На фото – знак международной конвенции 1974 года. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

На фото – знак международной конвенции 1974 года.



НА ФОТО – ЗНАК МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНВЕНЦИИ 1974 ГОДА.

 

В КОНВЕНЦИИ дано определение судовых спасательных средств и предложена их подробная классификация. ОПРЕДЕЛЕНИЕ – СПАСАТЕЛЬНЫМИ СРЕДСТВАМИ называется комплекс устройств, механизмов и конструкций, необходимых для тренировок и для спасения экипажа и пассажиров в случае гибели судна.

Предлагаемая МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНВЕНЦИЕЙ классификация делит спасательные средства на: ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ, КОЛЛЕКТИВНЫЕ и ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ.

СПАСАТЕЛЬНЫЕ КРУГИ.

Спасательный круг – это плавучий круг эллиптической формы в сечении с прикрепленным к нему в четырех точках спасательным леером.

Спасательные круги не могут быть надувными или изготовленными из тростника, пробковой стружки или любого крошеного материала. Обычно круги изготавливаются из вспененного полистирола, пеноприта или другого синтетического вспененного материала, не впитывающего воду.

Спасательный круг должен:

- иметь наружный диаметр не более 800 мм и внутренний не менее 400 мм;

- иметь спасательный леер, проходящий по наружному периметру круга и закрепленный в четырех равноудаленных друг от друга местах, образуя четыре одинаковых петли;

- иметь нашитые полосы из световозвращающего материала;

- иметь массу не менее 2,5 кг.

 

Не менее одного СПАСАТЕЛЬНОГО КРУГА с каждого борта должны иметь СПАСАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИ длиной не менее 30 м.

 

50% спасательных кругов, но не менее шести, должны быть снабжены самозажигающимися огнями с источником электроэнергии, обеспечивающим горение не менее 2 часов.

ОГОНЬ БЕЛОГО ЦВЕТА должен гореть непрерывно или быть проблесковым с частотой не более 70 проблесков в минуту. Не менее двух кругов, из числа оборудованных самозажигающимися огнями, должны быть снабжены автоматически действующими дымовыми шашками с продолжительностью действия не менее 15 минут и иметь возможность быстро сбрасываться с ходового мостика. Эти круги не должны иметь спасательных линей.

ДЫМОВЫЕ ШАШКИ ДАЮТ ДЫМ ОРАНЖЕВОГО ЦВЕТА, хорошо видимый днем и отличимый от других возможных источников дыма. Обычно, самозажигающиеся огонь и шашку совмещают в одном корпусе.

 

Такая комплектация спасательных кругов делается для того, чтобы иметь возможность оказать помощь человеку, находящемуся в воде, при различных обстоятельствах:

- если человек упал за борт с судна, стоящего на якоре, то наиболее рациональным является подача круга со спасательным линем, что не позволит течению относить человека от судна во время проведения спасательной операции;

- ЕСЛИ ЧЕЛОВЕК УПАЛ ЗА БОРТ ДВИЖУЩЕГОСЯ СУДНА, то подавать ему круг с линем бессмысленно - круг уйдет вместе с судном. В этом случае ДОЛЖЕН БЫТЬ ПОДАН КРУГ СО СРЕДСТВАМИ ПОДАЧИ СИГНАЛА: днем – с самозажигающейся ДЫМОВОЙ ШАШКОЙ, ночью - с САМОЗАЖИГАЮЩИМСЯ ОГНЕМ.

На судне также могут устанавливаться спасательные круги без дополнительного оборудования, если выполняются вышеперечисленные условия комплектации.

Круги распределяются таким образом, чтобы быть легкодоступными на обоих бортах судна и по возможности на всех простирающихся до борта открытых палубах. По меньшей мере, один спасательный круг должен размещаться вблизи кормы судна.

Храниться круги должны таким образом, чтобы их можно было быстро сбросить, и не должны крепиться наглухо каким-либо образом. На каждом спасательном круге должны быть нанесены печатными буквами латинского алфавита НАЗВАНИЕ СУДНА и ПОРТ ПРИПИСКИ.

СПАСАТЕЛЬНЫЕ ЖИЛЕТЫ.

Спасательные жилеты были запатентованы в 40-х годах XIX века, и к началу XX они уже стали широко распространенным атрибутом на американских судах. Особое постановление Конгресса обязало всех судовладельцев снабжать суда жилетами из расчёта один жилет на одного человека, находящегося на борту.

