Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Условия реализации программы↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
Пояснительная записка Данная программа разработана в соответствии с: - Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р); - Приказом Минпросвещения России от 09.11.2018г № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам; - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей; - Письмом Минобрнауки РФ от 11.12.2006 N 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования обучающихся»; - Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ»; - Письмом Министерства образования и молодежной политики Республики Коми от 27 января 2016 г. №07-27/45 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных - дополнительных общеразвивающих программ в Республике Коми». - Уставом Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Станция юных натуралистов, утвержденным Постановлением администрации муниципального образования городского округа «Инта» от 24 апреля 2015 г. № 4/1317; - Лицензией на осуществление образовательной деятельности, выданной Министерством образования РК № 932-У от 30.06.2015г.; - Образовательной программой образовательного учреждения. Направленность программы. Программа туристско-краеведческой направленности, так как направлена на знакомство обучающихся с азами туризма, спортивного ориентирования и природоохранной деятельностью. Актуальность программы. Туризм и краеведение имеют комплексный, интегративный характер воздействия на личность и коллектив. Это выражается в повышении духовного и физического потенциала ребенка, уровня знаний и умений, удовлетворении потребностей детей в самовыражении, творчестве, общении с людьми и природой и т.д. Данная программа позволяет обучающимся на примере ближнего природного и социального окружения знакомиться с окружающим миром, осознавать свое место в нем. Занятия эколого-краеведческой деятельностью развивают интеллект ребенка, формирует образно-наглядное мышление, дают возможность развивать в ребенке творческие способности, элементы самостоятельности, формируют навыки взаимоотношений с взрослыми и сверстниками. Занятия на свежем воздухе дают определенную спортивную нагрузку. Они способствуют физическому развитию ребенка, укрепляют его здоровье, учат ориентироваться в природной и социальной среде обитания. Ежегодное обновление программы будет проводиться согласно изменениям нормативных документов и методических рекомендаций РФ, РК. Программа может подлежать обновлению в части: основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), учебного плана, рабочих программ дисциплин (модулей), программ практик и иных учебно-методических документов (при необходимости). Ежегодное обновление программы осуществляется по результатам мониторинга качества освоения программы, результатов самообследования, изменений условий реализации, обеспечении учебно-методической литературой, научно-педагогическими кадрами, материально-технической базой и иными условиями. Отличительные особенности программы. Уровень сложности «стартовый». Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы. Формы организации образовательного процесса. Согласно Закону «Об образовании» (Закон, гл.2, ст. 17, п.2) форма обучения очная. Формы проведения занятий: групповые, индивидуальные, всем составом объединения. Отличительные особенности заключаются в еѐ комплексном характере, соединении экологии, туризма и краеведения. Отличие от уже существующих дополнительных образовательных программ заключаются в том, что большинство программ по экологическому обучению ориентировано на проведение, в основном, аудиторных занятий, недостаточно используется обучение непосредственно в природных условиях. Хотя давно известно, что наиболее интересными для ребят и эффективными в образовательном и воспитательном плане являются занятия, проведенные в полевых условиях. Методы проведения экологических исследований можно освоить на должном уровне, только погружаясь в изучение самой живой природы. Данная программа носит комплексный, образовательно-развивающий характер, предусматривает раскрытие индивидуальных психологических особенностей детей, овладение экологическими, краеведческими, туристскими навыками, позволяющими свободно жить и ориентироваться в природе, участвовать в походах и путешествиях. Программа предусматривает усиление экологического подхода в изучении растительного и животного мира родного края, природных комплексах с точки зрения биогеоценологии, так же большая часть программы уделяется туристской подготовке, технике, походам, путешествиям. Следующая особенность этой программы в том, что в ней предусматривается активное участие детей в общественно полезной деятельности, овладение навыками