Разработка программы элективного курса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Разработка программы элективного курса



Методические рекомендации по разработке элективных курсов

Элективные курсы подразделяются на следующие типы: пробные; ориентационные; углубляющие; корректирующие; общекультурные

Формальная структура программы элективных курсов

1.​ Титульный лист

2.​ Пояснительная записка

3.​ Учебно-тематический план

4.​ Содержание изучаемого курса

5.​ Методические рекомендации

6.​ Литература (для учителей, для учащихся)

1.​ Титульный лист

а) Наименование образовательного учреждения

б) Справа наверху: где, когда, кем утверждена программа (школьная, улусная, республиканская экспертизы)

в) В центре название элективного курса

г) Класс, на который рассчитана программа (под названием)

д) ФИО (полностью) и должность автора (справа)

е) Место, год разработки программы (внизу)

2.​ Пояснительная записка

В пояснительной записке обосновать необходимость введения данного курса. Указать место и роль данного курса в профильном обучении. Межпредметные связи, учебные умения и т.д.

Цель: для чего он изучается, какие потребности субъектов образовательного процесса (учащиеся, учителя, родители, общество) удовлетворяет. Ориентация на индивидуализацию обучения и социализацию учащихся, на подготовку к осознанному и ответственному выбору сферы будущей профессиональной деятельности.

Задачи: что необходимо для достижения цели, над чем предстоит работать учителю и учащимся при изучении курса.

Функции: изучение ключевых проблем современности, ориентация в особенностях будущей профессиональной деятельности, на совершенствование навыков познавательной деятельности, дополнение и углубление базового предмета образования, компенсация недостаточного обучения по профильным предметам.

Сроки реализации программы: продолжительность обучения, если на 2 года (72 часа), то этапы обучения; если чередуются (первое полугодие, затем что-то другое), то 15-17 часов.

Основные принципы отбора и структурирования материала. Методы обучения (активные: проектов, исследовательские), формы обучения (КСО, индивидуальное обучение, групповое), режим занятий.

Предполагаемые результаты, какие ЗУН получат ученики. Инструментарий для оценивания результатов обучения.

3.​ Учебно-тематический план

Наименование темы

Всего часов

в том числе

Форма контроля
лекции практическая часть семинар  
            Зачет Тест Контрольные срезы И т.п.

4.​ Содержание

Перечень тем и их реферативное описание. Перечислить подтемы (помощь для учителей).

5.​ Методические рекомендации (для всех 4 субъектов образовательного процесса).

Каждый учитель требует методические рекомендации к учебникам. Точно такие же требования и ко всем элективным курсам.

Дидактические материалы. Основные содержательные компоненты по каждому разделу или теме. Описание приемов и средств организации учебно-воспитательного процесса. Описание форм проведения занятий.

6.​ Литература

Авторы, сайт, интернет. Оформление согласно библиографическим требованиям.

Главное внимание на содержание курсов.

Опорные вопросы для создания программ

1.​ На каком содержании материала, и через какие формы я наиболее полно смогу реализовать задачи предпрофильной подготовки.

2.​ Чем содержание курса будет качественно отличаться от базового курса.

3.​ Какими учебниками и вспомогательными материалами обеспечен данный курс.

4.​ Какие виды деятельности возможны в работе с данным содержанием.

5.​ Какие виды работ могут выполнить учащиеся для подтверждения успешности.

6.​ Какова доля самостоятельности ученика в работе данного курса. В чем он может проявить инициативу.

7.​ Какие критерии ясные педагогу и ученику позволяют оценить успехи в изучении данного курса.

8.​ Каким образом в процессе работы будет фиксироваться динамика интереса к курсу, к будущему профилю.

9.​ Чем может завершиться для ученика изучение курса, какова форма отчетности.

Требования

1.​ Степень новизны для учащихся.

2.​ Мотивирующий потенциал программы (программа содержит знания, вызывающие познавательный интерес учащихся).

