Функция и психологическая структура группы. Исследование учебной структуры группы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функция и психологическая структура группы. Исследование учебной структуры группы.



Американский социолог Н. Смелзер выделяет следующие функции групп:

1. Социализации. Эта функция заключается в том, что только в группе человек может обеспечить свое выживание и воспитание подрастающих поколений. Именно в группе, прежде всего в семье, индивид овладевает рядом необходимых социальных умений и навыков. Первичные группы, в которых пребывает ребенок, обеспечивают основу его включения в систему более широких социальных связей;

2. Инструментальную. Данная функция состоит в осуществлении той или иной деятельности людей. Многие виды деятельности невозможны в одиночку. Кроме того, участие человека в таких группах, как правило, обеспечивает человеку материальные средства к жизни, предоставляет ему возможность самореализации;

3. Экспрессивную. Она состоит в удовлетворении потребностей людей в одобрении, уважении и доверии. Эту роль часто выполняют первичные и неформальные группы. Будучи ее членом, человек получает удовольствие от общения с психологически близкими ему людьми;

4. Поддерживающую. Данная функция состоит в том, что люди стремятся к объединению в трудных для них ситуациях. Они ищут поддержки в группе, чтобы ослабить неприятные чувства.

Психологическая структура группы:

Группы могут быть условными, т.е. произвольными объединениями людей по какому-либо общему признаку, необходимому в данной системе анализа (например, можно выделить группу людей, имеющих некоторые заболевания, или нуждающихся в улучшении жилищных условий и т.п.). Вместе с тем, можно говорить и о реально существующих группах. В этом случае люди собраны вместе, объединены совместной деятельностью или помещены в какие-то идентичные условия, к тому же они осознаю свою принадлежность к этому социальному образованию.

Социальная психология изучает реальные социальные группы. С одной стороны, она исследует “равнодействующую” групповых влияний, которая определяет содержание сознание личности. Личность оказывается включенной во множество социальных групп, со своими нормами и ценностными ориентациями. Но фокус интереса психологов в данном случае – не содержательный анализ деятельности группы, а форма действий индивидуума в условиях присутствия других людей и взаимодействия с ними. С другой стороны, социальная психология изучает психологические характеристики самих групп.

Реальные группы, в свою очередь, подразделяются на лабораторные и естественные. Социально-психологический анализ возможен относительно и той, и другой разновидностей реальных групп, однако наибольший интерес психологов все же вызывают реальные естественные группы. Реальные естественные группы могут быть большими и малыми. Большие группы представлены государствами, нациями, классами, партиями, другими общностями, выделяемыми по профессиональным, экономическим, религиозным, культурным, возрастным, половым и прочим признакам. Эти группы чаще всего опосредованно, через идеологию, оказывают влияние на психологию людей.

Более изучена в социальной психологии малая группа. Она представляет собой небольшое объединение людей (от 2-3х до 20-30 человек), занятых каким-либо общим делом и находящихся в прямых взаимоотношениях друг с другом. В психологической литературе описано много различных подходов к классификации малых групп (в настоящее время известно около 50 различных оснований такой классификации). Вместе с тем, наиболее распространенное в социальной психологии получило деление малых групп на первичные и вторичные; формальные и неформальные; “группы членства” и “референтные группы”. Первичные группы – это объединения людей, в которых существуют непосредственные контакты между людьми (семья, группа друзей и т.д.). Вторичные группы – группы, где для общения используются различные “посредники” (средства связи и т.п.).

В широком смысле это — различные психические свойства, психические процессы и психические состояния, подобно тому, как этими же элементами обладает психика отдельного человека. В отечественной социальной психологии предпринят ряд попыток определить более точно элементы этой структуры. Исследователи (Г.Г. Дилигенский, А.И. Горячева, Ю.В. Бромлей и др.) выделяют две составные части в ее содержании: 1) психический склад как более устойчивое образование (к которому могут быть отнесены социальный или национальный характер, нравы, обычаи, традиции, вкусы и т.п.) и 2) эмоциональная сфера как более подвижное динамическое образование (в которую входят потребности, интересы, настроения).

Ролевая структура малой группы – это совокупность связей и отношений между индивидами, характеризуемых распределением между ними групповых ролей, т.е. типичных способов поведения, предписываемых, ожидаемых и реализуемых участниками группового процесса. Так, при анализе группового решения задач выделяются роли «генератора идей», «эксперта», «критика», «организатора», «мотиватора». При анализе деятельности психокоррекционных групп выделяются роли «объединителя», «козла отпущения», «сектанта», «невинной жертвы» и т д.

Для изучения структуры группы применяется социально-психологическое исследование.

Социально-психологическое исследование — это вид научного исследования, осуществляющегося с целью установления в поведении и деятельности людей определённых закономерностей, обусловленных фактом вхождения этих людей в социальные группы. Весь набор методов социально-психологического исследования можно разделить на две большие группы: методы исследования и методы воздействия. Последние относятся к специфической области социальной психологии, к «психологии воздействия».

Среди методов исследования различают методы сбора информации и методы её обработки. Методы обработки данных часто не выделяются в специальный блок, поскольку большинство из них не являются специфичными для социально-психологического исследования.

Методы сбора информации: наблюдение, изучение разнообразных документов, контент-анализ (исследование разных информационных источников), опросы (анкеты, интервью), тесты (наиболее распространён социометрический тест), эксперимент (лабораторный, естественный).

Метод наблюдения. Наблюдение в социальной психологии — это метод сбора информации путём непосредственного, целенаправленного и систематического восприятия и регистрации социально-психологических явлений: фактов поведения и деятельности людей.

Анкета, анкетирование. Виды анкетирования разделяются по числу опрашиваемых (индивидуальное и групповое анкетирование), по месту проведения, по способу распространения анкет (анкетирование раздаточное, почтовое, через прессу). Среди наиболее существенных недостатков раздаточного и особенно почтового и проводимого в прессе анкетного опроса является

низкий процент возврата анкет, отсутствие контроля за качеством заполнения анкет, использование только очень простых по структуре и по объёму анкет.

Тесты. Тест — стандартизированное, обычно ограниченное во времени испытание (задание или опросник). С помощью тестов в социальной психологии определяются межличностные, внутригрупповые и межгрупповые различия. Области применения тестов в социальной психологии: диагностика групп, изучение межличностных и межгрупповых отношений и социальной перцепции, социально-психологических свойств личности (социальный интеллект, социальная компетентность, стиль лидерства и др.).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 75; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.10.137 (0.006 с.)