Новые формы работы учителя- логопеда с родителями. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Новые формы работы учителя- логопеда с родителями.



Новые формы работы учителя- логопеда с родителями.

       В настоящее время практикой накоплено многообразие современных (нетрадиционных) форм, но они ещё недостаточно изучены и обобщены. Новые познавательные формы предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приёмами воспитания для формирования у родителей практических навыков. Однако здесь изменены принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнёра по общению. Неформальный подход к организации и проведению этих форм общения ставит педагогов перед необходимостью использования разнообразных методов активизации родителей.

     Остановимся более подробно на более актуальных формах взаимодействия с родителями воспитанников.  Схему классификации нетрадиционных форм предлагает Т.В.Кротова. Автором выделяются следующие нетрадиционные формы: информационно-аналитические (хотя по сути приближены к методам изучения семьи), досуговые, познавательные, наглядно-информационные.

 

Современные нетрадиционные формы работы

Родительские тренинги.

    Очень важными в коррекционной работе с детьми-логопатами являются систематизация и непрерывность, постоянное закрепление полученных знаний и навыков на логопедических занятиях. И в этом случае родители - не сторонние наблюдатели, а активные помощники логопеда. Родители вполне могут стать для своих детей «домашними логопедами» при наличии соответствующего обучения их методам игровой терапии в коррекции речевых нарушений и развития речи.

    Тем не менее, как показывает опыт работы, родители не всегда умеют создавать необходимые условия для постоянной тренировки речи ребенка. Вследствие этого дети нередко теряют речевые навыки, приобретённые во время пребывания в дошкольном учреждении.  

   Это побуждает логопедов искать такие формы работы с родителями, в результате которых они смогли бы в дальнейшем создать условия для постоянной тренировки речи своего ребенка. Поэтому совместная работа логопеда с родителями становится необходимой и неотъемлемой частью коррекционного процесса.

    Взаимодействие с родителями детей, осуществляется в разных формах, среди них особым успехом пользуются тренинги.

     Тренинг – это интенсивное обучение, направленное на развитие определённых навыков. Главное его отличие от других форм работы – в том, что на тренинге каждому участнику становятся доступны не только опыт и знания педагога, ведущего эти занятия, но и знания и опыт других участников. Представления родителей о речевой проблеме своего ребенка, о путях выхода из нее многократно расширяются. Часто само присутствие в группе уже способствует снятию остроты проблемы. Родители, посетившие тренинг, убеждаются в том, что не только их ребенок имеет нарушения речи. Они видят, что с аналогичными трудностями сталкиваются родители многих семей.  А это значит, что никакой катастрофы во всем этом нет и речевые проблемы можно решить.

     Тренинг – это одна из форм обучения и передачи информации, а именно: групповое занятие по заранее заявленной теме, на котором участники заняты решением общей проблемы.

    Тренинг является активной формой работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к речевому нарушению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным.

    Участники тренинга получают теоретические знания и участвуют в упражнениях, дающих им возможность применить полученные знания к конкретной ситуации с их детьми.

    От родительского собрания или индивидуальной консультации тренинг отличается тем, что материал не только «начитывается», но и прорабатывается, закрепляется в сознании родителей. Достигается это за счет, работы ведущего с мотивацией участников, стимулируя их интерес и побуждая желание сделать услышанное частью своего личного опыта.

     Важно соблюдать законы диалога, не нарушая прав родителей на обратную связь с ведущим, а также следить за временем и завершить занятие в установленное время.

Правила поведения в тренинговой группе оговариваются логопедом в начале занятия:

ü единая форма обращения друг к другу (равные права каждого члена группы);

ü персонификация высказываний (выражение своего мнения и своей позиции);

ü уважение к говорящему (каждый имеет возможность высказаться);

ü конфиденциальность всего происходящего (сохранение анонимности).

