Методика обучения строевым упражнениям в разных возрастных группах детского сада, ее суть и особенности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика обучения строевым упражнениям в разных возрастных группах детского сада, ее суть и особенности



Республики Хакасия

«Черногорский механико-технологический техникум»

 

 

 

Контрольная работа

 

 

По дисциплине:

Теоретические и методические основы физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста

 

Тема:

 

1. Методика обучения строевым упражнениям в разных возрастных группах детского сада, ее суть и особенности.

2. Понятие «Двигательные умения» и «Двигательные навыки», их отличительные особенности и закономерности формирования.

Практическое задание:

3. Составить комплекс утренней гимнастики в игровой форме для детей 3-4 лет. (Печатный вариант).

 

 

Выполнил: Свиридов Л.Л.

Специальность:44.02.01«Дошкольное образование»

Содержание:

 

1. Методика обучения строевым упражнениям в разных возрастных группах детского сада, ее суть и особенности.

2. Понятие «Двигательные умения» и «Двигательные навыки», их отличительные особенности и закономерности формирования.

Практическое задание:

3. Составить комплекс утренней гимнастики в игровой форме для детей 3-4 лет. (Печатный вариант).

Введение

Методика обучения строевым упражнениям в разных возрастных группах детского сада, ее суть и особенности

Методика руководства строевыми упражнениями должна учитывать готовность детей к выполнению упражнений определенной сложности и стимулировать самостоятельность действий. Дети строятся в шеренгу спиной к источнику света, чтобы он не мешал им наблюдать за действиями воспитателя, который стоит напротив, лицом к детям.

Обучение детей построению ведется аналогично построению в колонну, используются игровые задания с применением зрительных ориентиров, предметов и игрушек, стационарной разметки зала, а также естественных ориентиров, игрового и физкультурного оборудования на участке, деревьев и пр.

По мере накопления опыта задания усложняются для того, чтобы дети учились воспринимать смысловую сторону упражнений и контролировать свое поведение: уметь равняться - носки ставить на линию, проверять интервал, приставляя ладонь к бедру, знать свое место в шеренге, строиться быстро, в разных местах площадки, без помощи ориентиров.

Разнообразие и сложность заданий зависят от конкретных педагогических задач и уровня обученности детей.

Понятие «Двигательные умения» и «Двигательные навыки», их отличительные особенности и закономерности формирования

Двигательные умения и навыки в некотором смысле взаимно переходят друг в друга. Поэтому было бы неверным абсолютно разграничивать их. Вместе с тем надо иметь в виду и их особенности, их не сводимость друг к другу и их неодинаковую значимость, как в повседневной жизни, так и в физическом воспитании. Из того факта, что на определенной стадии формирования и совершенствования двигательного действия умение закономерно сменяется навыком, не следует, что итогом обучения в физическом воспитании всегда должен явиться лишь навык.

Реальные достаточно сложные формы двигательной деятельности принципиально не могут быть превращены целиком лишь в навык - в них представлены в совокупности, как навыки, так и как умения. Уже по одной этой причине навык может рассматриваться как конечный результат обучения только в том случае, если иметь в виду итог обучения отдельно взятому двигательному действию, поддающемуся автоматизации. В целом же необходимым результатом обучения в многолетнем процессе физического воспитания должен явиться богатый фонд разнообразных двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний.

Младшая группа

С помощью воспитателя - в круг, в колонну друг за другом, запоминая впереди стоящего ребенка, дети строятся возле стены, разложенного вдоль нее шнура и т.д. Их учат перестроению из колонны по одному в пары.

Средняя группа

Закрепляются навыки построения и перестроения, умения быстро строиться и перестраиваться не только на месте, но и в движении, изменять движение по сигналу.

Старшая группа

Ребенок по сигналу воспитателя выполняет разнообразные построения и перестроения: из колонны в пары, четверки путем прохождения через центр зала и расхождения направо и налево. Дети выполняют упражнения в смыкании и размыкании колонн, используя приставной шаг, проверяют расстояние между колоннами и друг другом с помощью вытянутой руки,

строятся по глазомеру, ориентируясь на водящих, умеют четко и

свободно поворачиваться по команде.

К строевым относятся следующие типы упражнений:

- построение (в круг, колонну, шеренгу и т.п.).

- перестроение (из колонны в круг, по два, по три, по четыре, в шеренгу и т.д.). - повороты в разные стороны (кругом, налево, направо), размыкание, смыкание, разнообразные передвижения в пространстве.

Они используются в различных формах организации двигательной деятельности, на занятиях, утренней гимнастике, в подвижных играх, хороводах, досугах, праздниках и т.д.

    Упражнения в построении и перестроении способствуют ориентировке в пространстве, формированию правильной осанки, умению согласованно двигаться в коллективе.

