Преодолеть порог возможностей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Преодолеть порог возможностей



 

Некоторые люди говорят, что духовники не нужны, потому что человек должен быть сильным, а обращение к духовнику – это слабость. Однако, если мы здраво смотрим на жизнь, мы видим, что это неправильное суждение. Ведь даже в спорте подлинным мастером ты можешь стать, когда нашел другого, более опытного мастера. Ещё один пример: существует понятие порога физических возможностей, способностей каждого конкретного человека.

Например, отжимая штангу от груди, при определенной конституции, сложении, он достигает своего порога в 120 кг, и дальше через этот порог пробиться не может, какие бы усилия ни прилагал. При этом есть специалисты, прошедшие основательную и физическую и научную подготовку, и они могут подсказать такому человеку некую систему, некую последовательность физического развития, направленную на то, чтобы человек преодолел этот свой порог. Если человек прислушается, дальше он начнет прибавлять вес, который сможет поднять: и 125 кг, и 130, и т.д.

Эта идея определенного «порога» [в духовном развитии] явно была описана в житии Иерофея Дидаскала. Когда он стал совершенным аскетом, научился поститься, ему стали посильны все телесные подвиги, но внезапно он ясно осознал, что нет Благодати, и никакими усилиями не удается ее приобрести.

То есть максимальная, предельная, совершенная аскеза не привела его к достижению главной цели. Тогда он сделал вывод, что есть какое-то препятствие и, чтобы устранить это препятствие, он отправился к одному известному старцу, который не принимал учеников и умолил старца принять его в число своих учеников. И старец согласился.

От отца Иерофея Дидакскала нам достались глубокие размышления (выражаясь своими словами) о том, что очень часто именно гордыня, наше «я», – то, что сам человек просто может не фиксировать и не замечать, – является той преградой, которая не дает благодати войти в душу. И только старец, который прошел этим путем, преодолел эту преграду, только он может научить и свое духовное чадо вот это препятствие преодолеть.

 

Подробнее размышления старца Иерофея Дидаскала на этот счет см. в четвертой части статьи «О вере» (отдельное название «Как познать Истину?...» в главе «Постижение Истины через деятельную жизнь, направленную к Истине» (http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/2048/).

 

Тема порога и его преодоления в контексте тему духовного руководства представлена в упомянутой выше работе протоирея Владимира «Покаяние. Исповедь. Духовное руководство». В этой работе, помимо прочего, разобрана ситуация, очень важная для понимания взаимоотношений человека со своим духовным отцом.

Автор пишет, что люди обращаясь к Богу, первоначально испытывают прилив радости, чувствуют, что Господь простил им грехи и ощущают именно вот эту легкость: им нравится молиться, они с воодушевлением выстаивают церковные службы. Но потом наступает переломный момент, постепенно этот первоначальный пыл начинает охладевать и потихоньку к человеку начинает возвращаться его страсти. И большинство людей через этот рубеж не переходит (выше упоминалось про лестницу духовных состояний).

Конечно, человек (выражая мысль своими словами) уже не совершает смертных грехов, не ворует; женщина, например, не изменяет мужу.

Да, (комментируя и развивая далее мысли протоиерея Владимира Воробьева) да, человек уже не ворует, но он пришел после работы – и начинается: футбольчик, хоккейчик, пивко. Он начинает потихоньку погружаться в эту трясину, и смысл – в том, что люди хотят за собой право сохранить реализовывать какие-то свои страстные желания, хотят удержать за собой некоторые страсти, которые им кажутся малыми. Но эти страсти на самом деле не малые, и духовник пытается открыть глаза человеку на его проблему.

Именно здесь решается, пойдет ли человек дальше по пути духовной жизни или уже не пойдет. Некоторые, решив оставить за собой страсти, спорят с духовником, но большинство просто отмалчивается. Если же человек находит в себе силы и мужество отвергнуть свои страсти, бороться с ними, тогда для него эта радость духовной жизни не прекращается. Для тех же, кто отступил и сдался, наступает период тоски, когда радость уходит и они вспоминают с горечью этот первоначальный период своей жизни в Церкви, когда было все радостно и легко. И страдают о том времени, но не знают, как вернуть это состояние, переживаемое в том время. Большинство людей, на этом рубиконе, к сожалению, останавливается.

Протоиерей Владимир Воробьёв рассказывает, что есть священники, даже очень опытные, у которых первоначально была община в несколько сот человек, а сейчас, когда священник, хотя и очень хороший, стал уже достаточно пожилым, с ним осталось лишь несколько человек. Не из-за того люди разошлись, что он плохой, а из-за того, что многие просто не хотят отказываться от каких-то своих мелких страстей. Они хотят считаться чадами известного духовника, членами Церкви, но при этом ничем и никак (речь идет о борьбе со страстями) не жертвуя.