туризма, ориентирования, фенологических и краеведческих наблюдений. Основной идеей данной программы является организация интересной, содержательной, общественно значимой практической эколого-туристской деятельности с позиции познания и изучения родного края с учѐтом развития личности. Новизна программы заключается в том, что расширяется кругозор обучающихся, в непринужденной обстановке ребенок дополняет и развивает комплекс знаний, умений и навыков через объекты, близкие детям: их дом, школу, улицу, ближайший парк, речку; доступные восприятию школьников этого возраста объекты общегородского значения. Новизна программы заключается в том, что обучающиеся получают в комплексе «первичные» знания о туризме, спортивном ориентирование, экологии. После обучения, ребята сами определяются, по какому направлению они будут развиться далее. Адресат программы. Программа предназначена для обучающихся (мальчиков и девочек) от 10 - 14 лет, не имеющих специальной подготовки по туристской деятельности, но желающих получить базовые навыки и умения автономной деятельности в различных природных условиях. К занятиям допускаются все желающие, имеющие медицинский допуск. Виды занятий по данной программе различные: рассказ, беседа, показ; предусмотрены лекционные, практические семинарские занятия и т.д. Наиболее характерными формами проведения занятий являются тематические прогулки, занимательные игры, экскурсии, походы, структурные занятия, наблюдения и опыты, исследовательские работы. Регулярно проходят встречи с профессиональными путешественниками, специалистами, учеными. Занятия представляют собой комплексное решение дидактических и воспитательных задач; проводятся в игровой форме и направлены активизацию познавательной деятельности на развитие самостоятельности творчество детей. Особенности организации образовательного процесса. Количество часов по годам обучения, расписание занятий составляется в соответствии с «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования СаНПиН 2.4.4.3172-14». Эффективность процесса обучения зависит от рациональной организации занятий, выбора оптимальной нагрузки соответственно возраста и индивидуальных особенностей занимающихся.
Режим занятий. Программа рассчитана на 648 часов. Учебные часы распределены на 9 месяцев. Режим занятий предусматривает: продолжительность занятия первого года обучения – 2 часа(45+45 мин.);продолжительность занятия второго и третьего года обучения– 2 часа (45+45 минут), периодичность в неделю - 3 раза, количество часов в неделю – 6 часов, перерыв - 10 минут. Наполняемость группы: 1 год обучения 11-13 человек. Допустимая нагрузка в неделю 6 часов. 2 год обучения 9-10 человек. Допустимая нагрузка в неделю 6 часов. 3 год обучения 9-10 человек. Допустимая нагрузка в неделю 6 часов. Цель программы: формирование физически здоровой, адаптированной к окружающему миру личности средствами туризма и краеведения. Программа предполагает решение следующих основных задач: Предметные (образовательные): - формирование представлений о родном крае, его природе и истории; - получение элементарного опыта природоохранной деятельности; - получение представлений об элементах оздоровительного, познавательного туризма, спортивного ориентирования; - обучение основам безопасной жизнедеятельности в разнообразной среде обитания. Метапредметные (развивающие): - развитие мотивации к занятиям по изучению природы родного края; - развитие познавательного интереса; - развитие творческого мышления, воображения. Личностные (воспитательные): - воспитание гуманного отношения к окружающей среде, экологии. - воспитание чувства патриотизма, гордости за свою страну, школу, город; - вырабатывание позитивного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни; - установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке.
Учебно-тематический план Год обучения
Итого |
216 | 66 | 150 |
Содержание программы:
Введение:
1.1. Введение в предмет:
Теория: Общее представление понятий о туризме, экологии. Охрана труда и техника безопасности на занятиях
Первые шаги в экологию:
2.1. Природа города:
Теория: Парк, его отличие от леса. Что такое сад? Охрана зеленых насаждений. Роль парков в жизни горожан.
Практика: Экскурсия в лес:«Растения леса».
2.2. Лес многоэтажный:
Теория: Этажи леса. Смешанный лес. Почему лес называют – легкие планеты?
Практика: Рисуем на тему «Лес многоэтажный», «Смешанный лес». Посадка куста, деревца на территории МБУ ДО СЮН.
2.3. Времена года в лесу:
Теория: Общее понятие «Времена года». Что происходит в лесу летом, осенью, зимой, весной. Практика: Экскурсии: в осенний лес, в лес зимой, весенний лес.
2.4. Водоем:
Теория: Ручей, река. Направление течения ручья, левый берег, правый берег. Обитатели водоемов. Охрана водоемов.