С тех пор спасательный жилет претерпел значительные изменения, пережив большое количество различных модификаций, пока во второй половине 20 века не были приняты единые стандарты, продиктованные опытом его эксплуатации.

 

В частности, среди основных требований, предъявляемых к спасательным жилетам, актуальны следующие:

- Должен давать возможность разворачивать человека, лишившегося сознания, лицом вверх.

- Должен давать возможность удерживать лицо человека на высоте не менее 12 см от уровня воды.

- Не должен сковывать движений.

- Должен исключить возможность неправильного надевания.

- Должен оснащаться проблесковыми сигнальными огнями и свистками.

- при прыжке в воду с высоты 4,5 метров жилет не должен причинять повреждений. Прыжок в воду в жилете делается ногами вперед. При этом жилет должен быть хорошо зафиксирован (не болтаться).

Во избежание трагических случаев надо строго следовать инструкции при пользовании спасательным жилетом. Не раз потерпевшие гибли по причине неправильного использования спасательных жилетов. Наиболее известный случай - трагедия океанского лайнера «ТИТАНИК»: когда к месту катастрофы прибыли спасательные суда, был отмечен тот факт, что многие погибшие плавают в море ВВЕРХ НОГАМИ. Это было следствием НЕПРАВИЛЬНО НАДЕТЫХ ЖИЛЕТОВ: слишком низко, практически на поясе. После прыжка с борта корабля в воду люди не могли перевернуться вниз ногами из-за смещённого к голове центра тяжести и захлёбывались, оставаясь плавать вниз головой.

Другой трагический пример - крушение эфиопского авиалайнера в открытом море в 60-е годы прошлого века. Погибло большинство пассажиров самолёта, и, по рассказам выживших, произошло это из-за того, что после падения в воду пассажиры надели на себя спасательные жилеты (как и требовалось по инструкции) и начали по чьёму-то дурному примеру в панике надувать их прямо в салоне (что было категорически запрещено инструкцией). Как итог, большинство пассажиров не смогли протиснуться в аварийные люки и навсегда остались в опустившемся на дно самолёте.

ТАБЛИЦА ИЗ МЕЖДУНАРОДНОГО КОДЕКСА ПО СПАСАТЕЛЬНЫМ СРЕДСТВАМ.

Маркировка спасательного жилета Для младенцев Для детей Для взрослых
Размер для использования:      
Вес, кг менее 15 15 и более, но менее 43 43 и более
Высота, см менее 100 100 и более, но менее 155 155 и более

 

Каждый СПАСАТЕЛЬНЫЙ ЖИЛЕТ должен быть снабжен

БЕЛЫМ СИГНАЛЬНЫМ ОГНЕМ и СВИСТКОМ.

 

СПАСАТЕЛЬНЫЕ ШЛЮПКИ.

30 января 1790 года в Северной Англии на реке Тайн была испытана первая в истории специализированная спасательная шлюпка берегового базирования. Длина маленького судна составляла около 10 метров, оно было снабжено пятью парами весел.

Хотя средства для спасения потерпевших кораблекрушение известны столько же времени, сколько существует само мореплавание, специализированные плавсредства созданные специально для этого появились относительно недавно.

 

Впервые об этом позаботились в Англии, где в конце XVIII века появились шлюпки, которые предназначались для прибрежных спасательных операций и должны были базироваться на берегу. Маленькому судну дали название «ORIGINAL».

 

Появление данного плавсредства напрямую связано с печальным инцидентом, который произошел в устье реки Тайн в 1789 году. Судно попало на мель в бурю на море недалеко от впадения реки в Северное море. Катастрофа находилась в поле зрения находившихся на берегу людей, но оказать помощь никто не смог - все 8 человек команды остались без шанса на спасение. После этого и стали всерьез задумываться о СРЕДСТВАХ СПАСЕНИЯ людей на воде.

 

30 января 1790 года в графстве Тайн-энд-Уир в Северной Англии была испытана первая шлюпка «ORIGINAL». Ее конструктором стал англичанин Генри Гритхэд. Примечательно, что Гритхэд в 1802 году подал патент на свое изобретение, но при этом выяснилось, что еще в 1785 году аналогичный патент на такое же изобретение подал другой англичанин – ЛИОНЕЛЬ ЛУКИН.

