Психологическое давление, оказываемое на читателя. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологическое давление, оказываемое на читателя.



 

Не нужно быть дипломированным психологом, чтобы описать метод психологического воздействия на читателя, примененный в брошюре «Как кровь может спасти твою жизнь?». Он достаточно прост, однако, успешно достигает поставленной цели, если у человека, читающего предложенный ОСБ материал, отсутствует критическое его восприятие.

Изложение брошюры начинается нейтрально. Неизвестные авторы пытаются заинтересовать читателя вопросом: «Как кровь может спасти твою жизнь? Тебе, конечно, это интересно, потому что с кровью связана твоя жизнь. Кровь разносит по твоему организму кислород, выводит углекислый газ, помогает приспосабливаться к изменениям температуры и поддерживает тебя, когда ты борешься с болезнями».

Поскольку внимание удалось привлечь, дальше неизвестные авторы излагают точку зрения Свидетелей Иеговы на употребление крови. Причем под «употреблением крови» понимается как употребление крови в пищу, так и переливание крови во время лечения. «Обосновав» свою позицию на цитатах из Библии, авторы формулируют отношение Свидетелей Иеговы к употреблению крови. Вот пример из брошюры «Как кровь может спасти твою жизнь?», запрещающий употребление крови:

«В противоположность тому, как рассуждают сегодня некоторые, законом Бога о крови нельзя было пренебрегать даже в случае крайней необходимости.... Поэтому, как бы ни дорога была жизнь, наш Жизнедатель ни разу не сказал, что в случае крайней необходимости его нормами можно пренебречь».

В журнале «Бескровная медицина и хирургия» сказано прямо: «По библейским причинам Свидетели Иеговы отказываются от переливания крови».

В [2] также можно найти недвусмысленное запрещение:

«Помните: Иегова требует, чтобы мы воздерживались от крови. Это значит, что мы не должны ни под каким видом принимать в свое тело кровь других людей и даже ту, что взята от нас и где-то хранилась. Поэтому истинные христиане отказываются от переливания крови.... Христиане хотят жить, но не будут стараться спасти свою жизнь ценой нарушения Божьих законов».

После определения своей «богословской» позиции безымянные авторы начинают массированную атаку на сознание читателя специально подобранными фактами из истории и медицины.

В параграфе «А кровь как лекарство» приводятся малосимпатичные факты из средневековой медицины о том, как врачи (а может быть шарлатаны?) пытались лечить, используя кровь людей и животных. Наряду с этим приводятся высказывания различных людей, которые выступали против такого вида «лечения». В результате чего делается вывод: «Этот обзор поможет тебе понять, почему Свидетели Иеговы занимают такую твердую религиозную позицию».

Сразу же далее следует противопоставление: «Тем не менее, вот уже многие годы люди утверждают, что кровь спасает жизнь. Врачи могут рассказать случаи, когда у кого-то была большая потеря крови, но ему сделали переливание, и он быстро поправился».

Неизвестные авторы за читателя задают вопрос: «Насколько это мудро или немудро с медицинской точки зрения?» [21] После чего вполне справедливо отмечают: «В пользу лечения кровью приводятся медицинские доказательства. Значит, ты сам должен узнать факты, чтобы сделать осознанный выбор в отношении крови».

По всей видимости, глава «Переливания крови - Насколько безопасны?» служит специально для того, чтобы запугать доверчивого читателя. Тенденциозности подбора цитат можно только удивляться. Приведем как пример только некоторые из них:

«Если говорить правду, то ежегодно у сотен тысяч людей возникают отрицательные реакции на кровь, и многие умирают».

««Примерно 1 из 100 переливаний сопровождается лихорадкой, ознобом или крапивницей (сыпью)... Примерно 1 из 6000 переливаний эритроцитов приводит к гемолитической трансфузионной реакции. Это серьезная иммунологическая реакция, которая может произойти сразу или позднее, через несколько дней после переливания; она может привести к резкой (почечной) недостаточности, шоку, внутрисосудистому свертыванию крови, и даже к смерти»».

