Тема 2. Античная философия (3-е занятие). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Античная философия (3-е занятие).



Аристотель. Эллинско-римская философия

Вопросы семинара

1.  Философия Аристотеля (Критика учения Платона об идеях.

     Классификация наук. Логика и учение о категориях.  Физика и

     метафизика - учение о материи и форме, учение о четырёх

     причинах, учение о движении и перводвигателе. Учение о

     человеке и душе).

2.   Эллинско-римская философия. Основные школы этого периода:

    киники, эпикурейцы, стоики, скептики и неоплатоники - их

    представители и основные идеи).

3.   Философские идеи в античном естествознании и медицине.

    Гален и синтез античной медицины.

 

Литература

 

1. Ильин В.В. История философии. - СПб.,2005. - С.122-132   

   (Аристотель).

2. Лосев А.Ф. Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. - М.,1993. -

  С.311-331 (философия Аристотеля в целом).

3. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. - М., 2000:

  а) с.115, 116, 119-129 (Аристотель);

  б) с.152-167 (эпоха эллинизма, эпикурейцы, стоики).

4. Шаповалов В.Ф. Основы философии. - М.,1998. - С.110-124

  (философия Аристотеля).  

5. Тарнас Р. История западного мышления. - М.,1995. - С. 50-62   

  (Аристотель). 

6. Шабельников В.К. Психология души. – М., 2003. – С. 98-114

(Аристотель. Душа как деятельность тела).

7. Мень А. История религии. - Т.4. - М.,1992. - С.207-220

  (Аристотель).   

8. Сократ. Платон. Аристотель. - Челябинск, 1995. - С.194-196,    

  201-204, 206-211 (философия Аристотеля).

9. Гайденко П.П. История греческой философии. - М.,2001. -

  С.199-201, 220-230, 251-254 (Аристотель и его физика).

 10. Брамбо Р. Философы древней Греции. - М.,2002. - С.255-260,

  276-285 (Аристотель).

 11. Мамардашвили М.К. Лекции по античной философии. -

   М.,1997. - С.165-181 (Аристотель).

12. Гайденко П.П. Научная рациональность и философский разум. -

  М.,2003.  - С. 64-77 (метафизика Аристотеля).            

13. Трубецкой С.Н. Курс истории древней философии. - М., 1997:

  а) с.399-403, 416-432 (Аристотель и его метафизика);

 б) с.503-516, 479-484 (Эпикур).

14. Рассел Б. Мудрость Запада. - М., 1998.:

  а) с.128-134, 140-149 (Аристотель);

   б) с.162-177 (эпоха эллинизма и философские школы эпохи).

15. Рен Р. Аристотелевская критика концепции государства у

   Платона // Философские науки. - 2013. - № 1. – С. 107-115.

16. Асмус В.Ф. Античная философия. - М., 1999:

     а) с.189-192, 200-211 (Аристотель и его онтология);

  б) с.379-391 (неоплатонизм).

17. Звиревич В.Т. Философия древнего мира и средних веков. -

 М.,2002, 2004:

  а) с.128-145 (2002); 195-213 (2004) - (Аристотель);

 б) с.148-161, 255, 256 (2002); с.215-229, 323, 324 (2004)-

        (эллинизм и Эпикур);

   в) с.212-224 (2002); 279-291 (2004) - (Сенека);

  г) с.224-237 (2002); 291-304 (2004) - (Эпиктет);

д) с.237-246 (2002); 304-314 (2004) - (Марк Аврелий).

18. Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии. - М.,2004:

а) с. 98-112 (Аристотель);

    б) с.123-125, 130-139 (эллинизм, киники, эпикурейцы);

в) с.139-150 (стоицизм, скептицизм и эклектизм).

19. История философии (под ред. В.В. Васильева). - М.,2008:

а) с.135, 144-151 (Аристотель, его метафизика и этика);

 б) с.168,169, 172-177 (стоики);

  в) с. 179-187 (скептики);

   г) с. 193-200 (неоплатонизм).

20. Философия природы сегодня. - М.,2009. -С. 192-199 (философия

  природы у Аристотеля).

21. Виндельбанд В. История философии. - Киев, 1997. - С.134-137,

142-153 (эпоха эллинизма и идеал мудреца).

