Научно-техническая революция 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Научно-техническая революция



НТР - понятие, используемое для характеристики ряда процессов в развитии науки и техники, а также инициированных ими социальных процессов, свойственных современной цивилизации, основное содержание которых сводится к превращению науки в решающий фактор социокультурного развития.

Начало НТР принято относить к сер. 40-х — нач. 50-х гг. XX в.; обычно считают, что она продолжается и сегодня, хотя в ряде исследований говорится о наблюдающемся затухании НТР, падении темпов научно-технического прогресса.

Среди предпосылок НТР можно выделить две основных составляющих: внутринаучную и социальную.

Внутринаучные связаны прежде всего с достижениями точных и естественных наук конца прошлого — начала нынешнего столетия, совпавшие по времени с активным развитием научного позитивизма. В этот период были открыты электрон, радиоактивные элементы, превращение химических элементов, квантовая механика, неевклидова геометрия, теория относительности, фундаментальные клеточные процессы.

Значительные успехи были достигнуты в развитии технических средств, прежде всего в области транспорта (автомобильный и морской транспорт, основанный на применении двигателя внутреннего сгорания, авиация), связи (телеграф, телефон, радио, позднее — телевидение), военной техники.

Дальнейшие успехи науки и техники, связанные в основном с исследованиями атомной энергии, а также с появлением и быстрым развитием кибернетики (науки об обработке информации и управлении) и автоматизированных вычислит. средств (ЭВМ), способных к выполнению логических операций, привели к существенному ускорению темпов научного прогресса.

 

 

Социальные процессы, обусловившие и сопровождавшие НТР, в основном вписываются в рамки общей теории модернизации.

Модернизационные социальные процессы, связанные с распространением демократии, повышением социальной мобильности, основанной на достижениях престижных личных статусов, появлением системы высокоспециализированных профессий, ростом уровня общего образования способствовали и значительному повышению статуса и престижа научной деятельности.

Анализируя развитие НТР, можно выделить ряд значимых характеристик, свойственных этому процессу:

— превращение науки в решающий фактор общественного развития, реализующееся через влияние научно-технических достижений на все сферы совместной деятельности людей (производство, потребление, коммуникацию, образование, рекреацию);

— интеграция производства, образования и управления на базе применения и распространения достижений науки и техники;

— интенсификация научных исследований, взаимообмена наук (как на внутринаучном, так и на межгосударственном уровнях), усиление роли исследований прикладного характера;

— высокая степень интеграции науки и техники, обеспечивающая ускорение темпов технического прогресса;

— комплексная автоматизация производства, активная замена ручного труда машинным, проникновение машинной техники во все сферы деятельности (вплоть до творчества);

— огромная роль информационных процессов, автоматизация и глобализация обмена информацией;

— ведущая роль государства в планировании, организации и управлении научными исследованиями;

— повышение уровня общего и специального образования, профилизация образования в соответствии с кадровыми потребностями науки и техники;

— усиление роли социальных наук и эффективности применения их исследования в практической деятельности.

Основными направлениями реализации НТР и научно-техн. деятельности стали: автоматизация производства и управления, открытие и использование новых видов энергии, создание материалов с заданными свойствами, освоение космоса, биотехнологии, электронные микротехнологии, глобальная автоматизация информационных процессов и создание глобальных средств массовой коммуникации, создание искусств. интеллекта.

Домашнее задание.

Читать конспект лекции.

Подготовить сообщения на темы:

1. Нравственные и духовные проблемы в странах запада и России.

2.Культура молодёжного бунта.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 123; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.124.143 (0.005 с.)