««Когда переливания делались до, во время или после операции, им сопутствовали инфекционные осложнения... Опасность возникновения послеоперационной инфекции возрастала пропорционально числу единиц вводимой крови»».

««Было бы смешно обнаружить, что «средство», которое, как видно, может сделать мало хорошего, в итоге только усугубляет одну из основных проблем, стоящих перед этими больными»».

«Переносимое кровью заболевание беспокоит добросовестных врачей и многих больных. Какое это заболевание? Если честно, оно не одно - таких заболеваний очень много... сифилис, вирус цитомегалии или малярия... вирус герпеса, инфекционный мононуклеоз (вирус Эпштейна-Барр), токсоплазмоз, трипаносомоз (африканская сонная болезнь и болезнь Шагаса), лейшманиоз, бруцеллез (мальтийская лихорадка), тиф, филяриатоз, корь, сальмонеллез и колорадская клещевая лихорадка».

Ужасающее впечатление усиливается высказыванием неизвестного о папе:

«После ранения папа выжил. Но стоило ему покинуть больницу, как «в невероятных мучениях» его положили туда опять, теперь уже на два месяца. Почему? Причиной была занесенная с перелитой кровью цитомегаловирусная инфекция, которая могла бы оказаться смертельной» [22].

Далее продолжается усиление уже произведенного ужасного впечатления от приведенных фактов:

«И список таких болезней растет. Ты, возможно, читал такие заголовки, как «Болезнь Лима из-за переливания? Невероятно, но специалисты встревожены»».

«Как ни пугают эти опасности, но другие внушают еще больший ужас. Болезнь Шагаса наглядно показывает, как кровь становится разносчиком болезни между людьми, живущими на больших расстояниях друг от друга... «10-12 миллионов человек в Латинской Америке заражены хронически. Эту болезнь считают «одной из основных опасностей переливания крови в Южной Америке». «Клоп-хищнец» кусает спящую жертву в лицо, сосет кровь и испражняется в рану. Человек может годами носить болезнь Шагаса (возможно, тем временем сдавая кровь), прежде чем у него разовьются смертельные осложнения на сердце».

«Пандемия СПИДа... на удивление быстро пробудила в людях осознание опасности получить инфекционные заболевания через кровь. Сейчас заражены миллионы. Эта пандемия выходит из-под контроля. А смертность от нее составляет, в конечном счете, 100 процентов».

«Сейчас признают, что индустрия крови не спешила откликнуться, даже когда стало возможно тестирование на определение крови, содержащей антитела к ВИЧ. Наконец, в 1985 году началось тестирование донорской крови, но даже тогда этого не делали с продуктами крови, которые уже были на полке».

«Нет оснований думать, что сейчас проверяется вся кровь».

«Картина стала еще мрачнее.... Было установлено, что люди могут годами носить вирус СПИДа без обнаружения его современными косвенными тестами».

Вот мелькает луч надежды, что не все так безнадежно, есть люди, которые смотрели в корень проблемы - цитируется мнение д-ра Кнуда Лунд-Олезена:

«... есть основания отказаться от переливания крови. Свидетели Иеговы отказывались от него уже многие годы. Неужели они смотрели в будущее

Но далее продолжается психологическое давление:

«Поистине, только время покажет, сколько переносимых кровью вирусов скрывается в запасах крови».

««Передаваемые вирусы с инкубационным периодом во много лет будет трудно связать с переливаниями и еще труднее обнаружить. Нет сомнения, что группа Т-лимфотропных вирусов человека лишь одна из первых, всплывших на поверхность»»

««Парадоксально, но даже передаваемый через кровь СПИД... никогда не представлял такой большой опасности, как другие заболевания, - например, гепатит», - сообщалось в «Вашингтон пост»».