Строевые упражнения выполняются детьми дошкольного возраста с различными предметами. Они сопровождаются музыкой, речевками, песнями, ударными инструментами (бубном, барабаном). Ребенок младшего и среднего возраста выполняет различные команды педагога, воспринимает пространственную терминологию с ориентировкой на предмет: «повернитесь к окну,

Направо» (Е.Н.Вавилова). В старших группах без ориентира: «первое звено - направо, второе - налево - марш» и т.д. Экспериментально доказана доступность усвоения и самостоятельного

Использования пространственной терминологии ребенком пяти-шести лет (Э.Я.Степаненкова). Таким образом, все группы гимнастических упражнений повышают функциональные процессы в организме, влияют на физическое, интеллектуальное, нервно-психическое развитие, всесторонне развивают ребенка.

Классифицируются строевые упражнения на четыре группы: строевые приемы, построения и перестроения, передвижения, размыкания и смыкания.

Строй - установленное размещение занимающихся, для совместных действий.

Сомкнутый строй - строй, в котором занимающиеся расположены в шеренгах с интервалом, равным ширине ладони (между локтями), один от другого или в колоннах на дистанции, равной поднятой впереди руки.

Разомкнутый строй - строй, в котором занимающиеся расположены в шеренгах, с интервалом в один шаг или с интервалом, указанным преподавателем.

Шеренга - строй, в котором дети стоят один возле другого на одной линии, лицом в одну сторону, с интервалом в одну ладонь, приставленную к бедру.

Фланги - правая и левая оконечности строя.

Интервал - расстояние по фронту между занимающимися (в шеренге).

Колонна - строй, в котором занимающиеся расположены в затылок друг другу.

Дистанция - расстояние между занимающимися в глубину (в колонне).

Направляющий - занимающийся, идущий первым в колонне.

Замыкающий - занимающийся, идущий в колонне последним

Размыкание - способы увеличения интервала или дистанции строя.

Смыкания - приемы уплотнения разомкнутого строя.

Совершенствование основных движений, общеразвивающих и строевых упражнений осуществляется на физкультурных и музыкальных занятиях, а также на утренней гимнастике.

В программе обучения весь материал по строевым упражнениям расположен с учетом особенностей каждого возрастного периода, с постепенным нарастанием трудности как внутри каждой возрастной группы, так и между ними. Этим обеспечивается возможность каждому ребенку своевременно усвоить в течение пребывания в детском саду программный материал, приобрести доступную его возрасту технику движений и быть подготовленным к обучению в школе.

Перенос навыков

Существенное значение в обучении двигательному действию имеет взаимодействие, «перенос» навыков, выработанных ранее или формируемых параллельно. Например, владение навыком метания малого мяча значительно облегчит обучение метанию гранаты: легче будет идти и начальное обучение метанию копья. В этих случаях обучению способствует «положительный перенос» навыка. Перенос навыка может носить и отрицательный характер («отрицательный перенос»). Например, если был выработан прочный навык «подъема завесом» на гимнастической перекладине, это может явиться существенным препятствием для овладения «подъема одной», то же самое возможно при одновременном обучении сальто назад и перевороту назад (Е. Г. Соколов).

Перенос навыков происходит в тех случаях, когда структуры двигательных действий имеют сходство наряду с различиями. Характер сходства обусловливает значение переноса: положительное или отрицательное. Так, приведенный выше пример положительного переноса обусловлен тем, что техника движений при метании мяча, гранаты и копья сходна в большинстве фаз, а главное--в ведущих. Отрицательный эффект переноса навыков наблюдается чаще всего при сходстве в подготовительных фазах и существенном различии в ведущих звеньях техники действий. Физиологически перенос навыков можно объяснить тем, что при построении новой системы движений возникающая функциональная система вовлекает готовые двигательные координации и, в зависимости от того, насколько они соответствуют объективно необходимой архитектуре двигательного акта, перенос навыков будет положительным или отрицательным, полным или частичным.

Положительный перенос навыков широко используется в процессе обучения двигательным действиям. С учетом закономерностей переноса определяют последовательность обучения различным двигательным действиям таким образом, чтобы освоение одних создавало благоприятные предпосылки к овладению другими.

При углубленном совершенствовании в отдельных действиях, двигательный состав которых относительно ограничен, положительный перенос частных навыков используется при разработке системы подводящих упражнений. Они, как правило, представляют собой относительно законченные двигательные действия, по возможности, точно воспроизводящие некоторые фазы техники изучаемого действия.

Во избежание отрицательного переноса навыков желательно так планировать учебный процесс, чтобы исключить одновременное формирование «конкурирующих» навыков, избрав такую последовательность обучения, при которой отрицательный перенос был бы наименьшим. В случае одностороннего переноса (когда один навык влияет на другой, а обратного влияния не обнаруживается) в первую очередь должен формироваться тот навык, который нарушается под влиянием другого. В дальнейшем, по мере упрочения навыков, появляется возможность преодолевать отрицательное влияние их друг на друга, «сталкивая» их при поочередном исполнении действий, это к тому же содействует выработке тонких координаций.