Методы тренинга:

1. инструкция: тема тренинга, описание проблемы, способы ее преодоления или исправления;

2. практика: новый навык должен быть отработан родителями так, чтобы он мог быть использован дома;

3. ответная реакция: дать информацию родителям о том, как участники тренинга могут использовать данный навык в домашних условиях:

4. перенесение: перенесение или обобщение родителями полученного навыка в работе с детьми в обычную жизнь.

      На каждом тренинге отрабатывается один практический навык (например, логопедический массаж) и все четыре метода должны быть использованы, чтобы сделать обучение родителей эффективным. Инструкция должна быть краткой, а практика и ответная реакция являются более важными частями тренинга.

    На первом (базовом) тренинговом занятии логопед знакомит родителей друг с другом, рассказывает в какой форме, будут проходить тренинги. Особый акцент делается на перенесение полученного опыта в домашние условия, на стремления к сотрудничеству с детьми. Можно заранее предложить родителям подумать о самопрезентации.

     Логопед приглашает родителей занять места, расположенные по кругу, обращается к ним со вступительным словом об особенностях работы тренинговых групп, групповых правилах и ритуалов. Помимо традиционных правил можно использовать различные  упражнения.

Упражнение 1. «Самопрезентация». Раздаются карточки и карандаши для оформления «визиток». Через 5-7 минут необходимо предъявить свою «визитку», коротко рассказать о себе, о своих ожиданиях и опасениях, связанных с тренингом.

Упражнение 2. Игра-разминка. Логопед выходит в центр круга, его стул убирают. Называя признак, обладатели которого должны поменяться местами, ведущий преследует цель занять место одного из участников. Например, необходимо поменяться местами тем, у кого сын. Пока отцы и матери сыновей меняются местами, ведущий пытается занять место одного из них. Оставшийся стоять участник становится ведущим. Игра способствует снятию напряжения, созданию благоприятной психологической атмосферы.

Упражнение 3. «Ребенок в нас». Бросая мяч, участники обращаются друг к другу с фразой: «Мне кажется, в детстве ты был(а)….». В ответ каждый может согласиться или не согласиться с данной ему характеристикой. Это упражнение помогает участникам лучше познакомиться, способствует активизации детского эго-состояния родителей, что создает базу для дальнейшей работы.

Упражнение 4. «Родительские установки». Родители закрывают глаза, делают несколько глубоких вдохов и медленных плавных вдохов и на фоне расслабленного состояния вспоминают свое детство, свою семью. Как реагировали родители на ваши шалости, капризы, поступки? Как бы они закончили предложение: «Дети плохо себя ведут, потому что….», «Непослушный ребенок – это…», «Родители должны…»? После выхода из состояния расслабления, участники делятся своими переживаниями и мыслями по поводу родительских установок. В ходе обсуждения необходимо дифференцировать актуальные установки на «помогающие» и «мешающие», неэффективные в сфере детско-родительских взаимоотношений.

     Благодаря базовому тренингу расширяется контакт между родителями – участниками встречи, создается атмосфера эмоциональной комфортности для последующих занятий, родители обмениваются опытом семейного воспитания.

     На этом занятии родители упражняются в навыках слушания ведущего и других участников, учатся сообщать о своем понимании заданий. Обучение происходит в процессе ролевого тренинга, когда один из родителей играет ребенка, а другой – самого себя. Также родители получают всю нужную информацию по проведению самостоятельных занятий с ребенком в домашних условиях.

Тренинговые занятия, как и другая форма работы с родителями, требует привыкания, адаптации участников к новым процедурам, способам работы, организации пространства.

К традиционным нормам тренингового занятия могут относиться:

ü работа в кругу;

ü правила «одного микрофона» и «поднятой руки»;

ü введение записей в специальные тетради;

ü принятие мнения каждого сидящего в кругу;

ü право на собственное мнение и его аргументирование.

Структура тренингового занятия.

Первый вариант:

· ритуал приветствия;

· разминка;

· постановка проблемы (тема и цель тренинга);

· обсуждение и повторение домашнего задания;

· практическое изучение нового навыка (введение в ролевую игру);

· домашнее задание;

· ритуал прощания.