22. Чанышев А.Н. Философия древнего мира. - М.,1999:

     а) с.290-305 (киники);

  б) с.521-537 (скептики);

  в) с.612-632 (Сенека);

  г) с.666-679 (неоплатонизм).

23. Шестов Л.И. Лекции по истории греческой философии. - М.,2001:

    а) с.196-199, 204-215 (киники);

  б) с.219-233, 239-247 (стоики).

24. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых 

    философов. - М.,1986. - С.215-239; М.,1979. С.234-259

    (Антисфен и Диоген - выбрать изречения).

25. Антология кинизма. - М.,1984. - С.135-169 (выбрать самые яркие  

    изречения Диогена).

26. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. -

  М.,1991. - С.168-177 (Эпикур).

27. Гусейнов А.А. Великие моралисты. - М.,1995. - С.178-195

(Эпикур).   

28. Адо П. Что такое античная философия. - М.,1999:

  а) с.127-140 (эпикуреизм);

  б) с.140-154 (стоицизм).

29. Трубецкой С.Н. Сочинения. - М.,1994. - С.80,81 и 86-98

  (философия стоиков).

30. Иванов В.Г. История этики древнего мира. - СПб.,1997. –

С.203, 204, 206-225 (философия стоиков).  

31. История этических учений / под ред. А.А. Гусейнова. - М.,2003. -

  С.410-430 (стоицизм).

32. Римские стоики. М.,1995, М.,1998:

а) с.5-12, 401-412 (1995);5-12, 457-472 (1998) (стоицизм и

     Марке Аврелий);

б) с. 206-227 (1995); 277-298 (1998) - (выбрать размышления из

     книги Эпиктета “В чём наше благо”).

33. Цицерон. Философские трактаты. - М.,1985. - С.5-19 (значение

Цицерона).

34. Сенека. Нравственные письма к Луцилию. – Киев, 1986. –

  С. 390-421 (о Сенеке).

35. Секст Эмпирик. Сочинения. - М.,1975. - Т.1.- С.21-34, 38-50

  (основные школы греческого скептицизма).

36. Коплстон Ф. История философии. Древняя Греция и древний

Рим. - М.,2002. - Т.2. - С.250-262 (неоплатонизм).

37. Целлер Э. Очерк истории греческой философии. - СПб.,1996. -

С.240-253 (неоплатонизм).

38. Джохадзе Д.В. Основные этапы развития античной философии. -

  М.,1977. - С.249-267 (неоплатонизм).

39. Соколов В.В. Историческое введение в философию. - М.,2004:

а) с.291-303 (скептики, эпикурейцы и стоики);

 б) с.331-342 (неоплатонизм).

40. Шаповалов В.Ф. Философия науки и техники. - М.,2004. –

С.40-54(эллинистическая философия и наука).

 41. Реале Д., Антисери Д. Западная философия.- Т.1.- СПб.,1994. -

  С.256-265 (Античная наука в эпоху империи.Гален).

42. Фуко М. Забота о себе. - Киев,1998. - С.51-77 (практика

“культура себя”- синтез медицины и философии).

43. Философия науки / под ред. С.А. Лебедева.М., 2007.

  С. 42-64 (античная наука).

44. Философия науки. – Выпуск 13. – М., 2008. – С. 68-75 (проблема

  здоровья в античной философии).

              Тема 3. Средневековая философия

Вопросы семинара

1.   Эпоха Средневековья. Теоцентризм средневекового

     мировоззрения. Философские идеи Библии. Теология и

     философия. Основные периоды средневековой философии.
2.  Философия периода патристики. Учение Аврелия Августина

     (отношение человека к Богу, становление человека от

    “ветхого” к “новому”, добро и зло, любовь, воля, благодать и

    предопределение, учение о времени и вечности).
3.   Схоластическая философия. Проблема соотношения веры и

      разума. Спор об универсалиях. Фома Аквинский (гармония

      веры и разума, теология и философия, доказательства бытия

      Бога, учение о человеке и душе).У. Оккам (разделение веры и

      разума, принцип “бритва Оккама”, номинализм).
4.   Арабская философия и медицина. Ибн Сина и Аверроэс.