Заключение

 

В процессе физического воспитания, преследуют образовательные задачи, которые состоят в том, чтобы сформировать и довести до определенной степени совершенства необходимые двигательные умения, навыки и связанные с ними знания. При этом основным предметом обучения являются рациональные двигательные действия, включающие систему взаимосвязанных движений. Особенности двигательных действий и закономерности формирования двигательных умений и навыков во многом предопределяют дидактические особенности физического воспитания.

    Раньше, чем приступить к обучению какому-либо действию, важно установить, готов ли обучаемый к освоению этого действия, и, если не готов, провести предварительную подготовку. Готовность к обучению выявляется с помощью контрольных упражнений и сведений о прошлом двигательном опыте и обеспечивается посредством подготовительных упражнений. Она характеризуется в основном тремя компонентами: степенью развития физических качеств, двигательным опытом и психическими факторами.

Удачно выполнить с первых же попыток новое двигательное действие обычно удается лишь в тех случаях, когда оно имеет сравнительно простую структуру. При более сложных структурах скорость образования нового двигательного умения существенно зависит от двигательного опыта обучающихся. Чем шире и разнообразнее этот опыт, тем больше предпосылок для успешного освоения нового действия на основе переноса ранее приобретенных умений и навыков. Этим определяется роль упражнений, направленных на расширение фонда двигательных умений и навыков в процессе обеспечения готовности к обучению сложным двигательным действиям.

Решающую роль в обеспечении готовности к обучению двигательным действиям, требующим высокой степени проявления физических качеств, будет играть воспитание этих качеств с помощью общеподготовительных и избирательно-направленных упражнений. При обучении же действиям, связанным с повышенным риском получить травму, чувством страха или другими отрицательными эмоциями, особенно важно предварительно сформировать позитивную психическую установку, создать достаточно сильный стимул к преодолению психических трудностей и выработать необходимую уверенность.

Проблема подготовки к обучению сложным двигательным действиям решается в целом на основе умелой реализации принципов доступности и индивидуализации, систематичности и постепенного повышения требований.

 

Библиографический список

 

1. Харабуги, Г.Д. Теория и методика физического воспитания. М.: Физкультура и спорт, 1969-352 с.

2. Евсеев, Ю. И. Физическая культура. Ростов н/д: Феникс, 2002. - 384с.

3. Захаров, Е.Н., Карасев А.В., Сафонов А.А. Энциклопедия физической подготовки (Методические основы развития физических качеств) / Под общей ред. А.В. Карасева. - М.: Лептос, 1994. - 368 с.

4. Коряковский, И.М. Теория физического воспитания. М.: Физкультура и спорт, 1960. -142.

5. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания: Учебное пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 288 с.

6. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры (Общие основы теории и методики физического воспитания: теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): Учебник. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 543 с.

7. Настольная книга учителя физической культуры. Под ред. Л.Б. Кофмана. М., «Физкультура и спорт», 1998.

8. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 480 с.

9. Шаулин В.Н. Обучение двигательным действиям с позиций гуманизации: Методика обучения // Физкультура в школе, 1994-125 с.

 

Республики Хакасия

«Черногорский механико-технологический техникум»

 

 

 

Контрольная работа

 

 

По дисциплине:

Теоретические и методические основы физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста

 

Тема:

 

1. Методика обучения строевым упражнениям в разных возрастных группах детского сада, ее суть и особенности.

2. Понятие «Двигательные умения» и «Двигательные навыки», их отличительные особенности и закономерности формирования.

Практическое задание:

3. Составить комплекс утренней гимнастики в игровой форме для детей 3-4 лет. (Печатный вариант).

 

 

Выполнил: Свиридов Л.Л.

Специальность:44.02.01«Дошкольное образование»

Содержание:

 

1. Методика обучения строевым упражнениям в разных возрастных группах детского сада, ее суть и особенности.

2. Понятие «Двигательные умения» и «Двигательные навыки», их отличительные особенности и закономерности формирования.

Практическое задание:

3. Составить комплекс утренней гимнастики в игровой форме для детей 3-4 лет. (Печатный вариант).

Введение

Методика обучения строевым упражнениям в разных возрастных группах детского сада, ее суть и особенности

Методика руководства строевыми упражнениями должна учитывать готовность детей к выполнению упражнений определенной сложности и стимулировать самостоятельность действий. Дети строятся в шеренгу спиной к источнику света, чтобы он не мешал им наблюдать за действиями воспитателя, который стоит напротив, лицом к детям.

Обучение детей построению ведется аналогично построению в колонну, используются игровые задания с применением зрительных ориентиров, предметов и игрушек, стационарной разметки зала, а также естественных ориентиров, игрового и физкультурного оборудования на участке, деревьев и пр.

По мере накопления опыта задания усложняются для того, чтобы дети учились воспринимать смысловую сторону упражнений и контролировать свое поведение: уметь равняться - носки ставить на линию, проверять интервал, приставляя ладонь к бедру, знать свое место в шеренге, строиться быстро, в разных местах площадки, без помощи ориентиров.

Разнообразие и сложность заданий зависят от конкретных педагогических задач и уровня обученности детей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 1025; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.24.134 (0.046 с.)