«... огромное число людей серьезно заболело и умерло от гепатита, против которого до сих пор не существует определенного средства лечения».

«Согласно «Ю. С. ньюс энд уолрд репорт» (1 мая 1989 года) в Соединенных Штатах около 5 процентов тех, кому делают переливание крови, заболевает гепатитом - 175000 человек в год. Около половины из них становится хроническими носителями, и, по меньшей мере, у 1 из 5 развивается цирроз или рак печени. Порядка 4000 человек умирает. Представь, какими бы были заголовки газет, если бы разбился большой лайнер, и все пассажиры на борту погибли. Но ведь 4000 смертей - это полный такой самолет, разбивающийся каждый месяц!»

После того, как безымянные авторы вволю попугали доверчивого читателя, следует глава «Другие возможности». Читателя спрашивают: «Ты, вероятно, думаешь: «Переливания опасны, но есть ли другие, хорошие, возможности?»» и сразу хвалят: «Прекрасный вопрос, и обрати внимание на слово «хорошие»».

В данной главе читателю рассказывают, что в современной медицине существуют так называемые «бескровные» методы. Перечисляется значительное их количество. Этому посвящены параграфы «Как могут помочь врачи?», «Операция, но без переливания крови». Методы «бескровной» хирургии практически только перечисляются, нет их профессионального описания, не дается представления о границах использования данных методов, не говорится, исчерпывают ли данные методы всю хирургическую практику. Такое изложение, умело подобранные позитивные цитаты призваны вывести читателя из уныло-испуганного состояния и подтолкнуть к «единственно правильному» решению.

««С помощью методов, не требующих крови, на открытом сердце детям было сделано сорок восемь операций разной сложности». Некоторые дети весили лишь 4,7 килограмма. «Учитывая постоянный успех при оперировании Свидетелей Иеговы и то, что переливание крови чревато серьезными осложнениями, в настоящее время большинство наших детских хирургических операций на сердце мы проводим без переливания» [23].

««Общие показатели говорят о том, что почечную трансплантацию можно безопасно и эффективно проводить большинству Свидетелям Иеговы»» [24]... Более того, отказ от крови не препятствует успешным пересадкам сердца».

«... можно ли без крови делать взрослым и детям сложнейшие операции на сердце и сосудах?... «опасность при оперировании Свидетелей Иеговы не была заметно больше, чем в других случаях»».

«…пациенткам из «Свидетелей Иеговы проводились серьезные гинекологические и акушерские операции без переливания крови». В этом информационном бюллетене говорилось: «Смертельных исходов и осложнений было не больше, чем среди женщин, прошедших такие же операции с переливанием крови». Далее следовало такое высказывание: «Результаты этого исследования позволяют взглянуть иначе на употребление крови во всех случаях, когда женщинам делают акушерские и гинекологические операции»».

«В отношении Свидетелей Иеговы хирурги заметили еще один фактор - положительный склад ума. «Отношение этих больных просто образцовое... В отличие от большинства больных, они не боятся ни осложнений, ни даже смерти. Они глубоко и неизменно преданы своей вере и своему Богу». Это не означает, что они отстаивают право умереть. Они хотят выздороветь и поэтому активно ищут качественной медицинской помощи. Они убеждены, что повиноваться закону Бога о крови - мудро, и такой взгляд положительно сказывается на операциях без крови.... «Среди этой группы больных число периоперационных [до, во время и после операции] кровотечений не было больше, а осложнений, если они и были, было меньше. Особый взгляд на болезни, свойственный Свидетелям Иеговы, положительно сказывался на периоперационном процессе»».

««... в семьях [25] царят тесное единство и любовь... Дети воспитаны, внимательны к другим и почтительны.... Кажется, они больше, чем другие, послушны медицинским предписаниям, что, возможно, говорит о готовности согласиться на медицинское вмешательство, если оно не противоречит их убеждениям»».

