и металлообрабатывающей продукцией белорусских организаций установилось высокое мнение как о качественной и не дорогой.

Бюджет на рекламную деятельность организации формируется по методу исчисления от наличных средств.

Планово-экономическим отделом организации планируются затраты на производство; бюджет на рекламную деятельность утверждается в размере 0,02% от плановых затрат на производство. Отдел маркетинга подготавливает смету затрат на всю рекламную деятельность на предстоящий год, в которой указывается наименование мероприятия и плановая сумма затрат на него, а также предполагаемые сроки проведения.

Полиграфическая реклама: используется сувенирная продукция (ручки, пакеты, календари, зажигалки с нанесением логотипа компании), планшеты, буклеты, визитные карточки для специалистов завода.

В значительной степени завод использует выставочно-ярмарочную деятельность, особенно для продвижения своей продукции на зарубежный рынок.

Результаты анализа внутренней среды представим в виде таблицы (табл. 2.10).


Таблица 2.10 - Оценка внутренней маркетинговой среды организации

Сильные стороны Слабые стороны
1. Ассортимент ориентирован на потребителя 1. Низкая ритмичность производства
2. Конкурентоспособность по ценам на сложнотехническую продукцию 2. Высокая себестоимость продукции
3. При формировании цены учитываются все затраты на производство 3. Низкая активность мероприятий по формированию спроса и стимулированию сбыта
4. Высокая дифференциация продукции, разработка индивидуальных проектов 4. Цена не учитывает спрос и конкуренцию
5. Мобильность и гибкость технологического процесса 5. Отсутствие разветвленной сбытовой сети
6. Гибкость ассортимента  
7. Гибкость ценовой политики  
8. Положительная репутация у потребителей  

 

Примечание. Источник: собственная разработка

Анализ внешней конкурентной среды организации включает в себя определение угроз и возможностей для организации со стороны рынка и действий контрагентов. Факторы внешней среды в условиях рыночной экономики подвержены постоянным изменениям, что делает ее более «подвижной» и увеличивает уровень неопределенности. Очевиден вывод о том, что изменение внешних факторов конкурентной среды вызывает острую необходимость для предприятия, действующего на рынке постоянно выявлять и учитывать эти переменные в своей деятельности.

Анализ тенденций рынка деятельности

Со стороны государства РУП СКТБ «Металлополимер» пользуется поддержкой, так как организация осуществляет деятельность, одно из направлений которой является защита окружающей среды.

В целом, рынок сбыта организации можно условно разделить на сегменты по типу потребляемой продукции:

оборудование для переработки отходов полимерных материалов;

оборудование для получения полимерных порошковых покрытий;

волокнисто-пористые материалы (в т.ч. сорбент, аэраторы, фильтроэлементы);

прочая продукция.

По данным Белорусского научно-исследовательского центра «Экология» (г. Минск) ежегодно на территории Республики Беларусь более 2 млн отходов потребления, из которых до 50% составляет использованная упаковка (картон, бумага, стекло, пластмассы, древесина, металлы). В настоящее время доля пластиковых отходов в общем объеме так называемых ТБО и ТПО (твердые бытовые и промышленные отходы) составляет порядка 15%. В абсолютном выражении это составляет до 2 млн тонн полимерных отходов в Украине и 6 млн тонн - в России.

По своему химическому составу полимерные отходы - это поливинилхлорид, полистирол, полиэтелентерефталат, полипропилен и полиэтилен высокого и низкого давления с массовой долей в составе более 70%.

В основном полимерные отходы - это промышленные отходы производства: использованная пластиковая тара и упаковка промтоваров, бытовые полимерные изделия (посуда, фляги, ведра, мебель) и полимерное техническое оборудование (трубы, пленка, оболочки кабелей и т.д.). Особое место среди полимерных отходов занимают бутылки для напитков из полиэтелентерефталата (ПЭТ). Так объем и производства только по России превышает более 200 тысяч тонн в год.

В естественных условиях полимерные отходы разрушаются лишь в течение 80-300 лет и являются одним из основных факторов загрязнения окружающей среды.

Характеристика рынка вторичных материалов:

цены вторичных материалов на рынке определяются степенью их подготовки к переработке в изделия;

цена большинства гранулированных вторичных полимеров, усредненных по составу, составляет от 45 до 70% цены первичных полимеров;

цена вторичных полимеров сильно зависит от их цвета, т.е. от предварительной сортировки полимеров по цветам;

цены на изделия, полученные из первичных и вторичных полимеров, как правило, примерно одинаковы.

В Республике Беларусь принят Закон «Об обращении с отходами» от 20 июля 2007г., который содержит требования к обращению с отходами производства и потребления, коммунальными отходами, отходами, образующимися после утраты потребительских свойств товаров, в том числе и с отходами, образующимися на землях природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения. В Законе также содержатся требования по обращению с отходами при осуществлении градостроительной и строительной деятельности.

На основании Закона разработаны Областные программы по обращению с отходами на 2008-2012 гг. и проводится политика, стимулирующая привлечение инвестиций в создание и развитие производств по переработке отходов.

В Республике наблюдается тенденция роста объемов переработки отходов полимерных материалов, что предполагает стабильный спрос на оборудование по переработке. Потенциальными потребителями такого оборудования являются строительные и коммунальные предприятия, промышленные организации, РАЙПО и др.

Основные экспортные поставки оборудования для переработки полимерных отходов осуществляются в Российскую Федерацию.

Полимерные порошковые покрытия широко применяются в таких областях промышленности как строительство, станкостроение, автостроение, окрашивание бытовой техники, производство металлоизделий, окрашивание стекла и керамики.