Практика: Полевые наблюдения: «Откуда течет ручей». Составление схемы «Лесной ручеек» - опыт.
2.5. Птицы нашей полосы:
Теория: Домашние птицы, птицы зимующие. Охрана птиц, забота о них. Роль птиц в жизни человека.
Практика: Изготовление кормушек из упаковочного материала (пластиковые бутылки, тетропаки и т.д.). Развешивание кормушек.
2.6. Животный мир нашей полосы:
Теория: Понятие о домашних и диких животных. Роль домашних животных в жизни человека. Роль диких животных в жизни человека. Охрана животных.
Практика: Экскурсия: посещение живого уголка МБУ ДО СЮН. Игра «Друзья леса»
3. Отчизноведение:
3.1. Моя семья:
Теория: Близкие родственники, дальние родственники. Роль в семье мамы, бабушки. Роль в семье отца. Место работы родителей, других членов семьи.
Практика: Рисунки «Моя семья», где работает мой папа, моя мама.
3.2. Мой дом:
Теория: Домашний адрес. План квартиры. План приусадебного участка. Топографические знаки. Понятие об ориентировании на местности.
Практика: Составление схемы передвижения от дома до школы. Карта, карта-схема. Составление плана «Моя комната», игра «Найди предмет».
3.3. Сыктывкар – столица РК:
Теория: Понятие о городе, столице. Сыктывкар на карте.
Практика: Экскурсия по городу с посещением исторических, памятных мест.
Народы, населяющие РК.
4.1 Понятие малых народов:
Теория: Коми, ханты, манси, саамы, чукчи, ненцы. Почему малые народы севера России нуждаются в защите. Ненцы, как представители малых народов севера России.
Практика: Чтение легенд, сказок. Экскурсия в центр национальных культур.
4.2. Оленеводство:
Теория: З накомство с обычаями, обрядами, народными играми, музыкой, танцами. Фольклор. Традиционная мужская и женская одежда. Предметы быта. Внешнее и внутреннее устройство чума.
Практика: Выставка поделок, рисунков «Малые народы севера России».
5. Экоуроки:
5.1. Хранители воды (I - IV часть):
Теория: Знакомство с необычными и интересными фактами о воде, почему нужно экономить воду. Ценности пресной воды, какие опасности ей угрожают, кто и как защищает реки и озера нашей страны.
Практика: Провести расчет, сколько обычный человек тратит воды и на что. Рисуем плакаты по сбережению воды.
6. Начальная туристская подготовка:
6.1. Кто такие туристы?:
Теория: Основные понятия: «турист», «рюкзак», «палатка» и т.д. Зачем туристы ходят в поход. Великие путешественники прошлого, нашей страны.
Практика: Подготовка и проведение игры «Идем в поход»
6.2. Правила передвижения и походной жизни:
Теория: Работа направляющего и замыкающего (общее понятие).
Практика: Построение в походную колонну, организация движения группы. Правила перехода дорог, улиц. Привал на туристской прогулке, охрана природы при организации привалов и биваков. Преодоление простейших препятствий на местности.
6.3. Снаряжение туриста:
Теория: Что такое снаряжение туриста. Одеваемся по погоде в различное время года. Что берем в поход.
Практика: Подготовка и проведение игры «Собери рюкзак в поход»
7. Азбука первой помощи:
7.1. Уроки Айболита:
Теория: Соблюдение гигиенических требований в походе. Порезы, ссадины, ушибы, мозоли. Причины, характеристика травм. Необходимая помощь. Способы обработки.
Профилактика и защита глаз от попадания посторонних предметов, жидкостей. Необходимая помощь.
Причины ожогов и обморожений. Профилактика обморожений и защита организма от мороза. Признаки и виды ожогов и обморожений.
Профилактика пищевых отравлений. Признаки отравления. Оказание первой помощи при тошноте, рвоте.
Причины теплового и солнечного удара. Необходимая помощь. Организация транспортировки пострадавшего при несложных травмах. Простейшие средства для транспортировки пострадавшего в условиях туристской прогулки (похода, экскурсии). Способы транспортировки пострадавшего на руках. Взаимопомощь в туристской группе при транспортировке пострадавшего.