Далее следует глава «У тебя есть право выбирать», в которой доверчивого читателя убеждают в том, что он может вместе с лечащим врачом, взвесив все «за» и «против», выбрать себе лечение по вкусу:

«Практикуемый сегодня в медицине подход (под названием «за» и «против») помогает врачам и больным совместно находить лечение без использования крови. Врачи учитывают как опасность определенных лекарственных средств или хирургического вмешательства, так и возможную пользу. Больные тоже могут принять в этом участие».

«Любой знающий врач, вероятно, учел все «за» и «против», но теперь ты должен взвесить опасности и возможные преимущества, а также другие обстоятельства, которые известны только тебе. (Ты лучше можешь оценить такие аспекты, как твои душевные или эмоциональные силы, семейный бюджет, а так же, как это затронет семью и твои этические нормы.) После этого ты делаешь выбор. Возможно, ты сознательно согласишься на одно лечение, но отклонишь другое».

«Так же будет в случае, когда... болен ребенок. Опасности, преимущества и способы лечения будут изложены вам, любящие родители, потому как вас это касается, прежде всего, и потому как за последствия отвечаете вы».

Чтобы читатель не расслаблялся, ему напоминают:

««…Особое место занимает здесь переливание крови из-за своей стоимости и большой опасности. Поэтому Американский объединенный комитет ассигнования больничных учреждений классифицировал кровь как препарат, «часто используемый, очень опасный, с применением которого связано много ошибок»»».

«А что можно сказать об употреблении крови? Ни один человек, объективно изучивший факты, не может отрицать, что в переливаниях крови кроется огромная опасность.... «Кровь никогда не была безопасней, чем сейчас. Но ее все равно нельзя считать безопасной. Это самое опасное используемое в медицине вещество»».

Далее читателя снова продолжают убеждать, что в его компетенции наряду с врачами решать какое лечение надо применить.

В параграфах «Освобождение от правовых хлопот», «Твое право признается», «Вместо судов», «Преисполненная любви забота о детях» читателю советуют, не переставая напоминать об опасности переливания крови, подписать бланк «Отказ принимать продукты крови», после чего говорится, что он будет освобожден от любой судебной ответственности, чем поможет и себе и врачам.

«Да, Свидетели Иеговы с готовностью предлагают юридическое заверение в том, что ни врач, ни больница не понесут ответственности за предоставленное по просьбе больного лечение без применения крови. Как советуют медики, каждый Свидетель носит при себе Медицинский документ. Ежегодно он обновляется и подписывается владельцем и свидетелями, обычно ближайшими родственниками»

«... в этом бланке говорится: «Как член религиозной организации Свидетелей Иеговы, я категорически отказываюсь от применения чужеродной крови или компонентов крови во время операции. Я осознаю, что планируемая, необходимая процедура влечет, таким образом, больший риск из-за осложнений, которые может вызвать потеря крови. Получив всвязи с этим подробные объяснения, я настаиваю на том, чтобы необходимая операция проводилась без применения чужеродной крови или компонентов крови».

В заключении следуют параграф «Кровь, которая действительно спасает», в нем подводится итог всему сказанному выше:

«Даже при оказании лучшей медицинской помощи в самых лучших больницах люди рано или поздно умирают. С переливанием крови или без, они умирают. Все мы стареем, и жизнь подходит к концу. Это не обреченность. Это реальность. Смерть - это наша действительность.

Как показывает жизнь, часто люди, пренебрегающие законом Бога о крови, рано или поздно от этого страдают; некоторые даже умирают от переливания крови. Те же, кто выживают, не получают бесконечной жизни. Значит, переливания крови не спасают раз и навсегда.

Большинство людей, которые по религиозным и/или по медицинским причинам отказываются от крови, но соглашаются на другое лечение, чувствуют себя очень хорошо. Они, таким образом, могут продлить себе жизнь на годы. Но не навсегда.