Ритуалы приветствия, прощания - это рамки занятия, граница. Выполняют функцию замка, отпирающего дверь в тренинговую ситуацию (настройка) и затем запирающего ее. Ритуалы – это способ создания и поддержания общности участников. Ритуалы по возможности должны быть выработаны самой группой родителей на первом тренинге и в дальнейшем исполняться на каждом занятии.

Разминка – это средство воздействия на эмоциональное состояние родителей, уровень их активности, выполняет функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Может проводиться в начале занятия, между отдельными упражнениями в случае, если ведущий видит необходимость изменить эмоциональное состояние участников. Разминочные упражнения необходимо подбирать с учетом актуального состояния родителей и задач предстоящей деятельности.

Постановка проблемы. Курс тренинговых занятий для родителей, имеющих детей с речевыми нарушениями, имеет различные темы, которые определяются с помощью анкетирования, «почтового ящика», «дерева вопросов». Наиболее актуальные темы: «Развитие слухового внимания», «Развитие мелкой моторики и графо-моторных навыков», «Дыхательная гимнастика», «Правильное звукопроизношение», «Подготовка к обучению грамоте».

Обсуждение и повторение домашнего задания. Родители рассказывают о выполнении домашнего задания с детьми дома: что происходило на занятии с ребенком, которое они провели; о чувствах, которые они испытали; что получилось, какие проблемы возникли.

Если есть видеозапись занятия, можно посмотреть ее и провести беседу о просмотренном материале. Вопросы для родителей: «А как вы проводили занятие?», «Что, на ваш взгляд, вам не удалось?», «Понравилось ли вашим детям занятие», «Какие чувства у вас возникли?», «Помог ли приобретённый на тренинге опыт?» и др.

Практическое изучение нового навыка. Наиболее эффективный путь обучения родителей на тренингах - ролевая игра. Ролевые  игры – это экспериментирование в группе. Важно выбрать небольшую сценку, дать четкие инструкции об отрабатываемом навыке. В процессе тренинга ролевая игра может меняться и повторяться несколько раз.

Игра всегда должна заканчиваться положительно.

Преимущества ролевой игры:

ü действуя, люди учатся быстрее, чем во время обсуждения;

ü опыт, приобретённый в игре, немедленно влияет на действия человека;

ü  если желаемый результат не достигается, участник игры может попробовать снова проиграть другое поведение;

ü Может помочь выяснить, какое поведение приведет к наилучшему эффекту;

ü Организатор может сразу увидеть, что идет хорошо, а что можно улучшить, а участвующий может попробовать проиграть ситуацию еще раз;

ü  В ролевой игре учится не только участвующий, но и наблюдатель.

Логопед обучает родителей навыкам ролевой игры и показывает, как реагировать на то, что происходит на игровых занятиях, помогает развивать умение интерпретировать то, что они наблюдают в ходе отработки полученного навыка на тренинге с ребенком дома.

На первом (базовом) занятии логопед знакомит родителей друг с другом, с целями и задачами, рассказывает в какой форме,  будет проходить тренинг. Особый акцент делается на перенесение полученного опыта в домашние условия, на стремление к сотрудничеству с детьми.

После «инсценирования» предложенной ситуации родителям предлагается поделиться своими мыслями и чувствами. Завершается работа поиском и ролевым проигрыванием новых, более эффективных способов реагирования в заданных условиях.

    Домашнее задание. Логопед предлагает родителям провести дома со своим ребенком занятие, используя полученные знания и отработанные на тренинге навыки.

В конце тренинга проводится ритуал прощания.

Второй вариант тренинга:

Более сложный вариант, предполагающий большие требования к профессионализму логопеда и условиям работы группы родителей. Он позволяет организовать каждую встречу, как некий тематически, организационно и эмоционально целостный «фрагмент жизни». Структура встречи в данном случае следующая:

1. Разминка (лучше тематическая). Выполняет функцию запуска темы. После разминки озвучивается тема тренинга.

