Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социальное партнерство: понятие, стороны, система и формыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Изучение данной темы требует определенного исторического подхода. Ведь идеи социального партнерства зародились в Западной Европе в конце XIX в. Впервые мысль о достижении общих интересов наемных работников и работодателей была высказана в послании главы римско-католической церкви папы Льва XIII «Рерум Нова-рум» в 1891 г. Идеи социального партнерства не обошли и царскую Россию, их всецело разделяла партия кадетов. В программе этой партии первостепенное значение придавалось развитию в России института коллективного договора, который рассматривался как «предохранительный клапан» против насильственного революционного разрешения возникающих социально-трудовых споров. В России первые коллективные договоры были, как правило, следствием успешно проведенной стачки. Ярким примером этого служит коллективный договор, заключенный на нефтяных промыслах Баку в декабре 1904 г. после грандиозной стачки, организованной большевиками. Буржуазное государство долгое время не обеспечивало защиты рабочих и не признавало юридической силы за коллективными договорами. Только с 1918 г. коллективные договоры стали заключаться на предприятиях, и регулировали в основном оплату труда. В 1932 г. проблема социального партнерства постепенно теряет свою актуальность в связи с введением централизованной системы оплаты труда. Коллективный договор, утратив роль регулятора оплаты труда, постепенно теряет свое значение. В начале 90-х гг., когда стало ясно, что Россия избрала путь становления рыночной экономики и новых по своему характеру общественных связей в кооперации труда, снова встал вопрос о необходимости становления системы социального партнерства. В настоящее время в действующем законодательстве имеется соответствующая правовая база, на которую и опирается система социального партнерства. Следует обратить внимание на то, что социальное партнерство должно строиться на обоюдной заинтересованности сторон социального партнерства - работников и работодателей в лице уполномоченных в установленном порядке представителей. Как показывает зарубежный опыт, многие вопросы общественной жизни решаются легче, если стороны изначально ориентируются на сотрудничество, а не на конфронтацию. Поэтому и не стоит пренебрегать этим опытом. Международной Организации Труда (МОТ), основанной в 1919 г., принадлежит решающая роль в утверждении и создании развернутой концепции социального партнерства.
Сам термин «социальное партнёрство», широко распространённый за рубежом, вошёл в официальный лексикон только после развала СССР. Правовой основой международной практики по социальному партнёрству являются Филадельфийская декларация Международной организации труда (МОТ), которая была принята в 1944 г., а также Конвенции МОТ К наиболее важным конвенциям МОТ, касающимся вопросов социального партнерства, относятся: Конвенция 1948 года «О свободе ассоциации и защите права на организацию» (№ 87), которая устанавливает право всех трудящихся и предпринимателей на создание организаций и вступление в них по своему выбору без получения предварительного разрешения, определяет порядок их деятельности. Организации трудящихся и предпринимателей имеют право вырабатывать свои уставы и административные регламенты, свободно выбирать представителей, организовывать аппарат и деятельность, формулировать свою программу действий. Конвенция запрещает государственным властям вмешиваться в деятельность организаций трудящихся и предпринимателей. Конвенция 1949 года «О применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров» (№ 98) предусматривает защиту членов профсоюза от антипрофсоюзной дискриминации, защиту организаций трудящихся и предпринимателей от взаимного вмешательства, а также меры по содействию коллективным переговорам. Конвенция 1971 года «О защите прав представителей трудящихся на предприятии и предоставляемым им возможностях» (№135) предполагает предоставление представителям трудящихся соответствующих возможностей, позволяющих им быстро и эффективно выполнять свои функции и осуществлять защиту от любого действия, которое может нанести им ущерб, включая увольнение. Конвенция 1978 года «О регулировании вопросов труда: роль, функции и организация» (№ 150) предполагает, что государство-член МОТ должно организовать эффективную систему по регулированию вопросов труда, функции и обязанности которой должны быть скоординированы. Государство обязывается в рамках этой системы обеспечить консультации, сотрудничество и переговоры между организациями предпринимателей и трудящихся. Система регулирования вопросов труда должна выполнять конкретные функции: подготовку, проведение, координацию, проверку и пересмотр национальной трудовой политики, подготовку и применение законодательства, решение задач в связи с национальной политикой в области занятости, условий труда и т.д. Персонал этой системы состоит из лиц соответствующей квалификации, независимых от внешнего влияния; имеет статус, материальные средства и финансовые ресурсы.
Конвенция 1981 года «О содействии коллективным переговорам» (№ 154) распространяется на все отрасли экономической деятельности, содержит определение термина «коллективные переговоры». В соответствии с ней коллективные переговоры - это переговоры, которые проводятся между предпринимателями, группой предпринимателей или одной или несколькими организациями предпринимателей, с одной стороны, и одной или несколькими организациями трудящихся с другой в целях: а) определения условий труда и занятости; б) регулирования отношений между предпринимателями и трудящимися; в) регулирования отношений между предпринимателями или их организациями и организацией или организациями трудящихся. Конвенция также предусматривает меры содействия коллективным переговорам, которые должны разрабатываться и применяться таким образом, чтобы не ограничивать их свободу. Этим же проблемам посвящена Рекомендация 1981 года «О содействии коллективным переговорам» (№ 163), направленная на поощрение свободных и добровольных коллективных переговоров. Конвенция 1982 года «О прекращении трудовых отношений по инициативе предпринимателей» (№ 158) устанавливает, что законными основаниями' для прекращения трудовых отношений не являются членство в профсоюзе или участие в профсоюзной деятельности в нерабочее время или (с согласия предпринимателя) в рабочее время; намерение стать представителем трудящихся, выполнение функций представителя трудящихся. С учётом международного опыта постепенно формируется правовая база по социальному партнёрству. Так, в 1993 г. был принят Закон «О коллективных договорах и соглашениях», в 1998 г. – Закон «О порядке решения коллективных трудовых споров (конфликтов)», в 2015 г. – Закон ДНР «О профессиональных союзах», в 2015 г. – Закон ДНР «Об охране труда» и др. Первым шагом на пути формирования в РФ системы социального партнерства в области социально-трудовых отношений стал Указ Президента РФ «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)» от 15 ноября 1991 г. (в настоящее время утратил силу). Этот Указ признал целесообразным ввести в практику ежегодное заключение соответствующих соглашений по социально-экономическим отношениям: на уровне организаций - коллективных договоров; на уровне отрасли, региона - региональных отраслевых тарифных и иных социально-экономических соглашений, тем самым расширив рамки договорного регулирования круга его участников. Следовательно, одновременно с государственным становление социального партнерства осуществляется и на других уровнях. Дальнейшее развитие социально-партнерское регулирование трудовых отношений получает в новом Трудовом кодексе РФ, где данным вопросам посвящены ч. 2 разд. II.
Социальное партнерство — система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, входящих в предмет трудового права. Данное определение включает все виды взаимодействия между работниками (их представителями), работодателями (их представителями) и органами государственной власти или органами местного самоуправления, в т.ч. и неформальные, не носящие правового характера.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 100; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.92.5 (0.012 с.) |