Несовершенство и постепенная смерть людей приводит нас к основной библейской истине о крови. Если мы поймем и оценим эту истину, мы увидим, как на самом деле кровь может спасать жизнь - нашу жизнь, и притом надолго».

Таким образом, итог ясен: лечись, не лечись, все равно рано или поздно умрешь[26], но если будешь верить тому, чему учат Свидетели Иеговы, то свою жизнь спасешь надолго. Цели закрепления «богословского урока», который был вначале, служат параграфы «Единственная, спасающая жизнь кровь», «Радуйся жизни, спасенной кровью».

Итак. Вполне очевиден желаемый неизвестными авторами результат - убедить читателя в собственной правоте, правильности своих действий. Сначала безымянные авторы брошюры «обосновали» читателю свою «богословскую» позицию по поводу переливания крови. Затем напугали тем, какие осложнения могут быть после переливания. После того как читатель должен был проникнуться всей опасностью и неотвратимостью чем-то заразиться, ему дают понять, что не все потеряно, и есть выход в виде «бескровной» медицины, после чего, не переставая время от времени попугивать, подсказывают «единственно правильный» выход в виде заполнения бланка отказа от переливаний крови. В финале «богословский урок» повторяется. Несомненно что, полный психологический эффект будет достигнут на доверчивом и некомпетентном в медицинских и правовых вопросах читателе. Если же читатель доверяет своим учителям, у него формируется вера в непогрешимость и правильность позиции Свидетелей Иеговы относительно переливания крови и ее компонентов.

Для того чтобы подтвердить свою «богословскую» позицию по переливанию крови, безымянные авторы брошюры и журнала приводят огромное количество «устрашающих» материалов из медицины, связанных с переливанием. Такая помощь в обосновании богословской позиции с помощью специально подобранных фактов из науки (в данном случае из медицины) доказать ничего не может.

Давайте воспользуемся «богословским» приемом анонимных авторов ОСБ, прочитаем и примем близко к сердцу следующее сообщение [3]:

«В докладе НАСА за 1992 год приведен расчет: вероятность того, что за время жизни человека с Землей столкнется комета, астероид или большой метеорит, равна 1:10000! В рапорте отмечается, что это был бы, «возможно, конец известной нам цивилизации», а возможно, даже «угроза существованию человеческого рода». Сравним это с вероятностью, попасть под удар молнии (1:9100), быть убитым в этом году (1:40000), погибнуть в автокатастрофе (1:46000000). Подумать только! Вероятность того, что в течение нашей жизни Земля столкнется с космическим телом, почти в 500 раз выше, чем вероятность гибели в автокатастрофе» [27].

В дополнение к цитате вспомним, сколько жителей проживает, например, в Москве или другом крупном городе. Вот и «обоснование» совета: нужно передвигаться только пешком в бронежилете с персональным громоотводом в бомбоубежище. При желании можно найти цитату из Библии о поражении громом и молнией и о побитии камнями с неба, например, Бытие 19:24, 4 Царств 1:10, Иова 1:16, Иисус Навин 10:11, Иезекииль 13:13

Безымянные авторы необоснованно применяют метод индукции[28] для убеждения читателя в своей правоте. Например, обратимся к параграфам брошюры, где идет речь об альтернативных методах и операциях без использования гемотрансфузий. Авторы задают вопрос: «Переливания опасны, но есть ли другие, хорошие, возможности?», через некоторое время восклицают: «Заметь - есть другие возможности!», затем еще спустя некоторое время высказывают надежду: «Мы надеемся, что ты никогда не потеряешь большого количества крови. Но если это и случится, то, наверняка, умелые врачи смогут тебе помочь, не пуская в ход столь опасное переливание крови». Эти выражения носят общий характер, однако общие выводы строятся на перечислении частных примеров из хирургической практики. Примеры - это цитаты из медицинских журналов, в которых идет речь о вполне конкретных видах оперативного вмешательства (как уже мы видели, данные цитаты могут быть вырваны из контекста медицинской статьи). Авторы все время «забывают» уточнить, что данные возможности есть только в некоторых частных случаях и в некоторых конкретных клиниках, что приведенные примеры это пока что, как правило, исследования, а не повседневная хирургическая практика, и не вся область хирургической практики вообще.