Практика: Игра «Айболит», составление списка подручных средств.
8. Охрана лесов от пожаров:
8.1. Что горит в лесу? Почему горит лес?:
Теория: Источники огня. Причины лесных пожаров.
8.2. Виды лесных пожаров:
Теория: Низовые, верховые, степные, подземные, техногенные
Практика: Способы и средства тушения.
8.3. Акция: «Берегите лес от пожаров!»:
Практика: Конкурс рисунков «Огонь враг леса». Изготовление листовок по теме.
9.Ловкие и смелые:
9.1. Походы: один - без организации костра, второй с приготовлением чая на костре.
9.2. Игры – соревнования: «Знатоки леса», «Кто идет в поход?», «Друзья леса», туристская полоса. 9.3. Общая физическая подготовка: подвижные игры на улице и в спортзале на развитие выносливости, быстроты, ловкости.
Ожидаемые результаты 1 года обучения:
Предметные (образовательные):
- сформировать представление о родном крае, его природе и истории;
- получить элементарный опыт природоохранной деятельности;
- получить представление об элементах оздоровительного, познавательного туризма, спортивного ориентирования;
- обучить основам безопасной жизнедеятельности в разнообразной среде обитания. Метапредметные (развивающие):
- развить мотивацию к занятиям по изучению природы родного края;
- развить познавательный интерес;
- развить творческое мышление, воображение.
Личностные (воспитательные):
- воспитать гуманное отношение к окружающей среде, экологии.
- воспитать чувства патриотизма, гордости за свою страну, школу, город;
- выработать позитивное отношение к своему здоровью и здоровому образу жизни;
- установить дружеские взаимоотношения в коллективе, основанные на взаимопомощи и взаимной поддержке.
По окончании обучения обучающиеся должны ЗНАТЬ:
· близких родственников, их профессии;
· основы правил охраны природы;
виды лесных пожаров;
· что сознательная дисциплина – основа безопасности туристических прогулок;
· три топографических знака;
· место проживание, место г. Сыктывкара на карте страны.
По окончании обучения обучающиеся должны УМЕТЬ:
· распознавать растения леса, парка;
· бережно относиться ко всему живому;
· сочинять небольшие рассказы о природе, природным явлениям;
· вести разговоры с родственниками по заданной теме, рассказывать о детстве своих родственников;
оказание первой помощи;
· ориентироваться в районе места своего проживания (поселке);
· соблюдать правила дорожного движения;
· одеваться по погоде, собираться на прогулки и экскурсии в различное время года;
· распознавать карту-схему, карту;
· преодолевать сухой овраг, пологий склон.
Педагогический контроль
Сроки | Задачи | Содержание | Формы | Критерии |
сентябрь | Проверка знаний техники безопасности и правил поведения на занятиях в классе, на улице, при передвижении в лесу | Правила поведения в кружке. Правила безопасности при переходе автотрасс. Организация движения в лесу. | Опрос | - Правильность запоминания; - Точность в формулировке ответов, их понимание |
декабрь | Проверка навыков, умений, знаний по блоку «Первые шаги в экологию» | Знание основных растений, животных лесов республики, их особенности и места обитания. | игра – викторина «Знатоки леса» (приложение № 2.2.) | За каждый правильный ответ один балл, зачет набрать 5 баллов |
март ноябрь | Проверка умений, знаний по блоку «Отчизноведение» | Знание членов своей семьи, места проживания (полный адрес). Рисунок-план класса, своей комнаты. Находить на картосхеме г. Инта путь от школы до своего дома. Находить на физической карте России обозначение г. Сыктывкара. Называть 3 топографических знака | опрос рисунок опрос тест (приложение № 2.1.) | - Точность в формулировке ответов, их понимание Точность в изображении объектов, их понимание - Точность в нахождении объектов - Набрать 3 балла |
