Общая характеристика структуры процесса обучения двигательным навыкам 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика структуры процесса обучения двигательным навыкам



В построении процесса обучения каждому отдельному двигательному навыку можно выделить ряд относительно завершенных этапов, которым соответствуют определенные стадии формирования двигательного умения и навыка. Если действие доводится в процессе обучения до стадии более или менее совершенного навыка, для этого процесса характерны три этапа, различающихся как по педагогическим задачам, так и по методике обучения.

На первом этапе происходит начальное разучивание двигательного действия, чему соответствует стадия образования умения воспроизводить технику действия в общей, грубой, форме.

Второй этап характеризуется углубленным, детализированным разучиванием. В результате на этом этапе происходит уточнение двигательного умения, оно частично переходит в навык.

На третьем этапе обеспечивается закрепление и дальнейшее совершенствование двигательного действия, в результате чего формируется прочный навык, он приобретает качества, позволяющие целесообразно использовать его в различных условиях двигательной деятельности.

Практическое задание:

3. Составить комплекс утренней гимнастики в игровой форме для детей 3-4 лет. (Печатный вариант)

День недели

Комплекс упражнений в игровой форме

Действия воспитателя Действия детей
Понедельник

Медвежата в чаще жили

С детьми от 3-4 лет лучше заниматься зарядкой со стишками. Воспитатель читает стишки, в которых есть указания к выполнению упражнений.

Медвежата в чаще жили, Головой своей крутили. Наклоны головы к плечам.
Вот так, вот так! Головой своей крутили. Круговые движения головой.
Медвежата мед искали И в лесу, и в бору, Наклоны в стороны, рука делает козырек у лба.
На лугах и в цветах, На малиновых кустах. Наклоны вниз к полу.
Дружно дерево качали! Вот так, вот так, Покачивания вытянутыми вверху руками на носочках.
Дружно дерево качали! Вот так, вот так. Круговые движения тазом, руки на поясе.
Много меда набирали, Ложками его черпали, Наклоны вперед сидя на полу, ноги по сторонам.
Мягким хлебом заедали, Мятным чаем запивали. Дети показывают, как они едят.
А потом они плясали Вот так, вот так, Пружинящие приседания с поворотом туловища.
Лапы выше поднимали. Вот так, вот так. Подскоки с поднятием колен.

Дети развиваются гармонично, формируется правильная осанка, повышается иммунитет.

Вторник

«Быстро в домик!»

Воспитатель предлагает детям пойти на прогулку. Дети собираются на прогулку.
На слова «Быстро в домик!» дети вместе с воспитателем бегут за черту (2 раза). Ходьба врассыпную по всей площадке.

Дети находятся за чертой - это домик.

Ходьба стайкой (гурьбой) за воспитателем на другую сторону площадки.

Развивает внимание детей, быстрота, ловкость.

Среда

«Тишина» (ходьба).

Воспитатель с детьми идут в обход площадки, затем по кругу за воспитателем и вместе говорят:

Тишина у пруда, Не колышется вода, Не шумите, камыши, Засыпайте, малыши. По окончании слов, дети останавливаются, приседают, наклоняют голову и закрывают глаза.

Через несколько секунд воспитатель произносит громко:

«Ква-ква-ква».

Воспитатель поясняет, что лягушки разбудили ребят, и они проснулись, Дети поднялись и потянулись.

Игровое упражнение повторяется.

Игра малой подвижности, развивает внимание детей, быстроту, ловкость.

Четверг

«Лягушки»

Мелом рисуется  круг - это болото.

Воспитатель говорит детям становятся по кругу правым (или левым) боком к болоту - они лягушки. Дети становятся по кругу правым (или левым) боком к болоту - они лягушки.
Вот лягушки по дорожке Скачут, вытянувши ножки. Ква-ква-ква, ква-ква-ква! Скачут, вытянувши ножки.

Дети прыгают на двух ногах, продвигаясь вперед по кругу.  Дети прыгают в болото и присаживаются на корточках. Игру можно повторить.

По окончании текста воспитатель хлопает в ладоши - пугает лягушек.

У детей развивается ловкость, гибкость, стимуляция ориентировки в пространстве.