2. Постановка проблемы. Озвучивается в ходе выполнения упражнения или небольшой ролевой игры. Игра должна показать участникам, над чем им необходимо работать в плане отработки нового навыка, например, на что обратить внимание при проведении дома дыхательной гимнастики.

3. Теоретическая часть. Введение понятий, правил, технологий. Информация дается дозированно, в очень простой и понятной форме. Это та информация, которая помогает родителям формировать навыки и в дальнейшем перенести их в домашние условия.

4. Отработка навыков в серии упражнений.  Упражнения должны быть короткими, конкретными (на отработку разных сторон, какого-то определенного навыка) например, проведение артикуляционной гимнастики.

5. Обобщение полученных навыков в «большой» ролевой игре. Игра выступает средством проверки эффективности всего, что происходило ранее на занятии.

6. Обратная связь (обмен чувствами, анализ происшедшего, ответы на вопрос логопеда).

7. Домашнее задание.

 

Каждая форма работы дает  положительный результат в работе логопеда, а самый главный результат - это достижения и успехи детей; это взаимопонимание с родителями и радость общения с ними.

Акция.

    Среди новых форм взаимодействия детского сада с семьей выделяется акция.

   Акция - это ограниченная по времени (длительность до 2 недель).  взаимодействие воспитанников, родителей, педагогов с целью привлечения внимания к определенной проблеме. Результат достигается с помощью ярких атрибутов специальной вывески, буклетов, плакатов, раздаточных материалов.

   Акция позволяет охватить детей и родителей группы и даже всего дошкольного учреждения. Акции просты в исполнении и позволяют в течение короткого отрезка времени получить значительный по важности результат в силу того, что это групповой метод работы. Акция способна сплотить детский коллектив, помогает родителям лучше понять и принять своего ребенка, способствует сплочению семьи. Также она помогает найти подход к родителям. Это особенно актуально в настоящее время, поскольку родители загружены на работе.

 Последовательность акции:

1. Постановка цели.

2. Определение задач.

3. Составление плана мероприятия в соответствии с темой акции.

4. Подготовка материала для родителей (яркая вывеска, информация для родителей, анкеты, буклеты, листовки и др.).

5. Проведение работы с воспитанниками (подготовка листовок, просматривание мультфильмов, разучивание стихотворений и др.).

6. Проведение совместного мероприятия с родителями и детьми.

7. Оформление фотоотчета о проведенной акции, размещение информации в сети интернет (на сайте учреждения).

Главное в акции, то, что все родители принимают участие, и никто не остается в стороне. Мероприятие затрагивает каждого: ребенка, родителя, педагога.

Акция «Солнышко настроения»

Цели акции:

· укрепить детско-родительские отношения;

· формировать ценностное отношение к близким людям через совместную оценку своего эмоционального состояния.

Формы и методы проведения:

· беседа с детьми и родителями на тему «Наше настроение»;

· стенд в виде солнышка с косичками-лучами, на концах которых прикреплены таблички с именами ребят и их родителей (можно фото); атласные ленточки четырех основных цветов.

Родителям и детям, пришедшим утром в детский сад, предлагается определить, какое у них сейчас настроение, и завязать из соответствующей ленточки бантик на косичке солнышка. Красному цвету соответствует веселое, бодрое настроение, зеленому – спокойное, уравновешенное, синему – грустное, желтому – сердитое, раздраженное. Данный прием помогает родителям понять свое настроение и эмоциональное состояние ребенка.

 

Интернет и специализированные издания, как средства логопедического просвещения родителей.