 

ЛИОНЕЛЬ ЛУКИН известен во всем мире, как человек опередивший своим изобретением время, а в России - как искусный мошенник, обдуривший в середине XVIII века немало знати.

Гритхэда поблагодарили, выплатили компенсацию в 1200 фунтов за волю к победе и труды, и он занялся доведением своего изобретения до ума, успев построить еще 31 лодку, а также разработав концепцию развития береговых станций спасения.

Опыт использования первой спасательной шлюпки оказался положительным и к 1839 году более 30 береговых станций Британских островов были оснащены аналогичными плавсредствами. А саму лодку «ORIGINAL» закрепили за береговой станцией в устье реки Тайн, и за сорок лет ее «карьеры», благодаря ей, были спасены сотни человеческих жизней.

Актуальность, спасательных лодок и шлюпок, не снизилась и в наше время.

ТОННЫ ГРУЗА НА БОРТУ.

ШЛЮПКА С «ТИТАНИКА».

 

Шлюпки Энгельгардта были так же использованы и на «ТИТАНИКЕ». Как можно видеть, эти лодки немного отличаются от описанных выше. У складных шлюпок Титаника был жесткий корпус с клинкерной обшивкой, заполненный капкой и пробкой, чтобы придать лодками лучшую мореходность.

Наряду с классическими деревянными шлюпками, шлюпки Энгельгардта спасли множество жизней пассажиров «ТИТАНИКА».

Спасательные шлюпки Энгельгардта доказали, что парусиновая шлюпка, это полноценное спасательное средство имеющее право на существование, наравне с обычными спасательными шлюпками. Они были выдающимся изобретением своего времени, спасшим не мало человеческих жизней.

Последняя шлюпка «ТИТАНИКА» была найдена спустя месяц дрейфа с тремя человеческими телами на борту, и это была спасательная шлюпка Энгельгардта.

 

ШЛЮПКА «ЯЙЦО БРУДЕ».

 

Дискуссия о том, нужны ли закрытые спасательные шлюпки или нет, закончена довольно давно. В конце 70-х годов Морская межправительственная организация начала пересматривать содержание главы III «Спасательные средства» Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 г. (СОЛАС-74).

 

Однако мало кто знает, что первая такая шлюпка была построена в Норвегии в начале этого века. Называлась она «УРЭД», а ее конструкция получила наименование «ЯЙЦО БРУДЕ» по имени конструктора - штурмана Уле Бруде, который не хотел мириться с тем, что множество людей тонут или гибнут в ледяной воде из-за несовершенства существовавших в то время спасательных средств. Уле Бруде пришел к выводу, что мореходная спасательная шлюпка должна быть полностью герметизированной, должна иметь яйцевидную форму, и непременно иметь парусное вооружение и руль, способные обеспечить возможность самостоятельного маневра.

Чтобы проверить на практике свои теоретические выкладки, Бруде заказал такую лодку в мастерской «Олесуннмеканиске» и решил совершить на ней плавание в Америку.

«Урэд» был спущен на воду в Олесунне 25 июля 1904 года. Приведем описание этой шлюпки, собственноручно сделанное самим Уле Бруде:

«Урэд» построен из стальных пластин и имеет ЯЙЦЕОБРАЗНУЮ ФОРМУ. Шлюпка оборудована легким и удобным в обращении ШВЕРТОМ, который одинаково хорошо препятствует и дрейфу, и бортовой качке. Для ослабления бортовой качки служит еще и расположенный по ватерлинии прочный и широкий привальный брус, который, к тому же, защищает корпус от ударов. В верхней части шлюпки имеется леерное ограждение и наблюдательная рубка, откуда через четыре стеклянных иллюминатора рулевой может свободно обозревать всю линию горизонта. Управлять шлюпкой можно с равным удобством как изнутри, так и с верхней палубы.

В шлюпке есть двойное дно, разделенное на четыре водонепроницаемых отсека, доступ к которым осуществляется через люки. Эти отсеки предназначены для хранения продуктов, воды и других необходимых вещей. С внутренней стороны по периметру корпуса установлена круговая банка, разделенная на множество рундуков, где размещаются водяные цистерны и продуктовые ящики. Имеется также и туалет с прокачивающей помпой. Посредине находится швертовый колодец. Его устройство обеспечивает возможность полной уборки шверта внутрь корпуса шлюпки, так чтобы она приобрела свою яйцеобразную форму. Это позволяет ей проходить на ровном киле над мелями и подходить к берегу. По миделю во внутреннем отсеке двойного дна имеется должным образом закрепленный балласт.

