Правовое регулирование конкурентоспособности организации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовое регулирование конкурентоспособности организации



конкурентоспособность организация правовой регулирование

Действующая в Республике Беларусь нормативная правовая база в области антимонопольной и конкурентной политики начала разрабатываться в начале 90-х годов и в настоящее время представлена 17 законодательными и нормативными правовыми актами.

Нормы конкурентного права Республики Беларусь заложены в Конституции Республики Беларусь, Кодексе об административных правонарушениях Республики Беларусь, Гражданском кодексе Республики Беларусь, Уголовном Кодексе Республики Беларусь, а также в антимонопольном законодательстве, законодательстве в области предпринимательства и малого бизнеса, инвестиций, банковской деятельности, стандартизации, защиты прав потребителей, рекламы, внешнеэкономической деятельности.

Главным законодательным актом является Закон Республики Беларусь от 10 декабря 1992 г. № 2034-XII «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» (с изменениями и дополнениями; далее - Закон о конкуренции). Закон о конкуренции относится к серии рыночных и считается одним из важнейших в этом ряду.

В целях реализации Закона создана и постоянно совершенствуется правовая база антимонопольного контроля и регулирования, регламентирующая следующие основополагающие вопросы [5]:

определение доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках Республики Беларусь;

порядок формирования и ведения Государственного реестра хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках и Государственного реестра субъектов естественных монополий;

правила проведения государственного антимонопольного контроля за сделками с акциями, имущественными паевыми взносами в имущество кооперативов (паями), долями уставных фондов хозяйствующих субъектов;

порядок согласования условий преобразования государственных, государственных унитарных, относящихся к республиканской собственности, и арендных предприятий, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, в открытые акционерные общества;

порядок организации и проведения проверок по соблюдению антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами, доминирующими на товарных рынках;

порядок проведения государственного антимонопольного контроля за реорганизацией хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь;

порядок выявления и пресечения антиконкурентных соглашений (согласованных действий) о ценах;

порядок выявления монопольных цен;

порядок рассмотрения запросов (заявлений) об установлении соответствия положений соглашений, ограничивающих конкуренцию, антимонопольному законодательству;

порядок рассмотрения заявлений (обращений) о нарушении антимонопольного законодательства, в части осуществления недобросовестной конкуренции;

порядок применения мер, направленных на устранение нарушений антимонопольного законодательства.

Государственная антимонопольная политика направлена на ограничение монополистической деятельности и создание здоровой конкуренции. Антимонопольная политика республики способствует снижению и ликвидации административных, экономических, правовых, информационных и организационных барьеров для входа на рынки новых хозяйствующих субъектов, достижению эффективности защиты прав собственников и равных условий конкуренции для организаций всех форм собственности.

Во исполнение Закона в целях совершенствования антимонопольного законодательства в I квартале 2006 г. Министерством экономики разработаны нормативные правовые акты:

По контролю за согласованными действиями;

Контролю за недобросовестной конкуренцией;

Применению мер, направленных на устранение нарушений антимонопольного законодательства.

Запрещаются и в установленном порядке признаются недействительными вступление в объединения или их создание (существование), заключение и осуществление в любой форме соглашений (согласованных действий) между хозяйствующими субъектами, договоренность осуществлять или осуществление других видов координированной деятельности, если это имеет целью или результатом (может иметь своим результатом):

Раздел товарного рынка по территориальному принципу, по видам, объемам сделок, по видам, объемам товаров и их ценам, по кругу потребителей;

Исключение или ограничение доступа на товарный рынок других хозяйствующих субъектов;

Необоснованное (искусственное) повышение, снижение или поддержание цен, в т.ч. на аукционах и торгах;

Необоснованное ограничение производства товаров, а также подконтрольность реализации товаров на товарном рынке;

Осуществление операций с ценными бумагами, кредитными ресурсами, в т.ч. с иностранной валютой, целью или результатом которых являются достижение, сохранение или усиление доминирующего положения на товарных рынках;

Отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками);

Иные последствия, которые устраняют или могут ограничивать конкуренцию, препятствуют ее установлению или развитию (могут повлечь устранение, ограничение конкуренции или воспрепятствовать ее установлению или развитию).

Запрещаются и в установленном порядке признаются недействительными полностью или частично достигнутые в любой форме соглашения (согласованные действия) хозяйствующих субъектов, один из которых занимает доминирующее положение на товарном рынке, а другой является его контрагентом, если такие соглашения (согласованные действия) имеют либо могут иметь своим результатом устранение, ограничение конкуренции или воспрепятствование ее установлению или развитию.