    Зачастую современным родителям бывает трудно найти время для песещения дошкольного учреждения, школы, для общения с педагогом, особенно если они не видят в этом необходимости. Задача логопеда в работе с родителями состоит не только в том, чтобы помочь осознать свою роль в процессе развития ребенка, но и в том, чтобы убедить родителей в необходимости совместной с логопедом ежедневной кропотливой работы по преодолению речевых нарушений у ребенка. Поэтому современный педагог наряду с традиционными формами работы с родителями должен использовать и нестандартные формы – компьютерные технологии.

     Компьютерные технологии становятся неотъемлемой частью жизни современнх людей, они внедряются в различные сферы жизни, в том числе и в сферу образования.

     Внедрение современных компьютерных технологий в логопедическую практику позволяют сделать просветительскую работу логопеда более продуктивной и эффективной. Связь с родителями может осуществляться при помощи интернета посредством блогов, сайтов, электронной почты.

       Блог –это сетовой журнал или дневник событий. Это веб-сайт, основное содержимое которого составляют регулярно добавляемые записи, изображения или мультимедиа. Для блогов характерны недлинные записи временной значимости, отсортированные в обратном хронологическом порядке (последняя запись сверху). Отличия блога от традиционного дневника обуславливаются средой: блоги обычно публичны и предполагают посторонних читателей, которые могут вступить в публичную полемику с автором (в отзывах к блог-записи или своих блогах).

Особенности блога, которые позволяют логопеду использовать его в практике:

· публичность, которая отличает блог от простого дневника, делает материалы доступными для чтения родителями;

· возможность оставлять к записям блога комментарии, которые доступны для чтения, получать обратную связь от родителей, отвечая на комментарии;

· наличие даты позволяет вести записи в блоге в хронологическом порядке в виде «ленты новостей», где вверхурасполагаются более поздние, а внизу – более ранние записи, что позволяет отразить временные события, происходящие в жизни в жизни коллектива, в жизни отдельной личности (достижения детей, деятельность педагога).

· блог специалиста выражает авторскую позицию, сохраняет стиль автора, указывает на личные материалы;

· возможность размещения ссылок, фото, видео позволяет логопеду создать электронное портфолио, методическую копилку;

· возможность пополнять, расширять и обогащать материал;

В блоге родители получают информацию и практические советы о том, как грамотно проводить упражнения, игры, задания для детей.

     Сайт - это страница или группа страниц, объединенных по смыслу, по месту расположения и имеющая единый стиль оформления. Это определенное место в интернете, где можно расположить любую информацию, сделав ее доступной из любой точки мира.

     Современный логопед может широко использовать данные возможности интернета в повышении эффективности коррекционного процесса и сотрудничестве с родителями. Целесообразно на сайте размещать ознакомительную и обучающую информацию.

Ознакомительная информация включает материал:

· о реализуемой образовательной программе;

· о задачах и содержании логопедической работы на год;

· о времени проведения индивидуальных и групповых консультаций, собраний, тренингов, мастер-классов с указанием темы и цели;

· о мероприятиях, происходящих в учреждении: днях открытых дверей, марафонах и других мероприятий, желательно с фотоотчетом.

Обучающая информация может содержаться в рубриках:

· «Это важно знать» (содержит информацию о развитии речи в онтогенезе, этиологии нарушений устной и письменной речи, последствия несвоевременной коррекции и др.).

· «Полезные книжки» (содержит список популярной логопедической литературы).

· «Логоигры» или «Поиграй со мной» (содержит игры, направленные на развитие психических процессов и речевых умений и навыков с указанием цели, задач и оборудования).

       Таким образом, при помощи сайта образовательного учреждения родители имеют возможность получать информацию о мероприятиях, ответы на волнующие их вопросы, оставлять отзывы и комментарииио деятельности специалистов.

       Благодаря интернету открыт доступ к разнообразным источникам информации, таким как сайты логопедической направленности. На своей страничке логопед может размещать ссылки полезных для родителей сайтов.

       Электронная почта – технология и предоставляемые ею услуги по пересылке и получению электронных сообщений по распределенной компьютерной сети.

