Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Диагностика и оценка результатов обучения. Формы и виды контроля.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Диагностика —это точное определение результатов дидактического процесса. Цель диагностирования – своевременное выявление, оценивание и анализ течения учебного процесса в связи с его продуктивностью. Принципы диагностирования обученности: Систематичность – разнообразие, постоянство форм, методов, средств контроля. Необходимость контроля на всех этапах обучения. Объективность – выставленные оценки совпадают независимо от методов и средств контролирования и педагогов, осуществляющих диагностирование. Открытость – оценки по одним и тем же критериям, ученики должны знать эти критерии; рейтинги учащихся, которые носят наглядный, сравнимый характер. Диагностика включает: контроль, проверку, оценивание; накопление статистических данных, их анализ; прогнозирование, выявление динамики, тенденций дидактического процесса. Оценка — это определение степени усвоенности знаний, умений и навыков. Количественным выражением оценки является отметка. Основой для оценивания успеваемости учащегося являются итоги (результаты) контроля. Функции оценки: Квалиметрическая – для обеспечения качества школьного образования. Мотивирующая – позволяет эффективно влиять на ценностную сферу личности, мотивировать ее становление и развитие. Исследовательская – позволяет накапливать систематические данные, их анализировать, выявлять тенденции, прогнозировать дальнейшее развитие. Экспертная – позволяет получить объективное суждение о качестве педагогического объекта. Контрольно-оценочная – соотнесение хода и результата педагогической деятельности. Оцениваться результаты обучения могут не только отметкой, но и другими средствами. Например, это может быть словесное одобрение и неодобрение, вынесение благодарности, награждение грамотами и медалями и т. д. Контроль — это наблюдение за процессом усвоения знаний, умений и навыков. По сути своей контроль обеспечивает установление обратной связи, т. е. получение информации о результате учебной деятельности обучаемых. Виды контроля Предварительный контроль имеет диагностические задачи. Он проводится с целью выявления имеющихся знаний, умений и навыков учащихся к началу обучения. Применяется он обычно в начале учебного года или перед изучением новой темы.
Текущий контроль осуществляется по ходу обучения и позволяет определить степень сформированности знаний, умений, навыков, а также их глубину и прочность. Этот контроль дает возможность своевременно выявить пробелы в знаниях учащихся и оказать им помощь в усвоении программного материала. Периодический контроль подводит итоги работы за определенный период времени. Он осуществляется в конце четверти, полугодия. Тематический контроль осуществляется после изучения темы, раздела и имеет целью систематизацию знаний обучаемых. Итоговый контроль призван определить конечные результаты обучения. Отсроченный контроль — контроль остаточных знаний и умений спустя какое-то время после изучения темы, раздела, курса. По форме контроль подразделяется на индивидуальный, групповой и фронтальный. Методы контроля — это способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности обучаемых и педагогической работы обучающих. Устный контроль осуществляется в процессе устного опроса обучаемых. Письменный контроль предполагает выполнение письменных заданий (упражнений, контрольных работ, сочинений, отчетов и т. д.). Практический контроль применяется для выявления сформированности умений и навыков практической работы или сформированности двигательных навыков. Электронный контроль экономит время учащихся и учителя. С помощью контролирующих машин легко установить единые требования к измерению и оцениванию знаний. Результаты контроля легко поддаются статистической обработке. Устраняется субъективизм учителя при оценивании знаний. Применение контролирующих машин позволяет успешно осуществлять самоконтроль. Требования к контролю • индивидуальный характер контроля (осуществляется за работой каждого ученика, за его личной учебной деятельностью); • систематичность, регулярность проведения контроля на всех этапах процесса обучения; • разнообразие форм проведения контроля; • всесторонность контроля; • объективность контроля; • дифференцированный подход (необходимо учитывать индивидуальные личностные качества обучаемых); • единство требований со стороны обучающих.
25. Инновационные образовательные процессы. Авторские школы. Инновации в образовании, понимаемые в широком смысле как внесение нового, изменение, совершенствование и улучшение существующего, можно назвать имманентной характеристикой образования вытекающей из его основного смысла, сущности и значения. К основным функциям инновационной деятельности учителя относятся прогрессивные (так называемые бездефектные) изменения педагогического процесса и его компонентов: 1) изменение в целях: 2) изменение в содержании образования; 3) новые средства обучения; 4) новые идеи воспитания; 5) новые способы и приемы обучения, развития воспитания младших школьников и т. д. В зависимости от того, в какой области происходят инновационные процессы, можно выделить следующие инновационные процессы: 1) в содержании образования; 2) в технологии; 3) в организации; 4) в системе и управлении; 5) в образовательной экологии. В зависимости от способа осуществления нововведений их можно разделить на: 1) систематические, заранее задуманные: 2) стихийные, спонтанные, случайные. В зависимости от широты и глубины новаторских мероприятий можно говорить о: 1) массовых крупных, глобальных, стратегических, систематических, радикальных, фундаментальных, существенных, глубоких и других; 2) частичных, малых, мелких и т. п. Под инновационными процессами в системе образования понимаются управляемые процессы создания, восприятия, оценки, освоения и применения педагогических новшеств. Среди инновационных педагогических процессов следует выделить следующие: - появление авторских концепций и новых моделей школ, лицеев, колледжей и гимназий; - осуществление перехода массовой школы на вариативные программы, методики обучения и воспитания; - разработку региональных программ развития образования, учитывающих социально-экономические и культурно-этнические особенности субъектов Российской Федерации; - активное обновление содержания общего среднего и профессионального образования на основе идей гуманизации и гуманитаризации; - перестройку организационных форм, методов обучения и воспитания с учетом личностно ориентированного и человеко-центрирированного подходов; переход образовательных учреждений из режима функционирования в режим устойчивого развития; Авторские школы. Школа жизни (автор –Шалва Александрович Амонашвили; школа № 200 г. Москвы, директор - Марина Игоревна Шишова). Начальная школа №200 г. Москвы, директором в которой работает М. И. Шишова, с 90-х годов 20 века развивается на концептуальной основе гуманистических педагогических идей Ш.А.Амонашвили, (изложены в трактате «Школа Жизни» и опубликованы в «Учительской газете» в 1996 году). Основные мировоззренческие идеи, положенные в основу деятельности этой школы. · Школа (с лат. «скале») есть скалистая лестница, по ступеням которой происходит духовное и нравственное восхождение ребенка, его становление как человека. · Ребенок – человек. Он не только готовится к жизни, он уже живет. · Цель Школы Жизни – развивать и воспитывать в Ребенке Благородного Человека путем раскрытия его личностных качеств в процессе его Жизни. · Учитель исходит из постулатов: Ребенок есть Явление; каждый Ребенок несет в себе свою жизненную Миссию; Ребенок заключает в себе величайшую энергию Духа.