Вместе с тем в соответствии с Законом о конкуренции хозяйствующие субъекты, намеревающиеся заключить соглашения, в которых имеются вышеуказанные признаки, вправе запросить заключение антимонопольного органа о соответствии положений этих соглашений антимонопольному законодательству.

Постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 10 апреля 2006 г. № 57 утверждена Инструкция о порядке рассмотрения запросов (заявлений) об установлении соответствия положений соглашений, ограничивающих конкуренцию, антимонопольному законодательству.

Даная Инструкция определяет порядок рассмотрения запросов (заявлений) об установлении соответствия положений соглашений антимонопольному законодательству, а также требования к содержанию и форме представления необходимых сведений.

Департамент ценовой политики Министерства экономики рассматривает вопросы о соответствии положений антимонопольному законодательству:

Которые могут привести к устранению и (или) ограничению конкуренции на республиканских товарных рынках либо на местных товарных рынках нескольких областей;

Участником, которым является хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на товарном рынке Республики Беларусь;

Участником, которым является иностранное юридическое или физическое лицо;

Участник (участники) которых имеет стратегическое значение для экономики и безопасности государства.

Управления ценовой политики облисполкомов и Минского горисполкома рассматривают вопросы о соответствии положений антимонопольному законодательству:

Которые могут привести к устранению и (или) ограничению конкуренции на местных товарных рынках;

Участником, которым является хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на местных товарных рынках.

Заявление рассматривается в течение одного месяца со дня его принятия. В случае необходимости получения дополнительной информации срок рассмотрения заявления может быть продлен до двух месяцев.

При рассмотрении заявления антимонопольный орган:

Устанавливает товарные и географические границы рынков, на которых участники соглашения намерены осуществить согласованные действия;

Оценивает степень развития конкуренции на соответствующих товарных рынках;

Определяет возможность ограничения конкуренции посредством осуществления согласованных действий.

По результатам рассмотрения заявления дается заключение об удостоверении соответствия соглашений хозяйствующих субъектов антимонопольному законодательству или об отказе признать их соответствующими антимонопольному законодательству. Заключение об отказе признать соглашения (согласованные действия) соответствующими антимонопольному законодательству дается в случае, если последствия соглашений (согласованных действий) приведут или могут привести к устранению или ограничению конкуренции, препятствуют или могут препятствовать ее установлению или развитию.

В Гомельской области Управление антимонопольной и ценовой политики Гомельского областного исполнительного комитета является антимонопольным органом, осуществляющим функции государственного антимонопольного и ценового регулирования и контроля на товарных рынках области, а также является контролирующим органом по вопросам соблюдения антимонопольного и ценового законодательства.

Основными задачами управления являются:

реализация на территории области государственной антимонопольной и ценовой политики;

организация и осуществление государственного контроля за деятельностью организаций и индивидуальных предпринимателей, занимающих доминирующее положение на товарном рынке области, деятельностью субъектов естественных монополий;

организация, формирование и ведение Государственного реестра хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках области, Государственного реестра субъектов естественных монополий области;

осуществление регулирования цен (тарифов) на товары (работы, услуги) в пределах предоставленных облисполкому полномочий и в сочетании с развитием формирования свободных цен;

реализация мер по противодействию монополистической деятельности органов местного управления, физических и юридических лиц, иных субъектов гражданского права, осуществляющих предпринимательскую деятельность или имеющих право ее осуществлять (далее - хозяйствующие субъекты), предупреждению, ограничению и пресечению недобросовестной конкуренции и по регулированию деятельности субъектов естественных монополий;

создание условий для развития конкуренции, предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, действующих на товарных рынках области;

осуществление контроля за соблюдением законодательства о ценообразовании хозяйствующими субъектами и мониторинг цен (тарифов) на отдельные товары (работы, услуги);

осуществление контроля за соблюдением антимонопольного законодательства и законодательства о естественных монополиях органами местного управления, хозяйствующими субъектами и мониторинг отдельных товарных рынков, выработка оперативных мер по улучшению конкурентной ситуации на них;

профилактика, обнаружение административных правонарушений, а также подготовка дел об административных правонарушениях к рассмотрению.

Предупреждение и пресечение недобросовестной конкуренции является важным направлением в антимонопольном законодательстве республики, которое тесно связано с авторским и патентным правом, регулированием отношений в сфере промышленной собственности. Необходимость развития данного направления деятельности антимонопольного органа обусловлена прежде всего построением в Республике Беларусь социально ориентированной рыночной экономики, в рамках которой одно из важных мест принадлежит формированию цивилизованной конкурентной среды. Правовые нормы Закона о конкуренции направлены в т.ч. на выполнение задач:

Обеспечения охраны интересов конкурентов;

Защиты интересов потребителей;

Сохранения и повышения качества конкуренции в интересах общества в целом.