 

Более подробно мысли протоиерея Владимира Воробьев о духовном руководстве с комментариями к ним см. в беседе второй цикла «Горение сердца». Беседы также представлены в виде текста (расширенного по отношению к ним), имеющего то же название (http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/1789/).

 

Однако подлинным чадом является лишь тот, кто способен отказаться от своих эгоистических стремлений. Вспомним приведенные выше слова преподобномученицы Параскеве (Матиешиной), насчет того, что борьба с эгоизмом и самолюбием была очень мучительна, но в итоге ее любовь к духовному отцу преодолела страсть гордости].

Когда человек действительно старается слушаться своего духовного отца, то в нем неизбежно начинается мучительная духовная борьба: твоя гордость тебя зовет к одному, а любовь к духовнику и к Богу – совершенно к другому, и человек в буквальном смысле разрывается, и это такие муки, которые, как было уже отмечено, без преувеличения лишают покоя и сна. Чтобы достичь цели, человек должен склонить свою волю на сторону Любви, а трагедия для многих заключается в том, что их внимание, произволение склоняется на другую противоположную сторону и они отпадают от Церкви, от Христа.

Многие, читая о преподобном Амвросии Оптинском и о преподобном Серафиме Саровском, считают, что духовники – это такие люди, которые всегда только ласково улыбаются, «гладят по головке» и «кормят конфетками».

 

Конечно, в определенных ситуациях нужна и душевность, и протоирей Владимир Воробьев об этом пишет: ведь если человек пришел в Церковь в зрелом возрасте, он уже, возможно, искалечен жизнью, его сразу нужно по-человечески обогреть, чтобы сердце оттаяло. Но пройдет время, и духовник говорит такому человеку: Ты знаешь, первоначальный этап для тебя завершился, и, если ты хочешь духовных отношений, должен я должен начать предъявлять тебе определенные требования [например, примириться с тем, с кем ты вчера поругался и кого ты видеть не хочешь].

Проблема многих людей и, особенно, женщин, состоит в том, что они хотят остаться навсегда в этом периоде такой вот душевности – конфеток, чаепитий, «глаженья по головке». Однако подлинный старец, как говорил уже другой священник, если увидит у вас мозоль, обязательно на нее наступит, то есть поставит вас лицом к лицу с вашей страстью.

Каким зрительным образом можно это проиллюстрировать? Вспомним фильм «Остров» режиссера Павла Лунгина, где показано, как архимандрита, очень привязанного к своим вещам – архиерейским сапогам и одеялу, и к тому же, сильно боявшегося смерти, герой Петра Мамонова поставил именно в ту ситуацию, которая выявила его страсти. Архимандрит столкнулся со своими страстями лицом к лицу, увидел их, осознал их присутствие в себе.

Или можно привести следующий случай из жизнеописания подвижника Глинской пустыни схимонаха Архиппа, о котором было известно, что он иногда «давал особые уроки труда и терпения». Однажды осенью он пригласил одного инока помочь обмазать келлию. Причем, для обмазывания келлии отец Архипп брал не глину, в грязь, которая находилась тут же, возле келлии. Грязь в отличии от глины к стенам не прилипала и от стен отваливалась. Через некоторое время отец Архипп отошел, и инок, оставшись один, подумал: «Руки зябнут, грязь не пристает, только напрасный труд, лучше бы старец пригласил штукатуров, они сделали бы все, как следует». И в это время отец Архипп, позвав его, повторил все, о чем тот думал, а потом добавил: «Раб Божий, не скорби. Матерь Божия каждый шаг твой видит и запишет, ничто не пропадет». Келлия так и осталась необмазанной, так как после перерыва работа не возобновилась. «Для старца, как видно, нужна была не обмазка келлии, а урок»[30].

 


[1] См. вопрос 620 из книги «Преподобных Варсонофия и Иоанна руководство к духовной жизни в ответах на вопросы учеников».

[2] Боно Э. Латеральное мышление. Учебник / Э. Боно; пер. с англ. П.А. Самсонов. Минск: Попурри 2012. С. 35, 36, 110.

[3] См. «Правила наружного поведения для новоначальных иноков» из книги святителя Игнатия (Брянчанинова) «Приношение современному монашеству».

[4] См. «Слово о молитве умной, сердечной и душевной» из книги святителя Игнатия (Брянчанинова) «Аскетические опыты. Том 2».

[5] Толкования на Мф. 12, 3 см. на ресурсе «Оптина. Толкование» (http://bible.optina.ru/new:mf:12:03).

[6] Толкование на Мф. 18, 6 см. на ресурсе «Оптина. Толкование» (http://bible.optina.ru/new:mf:18:06).

[7] Глава 12 «Депрессогенные убеждения» // Аарон Бек, А. Раш, Брайан Шо, Гэри Эмери. Когнитивная терапия депрессии.

[8] Глава 1.15 «Общность психодинамических механизмов химических и процессных аддикций» // Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Аддиктология: настольная книга. М.: Институт консультирования и системных решений. Общероссийская профессиональная психотерапевтическая лига, 2012.

