Понятие «Двигательные умения» и «Двигательные навыки», их отличительные особенности и закономерности формирования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие «Двигательные умения» и «Двигательные навыки», их отличительные особенности и закономерности формирования



Двигательные умения и навыки в некотором смысле взаимно переходят друг в друга. Поэтому было бы неверным абсолютно разграничивать их. Вместе с тем надо иметь в виду и их особенности, их не сводимость друг к другу и их неодинаковую значимость, как в повседневной жизни, так и в физическом воспитании. Из того факта, что на определенной стадии формирования и совершенствования двигательного действия умение закономерно сменяется навыком, не следует, что итогом обучения в физическом воспитании всегда должен явиться лишь навык.

Реальные достаточно сложные формы двигательной деятельности принципиально не могут быть превращены целиком лишь в навык - в них представлены в совокупности, как навыки, так и как умения. Уже по одной этой причине навык может рассматриваться как конечный результат обучения только в том случае, если иметь в виду итог обучения отдельно взятому двигательному действию, поддающемуся автоматизации. В целом же необходимым результатом обучения в многолетнем процессе физического воспитания должен явиться богатый фонд разнообразных двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний.

Методика обучения строевым упражнениям в разных возрастных группах детского сада, ее суть и особенности

Строевые упражнения являются одним из средств физического воспитания детей. Они содействуют воспитанию дисциплины и организованности, навыков коллективных действий, правильной осанки, чувства ритма.

С изучением, физических упражнений уточняется и их классификация. Классификация физических упражнений, принятая в теории физического воспитания, используется и в физическом воспитании детей дошкольного возраста.

Так, в «Программе воспитания в детском саду» упражнения распределены по следующим группам: гимнастика, к которой отнесены строевые упражнения, основные движения, общеразвивающие упражнения.

    Строевые упражнения - совместные или одиночные действия занимающихся в том или ином строю, удобном и целесообразном размещении занимающихся на спортивной площадке, в зале или в другом месте. Этот вид упражнений служит средством постепенного и умеренного разогревания мышц, а также содействию формирования правильной осанки и регулируют эмоциональный настрой занимающихся.

Для детей от 3 до 7 лет рекомендуются:

- более сложные общеразвивающие упражнения без предметов.

-  предметами (флажки, мячи, обручи, палки, шнуры, ленты и др.).

- на предметах (гимнастическая скамейка, стенка и др.).

- у гимнастической стенки, строевые упражнения (построения, перестроения,разные повороты, размыкания и смыкания).

- различные построения - в круг, колонну по одному, шеренгу и т. п.

- перестроения - из колонны по одному в колонну по два, по три и т. п., размыкания, смыкания и повороты.

- построение в колонну по одному, шеренгу, круг, перестроение в колонну по два, врассыпную, размыкание и смыкание обычным шагом, повороты на месте направо, налево переступанием.

Все эти упражнения содействуют воспитанию правильной осанки у детей, развитию внимания, ориентировки в пространстве, согласованности коллективных действий, дисциплины.

Содержание основной гимнастики составляют основные движения, общеразвивающие и строевые упражнения.

Основные движения - это жизненно необходимые для ребенка движения, которыми он пользуется в процессе своего бытия: ползание, лазание, бросание, метание, ходьба, бег, прыжки.

Обучение ребенка строевым упражнениям проводится с учетом возрастных особенностей.

Младшая группа

С помощью воспитателя - в круг, в колонну друг за другом, запоминая впереди стоящего ребенка, дети строятся возле стены, разложенного вдоль нее шнура и т.д. Их учат перестроению из колонны по одному в пары.

Средняя группа

Закрепляются навыки построения и перестроения, умения быстро строиться и перестраиваться не только на месте, но и в движении, изменять движение по сигналу.

Старшая группа

Ребенок по сигналу воспитателя выполняет разнообразные построения и перестроения: из колонны в пары, четверки путем прохождения через центр зала и расхождения направо и налево. Дети выполняют упражнения в смыкании и размыкании колонн, используя приставной шаг, проверяют расстояние между колоннами и друг другом с помощью вытянутой руки,

строятся по глазомеру, ориентируясь на водящих, умеют четко и

свободно поворачиваться по команде.

К строевым относятся следующие типы упражнений:

- построение (в круг, колонну, шеренгу и т.п.).

- перестроение (из колонны в круг, по два, по три, по четыре, в шеренгу и т.д.). - повороты в разные стороны (кругом, налево, направо), размыкание, смыкание, разнообразные передвижения в пространстве.

Они используются в различных формах организации двигательной деятельности, на занятиях, утренней гимнастике, в подвижных играх, хороводах, досугах, праздниках и т.д.

    Упражнения в построении и перестроении способствуют ориентировке в пространстве, формированию правильной осанки, умению согласованно двигаться в коллективе.

Строевые упражнения выполняются детьми дошкольного возраста с различными предметами. Они сопровождаются музыкой, речевками, песнями, ударными инструментами (бубном, барабаном). Ребенок младшего и среднего возраста выполняет различные команды педагога, воспринимает пространственную терминологию с ориентировкой на предмет: «повернитесь к окну,

Направо» (Е.Н.Вавилова). В старших группах без ориентира: «первое звено - направо, второе - налево - марш» и т.д. Экспериментально доказана доступность усвоения и самостоятельного

Использования пространственной терминологии ребенком пяти-шести лет (Э.Я.Степаненкова). Таким образом, все группы гимнастических упражнений повышают функциональные процессы в организме, влияют на физическое, интеллектуальное, нервно-психическое развитие, всесторонне развивают ребенка.

Классифицируются строевые упражнения на четыре группы: строевые приемы, построения и перестроения, передвижения, размыкания и смыкания.

Строй - установленное размещение занимающихся, для совместных действий.

Сомкнутый строй - строй, в котором занимающиеся расположены в шеренгах с интервалом, равным ширине ладони (между локтями), один от другого или в колоннах на дистанции, равной поднятой впереди руки.

Разомкнутый строй - строй, в котором занимающиеся расположены в шеренгах, с интервалом в один шаг или с интервалом, указанным преподавателем.

Шеренга - строй, в котором дети стоят один возле другого на одной линии, лицом в одну сторону, с интервалом в одну ладонь, приставленную к бедру.

Фланги - правая и левая оконечности строя.

Интервал - расстояние по фронту между занимающимися (в шеренге).

Колонна - строй, в котором занимающиеся расположены в затылок друг другу.

Дистанция - расстояние между занимающимися в глубину (в колонне).

Направляющий - занимающийся, идущий первым в колонне.

Замыкающий - занимающийся, идущий в колонне последним

Размыкание - способы увеличения интервала или дистанции строя.

Смыкания - приемы уплотнения разомкнутого строя.

Совершенствование основных движений, общеразвивающих и строевых упражнений осуществляется на физкультурных и музыкальных занятиях, а также на утренней гимнастике.

В программе обучения весь материал по строевым упражнениям расположен с учетом особенностей каждого возрастного периода, с постепенным нарастанием трудности как внутри каждой возрастной группы, так и между ними. Этим обеспечивается возможность каждому ребенку своевременно усвоить в течение пребывания в детском саду программный материал, приобрести доступную его возрасту технику движений и быть подготовленным к обучению в школе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 228; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.189.177 (0.007 с.)