Микроэкономика (М.) как наука. Методы экономической науки. Специфика микроэкономического исследования. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Микроэкономика (М.) как наука. Методы экономической науки. Специфика микроэкономического исследования.



Виды собственности: общественная, частная и их формы.

1) Частная собственность предполагает, что права на неё принадлежат частным лицам (домохозяйствам). Она существует в следующих формах: а) единичная форма собственности – это случай, когда физическое или юридическое лицо реализует все отношения собственности; б) партнёрская форма – объединение имущества и капитала нескольких юридических и физических лиц с целью осуществления общей предпринимательской деятельности на основе полной или ограниченной ответственности; в) корпоративная – основана на функционирование капитала, который формируется путем свободной продажи акций (средние и крупные фирмы ). 2) Общественная собственность. Предполагает совместное владение и распоряжение средствами производства всеми совладельцами; а) коллективная – формируется путем распределения собственности среди работников занятых на одном предприятии; б) государственная – собственность всех членов общества, находящихся в распоряжении гос.органов. 3)Общенародная - предполагает принадлежность всего общественного достояния, в отдельности по своему содержанию является формальной. В законодательстве РФ она не существует.

Основные элементы рыночного механизма. Конкуренция, её виды и межотраслевой перелив ресурсов.

Элементы: 1)спрос (формируют потребители); 2)предложение (формируют производители); 3)цена; 4)конкуренция.

Спрос – это количество товара, которое хотят и могут приобрести покупатели за определенный период времени при всех возможных ценах на этот товар. Предложение - количество товара, которое хотят и могут предложить на рынок продавцы за определенный период времени при всех возможных ценах на этот товар. Цена – количество денег, за которое продается и покупается экономическое благо. Определяется на рынке в результате взаимодействия продавцов и покупателей, в ходе которого они сравнивают предложение и спрос, и устанавливают цену. Конкуренция – соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли – продажи товаров. Классификация конкуренции: 1)по масштабам развития: а) местная (территориальная), б) отраслевая, в) межотраслевая, г)национальная, д) глобальная. 2) по характеру развития: а) свободная, б) регулируемая. 3)по методам ведения: а)ценовая, б)неценовая. Виды конкуренции: 1)Совершенная (чистая). Существует много мелких фирм, предлагающих на рынке однородную продукцию; вступление новых фирм не имеет препятствий или ограничений. 2) Несовершенная. Ограничение свободы предпринимательства; жесткие барьеры для входа на рынок; отсутствуют близкие заменители продукции. 3)Монополистическая. Много мелких фирм предлагают разнородную продукцию; товары уникальны, но взаимозаменяемы.

Спрос: понятие, шкала спроса. Закон спроса и кривая спроса. Ценовые и неценовые факторы, вызывающие изменения спроса.

Спрос – ряд зависимости межу количеством товара и ценами данного товара. Величина спроса – количество товаров, которое потребитель желал бы купить в течение некоторого периода времени по определенной цене.

Шкала спроса – таблица, которая показывает какое количество товара будет куплено по различным ценам в определенный период времени. ГРАФИК И ФОРМУЛЫ!!!

Закон спроса: на любом рынке при прочих равных условиях существует обратная зависимость между ценой товара и величиной спроса. Детерминанты спроса – это неценовые факторы спроса, сдвигающие кривую спроса влево или вправо. Виды детерминантов: 1) цены на сопряженные товары (взаимодополняющие, взаимозаменяющие, независимые); 2)изменение доходов потребителей; 3)ожидание потребителей; 4)изменение потребительских вкусов и предпочтений; 5) факторы ценности; 6)изменение числа потребителей.

 

Микроэкономика (М.) как наука. Методы экономической науки. Специфика микроэкономического исследования.

Микроэкономика – это наука, изучающая поведение субъектов хозяйствования в рамках отдельных предприятий, домохозяйств в качестве производителей и потребителей.

Главная цель микроэкономики: достижение общих пропорций в экономике, т.е. оптимального соотношения между объемами производства различных благ и услуг; оптимального соотношения цен на благо и услуги, а так же факторы производства.

Среди первых очередных задач М. существуют задачи связанные с функционированием отдельно взятого рынка, а так же задачи по изучению рационального поведения потребителей и предприятия.