Аналогичная ситуация с правовыми вопросами. Имеются общие лозунги и фразы: «У тебя есть право выбирать» «Твое право признается», «Освобождение от правовых хлопот», а в подтверждение приводятся какие-то обтекаемые фразы о каких-то судах по вполне конкретным делам и ссылки на газетные публикации из разных стран. Если уж надо дать какую-то правовую информацию, напечатайте выдержки из общеправовых документов сообразно ситуации, разберите основные вопросы, но это не было сделано. Вопрос, почему? Скорее всего, авторы не заинтересованы в донесении полной информации. Ниже разбору этого вопроса будет посвящен отдельный материал.

Специально подобранные цитаты из научной (в данном случае медицинской) литературы, постоянное упоминание тех или иных фактов в публикациях Свидетелей Иеговы, красочное их описание и смакование служит цели убеждения последователей ОСБ в своей правоте. В основании же приемов, используемых в литературе Общества, лежат две элементарные операции [4]:

«- отбор фактов под определенным углом зрения для последующей передачи своему населению или противнику,

- увеличение или преуменьшение значимости события в соответствии с избранной точкой зрения»

Подача фактов под таким углом зрения, постепенно изменяет картину мира у последователей Общества и делает поведение ее носителей программируемыми.

Профессиональное экспертное заключение по содержанию вероучения и практике деятельности религиозной организации Свидетели Иеговы можно найти в [4], о том, что в изданиях ОСБ применяется метод психологического воздействия, можно прочитать в [6]. Интересен следующий факт: ОСБ, применяя на практике методы прикладной психологии, у рядовых членов организации формирует негативное мнение об этой науке [17].

 

Образ врача-вредителя

 

В журнале «Бескровная медицина и хирургия» приводится следующий факт:

«В 1878 году французский врач Жорж Аием предложил в качестве кровезаменителя использовать специально приготовленный соляной раствор. В отличие от крови этот раствор не давал побочных эффектов, он не сворачивался, и его можно было легко перевозить»

Авторы журнала делают общий вывод, что «вполне понятно, что соляной раствор Аиема начали повсеместно использовать», но затем искренне удивляются: «Удивительно, что вскоре вновь стали отдавать предпочтение крови. Как это случилось?».

После краткого в нескольких словах экскурса в историю Первой и Второй мировых войн они дают ответ на свой вопрос:

«... возникла мировая индустрия, приносящая миллиарды долларов в год и обеспечивающая больницы запасами крови для переливания, к которому врачи начали относиться как к непременному атрибуту практически любой операции».

Остается только удивляться некомпетентности авторов в вопросах медицины, которые считают свой ответ исчерпывающим. Надо думать, что себя авторы причисляют к благородному семейству спасителей человечества, которое призвано к слому «устоявшихся стереотипов» в медицине.

В брошюре «Как кровь может спасти твою жизнь?» формируется образ врача, рекомендующего при лечении переливание крови или ее компонентов, как врача-вредителя:

««Неумеренное использование медицинской техники - главная причина увеличения сегодня расходов здравоохранения … Особое место занимает здесь переливание крови из-за своей стоимости и большой опасности»».

«Что касается всех «за» и «против» при использовании крови, врачи могут расходиться во мнениях. Один может делать переливания часто и быть уверенным, что они стоят риска. Другой считает, что риск неоправдан, потому как у него были прекрасные результаты и без применения крови. Однако в конечном счете решаешь ты, больной или родитель. Почему? Потому что в данном случае затрагиваются твой (или твоего ребенка) организм, жизнь, этические нормы и, что особенно важно, - взаимоотношения с Богом».