Тем самым в основу критерия, определяющего недобросовестность тех или иных действий в конкурентной борьбе, положен прагматический подход: полезны или вредны эти действия для субъектов хозяйствования, потребителей и государства.

Президентом Республики Беларусь подписан Указ № 114 «О некоторых мерах по усилению государственного антимонопольного регулирования и контроля» от 27.02.2012 года. Принятие проекта Указа призвано привести существующие составы административных правонарушений за нарушения антимонопольного законодательства в соответствие с практикой применения действующего антимонопольного законодательства, характером нарушений, а также происходящими в республике экономическими процессами, связанными с экономической концентрацией производства и капитала.

Указом предусматривается:

. Изъятие из законодательства о контрольной (надзорной) деятельности сферы контроля за соблюдением антимонопольного законодательства и законодательства о ценообразовании.

. Введение ответственности юридических лиц и усиление административной ответственности за:

совершение хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке, деяния, являющегося в соответствии с антимонопольным законодательством злоупотреблением доминирующим положением;

заключение и исполнение соглашений, осуществление согласованных действий, а равно договоренность осуществлять и осуществление других видов координированной деятельности, ограничивающих конкуренцию;

совершение действий, являющихся в соответствии с антимонопольным законодательством недобросовестной конкуренцией. Так, согласно статье 5 Закона Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» (далее - Закон) злоупотреблением хозяйствующим субъектом доминирующим положением на товарном рынке признается неправомерная деятельность (действия или бездействие) хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке, в том числе совместно с другими хозяйствующими субъектами, если эта деятельность имеет или может иметь своим результатом ограничение конкуренции либо причинение вреда правам, свободам и законным интересам других хозяйствующих субъектов или потребителей, посредством:

создания препятствий для доступа на товарный рынок (ухода с товарного рынка) другим хозяйствующим субъектам или ограничений свободы их конкуренции;

изъятия товаров из обращения, ограничения производства, имеющих целью создание или поддержание дефицита на товарном рынке, необоснованного и преднамеренного повышения (снижения) цен, а также принятия иных мер, искусственно вызывающих их рост или падение;

установления (поддержания) цены для получения монопольно высокой прибыли или устранения конкурентов;

заключения и (или) исполнения договора при условии принятия контрагентом обязательств, не относящихся к предмету договора или невыгодных для данного контрагента при добросовестном исполнении договора, а также любое иное навязывание таких условий или отказ от заключения договора по причине отказа их принятия возможным контрагентом;

заключения соглашений, которые ограничивают свободу участников этих соглашений определять цены и (или) условия предоставления (поставок) товаров в договорах с третьими лицами, а также навязывание таких условий или отказ от заключения договоров по причине отказа принятия возможным контрагентом названных условий;

заключения соглашений, влекущих ограничение или установление контроля над производством, рынками сбыта товаров или развитием технического прогресса;

применения к хозяйственным партнерам неравного подхода при равных условиях, что создает для них неравные условия конкуренции, в том числе включения в договоры дискриминирующих условий, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами;

Формами проявления недобросовестной конкуренции на основании статьи 14-2 Закона являются:

действия, способные вызвать смешение в отношении хозяйствующих субъектов, товаров или предпринимательской деятельности конкурентов;

утверждения при осуществлении предпринимательской деятельности, способные дискредитировать хозяйствующий субъект, товары или предпринимательскую деятельность конкурента;

указания или утверждения при осуществлении предпринимательской деятельности, которые могут ввести в заблуждение относительно характера, свойств, способа и места изготовления, пригодности к применению или количества товаров конкурента, в том числе осуществляемые посредством некорректного сравнения производимого хозяйствующим субъектом товара с товаром конкурента путем распространения хозяйствующим субъектом в любой форме и любыми способами сведений, содержащих ложные или неточные сопоставительные характеристики собственного товара и товара конкурента, способные повлиять на свободу выбора потребителя при приобретении товаров или заключении сделки;

действия, противоречащие требованиям Закона и иных актов законодательства о конкуренции, при осуществлении предпринимательской деятельности.

. Усиление ответственности должностных лиц государственных органов, иной государственной организации, выполняющей отдельные функции республиканского органа государственного управления, должностных лиц других юридических лиц за уклонение от исполнения предписаний, иных законных требований антимонопольных органов.

Эффективный контроль за недобросовестной конкуренцией имеет важное значение для формирования в Республике цивилизованной конкурентной среды, развития честных приемов ведения конкуренции на рынках товаров (работ, услуг), обеспечения охраны интересов хозяйствующих субъектов, защиты интересов потребителей, сохранения и повышения качества продукции в интересах общества в целом.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 45; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.113.188 (0.023 с.)