3.​ Развивающий потенциал программы (способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьника).

4.​ Здоровьесберегающие характеристики.

5.​ Полнота содержания программы (содержит все необходимое для достижения запланированных в ней учебных целей).

6.​ Связность и системность изложения материала.

7.​ Методы обучения.

8.​ Степень контролируемости (в программе конкретно определены ожидаемые результаты обучения и методы проверки их достижения).

9.​ Реалистичность с точки зрения ресурсов, кадровые возможности школы.

10.​ Формальная структура программы.

11.​ Создание положительной мотивации, вызов познавательного интереса учащихся,

12.​ Не дублирование содержания предметов, обязательных для изучения по Государственному стандарту,

13.​ Ознакомление со спецификой видов деятельности, включение пробы по ведущим для данного профиля видам деятельности (практическая направленность),

14.​ построение по модульному принципу (включение ученика в тему курса с любого момента),

15.​ возможность построения индивидуальной траектории обучения для ученика (выбор курса, а также внутри курса понравившейся темы: ее расширение, углубление),

16.​ использование активных форм организации учебного процесса (проектная, исследовательская направленность),

17.​ формирование у учащихся способности самостоятельно действовать,

18.​ отход от классно- урочной системы,

19.​ указание списка литературы, используемой при преподавании данного курса,

20.​ анализ апробации данного курса (если апробирована).

9.    Дидактические, ролевые и организационно-деятельностные игры в обучении истории и обществознанию (на конкретных примерах).

Дидактические игры – это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения иотличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системыоценивания, один из методов активного обучения (В. Н. Кругликов, 1988).

Дидактическая игра — это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда вцелом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш.

Пример. Эти игры приближены к тем, в которые дети играют на улице, в летних лагерях отдыха, поэтому очень просто объяснить им правила игры. Главным критерием отбора игр является их занимательность. На основе создания условной игровой ситуации устанавливается логическая взаимосвязь терминов, названий, имен, дат, фактов, фраз, небольших отрывков текста. Школьников привлекает процесс отгадывания, проявление сообразительности, смекалки, быстроты реакции.

Игра «Аукцион». Эта игра проводится после прохождения одного из исторических периодов, например по теме «Эпоха Ивана Грозного». На уроке обобщения предлагается ребятам игра: «Продается» оценка «5». Каждый из учащихся может ее «купить». Для этого ученику нужно назвать любое историческое лицо, жившее в эпоху правления царя Ивана IV. Любой другой «участник торгов» может назвать более высокую «цену», назвав другого современника Ивана Грозного. При этом называемые имена не должны повторяться. Повторившийся участник выбывает из игры. Каждое имя записывается на доске и в тетрадях (это делает повторение более эффективным). Если ученик называет малоизвестное лицо, то надо сказать о нем несколько слов! Если после очередного названного имени возникает пауза, медленно ударяется молщддлотком три раза; ребята за это время могут назвать других исторических героев. Выигрывает тот, кто последним назовет имя героя. После третьего удара молотком никто не должен произносить имен. Победитель получает «5».

Для формирования практических навыков по уяснению хронологической последовательности исторических событий, динамическому повторению дат, развитию внимания и памяти используется игра «Исторические пятнашки». На доске рисуется квадрат с 9 клеточками, в которые вписаны даты. Дается здание: восстановить даты в восходящем хронологическом порядке. Показывая указкой на дату в квадрате, необходимо назвать событие, о котором идет речь. Выигрывает тот, кто более точно укажет на все даты за меньшее количество времени. Иногда дата подчеркнута, значит, об этом событии нужно рассказать более подробно.

Ролевые – Ролевая игровая отличается от обычной игровой деятельности тем, что в ней имеются одновременно две задачи: учебно-воспитательная и игровая. В соответствии с этим учитель обучает детей, играя с ними, а дети, играя, учатся. Перед учащимися учебная задача выступает в замаскированном виде, у них на первом плане - игровая задача решается в процессе игровой деятельности, ребята непреднамеренно, непроизвольно выполняют учебную задачу.