Пятница

«Воробышки и кот»

Дети в роли воробышек находятся в домике (за чертой), а воспитатель исполняет роль кота - в центре зала (сидит на стульчике).

Кот  в центре зала (сидит на стульчике). Воробышки находятся в домике (за чертой)

Воробышки разлетаются по всему залу,

Воспитатель подает  сигнал: «Кот!» Воробышки убегают, стараясь быстро попасть в свой домик.

У детей развивается концентрация внимания, ловкость, реакция.

Суббота

«По ровненькой дорожке»

По ровненькой дорожке, По ровненькой дорожке Шагают наши ножки: Дети становятся по кругу и выполняют движения в соответствии с текстом, который произносит воспитатель.
Раз-два, раз-два. По камешкам, по камешкам... В яму - бух! Дети выполняют ходьбу, а на слова «по камешкам, по камешкам» прыгают на двух ногах, продвигаясь вперед, а на слова «в яму - бух!» присаживаются на корточки. «Вылезли из ямы», - говорит воспитатель, и дети поднимаются.

У детей развивается концентрация внимания, ловкость, реакция.

 

Заключение

 

В процессе физического воспитания, преследуют образовательные задачи, которые состоят в том, чтобы сформировать и довести до определенной степени совершенства необходимые двигательные умения, навыки и связанные с ними знания. При этом основным предметом обучения являются рациональные двигательные действия, включающие систему взаимосвязанных движений. Особенности двигательных действий и закономерности формирования двигательных умений и навыков во многом предопределяют дидактические особенности физического воспитания.

    Раньше, чем приступить к обучению какому-либо действию, важно установить, готов ли обучаемый к освоению этого действия, и, если не готов, провести предварительную подготовку. Готовность к обучению выявляется с помощью контрольных упражнений и сведений о прошлом двигательном опыте и обеспечивается посредством подготовительных упражнений. Она характеризуется в основном тремя компонентами: степенью развития физических качеств, двигательным опытом и психическими факторами.

Удачно выполнить с первых же попыток новое двигательное действие обычно удается лишь в тех случаях, когда оно имеет сравнительно простую структуру. При более сложных структурах скорость образования нового двигательного умения существенно зависит от двигательного опыта обучающихся. Чем шире и разнообразнее этот опыт, тем больше предпосылок для успешного освоения нового действия на основе переноса ранее приобретенных умений и навыков. Этим определяется роль упражнений, направленных на расширение фонда двигательных умений и навыков в процессе обеспечения готовности к обучению сложным двигательным действиям.

Решающую роль в обеспечении готовности к обучению двигательным действиям, требующим высокой степени проявления физических качеств, будет играть воспитание этих качеств с помощью общеподготовительных и избирательно-направленных упражнений. При обучении же действиям, связанным с повышенным риском получить травму, чувством страха или другими отрицательными эмоциями, особенно важно предварительно сформировать позитивную психическую установку, создать достаточно сильный стимул к преодолению психических трудностей и выработать необходимую уверенность.

Проблема подготовки к обучению сложным двигательным действиям решается в целом на основе умелой реализации принципов доступности и индивидуализации, систематичности и постепенного повышения требований.

 

Библиографический список

 

1. Харабуги, Г.Д. Теория и методика физического воспитания. М.: Физкультура и спорт, 1969-352 с.

2. Евсеев, Ю. И. Физическая культура. Ростов н/д: Феникс, 2002. - 384с.

3. Захаров, Е.Н., Карасев А.В., Сафонов А.А. Энциклопедия физической подготовки (Методические основы развития физических качеств) / Под общей ред. А.В. Карасева. - М.: Лептос, 1994. - 368 с.

4. Коряковский, И.М. Теория физического воспитания. М.: Физкультура и спорт, 1960. -142.

5. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания: Учебное пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 288 с.

6. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры (Общие основы теории и методики физического воспитания: теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): Учебник. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 543 с.

7. Настольная книга учителя физической культуры. Под ред. Л.Б. Кофмана. М., «Физкультура и спорт», 1998.

8. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 480 с.

9. Шаулин В.Н. Обучение двигательным действиям с позиций гуманизации: Методика обучения // Физкультура в школе, 1994-125 с.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 125; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.142.248 (0.01 с.)