Предмет М. в современных условиях – это анализ проблемы для рационального использования ограниченных ресурсов для производства благ и ресурсов, их распределения, обмена и потребления с целью удовлетворения потребностей людей. Функции экономической науки: 1)Познавательная функция. Заключается в том, чтобы всесторонне изучить формы экономических явлений и их внутреннюю сущность. Это позволяет открыть законы, по которым развивается национальное хозяйство (такое изучение начинается с рассмотрения фактов, массовых экономических данных, особенностей поведения хозяйствующих субъектов); 2)Прогностическая функция. Она состоит в определении перспектив социально-экономического развития на будущее. Это требует составление планов и прогнозов развития национальной экономики; 3)Практическая функция. Выступает в виде научного обоснования экономической политики государства, разрабатывает конкретные принципы и способы рационального хозяйства; 4) Методологическая функция. Заключается в том, чтобы определить предмет экономической науки от объектов, которые изучаются смежными дисциплинами (т.е. экономическая теория служит теоретической и методологической базой для всей системы экономических наук). Методы экономической науки – совокупность познавательных и диалектико-логических принципов, применяемых для исследования системы экономических отношений. 1)Метод познания и изложения. Познание предполагает следующие этапы: живое созерцание; абстрактное мышление; практика. 2)Метод научной абстракции. Позволяет получать обобщенное понятие, отражающее сущность явления, при этом отбрасываются второстепенные характеристики объекта. 3) Метод анализа и синтеза. Анализ – это изучение объекта по частям. Анализ показателя себестоимости по элементам затрат и так далее. Синтез. Это изучение объекта в целом. Например определение показателя себестоимости продукции: как сумму всех затрат. Экономическая теория делится на микроэкономику (фирма, цена, рынок) и макроэкономику (экономика страны, мира). 4) Индукция и дедукция. Это два противоположных но тесно связанных способа рассуждения. Индукция, т.е. обобщение - это движение мысли от отдельных фактов к общему выводу. Например, увеличение цен на хлеб, молоко и так далее. Рост дороговизна в стране (инфляция). Дедукция – это рассуждение в обратном направлении от общего положения к частным выводам. Например, по растущей стоимости жизни можно вывести отдельные показатели повышения потребительских цен по каждому виду продовольствия. 5) Метафизический метод. Применяется для изучения отдельных элементов экономической системы выявление внутренней структуры классификации экономических явления. 6) Диалектический метод. Это изучение хозяйственных процессов в движении, в развитии. 7) Единство исторического и логического метода. Исторический метод предполагает рассмотрение экономических процессов на разных этапах их исторического развития. Логический метод позволяет формировать положение на основе определяемых умозаключений, что помогает вырабатывать рациональные приемы развития социально-экономических процессов. 8)Математическая логика. Это совокупность формализованных языков, для которых устанавливаются такие их логические свойства, как доказуемость, выводимость, следствие. 9)Принцип равновесия и неравновесия. Принцип равновесия предполагает, что экономическая система имеет внутренний механизм саморегуляции. Принцип неравновесия предполагает, что экономическая система никогда не будет находиться в равновесном состоянии. 10) Графический метод. Он основан на использовании различных чертежей и рисунков, благодаря им обеспечивается компактность и наглядность в изложении теоретического материала.

2. Потребности и блага: содержание и виды.

Потребность – это необходимость или нужда человека в чем-либо.

Классификация потребностей по А.Маслоу. 1) Физиологические: голод, жажда, половое влечение и т.д.; 2) Экзистенциальные: безопасность существования, комфорт, постоянство условий жизни; 3) Социальные: социальные связи, общение, привязанность, забота о другом и внимание к себе, совместная деятельность; 4) Престижные: самоуважение, уважение со стороны других, признание, достижение успеха и высокой оценки, служебный рост; 5) Духовные: познание, самоактуализация, самовыражение, самоидентификация.

Благо - средство для удовлетворения потребностей человека.

Классификация благ: 1) Материальные и нематериальные блага. Материальные блага – результат человеческой деятельности (продукты питания, здания, сооружения, машины, инструменты и т.д.). Нематериальные блага - это блага воздействующие на развитие способностей человека, создаются в сфере нематериального производства (здравоохранение, образование, искусство, кино, театр, музеи и т.д.). 2) По степени потребляемости благ. Взаимозаменяемые – это блага, имеющие похожие потребительские свойства (услуги транспорта (поезд — самолет — автомобиль), сферы досуга (кино — театр — цирк)). Взаимодополняющие – это блага, потребление которых невозможно друг без друг (стол и стул, автомобиль и бензин, ручка и бумага.). 3) По длительности пользования. Одноразовые блага, те блага, которые исчезают при первом же потреблении (спички, хлеб, мясо). Многоразовые блага (автомобиль, книга, электроприборы). 4) По сфере потребления. Прямые (потребительские) блага – блага, идущие на личные удовлетворения; Косвенные (производственные) – блага, удовлетворяющие потребности производства. 5) По времени. Настоящие - находящиеся в непосредственном распоряжении экономического субъекта; будущие-создание которых ожидается. 6) В зависимости от характера получения благ. Экономические блага - те, которые являются объектом или результатом экономической деятельности людей (хлеб, автомобиль и т. д). Неэкономические блага предоставляются природой без приложения человеческих усилий. Эти блага существуют в природе "свободно", в количестве, достаточном для полного удовлетворения определенных потребностей человека (воздух, вода, свет и т.д.). 7) От степени доступности. Частные блага – те, которые доступны только одному субъекту. Общественные блага – те блага, доступ к которым не может быть ограничен (бесплатно).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 72; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.185.194 (0.013 с.)