[9] См. «Доминанта как фактор поведения» из сборника творений Ухтомского А.А. «Доминанта. Статьи разных лет. 1887-1939».

[10] См. «Слово о молитве Иисусовой» из книги святителя Игнатия (Брянчанинова) «Аскетические опыты. Том 2».

[11] URL: http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjatykh/velikaja-strazha/.

[12] Иларион (Троицкий), свмч. Христианства нет без Церкви.

[13] См. главу 2 «Слово о молитве» из второй части («Писания старца Силуана») книги архимандрита Софрония (Сахарова) «Старец Силуан».

[14] См. симфонию по творениям святителя Игнатия (Брянчанинова), раздел «Послушание». URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanchaninov/simfonija-po-pismam-svjatitelja-ignatija-brjanchaninova/222.

[15] Пантелеимон (Агриков), схиархим. Пастырское богословие (курс 1-ый). URL: https://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Agrikov/pastyrskoe-bogoslovie-agrikov/.

[16] См. раздел «Авва Арсений», параграфы 7, 8 из книги святителя Игнатия (Брянчанинова) «Отечник».

[17] См., например, фильм о старце Фаддее «Каковы твои мысли, такова и жизнь твоя…», а также книгу с его наставлениями «Мир и радость в Духе Святом».

[18] См. раздел «Архимандрит Макарий, основатель Алтайской духовной мисси (†1847)» из первого тома книги «Глинский патерик». URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/glinskij-paterik/1.

 

 

[19] «Слово "робот" ничего не значило в XV веке, а будь у них языковая футурология, они, глядишь, и додумались бы до автоматов» [Станислав Лем, «Футурологический конгресс»].

[20] См. «Полное жизнеописание святителя Игнатия Кавказского», главы 1, 3. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjatykh/polnoe-zhizneopisanie-svjatitelja-ignatija-kavkazskogo/.

 

[21] Текст бесед выложен на сайте Ново-Тихвинской женской общины.

[22] См. беседу 4 «О личности человека» из книги схиархимандрита Авраама (Рейдмана) «Благая часть. Беседы с монашествующими». URL: lib.pravmir.ru/library/readbook/154.

[23] Цит. по: Суть делания // О молитве Иисусовой: Аскетический трактат. Составлен на основе келейных записей священника Антония Голынского / авт. сост. Новиков Н.М. М.: Отчий дом, 2011. С. 45-48.

[24] «Только одна она [Божественная благодать] может воодушевить человека поднять руку на себя, чтобы заклать себя и принести Богу в жертву."Никтоже может прийти ко Мне, аще не Отец пославый Мя привлечет его" (Ин. 6, 44). "Сердце новое и дух новый" подает Сам Бог (Иез. 36, 26). Человеку самому жаль себя. Слившись с плотию и грехом, он стал одно с ними. Раздвоить его и вооружить против себя может только сторонняя, высшая сила» [cм. «Как начинается христианская жизнь в Таинстве Покаяния?» Из книги святителя Феофана Затворника «Путь ко спасению»].

[25] Игумения Таисия (Леушинского) слово «духовник» употребляет в отношении священника, которых был духовным наставников, и в отношении священников, которые принимали исповеди. «Найдя в лице старца схиигумена Феодосия такого, не только духовно опытного, но и прозорливого духовника, как все признавали его, как и я сама испытала собственным опытом, я, конечно, открыла ему всю свою душу, и все тайны, все мысли ее повергла на его мудрое усмотрение и просила разрешить мое недоумение относительно и моих видений». «В Тихвинском Введенском монастыре относительно говения существовал такой обычаи: все манатейные монахини и сама матушка игумения исповедовались у "духовника", иеромонаха из Большого Тихвинского монастыря, приезжавшего для сего всегда, когда назначалось говение. Все же остальные сестры, и рясофорные, и послушницы, и новоначальные, имели своим духовником одного из белых монастырских священников» [из книги игумении Таисии (Леушинской) «Келейные записки»].

[26] Святая Гора Афон, монастырь Кутлумуш. Перевод с греческого иером. Серафима (Захарова) по изданию (1762 – 1814). С. 280

 

[27] См. беседу 3 «О послушании (беседа первая)» из книги схиархимандрита Авраама (Рейдмана) «Благая часть. Беседы с монашествующими».

URL: lib.pravmir.ru/library/readbook/154.

[28] См. главу 7 «О прозорливости и видах ее» из книги архимандрита Софрония (Сахарова) «Старец Силуан» (часть 1-ая «Жизнь и учение старца Силуана»).

[29] Таких рождает вера наша: Избранные жития новых мучеников и исповедников Российских М.: Никея, 2013. С. 266.

 

[30] См. раздел «Схимонах Архип (†1896)» из второго тома книги схиархимандрита Иоанна (Маслова) «Глинский патерик». URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/glinskij-paterik/2.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.240.243 (0.023 с.)