Литература

 1. Реале Д., Антисери Д. Западная философия.- Т.2. - СПб.,1994:
  а) с.3-22 (Библия и её идеи);
  б) с.49-64 (Августин);
  в) с.177-189 (Оккам).
2. Тарнас Р. История западного мышления. - М., 1995:
  а) с. 81-91, 97-107 (христианское мировоззрение);
  б) с.152-162 (Фома Аквинский).
3. Бряник Н.В. Введение в современную теорию познания. - М.,

2003. - С.154-172 (особенности средневекового мышления

вообще и христианского в частности).
4. Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры. - СПб.,1995. -
  С. 12-28 (средневековое мировоззрение).
5. АдоП. Что такое античная философия. - М.,1999. - С.250-266
  (христианство как философия откровения).    
6. Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии. М.,2004:
  а) с.164-171 и 193-197 (христианское вероучение и

      неоплатонизм как антитеза ему);
  б) с.203-204 и 207-219 (схоластика, спор об универсалиях,
       (Фома Аквинский).

7. Шишков И.З. История и философия науки. – М., 2010:

а) с. 239-247 (средневековая культура и мышление);

б) с. 253-266 (средневековая учёность, философия и теология).

8. Гвардини Р. Конец Нового времени. Средние века: ощущение бы-

тия и картина мира // Феномен человека. – М., 1993. – С. 240-253.

9. Педченко О. Средневековая философия. – Самара, 2002:

а) с.1-8 (патристика, Августин);

б) с. 9-16 (схоластика).

10. История философии. Запад – Россия – Восток. – Т. 1. –М., 1995:

а) с. 246-257 (патристика – учение отцов церкви);

б) с. 287-288, 295, 298-303, 318-319 (схоластика, её предмет и

проблемы, метод, реализм и номинализм).

11. Шаповалов В.Ф. Основы философии. - М.,1998:
  а) с.127-139 (философское значение Библии и святоотеческой
       литературы);
  б)с.152-161 (Августин).
12. Рассел Б. Мудрость Запада. - М.,1998:
  а) с.192-194, 206-211(раннее христианство, Августин, Боэций);
  б) с.240-252 (Фома Аквинский и Уильям Оккам).
13. Жильсон Э. Философия в средние века. - М.,2004:
  а) с.95-104 (Августин);
  б) с.397-409 (Фома Аквинский);
  в) с.484-495 (Оккам);
  г) с.260-269 (арабская философия).
14. Аврелий Августин. Исповедь. - М.,1991. - С.26-45 (Августин).  

15. История этических учений / под ред. А.А. Гусейнова. - М.,2003.-
С.510-525 (Августин).
16. Эриксен Т. Августин. - М.,2003. С.82-87, 161-167 и 308-314
(учение Августина).
17. Звиревич В.Т. Философия древнего мира и средних веков.
М.,2002, М., 2004:
а) с.306-315 (2002); 374-383 (2004) - (Августин);

б) с.330-343 (2002); 374-383 (2004) - (философия ХIII века, Фома

       Аквинский).                                                                          

18. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. - М., 2000:
а) с.183-188, 198-203 (Августин);
 б) с.212-217, 219-229 (Фома Аквинский);

  в) с.244-255 (университетская традиция, арабская философия).
19. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой

философии. –1991:

а) с.433-445 (Августин);
 б) с.490-501 (реализм и номинализм, Абеляр).
20. Боэций. Утешение философией. - М.,1990. - С.315-320, 401-413
  (значение Боэция и его идеи).

21. Ортега-и-Гассет Х. Избранные труды. - М.,1997. - С.356-369. -(этапы развития христианской мысли).

22. Ильин В.В. История философии. - М.,2005:
  а) с.190-197, 200-201 (философия позднего средневековья,
      Фома Аквинский и Оккам);
  б) с.171-183 (арабская философия).
23. Рассел Б. История западной философии в 2-х томах. – Т 1. - 

Новосибирск, 1994. - С.424-434 (Фома Аквинский).
24. Жильсон Э. Избранное. - Т.1. - СПб.,1999:
а) с.10-32 (общий взгляд на учение св. Фомы);
б) с.236-25, 255-259 (учение о человеке у св. Фомы).
25. Коплстон Ф. История средневековой философии.- М.,1997, 2003:
а) с.213-227 (1997); 252-269 (2003) - (св. Фома);
б) с.274-277, 281-301 (1997); 325-329, 333-357 (2003)-
     (ХIV век и Оккам).
26. Боргош Ю. Фома Аквинский. - М.,1975. - С.24-29, 104-119
  (его учение о человеке, зле и свободе).
27. Соколов В.В. Средневековая философия. - М.,1979:
  а) с.150-168 (Абеляр);
  б) с.338-349, 366 (Фома Аквинский).
28. Честертон Г. Вечный человек. - М.,1991. - С.269-278, 288-306             
  (Фома Аквинский).
29. Философия: Учебник / под ред. В.Д. Губина. - М.,2000. –

  С.109-133(арабо-мусульманская философия).