· Движущие силы для развития Ребенка существуют в Природе Ребенка – это его природные страсти (устремления): страсть к Развитию, страсть к Взрослению, страсть к Свободе, страсть к Неповторимости. · Источниками гуманного мышления учителя являются: Вера, Надежда, Любовь. · Воспитание - питание духовной оси человека, питание его души должно опережать обучение знаниям, умениям, навыкам. · Воспитание подготавливает в Ребенке своеобразные ферменты очеловечивания и облагораживания знаний и умений. · Духовными питательными ферментами могут стать высшие духовно-нравственные и познавательные образы: любви, красоты, устремленности, доброты, творчества, преданности, мужества, мастерства, сочувствия, сорадости, сопереживания, благоразумия; образы человеческих общений; образы добромыслия, ясномыслия, саморазвития и т.д. · «Образовательный процесс пропитан этими образами так же, как пропитано земное пространство воздухом, они так же необходимы для становления благородной личности в Ребенке, как необходим воздух для жизни того же Ребенка». (Ш.А.Амонашвили. Школа Жизни.- М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 2000.- С.29). В образовательный план Школы Жизни входят образовательные курсы: познавательного чтения, письменно- речевой деятельности, родного языка, математических воображений, духовной жизни, постижения красоты, планирования и деятельности, смелости и выносливости, о природе, о мире наук, общения, иностранной речи, игры в шахматы, компьютерной грамотности. В качестве дополнительных образовательных курсов организуются следующие: Иностранный язык. Театральная деятельность. В мире мифов, легенд и сказок. В мире танца. В мире музыки. В мире саморазвития. Занятия в трудовой мастерской. Рассказы из истории Родины. Игры, спортивные праздники. Особенности образовательного процесса в Школе Жизни,придающие ему гуманно-личностную направленность: - образовательный процесс охватывает Ребенка полностью, со всей его природой, принимает его таким, какой он есть, и творит в нем развитого, свободного и образованного человека; - в силу целостности личности Ребенка, образовательный процесс организуется как целостный, а условием этого является развивающаяся в многообразных формах жизнь Ребенка, жизнь детей; - урок – ведущая форма жизни детей в школе как аккумулятор жизни Ребенка, жизни детей; («О, Урок, ты – солнце!» Ш.А.Амонашвили); - сотруднические взаимоотношения учителя с детьми – естественное качество гуманного образовательного процесса;
- в образовательном процессе развивается и взращивается способность Ребенка к оценочной и самооценочной деятельности (упраздняются всякие формальные отметки и награды); - учитель следует «заповедям»: Верить в безграничность Ребенка – он есть Микрокосмос; Верить в свои педагогические способности – «Я от Бога учитель»; Верить в силу Гуманной педагогики – в ней Творящая Энергия. «Очеловечивание среды вокруг каждого Ребенка, гуманизация социума и самого образовательного процесса есть высшая забота учителя» «Ноосферная» школа ( А.Буровский, Боровская школа-лицей Калужской обл.). В основу модели школы положена концепция русских философов и ученых XXв.: Н. Ф. Федорова, К. Э. Циолковского, А. Л. Чижевского, В. И. Вернадского, Н. А. Умова, А. К. Минеева и близких к ним по взглядам П. А. Флоренского, С.Н.Булгакова, Н. А. Бердяева. Ноосфера — новое эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития и выживания самого человека. В основе концепции «ноосферной» школы (автор идеи — А. Буровский, Боровская школа-лицей Калужской области) — идея гармонического развития растущего человека средствами системного освоениямира природы и мира культуры; организация диалога мира природы и мира культуры; подбора учебного материала, отражающего глобальные и региональные социальные и экологические проблемы; понимание детьми окружающего мира и себя в нем как целостной системы. В лицее введены учебные курсы: «Игровая экология», «Занимательная астрономия», «Природа и культура», «Естествознание», «Естественная история», содержание которых позволяет воспитывать экологическую культуру учащегося, мотивацию к гармоничной жизни с природой, с людьми, с самим собой. 1) «Дидактическая система обучения» Л.В. Занкова; 2) «Система развивающего обучения» Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова; 3) программа «Развитие» А.В. Запорожца – Л.А. Венгера; 4) «Деятельностная теория обучения» П.Я. Гальперина – Н.Ф.Талызиной; 5) «Школа диалога культур» B.C. Библера Обществоведческий блок
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.1.38 (0.009 с.) |