Педагогический конфликт. Способы разрешения конфликтов. Профилактика конфликтных ситуаций. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Педагогический конфликт. Способы разрешения конфликтов. Профилактика конфликтных ситуаций.



  К педагогическим конфликтам относят межличностные конфликты между воспитателем и воспитанником (педагогом и обучающимся, родителем и ребёнком), а также межгрупповые конфликты, если они возникают между педагогом и классом например. Так же педагогические конфликты являются частью конфликта поколений. Педагогические конфликты отличаются и своими специфическими особенностями. Главная отличительная особенность педагогического конфликта состоит в противопоставлении социально-ролевых позиций. Позицию педагога можно условно выразить словами «Я призван тебя воспитывать!», позиция обучающегося отражена в классической фразе: «Я не хочу, чтобы меня воспитывали».

Характер педагогических конфликтов определяется статусом участников конфликта (вертикальный тип межличностного взаимодействия), наличием юридической, моральной и профессиональной ответственности администрации образовательного учреждения и педагогического коллектива за жизнь, здоровье учащихся и результаты учебно-воспитательной деятельности; существенными различиями в возрасте, жизненном опыте, гражданских правах (обучающиеся — несовершеннолетние граждане), образованности учащихся и педагогов и др. специфическими чертами.

1. Объективные причины педагогических конфликтов:

· Недостаточная степень удовлетворения базисных потребностей ребёнка.

· Противопоставление функционально-ролевых позиций педагога и обучающегося (задача первого — учить, задача второго — учиться; учитель априорно считается превосходящим обучающегося умом, знаниями, опытом и наделяется властью над ним).

· Существенное ограничение степеней свободы (требования жёсткой дисциплины, подчинения, отсутствие возможности выбора педагога, предмета, класса, обязательное посещение уроков и т. д.).

· Различия в представлениях, ценностях, жизненном опыте, принадлежность к разным поколениям (проблема «отцов и детей»).

· Зависимость обучающегося от педагога.

· Необходимость оценивания учащихся педагогом.

· Игнорирование личных проблем учащихся в формализованных образовательных системах.

· Множественность ролей, которые вынужден играть школьник в силу предъявляемых к нему разных, порой противоположных требований в учебном учреждении, родителями, товарищами, какими-либо другими значимыми людьми.

· Различие между учебным материалом и явлениями, объектами реальной жизни.

· Социальная нестабильность и др.

2. К субъективным причинам относятся:

  • Психологическая несовместимость педагога и обучающегося.
  • Наличие у педагога или обучающегося определённых черт характера, определяющих так называемую «конфликтную личность» (агрессивность, раздражительность, нетактичность, ехидность, самоуверенность, грубость, жёсткость, придирчивость, скептицизм и т. д.).
  • Отсутствие коммуникативной культуры у педагога или обучающегося.
  • Необходимость изучения данного предмета всеми учащимися и отсутствие интереса к нему у конкретного обучающегося.
  • Несоответствие интеллектуальных, физических возможностей данного обучающегося и предъявляемых к нему требований.
  • Недостаточная компетентность педагога (отсутствие опыта, глубоких знаний по предмету, готовности к разрешению конфликтов, низкий уровень развития определённых профессиональных способностей).
  • Наличие у педагога или обучающегося серьёзных личных проблем, сильного нервного напряжения, стресса.
  • Чрезмерная загруженность педагога или обучающегося.
  • Вынужденная бездеятельность обучающегося.
  • Отсутствие самостоятельности, творческого начала в учебном процессе.
  • Несоответствие самооценки обучающегося и оценки, данной ему педагогом, и др.

Для более успешного разрешения конфликта желательно составить карту конфликта, разработанную Х.Корнелиусом и Ш.Фэйром. Суть её в следующем:

  • определить проблему конфликта в общих чертах. Например, при конфликте из-за объёма выполняемых работ составить диаграмму распределения нагрузки;
  • выяснить, кто вовлечён в конфликт (отдельные сотрудники, группы, отделы или организации);
  • определить подлинные потребности и опасения каждого из главных участников конфликта.

Составление такой карты позволит:

1. ограничить дискуссию определёнными формальными рамками, что в значительной степени поможет избежать чрезмерного проявления эмоций, так как во время составления карты люди могут сдерживать себя;

2. создать возможность совместного обсуждения проблемы, возможность высказать свои требования и желания;

3. уяснить как собственную точку зрения, так и точку зрения других;

4. создать атмосферу эмпатии, то есть возможности увидеть проблему глазами других людей и признать мнения людей, считавших ранее, что они не были поняты;

5. поискать новые пути разрешения конфликта.

Прежде чем переходить к разрешению конфликта, желательно ответить на следующие вопросы:

· искренне ли вы хотите благоприятного исхода;

· как бы вы себя чувствовали на месте конфликтующих сторон;

· нужен ли посредник для разрешения конфликта;

· что нужно сделать, чтобы лучше владеть своими эмоциями;

· в какой атмосфере (ситуации) люди могли бы лучше открыться, найти общий язык и выработать собственные решения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 88; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.187.178 (0.007 с.)