Периодизация истории психологии. Основные этапы развития предмета психологического познания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Периодизация истории психологии. Основные этапы развития предмета психологического познания.



Этап и время

Предмет психоло- гни, его содерж ание

Методы исследования Основные достижения.

Донаучный, до VII- VI вв. до н.э.

Душа - без раскры­тия ее конкретного содержания и Функций

Нет Общее представление об охранитель­ной и активной роли души
Философский, VII- VI ВВ. до н.э.-конец XVIII-на­чало XIX в.

Античная психология

Душа источник активности тела, обладает функциями познания и регуляции поведения

Специальных методов нет, используются методы Других наук - философии, медицины, математики -при исследовании содержания и Функций души
Психология Средневековья

Душа, исследование видов активности тела и особенностей познания, прежде всего чувственного познания

Появление собственно психологического метода -интроспекции

Развитие психофи­зических исследова­ний и первых работ по психологии масс
Психо­логия Возрож­дения и Нового времени

Сознание - его содер­жание и пути его формиро­вания

Интроспекция и частично логика -методы индукции дедукции, анализа

Развитие рационали­стического и сенсуа­листического (эмпи­рического) подхода к психике, появление первых теорий эмо­ций и теории рефлек­са, а также первой попытки ввести в предмет психологии бессознательное
Ассоциани-стическая психология, конец XVIII- начало XIX в.-середина XIXв.

Сознание, состоящее из ощущений, представлений и чувств. Таким образом, предмет психологии - прежде всего познавательные процессы, а также (в конце этого пе­риода) поведение

Интроспекция, логика, начало ис­пользования мето дов естественных наук, в частности метода проб и ошибок (при формировании поведения)

Появление первой психологической шко­лы, новых подходов к предмету и методам психологии, концепции об адаптационной функции психики, развитие теории рефлекса, естественнонаучного подхода к изучению психики, Дальнейшее развитие концепций бессознательного
Экспериментальная психология, сер.19 – н 20 в.

Эл-ты психики, отождествляемой главным образом с сознанием, их связи и законы.

Экспериментальный м-д, интроспекция и анализ результатов творческой деятельности как ч-ка, так и народа в целом, появление первых тестов.

Появление экспери­ментальной психо­логии, первых тео­рий «психологии на­родов», новых дан­ных о психических процессах (прежде всего памяти). По­явление новых под­ходов к психологии, первых симптомов методологического кризиса
Методологический кризис и разделение психологии еа отдельные школы, 10-30-е г. 20 в.

Появление нескольких предметов психологии. В начале – Эл-ты психики (структурализм), ф-ии психики, «поток сознания» (функционализм). Затем глубинные стр-ры психики (гештальтпсихология), высшие психические ф-ии и Дея-ть (советская психология).

появление новых методов, важнейшие из которых - психоанализ и проективные методы (глубинная психология), экспериментальное изучение процесса научения, формирование связи между стимулом и реакцией (бихевиоризм), экспериментальное исследование познавательных процессов и потребностей (гештальтпсихология), инструментальный метод (советская психология)

Появление первых концепций личности, теории сознания, в том числе и измененного сознания, теорий научения и развивающего обучения, творче­ского мышления. Появление первых экспериментальных исследований лич­ности, введение в ее исследование куль­туры и социального окружения как но­вых парадигм. Раз­витие отраслей пси­хологии
Дальнейшее развитие психологических школ, 40-60 г. 2- в.

Появление новых направлений, для которых предмет психологии связы­вается с внутренне сущностью лично­сти (гуманистическая, экзистенциальная психология познавательным и процессами, развитием интеллекта и этапов переработка информации (гене­тическая и когни­тивная психология)

Появление опросников, новых экспериментальных методов изучения интеллекта, в том числе и искусственного интеллекта.

Дальнейшее развитие теоретических концепций в русле основных проблем психологии, развитие и совершенство­вание психотерапев­тических технологий
Соврм. пс.60-е г.

Развитие предмета психологии в рамках отдельных псих. школ

Совершенствования методов экспериментального исследования психики, появление разнообразных диагностических методик

Появление тенденции к объединению, синтезу наиболее значительных достижений отдельных школ.
           

 

4. Общее представление о душе в античной психологии.

Первые научные представления о душе возникли в недрах философии. Древние философы пытались ответить на вопрос о природе души.

В Милетской школе природной первоосновой души было материальное вещество – архе: вода (Фалес), «апейрон» (Анаксимандр), воздух (Анаксимен).

Представитель Эфесской школы Гераклит– огненное начало (архе).

Душа, по Аристотелю, это форма и сущность тела.

 Как материя не может существовать без формы, так и форма (душа) не может существовать без материальной основы (идея единства, системности, целостности).

Платон определяет душу человека как производное от мировой души в процессе истечения излучений творческой деятельности Бога. (Основа целостности души Платон объясняет самосознанием)

Демокрит (460-370 г.г. до н.э.) считал, что душа состоит из атомов. Следовательно, она материальна. Когда мы дышим, мы втягиваем в себя частицы, составляющие душу, которые находятся в воздухе. Выдыхая, мы выбрасываем какую-то часть своей души. Таким образом, душа непрерывно обновляется с каждым вдохом и выдохом. Одним из основных вопросов в психологических учениях древнегреческих философов был вопрос о взаимоотношении души и тела (позднее, в психологии это проблема получит название психофизической). Демокрит у считал, что душа материальная и не отделима от тела: когда тело умирает, умирает и душа.

Душа по Платону, есть идея тела. Она существует наряду с телом и независимо от него. Душа — начало незримое, возвышенное, божественное, вечное. Тело, наоборот, начало зримое, низменное, преходящее, тленное. По своему божественному происхождению душа призвана управлять телом, направлять жизнь человека. Отсюда Платон делает этические выводы: если бы со смертью тела погибла бы и душа, то дурным людям не о чем было бы беспокоиться, так как смерть была бы для них счастливым исходом, они бы избавлялись бы и от тела и от души. Но, так как душа бессмертна, то человеку нужно заботиться о ней и сделать свою жизнь как можно более разумнее и праведнее.

Первое систематическое психологическое учение было создано Аристотелем (384—322 гг. до н.э.). Он является автором первого психологического трактата «О душе». В своем учении он как бы объединяет противоположны точки зрения Демокрита и Платона. Так, он решает проблему души и тела через оппозиции: материя — форма. Тело есть материя, а душа — форма живого органического тела. Душа делает тело живым, она суть тела, причина и цель его действии. Действует не душа, а тело, но тело одушевленное. Все душевные состояния сопровождаются телесными проявлениями. Покажем взаимоотношения между подходами Демокрита, Платона и Аристотеля в схеме:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 156; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.245.117 (0.01 с.)