апрель | Народы, населяющие РК | Коми, ханты, манси, саамы, чукчи, ненцы. Почему малые народы севера России нуждаются в защите. Ненцы, как представители малых народов севера России. Чтение легенд, сказок. Экскурсия в центр национальных культур. Знание обычаев, обрядов, народных игр, музыки. Традиционная мужская и женская одежда. Предметы быта. Внешнее и внутреннее устройство чума. Выставка поделок, рисунков «Малые народы севера России». | тест (приложение № 2.8.) | Набрать 5 баллов |
апрель | Экоурок | Знание необычных и интересных фактов о воде, почему нужно экономить воду. Ценности пресной воды, какие опасности ей угрожают, кто и как защищает реки и озера нашей страны. | тест игра (приложение № 2.9) | За каждый правильный ответ один балл, зачет набрать 5 баллов |
февраль | Проверка навыков, умений, знаний по блоку «Первые шаги в экологию» | Знание основных растений, животных лесов республики, их особенности и места обитания. | игра – путешествие «Друзья леса» (приложение № 2.4.) | За каждый правильный ответ один балл, зачет набрать 5 баллов |
май | Проверка навыков, умений, знаний по блоку «Начальная туристская подготовка» | Преодоление полосы препятствий | соревнование (приложение № 2.3) | Преодолеть все этапы |
май | Проверка умений, знаний по блоку «Азбука первой помощи» | Знание способов обработки и необходимой помощи при порезах, ссадин, ушибах, мозолей. Необходимая помощь при попадании посторонних предметов Причины ожогов и обморожений. Профилактика обморожений и защита организма от мороза. Признаки и виды ожогов и обморожений. Оказание первой помощи при тошноте, рвоте. Необходимая помощь при тепловом и солнечном ударах Знание простейших средств для транспортировки пострадавшего в условиях туристской прогулки (похода, экскурсии). Способы транспортировки пострадавшего на руках. | тест (приложение № 2.6) игра «Айболит» (приложение № 2.7.) | За каждый правильный ответ один балл, зачет набрать 6 баллов |
май | Охрана лесов от пожаров | Знание причин лесных пожаров. Уметь различать по видам пожары: низовые, верховые, степные, подземные, техногенные Способы и средства тушения. | тест (приложение № 2.10.) рисунок | За каждый правильный ответ один балл, зачет набрать 5 баллов |
Учебно-тематический план 2 года обучения
№ п/п | Темы | Кол-во часов | Формы аттестации/контроля | ||
Всего | теория | практика | |||
1 | Введение | 2 | 2 | - | опрос |
1.1 | Введение в предмет | 2 | 2 | - | |
2 | Шаги в экологию | 52 | 22 | 30 | игра-викторина «Знатоки леса»
игра «Поле чудес»
|
2.1 | Природа города | 8 | 4 | 4 | |
2.2 | Лес многоэтажный | 10 | 4 | 6 | |
2.3 | Времена года в лесу | 8 | 2 | 6 | |
2.4 | Водоем | 6 | 2 | 4 | |
2.5 | Птицы нашей полосы | 8 | 4 | 4 | |
2.6 | Животный мир нашей полосы | 8 | 4 | 4 | |
2.7 | Ядовитые и лекарственные растения | 4 | 2 | 2 | |
3 | Начальная подготовка по ориентированию | 20 | 8 | 12 | опрос рисунок тест |
3.1 | Мой дом на карте города | 8 | 4 | 4 | |
3.2 | Мы – Интинцы! | 4 | 2 | 2 | |
3.3 | Ориентирование на местности | 8 | 2 | 6 | |
4 | Проектная и исследовательская деятельность | 32 | 6 | 26 | защита работ |
5 | Экоурок | 14 | 7 | 7 | тест, игра |
5.1 | Красная книга РК | 2 | 1 | 1 | |
5.2 | Особо охраняемые территории | 4 | 2 | 2 | |
5.3 | Сохранение редких видов животных и растений | 4 | 2 | 2 | |
5.4 | Чистый город начинается с тебя | 4 | 2 | 2 | |
6 | Основы медицинских знаний | 14 | 8 | 6 | кроссворд «Походная аптечка» (приложение № 2.12.)