В передней части корпуса с обеих сторон встроены иллюминаторы, закрывающиеся стальными крышками. При необходимости отверстия этих иллюминаторов могут использоваться в качестве уключин.

 

Доступ во внутреннее помещение производится через два люка, один в носу, а другой на корме, совершенно герметически закрывающихся изнутри. Эта шлюпка устанавливается на судне как обычно, в шлюпбалках, и сбрасывается на воду тоже обычным способом. От шлюпок других типов ее выгодно отличает возможность герметичного закрытия. Если существует опасение, что судно быстро затонет и нет времени для спуска шлюпки, то нужно только хладнокровно снять ее с талей или перерубить их, как можно скорее войти внутрь, закрыть за собой люки и ждать разрешения участи судна. «Урэд» Сначала последует за обреченным старшим братом в пучину, но тут же, как пробка, всплывет на поверхность воды. Последующее пребывание людей в спасательной шлюпке может оказаться более спокойным, если только у них имеется достаточный запас пищи и воды, для чего в шлюпке предусмотрено весьма значительное пространство. Находясь в этой лодке, можно не опасаться самых жестоких бурь, так как «Урэд» блестяще преодолевает любые шторма.

 

Не один раз лодки его конструкции спасали человеческие жизни в таких ситуациях, где открытые шлюпки были бы бесполезны, но популярность к ним, увы, все не приходила. Одной из причин этого, вполне возможно, служила относительно высокая стоимость «ЯЙЦА БРУДЕ», из-за чего судовладельцы отказывались оснащать ими свои суда. Но главной причиной, безусловно, была бюрократическая боязнь всего нового. Сказанное иллюстрируется интересной деталью: директор Управления мореплавания при королевском Министерстве торговли, мореплавания и промышленности заявлял, что готов одобрить «ЯЙЦО БРУДЕ» как спасательное средство при условии, что на каждое «ЯЙЦО БРУДЕ» на борту судна будет установлена и обычная открытая шлюпка «ради безопасности».

 

СНАБЖЕНИЕ ШЛЮПОК.

 

В соответствии с требованиями международных конвенций и Российского морского регистра судоходства снабжение должно обеспечивать эксплуатацию шлюпок в дневное и ночное время, подачу сигналов бедствия и жизнедеятельность людей.

Обычное снабжение спасательной шлюпки должно включать:

- ДОСТАТОЧНОЕ ЧИСЛО ВЕСЕЛ для обеспечения движения шлюпки на тихой воде. Весла изготовляют из сухой, не тонущей древесины с комплектацией из расчета по одному на штатного гребца и два запасных. Для каждого весла должны быть предусмотрены уключины. Уключины надежно крепят к корпусу шлюпки, они должны соответствовать типу весел;

- два отпорных крюка;

- один ЧЕРПАК для вычерпывания воды и два ведра;

- инструкцию по сохранению жизни;

- ПУТЕВОЙ КОМПАС со светящейся картушкой или снабженный соответствующими средствами освещения. В полностью закрытых спасательных шлюпках компас должен быть стационарно установлен у поста управления рулем; на любых других спасательных шлюпках компас должен быть снабжен нактоузом, если необходима защита его от непогоды;

- ПЛАВУЧИЙ ЯКОРЬ с дректовом длиной, равной трем длинам шлюпки, и ниралом. Прочность плавучего якоря, дректова и нирала должна быть достаточной при любых морских условиях;

- два надежных фалиня, длиной не менее двойного расстояния от места расположения спасательной шлюпки на судне до ватерлинии судна, или 15м, смотря по тому, что больше. На свободнопадающих шлюпках оба фалиня должны быть уложены вблизи носовой части спасательной шлюпки и быть готовыми к использованию. На других спасательных шлюпках один фалинь, прикрепленный к разобщающему устройству, должен находиться в носовой оконечности шлюпки, а другой должен прочно крепиться к форштевню шлюпки или вблизи него и быть готовым к отдаче;