30. История философии / под ред. В.В. Васильева. - М.,2008.-

С. 247-249 и 269- 275 (схоластика, Фома Аквинский).

31. Хвостова К.В. Византийская философия истории // Вопросы

философии. - 2009. - № 5. - С. 150-160.

32. Курмангалиева.Г.К. Аль-Фараби и интеллектуально-духовные

искания исламского средневековья // Вопросы философии. -

2008. - № 10. - С. 128-139.

33. Философия науки / под ред. С.А. Лебедева. - М., 2007. -

С. 65-77 (наука в Средние века).

Тема 4. Философия эпохи Возрождения

Вопросы семинара

1.   Эпоха Возрождения. Антропоцентризм мировоззрения этой

     эпохи и его основные черты.Отношение к античности.

     Многообразие философских течений.

2.  Гуманизм и гуманисты. Формирование новых ценностей и

идеалов европейской цивилизации. Значение реформации.

3.   Естественнонаучная мысль и натурфилософия эпохи

     Возрождения. Зарождение научной революции. Идеи Николая

     Кузанского, Н. Коперника, Дж. Бруно и Т. Парацельса.

 

Литература

1. Фромм Э. Бегство от свободы. - М.,1990. - С.43-62

(Средневековая предыстория и Возрождение).

  2. Ортега-и-Гассет Х. Избранные труды. - М.,1997. - С.377-387,

399-403 (ХV век - переломная эпоха в истории человечества и   

её значение).

3. Бердяев Н.А. Смысл истории. - М.,1990. - С.100-115 (Ренессанс и  

    гуманизм).    

4. Бибихин В.В. Новый Ренессанс. - М.,1998. - С.242-257 (эпоха  

Возрождения и её значение).

5. Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии. - М.,2004:

а) с.226-235 (эпоха Возрождения, социокультурные основы
философии Возрождения);

б) с.268-278 (Бруно).

6. Тарнас Р. История западного мышления. - М.,1995:

а) с.176-185- и 187-191 (зарождение гуманизма и характеристика  

      эпохи Возрождения);

  б) с. 195-208 (Реформация и контрреформация).

7. Шишков И.З. История и философии науки. – М., 2010. –

С. 279-290 (культура и мышление эпохи Возрождения).

  8. Баткин Л.М. Итальянские гуманисты. - М.,1978. - С.16-28, 30-42  

(гуманисты и их интересы).

9. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение. - М.,1995:

а) с. 85-95,110-119 (гуманисты и их интересы);

б) с.345-363 (Макиавелли).

10. Брагина Л.М. Итальянский гуманизм. - М.,1977. - С.224-241

(Пико делла Мирандолла и Леонардо да Винчи).

11. Шаповалов В. Ф. Основы философии. - М.,1998. - С.173-183,

190-195 (Возрождение и Реформация).

12. Философия: Учебник / под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова. -

М.,2004. - С.136-152 (Возрождение и Реформация).

13. Рассел Б. Мудрость Запада. - М.,1998. - С.262-275 (эпоха

Возрождения, Макиавелли и Эразм Роттердамский).

14. История философии / под ред. В.В. Васильева. - М.,2008:

 а) с.293-301 (Возрождение и гуманисты);

б) с.302-311 (Николай Кузанский);

в) с.318-324 (Бруно).

15. Ильин В.В. История философии. - СПб.,2005. - С.202-212

(Эпоха Возрождения, гуманизм и гуманисты).

16. Бицилли П.М. Место Ренессанса в истории культуры. - М., 1996:

а) с.42-62 (М. Фичино и итальянский неоплатонизм);

б) с.147-162 (Ренессанс и Европа, М. Монтень).

17. Кассирер Э. Избранное. - М.,2000. - С.227-229, 244-260

(Пико делла Мирандолла и его философия).