Игра «Доврачебная помощь пострадавшему» |
6.1 | Личная гигиена | 2 | 2 | - | |
6.2 | Походная аптечка | 2 | 2 | - | |
6.3 | Походный травматизм | 4 | 2 | 2 | |
6.4 | Приемы оказания первой помощи | 6 | 2 | 4 | |
7 | Туристская подготовка | 24 | 8 | 16 | Преодоление полосы препятствий Учебно-тренировочные походы |
7.1 | Зачем туристы ходят в поход? | 2 | 2 | - | |
7.2 | Правила передвижения в походе | 10 | 2 | 8 | |
7.3 | Снаряжение туриста | 4 | 2 | 2 | |
7.4 | Виды костров | 8 | 2 | 6 | |
8 | Ловкие и смелые | 58 | - | 58 | |
8.1 | Походы | 24 | - | 24 | |
8.2 | Игры-соревнования | 12 | - | 12 | |
8.3 | Общая физическая подготовка | 22 | - | 22 | |
Итого
Содержание программы:
Введение
1.1. Введение в предмет:
Теория: Общее представление понятий об ориентировании. Повторение материала об экологии. Охрана труда и техника безопасности на занятиях.
2.Шаги в экологию:
2.1. Природа города:
Теория: Растения пришкольного участка. Охрана зеленых насаждений. Роль парков в жизни горожан.
Практика: Экскурсия в «Парк отдыха».
2.2. Лес многоэтажный:
Теория: Жизненные формы растений. Растения 3,4 ярусов наших лесов. Их разнообразие, основные представители
Практика: Экскурсия «Великаны тайги». Рисуем на тему «Зеленное море тайги». Наблюдение и уход за посаженным кустом, деревцем на территории МБУ ДО СЮН.
2.3. Времена года в лесу:
Теория: Почему в нашем крае происходит смена времен года.
Практика: Наблюдения в природе «Листопад», «Природа спит», «Пробуждение».
2.4. Водоем:
Теория: Озеро, болото. Их сходство и различия. Обитатели болот и озер нашей местности. Охрана водоемов.
Практика: Полевые наблюдения: «Болото дом для…». Экскурсия на «черное» озеро. Опыт «Вода нужна всем»
2.5. Птицы нашей полосы:
Теория: Разнообразие птиц. Наиболее распространенные птицы нашего края. Охраняемые птицы в нашей республике, забота о них. Роль птиц в жизни человека.
Практика: Изготовление кормушек из упаковочного материала (пластиковые бутылки, тетропаки и т.д.). Развешивание кормушек. Наблюдение за птицами в различное время года.
2.6. Животный мир нашей полосы:
Теория: Разнообразие животного мира. Животные основные представители тайги. Роль домашних животных в жизни человека. Роль диких животных в жизни человека. Охрана животных.
Практика: Экскурсии в «Живой уголок» МБУ ДО СЮН.
2.7. Ядовитые и лекарственные растения:
Теория: Лекарственные растения, Лесная аптека. Лесные витамины (хвоя сосны, плоды шиповника, смородины и т.д.). Встреча с ядовитыми растениями, грибами, ягодами.
Практика: игра «Поле чудес»
3. Начальная подготовка по ориентированию:
3.1. Мой дом на карте города:
Теория: Домашний адрес. План квартиры. План приусадебного участка. Топографические знаки. Понятие об ориентировании на местности.
Практика: Составление схемы передвижения от дома до школы. Карта, карта-схема. Составление плана «Моя комната», игра «Найди предмет».
3.2. Мы – Интинцы!:
Теория: г. Инта на карте республики.
Практика: Экскурсия в краеведческий музей города.
3.3. Ориентирование на местности:
Теория: Понятие «ориентирование», «ориентирование на местности», «спортивное ориентирование». Значение ориентирования для человека
Практика: Элементы ориентирования, способы, приемы ориентирования в классе, на территории Центра и в лесу.
4. Проектная деятельность:
Теория: Этапы и методы исследования. Подготовка к исследовательской деятельности, углубление навыков исследовательского поиска. Создание эффективной мультимедиа презентации. Помощь в выборе деятельности.
Практика: Создание учащимися собственных продуктов.