- два топора, один нержавеющий ковш со штертом, один нержавеющий градуированный сосуд для питьевой воды;

- один экземпляр иллюстрированной таблицы спасательных сигналов;

- аптечка первой помощи в водонепроницаемой упаковке;

- медикаменты от морской болезни в количестве, достаточном на 48 ч, и один гигиенический пакет на каждого человека;

- один складной нож, три консервооткрывателя;

- один эффективный ручной осушительный насос;

- один комплект рыболовных принадлежностей;

- один комплект инструментов и запасных частей для двигателя;

- примерный рацион пищевых продуктов из расчета 10000 кДж на одного человека: 1,5 кг хлебных изделий; 0,5 кг сгущенного молока; 0,45 кг глюкозы в воздухонепроницаемой упаковке и в водонепроницаемом контейнере;

- водонепроницаемые сосуды, содержащие общее количество пресной воды из расчета 3 л на каждого человека;

- один РАДИОЛАКАЦИОННЫЙ ОТРАЖАТЕЛЬ (ДЛЯ ОБНАРУЖЕНИЯ ШЛЮПКИ СПАСАТЕЛЬНЫМИ СУДАМИ ПРИ ПОМОЩИ РАДИОЛОКАТОРА), если в спасательной шлюпке не установлен радиолокационный ответчик;

- теплозащитные средства, в количестве, достаточном для 10% числа людей, допускаемых к размещению на спасательной шлюпке, но не менее двух.

В конструкции емкости с маслом объемом не менее 4,5 л должна быть предусмотрена возможность распределения его тонким слоем по поверхности воды для гашения волн. Ручная осушительная помпа надежной конструкции должна жестко крепиться к набору шлюпки и иметь отливной шланг. Запас топлива топливной цистерны должен обеспечивать работу двигателя в течение 24 ч. ОГНЕТУШИТЕЛЬ должен быть порошкового или углекислотного типа. Два плавучих спасательных кольца с плавучими линями длиной не менее 30 м должны быть в постоянной готовности для спасания человека, упавшего за борт.

 

В КОМПЛЕКТ СИГНАЛЬНОГО ОБОРУДОВАНИЯ входят:

- четыре парашютные ракеты и шесть фальшфейеров ЯРКО-КРАСНОГО ОГНЯ, две плавучие дымовые шашки;

- водонепроницаемый электрический фонарь, годный для сигнализации по азбуке Морзе, с комплектом запасных батарей и запасной лампочкой в водонепроницаемой упаковке;

- сигнальное зеркало (ГЕЛИОГРАФ) и сигнальный свисток;

- прожектор с сектором по горизонтали и вертикали не менее 6° и с силой света 2500 кд, который может работать непрерывно в течение не менее 3 ч;

- набор флагов для подачи сигнала бедствия.

 

Радиосвязь должна обеспечиваться АВАРИЙНОЙ ШЛЮПОЧНОЙ РАДИОСТАНЦИЕЙ.

Дополнительное снабжение:

- набор специальных шлюпочных карт в герметичной упаковке;

- алюминиевые кружки;

- нитки, шпагат;

- приспособление для сбора дождевой воды или опреснитель для получения питьевой воды из морской.

НА ФОТО – ШЛЮПОЧНАЯ РАДИОСТАНЦИЯ

С РУЧНОЙ ДИНАМО-МАШИНОЙ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ.

 

Все шлюпочное снабжение должно иметь соответствующие сертификаты.

Необходимо своевременно контролировать состояние шлюпочного снабжения, а в случае его порчи или истечения сроков годности - заменять.

Запас топлива и смазочных материалов должен постоянно находиться на шлюпке, а двигатель должен быть в полной готовности к пуску.

 

НА ФОТО – ЗНАК МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНВЕНЦИИ 1974 ГОДА.

 

В КОНВЕНЦИИ дано определение судовых спасательных средств и предложена их подробная классификация. ОПРЕДЕЛЕНИЕ – СПАСАТЕЛЬНЫМИ СРЕДСТВАМИ называется комплекс устройств, механизмов и конструкций, необходимых для тренировок и для спасения экипажа и пассажиров в случае гибели судна.

Предлагаемая МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНВЕНЦИЕЙ классификация делит спасательные средства на: ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ, КОЛЛЕКТИВНЫЕ и ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 146; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.14.219 (0.051 с.)