Особенности электронной почты:

· позволяет пользователям обмениваться сообщениями или документами без применения бумажных носителей;

· напоминает обычную почтовую связь, но делает то же самое гораздо быстрее при помощи интернета;

· помимо обычного текста, можно передать звуковые сообщения, изображения, документы, видео и др.

       При помощи электронной почты логопед может без визуального контакта консультировать родителей, отвечать на вопросы, касающиеся коррекционного процесса, давать рекомендации, рассылать приглашения на собрания, тренинги, консультации, а также контролировать своевременное выполнение домашних заданий. Логопед может отправлять детям задания для самостоятельной домашней работы: тесты, карточки с заданиями, картинные диктанты, памятки и др.

     Особенно актуальны задания, когда ребенок болен и не может посещать занятия. Обмен различными интересными материалами, ссылками на тематические сайты как между педагогом и семьей, так и между родителями может происходить через электронную почту. Таким образом родители становятся активными участниками процесса воспитания и обучения детей.

      Специализированные издания (книги, медиапособия).

Для осуществления логопедической пропагандысреди родителей можно использовать специализированные издания, такие как медиапособия и книги логопедической направленности.

        Медиатека – это фонд книг, учебных и методических пособий, видеофильмов, звукозаписей, компьютерны презинтаций, а также техническое обеспечение для создания и просмотра фонда: компьютер, видеокамера, магнитофон, видеомагнитофон, проекторы.

Все вышеперечисленные аппаратные устройства и носители информации логопед может использовать в своей работе для эффективности коррекционного обучения, для знакомства родителей с вопросами логопедии и обогащения их знаний об особенностях развития и воспитания детей. Логопед может помочь родителям подобрать обучающие программы, игры для занятий в домашних условиях, что позволяет в игровой форме закрепить полученные знания.

       Данные сведения доводятся до родителей в форме мультимедийной презентации или тематической выставки, на которой представляются различные медиа-объекты, упоминаются специальные логопедические порталы и сайты в интернете.

       Для эффективного усвоения родителями определенных логопедических знаний и умений логопед может самостоятельно записать на электронные носители видеоконсультации по различным темам, картотеки с заданиями для закрепления материала и предлагать их родителям на собраниях, консультациях.

Примерные темы видеоматериалов:

· «Артикуляционная гимнастика - залог правильного звукопроизношения». О необходимости, правилах выполнения артикуляционной гимнастики.

· «Автоматизация звуков». Практический видеоматериал по автоматизации звуков.

· «Звукобуквенный анализ и синтез». Знакомство с терминами и алгоритм разбора.

· «Пальчиковая гимнастика». Необходимость пальчиковой гимнастики, практический видеоматериал и др.

Для более тесного взаимодействия с родителями можно использовать – организацию совместной с родителями тематической выставки.

Цель выставки: вызвать интерес к логопедическим занятиям, сделать родителей участниками образовательного процесса.

Примерная тематика выставок:

· «Учусь играя». Выставка обучающих компьютерных игр;

· «Чтение с увлечением». Выставка книжных изданий, направленных на профилактику дислексии

 

Родительская почта.

  Все родители хотят, чтобы их детям было комфортно и интересно в детском саду, чтобы ребенок полноценно развивался и общался. Именно поэтому у родителей возникают разнообразные предложения, пожелания, замечания или вопросы. Некоторые предложения являются весьма дельными и требуют тщательного рассмотрения. Именно для этих целей используется «родительская почта».

Родительская почта - одна из нетрадиционных форм работы, предполагает сбор и анализ информации. Позволяет логопеду осуществлять обратную связь с родителями. Родитель имеет возможность анонимно задать интересующий вопрос специалисту. Данный вид взаимодействия необходим для семей сильно занятых, которые не имеют возможности лично встретиться с логопедом, а также, которые в силу разных причин боятся или стесняются задать тот или иной вопрос.

Задачи:

1. Вызвать активность, заинтересованность родителей через письменную форму общения.

2. Обеспечить действенную обратную связьмежду педагогом и родителями.

3. Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в области детско- родительских отношений.

Содержание работы:

  Презентация родительской почты: на родительском собрании или встрече с родителями педагог объясняет механизм действия почты; возможно провести обучение - предложить родителям в режиме реального времени наполнить ящик, после чего ответить на заданные вопросы. Необходимо показать, что педагог готов к сотрудничеству с родителями. Также необходимо заметить, что почта – это не панацея, она не заменяет «живое» общение педагога и родителей, но является возможностью  сделать это общение понятным, продуктивным и насыщенным. То есть почта - это своеобразная оперативная и адекватная обратная связь между участниками воспитательного процесса: родителями и педагогами.

Можно предложить несколько ящиков родительской почты, направленных на сбор различной информации, например: "Почта анонимных обращений родителей", "Почта родительского счастья", "Почта родительских идей, предложений" или "Почта родительского недоверия", "Адресная почта", "Родители недоумевают, почему? ", тематику почтовых ящиков можно изменять по необходимости.

 

Примерное распределение совместных проектных действий родителей и детей на этапах проектирования.

Этапы проектирования Действия родителей Деятельность детей
Подготовительный Формулируют проблемы, определяют темы, цели (зачем) и сроки. Планируют предстоящие дела и определяют средства. Принимают участие в обсуждении проблемы, плана предстоящих дел, определении средствреализации.
Аналитический Проводят совместный поиск информации в литературе, Интернете, обращаются за помощью к специалистам. Анализируют, дискутируют, предлагают выбор модели –аналога. Составляют алгоритм действий, распределяют обязанности и поручения. Организуют совместный поиск информации. Задают вопросы взрослым и самостоятельно ищут  ответы. Отстаивают свои позиции в дискуссии,  принимают поручения, договариваются  с другими участниками проектирования.
Основной Привлекают детей к достижению намеченного плана по заранее разработанному алгоритму. Реализуют основные совместные действия (экскурсия, поход в библиотеку, чтение литературы, разучивание, рассматривание, сравнение, согласование, экспериментирование, приобретение, оформление, изготовление, беседы, обсуждения и т.д). Готовят сюрпризы и призы втайне от других. Проводят совместные и индивидуальные репетиции. Участвуют в экскурсии, походе в библиотеку,  чтении литературы, беседах, обсуждениях. Готовят сюрпризы, обращаются за помощью тогда, когда невозможно сделать самостоятельно что-либо.
Презентационный В обусловленный срок участвуют в представлении (участниками проекта и гостями) продукта проектной деятельности. Наряду со взрослыми участвуют в представлении (участниками проекта и гостями) продукта проектной деятельности на равных.
Рефлексивный Задают вопросы: Что получилось? Получилось ли то, что хотелось? Узнали ли мы что-нибудь новое? Что нас удивило и порадовало? Что нам понравилось больше всего? Что нужно изменить в следующий раз? Отвечают на вопросы и задают их. Намечают темы следующих проектов.

Этап проектной

Деятельности

                                              Возраст

4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет
Подготовительный Интегрирующее начало, отвечающее потребностям детей. Обозначение взрослым проблемы. Выделение (взрослым или ребенком) проблемы, отвечающей потребностям обеих сторон. Выделение проблемы (детьми либо взрослыми), отвечающей потребностям детей или обеих сторон.
Целеполагания Определение взрослыми цели проекта, его мотивация. Совместное определение цели проекта, предстоящей деятельности. Прогнозирование результата. Самостоятельное определение детьми цели проекта, мотива предстоящей деятельности. Прогнозирование результата.
Планирования Привлечение детей к участию планирования деятельности и реализации намеченного плана. Планирование деятельности детьми при незначительной помощи взрослых, определение средств и способов реализации проекта. Планирование деятельности  детьми (при возможном  участии взрослого, как партнера), определение средств реализации проекта.
Исполнительский Совместное движение взрослых и детей к результату: «делание вместе по образцу», выполнение отдельных несложных поручений. Выполнение детьми проекта, дифференцированная помощь взрослых. Выполнение детьми проекта, творческие споры, достижения договоренности, взаимообучение, взаимопомощь.
Презентационный Представление продукта проектной деятельности. Представление продукта проектной деятельности. Представление продукта проектной деятельности.
Рефлексивный Совместный анализ выполнения проекта, осмысление результата. Обсуждение результата, хода работы, действий каждого, выяснения причин успехов и неудач. Обсуждение результата хода  работы, действий каждого, выяснения причин успехов и неудач.
Проектировочный   Совместно с детьми определение перспектив проектирования. Определение перспективы развития проектирования.