Следующим компонентом ролевой игры являются игровые действия. Чем разнообразнее и интереснее игровые действия, тем успешнее будут решены учебно-познавательные задачи.

Заключительным компонентом ролевой игры является подведение итогов, как и в других играх. Однако для учителя на первый план выступает результат выполнения учебной. задачи - на сколько хорошо учащиеся владеют знаниями.

Эффект игры будет больше, если учитель подведет ребят к осознанию того, что условием успеха были хорошие знания, эмоциональная и выразительная речь.

 

Ролевая игра для 10 класса на тему «Противостояние сторонников норманнской теории и антинорманизма»

 4.1.Лучше начинать с самого простого вида игр оживление картин.

В учебнике для 5 класса множество различных картин и репродукций. Тема: "Как жили земледельцы и ремесленники в Египте", §7, с.37. Само задание после текста помогает составить ролевую игру для проверки домашнего задания. Роли распределяет учитель. Здесь можно задействовать практически всех учащихся класса, т. к. иллюстраций достаточно. Следует разбить класс на группы и с каждой обсудить сценарий, декорации, провести репетицию, а к следующему уроку ребята могут почитать дополнительную литературу и что - то добавить, посоветовавшись с учителем.

4.2.Театрализованное представление с атрибутами костюмов и декораций.

Основная нагрузка по составлению сценария падает на учителя. Тема: "Возникновение государств у франков",§1, с. 12 (6 класс). Цель этого представления - показать социальное неравенство в обществе франков.

Содержание игры. К судьям приводят двух преступников. Судьи выслушивают обстоятельства дела, вынося приговор. Один из преступников - крупный феодал - землевладелец, убивший простого франка. Другой- бедный крестьянин, защищавший честь своей семьи, убил дружинника, который во время сбора налогов ударил его жену. Судебник франков не предусматривает смягчающих вину обстоятельств. Однако крупному землевладельцу назначен штраф в 3 раза меньше - 200 солидов, - это стоимость большого стада коров. Крестьянин должен уплатить 600 солидов за убийство дружинника, состоявшего на королевской службе. Но у него нет таких денег, он не может уплатить штраф. Приходится обращаться к родственникам за помощью, иначе он поплатится своей жизнью

Организационно -деятельностная игра - игровой метод активного социально-психологического обучения, род операциональных игр, в ходе которой с использованием моделирования организации профессиональной деятельности обучаемыми решаются актуальные теоретические и практические проблемы, развивается рефлексивный компонент творческого мышления.

В отличие от деловой игры, цель которой - решение актуальной педагогической задачи, целью организационно-деятельностной игры является решение теоретической или практической проблемы. Задача - это ситуация, в которой надо найти определенный порядок действий (алгоритм) для достижения цели и в которой осуществление этого алгоритма требует наличия определенных умений. Проблемная форма организации деятельности, коммуникации, рефлексии и мышления, применяемая в организационно-деятельностной игре, означает, что игроки помещены в условия, когда они не знают, что и как делать, какие они должны выработать способы деятельности, коммуникации, мышления, рефлексии и т.п.

Слагаемыми элементами подготовки руководителя, режиссеров и сценаристов к организационно-деятельностной игре выступают:

- анализ проблемы практической деятельности специалистов и их характерных ошибок;

- определение для учебной группы уровня сложности проблемы, выносимой на игру;

- уточнение уровня формируемых способностей у обучаемых.

Составные базовые технологии в организационно-деятельностнои игре:

- мнемотехника (развитие системы понятий);

- психотехника (управление системой мотивов);

- схемотехника (перевод понятий в графическую форму);

- группотехника (организация групповой работы);

- социотехника (использование социального опыта как средства обучения).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 175; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.100.42 (0.017 с.)