18. Николай Кузанский. Сочинения.- Т.1. - М.,1979. С.5-14, 18-26 

(Николай Кузанский, его жизнь и учение).

19. Гайденко П.П. Научная рациональность и философский разум. -

 М.,2003. - С.200-202, 206-215 (Николай Кузанский).

20. Гайденко П.П. История новоевропейской философии. - М.,2000. -

С.19-43 (Николай Кузанский).

21. Кассирер Э. Избранное. - М.,2000. - С.14-19, 27-43 (философия 

Николая Кузанского).

22. Соколов В.В. Европейская философия ХV-ХVII веков. - М.,1996. -

 С.35-45 (Николай Кузанский). 

23. Коплстон Ф. История средневековой философии. - М.,1997. -

 С.379-391; М.,2003. - С.449-458 (Николай Кузанский).

24. Эразм Роттердамский. Философские произведения. - М.,1986. -

С.5-27 (жизнь Эразма и его идеи).

25. Цвейг С. Триумф и трагедия Эразма Роттердамского. - М.,1997. -

С.29-43, 127-135 (эпоха Возрождения и Эразм).

26. История философии. Запад – Россия – Восток.- Т.2. - М.,1996:

а) с.3-17 (итальянский гуманизм ХIV-ХV веков);

 б) с.25-38 (естествознание в эпоху Возрождения).

 27. Реале Д., Антисери Д. Западная философия.- Т.2. - СПб.,1994. -

  С.287-298 (Ренессанс и религия).

28. Юнг К.Г. Собрание сочинений.- Т.15. Феномен духа в искусстве

     и науке. М.,1992. - С.18-52 (Парацельс, Парацельс как врач).   

29. Герметизм, магия, натурфилософия в культуре Возрождения. -

М.,1999. - С.23-38 и 128-130 (магия и астрология в культуре    

Возрождения, Парацельс).

30. Бруно Д. О героическом энтузиазме. - Киев, 1996.- С.5-27      

  (эпоха Возрождения и Бруно).

31. Реале Д., Антисери Д. Западная философия.- Т.3. - СПб.,1996. -

С.16-28 (Бруно).    

32. Горфункель А.Х. Гуманизм и натурфилософия итальянского

Возрождения. - М.,1977. - С.221-233, 306-308 (Бруно).

33. Виндельбанд В. История новой философии.- Т.1. - М.,2000. -

С.53-61, 80-92 (естествознание в эпоху Возрождения).

34. История философии. Запад – Россия – Восток.- Т.2. - М.,1996. -

С.43-53, 56-62 (Реформация и Лютер).

35. Соловьёв Э.Ю. Прошлое толкует нас. - М.,1991. - С.54-56, 66-68,  

  75-80, 116-126 (Лютер и Реформация).

36. Вебер М. Избранные произведения. - М.,1990. - С.184-201 (лучше

 до 208) (аскеза и капиталистический дух).

37. Соколов В.В. Историческое введение в философию. - М.,2004. –

С.557-573 (от теоцентризма к антропоцентризму и

   натуралистическому истолкованию человека).

38. Дильтей В. Воззрение на мир и исследование человека. - М.,2000:

а) с.222-233, 244-255 (Бруно и его пантеизм);

б) с.22-42, 309-310 (анализ человека и теории жизненного 

поведения в эпоху Возрождения).

39. Йейтс Ф. Джордано Бруно и герметическая традиция. - М.,2000. -

С.138-148, 212-224 (магия и науки в философии Возрождения в

целом и у Бруно в частности).

40. Николай Кузанский. Сочинения.- Т.2. - М.,1980. - С.7-32

    (“Апология учёного незнания”- изложить).

41. Макиавелли Н. Государь. - М.,1990. (или др. издания) - выбрать 

   материал на свой вкус.

42. Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни... - Т.1. -  

М., 1991. - С.220-238 (фрагмент речи Пико деллаМирандолла

“О достоинстве человека”).

43. Шаповалов В.Ф. Философия науки и техники. - М.,2004. - С.64-77

(естественно-научная мысль эпохи Возрождения).

44. Девятова С.В., Купцов В.И. Судьба учения Н.Коперника //Вопросы

философии. – 2011. - № 1. – С. 83-95 (Коперник, Бруно, Галилей).

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 170; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.174.195 (0.109 с.)