Заключение.

Семья и детский сад имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка,формирования основ полноценной, гармоничной личности необходимоукрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи. Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей – установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

В результате внедрения новых форм работы, позиция  родителей меняется. Систематическое применение в работе с родителями нетрадиционных форм ведёт к привлечению внимания родителей к проблемам воспитания и обучения детей, получению необходимого минимума знаний и, таким образом, повышению педагогической культуры. Большинство родителей начинают  целенаправленно заниматься проблемами воспитания дошкольников.

 

 

Используемая литература:

 

1. Л.Д. Морозова «Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике». Издательство «Творческий центр Сфера» -Москва, 2010г.

2. А.А. Майер, О.И. Давыдова «555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада». Издательство «Творческий центр Сфера» -Москва, 2011г.

3. В.С. Гайнуллова, Е.М. Зотова «Детский сад и Школа Будущего: основы сотрудничества и партнерства». Издательство «Творческий центр Сфера» -Москва, 2011г.

4. Г.В.Лаптева «Игры для развития эмоций и творческих способностей».

Театральные занятия для детей 5-9 лет. С.-П.:2011г.

5. И.А. Лыкова «Теневой театр вчера и сегодня» С.-П.:2012г.

6. Е.А. Алябьева «Тематические дни и недели в детском саду» М.:2012г.

7. О.Г.Ярыгина «Мастерская сказок» М.:2010г.

8. А.Г.Совушкина «Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика).

9. Л. В.Артемова «Театрализованные игры дошкольников» М.:1983г.

10. Е.В.Мигунова «Театральная педагогика в детском саду». Методические

рекомендации. М.: 2009г.

11. А.Г. Распопов «Какие бывают театры» Изд-во: Школьная пресса 2011г.

12. О.И.Лазаренко «Артикуляционно-пальчиковая гимнастика». Комплекс

упражнений. М.:2012г.

13. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект.- М.: ТЦ Сфера, 2010. – 80с.

14. Зверева О.Л. Родительские собрания в ДОУ: Методическое пособие/О.Л.Зверева, Т.В.Кротова. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2009. – 128 с

15. Е.В. Шитова. Работа с родителями: практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2-7 лет. Издательство: Учитель, 2015

16. Дронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями, -М, Сфера 2002

17. Л.С. Вакуленко. Работа учителя-логопеда с семьями: традиционные и инновационные подходы / Под ред–СПб., 2012 г

18. О.В. Бачина, Л.Н. Самородова. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи — М.: ТЦ Сфера, 2009. — 64 с.

19. Организация взаимодействия учителя-логопеда и семьи: Методическое пособие. Под ред. Л.С. Вакуленко. СПб.: «Детство- Пресс», 2011. 160 с.

20. Арнаутова, Е.П., Планируем работу ДОУ с семьей //Управление дошкольным образовательным учреждением. -, 2012. №4 - с 33-38

21. Дергачева, О.М., Проблема взаимодействия детского сада и семьи / О.М. Дергачева, Г.И. Хозяинов // Юбилейный сборник научных трудов молодых ученых и студентов РГАФК. - М.: 2008. - с 26-30.

 

Приложение №1.

Упражнение «Настроение».



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 541; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.2.184 (0.124 с.)