«Ты, возможно, спрашиваешь: «Почему некоторые врачи и больничные учреждения спешат заручиться распоряжением суда, чтобы перелить кровь?» В ряде случаев главная причина - это страх перед ответственностью».

«Когда некоторые больные пытались воспользоваться своим правом, они натолкнулись на сопротивление. Оно могло исходить... от врача, убежденного в правоте своего совета. Возможно, что какой-то работник больницы не согласился, руководствуясь правовыми или денежными интересами».

««Многие ортопеды предпочитают не оперировать больных [Свидетелей]»».

Авторы соглашаются с доктором Конрадом Дребингером:

«Только под влиянием неуместного честолюбия врач принуждал бы больного принять данное лечение вопреки его совести, и таким образом оказал бы ему помощь физически, но психически нанес бы ему смертельный удар»

Ему вторит доктор Джеймс Л. Флетчер Младший:

«Боюсь, что нередко профессиональная самонадеянность вытесняет здравое медицинское суждение. Средства, которые считаются «лучшими сегодня» усовершенствуются или отвергаются завтра. Кто опасней - «верующий родитель» или самонадеянный врач, убежденный в том, что в данном случае необходимо именно его или ее лечение?»

Таким образом, у доверчивого читателя формируется мнение, что врачи, настаивающие на переливании крови, мягко говоря, некомпетентны в вопросах медицины, у них по ни кому неведомым причинам страдает профессиональное самолюбие, они просто консерваторы, причем в плохом смысле этого слова[29].

Напротив, существуют

«У мелые врачи, которые решились применить это лечение [30] на Свидетелях Иеговы, выработали определенные методы, которые, как показывают многочисленные медицинские отчеты, безопасны и дают хорошие результаты. Врачи, предоставляющие качественную помощь без использования крови, никоим образом не поступаются ценными медицинскими принципами. Напротив, они считаются с правом больного знать все «за» и «против» и, на основе полной информации, дают ему возможность сделать выбор в отношении того, как поступят с его телом и жизнью».

«Даже во время операции умелые и добросовестные хирурги и анестезиологи могут помочь, задействовав передовые методы сбережения крови».

«… умелые врачи смогут тебе помочь, не пуская в ход столь опасное переливание крови».

«Возможно, родителям известны прекрасные результаты умелых врачей при оперировании без крови детей Свидетелей».

После таких высказываний остается только аплодировать «умелым и добросовестным» врачам, которых еще можно с большим трудом найти среди массы врачей с «неуместным честолюбием». У этой основной массы врачей «профессиональная самонадеянность вытесняет здравое медицинское суждение». Они испытывают постоянный «страх перед ответственностью». Следует восторгаться самопожертвованием Свидетелей Иеговы, которые для блага человечества отдали себя как подопытных кроликов для того, чтобы на них «выработали определенные методы, которые... безопасны и дают хорошие результаты».

Весь настрой работ призван доказать, что переливание крови в медицинских целях давно устаревший, чрезвычайно опасный, вредный, дорогой метод, у которого есть альтернативные, более современные, менее опасные, более дешевые методы, которые почему-то этими «недобросовестными» врачами не используются. На этом фоне утверждение брошюры: «на самом же деле, лечение без применения крови может нести меньший риск» выглядит весьма убедительно, если не знать реальное положение вещей, не обладать несколько большим объемом медицинских знаний, чем хотелось бы авторам брошюры.

А может быть суть не в этом? Может быть, не нашлось достойных методов, способных заменить переливание крови? Нет достаточной клинической практики применения тех или иных «бескровных» методов при лечении конкретной болезни?

Ниже мы рассмотрим методы «бескровной» хирургии, приведенные в качестве примеров безымянными авторами брошюры, и увидим, является ли набор данных методов достаточным, чтобы отказаться от переливания крови или ее компонентов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 225; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.202.187 (0.071 с.)