5. Экоурок:
5.1. Красная книга РК:
Теория: Знакомство с Красной книгой. Роль Красной книги в нашей жизни. Почему «Красная»?
5.2. Особо охраняемые территории:
Теория: ООПТ – что это? Значения.
Практика: просмотр видеофильмов об ООПТ.
5.3. Сохранение редких видов животных и растений:
Теория: Роль редких видов животных и растений в природных системах. Какие действия каждый из нас может предпринимать для их сохранения.
Практика: Просмотр видеоролика.
5.4. Чистый город начинается с тебя:
Теория: Почему за городом дышится легче, чем в городе? Куда девается мусор из урны? Источники загрязнения воды, воздуха и земли в городе. Способы грамотного обращения с отходами.
Практика: Сортировка мусора.
6. Основы медицинских знаний:
6.1. Личная гигиена:
Т еория: Требования к одежде, обуви, головному убору. Уход за ногами и обувью во время похода. Гигиенические требования к постели и посуде туриста. Личная гигиена юного туриста при занятиях физическими упражнениями. Зарядка. Утренний и вечерний туалет. Закаливание организма, необходимость принятия душа после выполнения физических упражнений. Соблюдение гигиенических требований личного снаряжения. Обязанности санитара туристской группы.
6.2. Походная аптечка:
Теория: Аптечка, её состав, подбор аптечки в зависимости от уровня и продолжительности похода. Упаковка медикаментов и требования к хранению, определение срока годности для использования. Выявление причин и устранение простых недомоганий: головная боль, боли в желудке, кашель, применение природных средств.
6.3. Походный травматизм:
Теория: Виды травм, часто встречающихся в пешеходном и лыжном походе. Порезы, ссадины, ушибы, мозоли. Причины, характеристика травм. Необходимая помощь. Способы обработки. Правила наложения повязок, материалы для обработки ран и наложения повязок. Профилактика и защита глаз от попадания посторонних предметов, химических жидкостей, газов. Необходимая помощь. Причины ожогов и обморожений. Профилактика обморожений и защита организма от мороза. Признаки и виды ожогов и обморожений. Профилактика пищевых отравлений. Признаки отравления. Оказание первой помощи при тошноте, рвоте. Причины теплового и солнечного удара. Признаки заболевания. Необходимая помощь. Клещи, меры профилактики и безопасности. Приёмы транспортировки пострадавшего. Изготовление носилок, волокуш различными способами.
Практика: Оказание первой (доврачебной) помощи при различных травмах. Изготовление носилок.
6.4. Приемы оказания первой помощи:
Теория: Индивидуальный медицинский пакет туриста. Первая медицинская помощь при ожогах, обморожениях, головных болях, желудочных, простудных заболеваниях, ссадинах, укусах насекомых и пресмыкающихся, при растяжении связок. Меры предупреждения перечисленных травм и заболеваний. Как остановить кровотечения? Что такое снежная слепота, её предупреждение. Опасности бесконтрольного потребления грибов, ягод, трав. Способы транспортировки пострадавшего.
Практика: Отработка способов оказания первой медицинской помощи. Изготовление носилок, переноска пострадавшего. Обработка ранок, ссадин, мозолей. Наложение повязок. Игра «Доврачебная помощь пострадавшему»: необходимая доврачебная помощь условно пострадавшему.
7. Туристская подготовка:
7.1. Зачем туристы ходят в поход?:
Теория: Какие бывают походы. Роль активного отдыха в жизни человека.
7.2. Правила передвижения и походной жизни:
Теория: Работа направляющего и замыкающего (общее понятие).
Практика: Построение в походную колонну, организация движения группы. Правила перехода дорог, улиц. Привал на туристской прогулке, охрана природы при организации привалов и биваков. Преодоление простейших препятствий на местности.
7.3. Снаряжение туриста:
Теория: Снаряжение пешего туриста. Понятие «Бивак». Бивачное снаряжение похода выходного дня.
Практика: Подготовка и проведение игры «Организуем бивак».
7.4. Виды костров:
Теория: « Шалаш», «Колодец», «Таежный», «Нодья
| Поделиться: |
Познавательные статьи:
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 70; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.254.83 (0.01 с.)