Повышение спроса на оборудование для нанесения полимерного порошкового покрытия и волокнисто-пористые материалы обусловлено выполнением Республиканской программой энергосбережения и реализацией мероприятий по повышению энергетической эффективности производства, в т.ч. модернизации участков нанесения жидких лакокрасочных материалов и оснащением их оборудованием для нанесения полимерных порошковых красок.

Металлополимер является единственным производителем в Республике элементов аэрирующих трубчатых из полиэтилена с большой пропускной способностью по воздуху.

Покупатели и посредники

Основными заказчиками оборудования для переработки полимерных отходов производства РУП СКТБ «Металлополимер» в Беларуси являются природоохранные государственные организации, подразделения ЖКХ, райпо, «Вторресурсы»(80%), доля частных организаций в общем объеме поставляемого оборудования не превышает 20%.

Партнерами на белорусском рынке организации являются: "Метеор-эм" Минск, "Термопласт" Речица, Хойники "Коммунальник", "Беларуськалий" Солигорск, Жлобин РЭС "Гомельэнерго".

Среди партнеров на внешнем рынке можно выделить ООО "Ландыш" Башкортостан, ООО "Лессорб" Брянск, ООО "ЛИС" Москва, ООО "ЛИИС" Н. Челны.

Со стороны покупателей на внутреннем рынке угроз нет, на внешнем рынке - выбор продукции других организаций.

Поставщики

Поиск поставщиков осуществляется по каталогам организаций, с помощью средств массовой информации, а с 2006 года организация обращается к базе данных Белорусской универсальной товарной биржи.

Основными поставщиками продукции выступают ЧУП «Гомметаллобаза», ОАО «Полимерторг».

Основной угрозой со стороны поставщиков выступает цена, которая может повыситься из-за роста цен на мировых рынках.

В виду высокой материалоемкости продукции организации существует ряд причин, по которым закупку материальных ресурсов для производства выгоднее осуществлять у посредников, официальных дилеров и представителей заводов-изготовителей:

срок изготовления: на заводе-изготовителе он составляет 45 - 60 дней, что не позволяет выполнять заказы в сроки, оговариваемые в договорах с заказчиком;

условия оплаты: все заводы-изготовители работают только по 100% предоплате, а так как организация не всегда может оплатить в жесткие сроки, установленные заводами-изготовителями, то такие условия не выгодны;

объем поставок: минимальная партия, приобретаемая на заводе-изготовителе, составляет от 5-10 т одного наименования или порядка 60 т;

транспортные расходы: завод-изготовитель всегда поставляет изготавливаемую продукцию за счет покупателя, а посредник поставляет требуемые материалы, чаще всего, за свой счет (таким образом, затраты на доставку груза значительно снижаются, соответственно снижается и себестоимость изготавливаемой продукции).

Значит, приобретение сырья у посредников позволит снизить срок изготовления продукции, позволит снизить затраты на хранение больших партий материалов.

Однако и при закупке сырья у заводов-изготовителей имеются преимущества: отсутствие посредников и как следствие более низкая цена на сырье.

Конкуренты

Со стороны фирм, выпускающих товары-заменители на внутреннем рынке, угроз нет, так как СКТБ «Металлополимер» является единственным производителем большинства выпускаемой продукции.

Со стороны конкурентов - использование более дешевого сырья, является наибольшей угрозой. Основными на внешнем рынке конкурентам выступают ЗАО «Поиск» г. Ульяновск, ПО «Универсал» г. Москва, «БАЛИТЕКС» Китай, ООО «Экотехнология» г. Калуга.

Таким образом, РУП СКТБ «Металлополимер» является единственным производителем перечисленной выше продукции на внутреннем рынке. Все импортеры оборудования - организации частного бизнеса.

В настоящее время наблюдается рост спроса на оборудование, как на внутреннем рынке, так и на внешнем.

 

Таблица 2.11 - Результаты анализа внешней среды на деятельность организации

Возможности Угрозы
1. Повышение спроса на продукцию 1. Ужесточение конкуренции на внешних рынках
2.Модернизация технологического парка оборудования 2.Рост затрат на энергоносители для производственных целей
3.Расширение рынков сбыта в России, странах СНГ, дальнего зарубежья 3. Привязка к Российской Федерации в плане обеспечения сырьем и материалами
4. Упрощение системы организации закупочной деятельности 4. Организация совместных производств в России крупными фирмами
5. Расширение рынков сбыта за счет конкурентных преимуществ 5. Повышение таможенных пошлин на импортные комплектующие и сырье
6. Рост объемов продаж за счет привлечения к сотрудничеству посредников 6. Повышение цен на отдельные материалы
7. Благоприятные условия деятельности на территории Российской Федерации (стратегический партнер) 7. Высокое давление со стороны поставщиков сырья и материалов, рост запасов последних

 

Примечание. Источник: собственная разработка

Таким образом, при анализе конкурентной среды РУП СКТБ «Металлополимер» были изучены основные показатели финансовой деятельности, которые показали, что организация обладает недостаточно высокой конкурентоспособностью. Также были выявлены группы выпускаемой продукции с высокой, средней и низкой конкурентоспособностью. Оказалось, что значительную часть номенклатуры выпускаемой продукции занимает продукция со средней конкурентоспособностью. Были выявлены основные моменты в управленческой среде. Определены основные угрозы со стороны поставщиков, покупателей, конкурентов, а также была изучена политика государства по отношению к РУП СКТБ «Металлополимер».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 37; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.27.232 (0.029 с.)