Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Принципа: критичность к собственным поступкам, стремление разбирать ситуации на основе христианского мировоззрения, способность слушать другихСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Соответственно, следуя идее митрополита Антония, можно вывести такую мысль. Если к Православию пришел молодой человек, многого еще не понимающий, важно следить за тем, чтобы в нем укоренились сперва какие-то базовые принципы, которые впоследствии помогут ему прийти к правильной жизни (то есть ведущей к реальным духовным плодам). Какие это базовые принципы? Можно назвать хотя бы три: это критичность к собственным поступкам, стремление свои мысли и дела разбирать на основании христианского мировоззрения и способность слушать. Точнее, способность слушать вытекает из критичного отношения к своим идеям и поступкам. Допустим, если человеку пришла какая-то идея, он, понимая, что в Церкви находится совсем недавно, ставит вопрос: «А вдруг я ошибаюсь?» и начинает советоваться с опытным человеком и готов услышать совет. А потом, восприняв какие-то советы, поняв, где следует искать, дальше уже обращается за поиском ответов к Священному Преданию, в частности к наставлениям и трудам христианских подвижников. Позволим аналогию: маленькому мальчику (реальная история) поставили тарелку с манной кашей, и взрослые вышли из комнаты, вернулись, а малыш размазал кашу по окошку, его спрашивают: «Зачем ты это сделал?» Он отвечает: «Чтобы было красиво...». То есть для его детского мышления манная каша, размазанная по окошку – это выглядит красиво. Также и многие люди, только начиная свой путь в духовной жизни, что-то прочитав, что-то услышав, пытаются эти понятия как-то реализовать в своей жизни, хотя для духовника будет очевидно, что получается примерно то же самое, что и «манная каша на окнах».
Насчет того, что в силу неопытности некоторые люди свои «детские» мысли о духовной жизни принимают за руководство к действию, можно привести размышления уже упомянутого схиархимандрита Авраама (Рейдмана). Он отмечает, что страсти не всегда действуют открыто, иногда они принимают вид добродетелей. «Тщеславие принимает вид смирения. … Гнев может скрываться под видом духовной ревности». Нерадение тоже ищет себе оправдания, в частности, человек, охваченный нерадением, может начать искать причину своего состояния в «якобы неправильном духовном руководстве». Например, автор, дает наставление одной сестре творить Иисусову молитву. Сестре это наставление нравится, но она не хочет поступать согласно услышанному. Ей «хочется попрыгать, поскакать, бабочек половить, а тут надо целых полтора часа сидеть на правиле». И вот она прыгает, говорит потом, что в отношении молитвы у нее «ничего не получается» и считает, что раз «не получается», значит духовный руководитель что-то не так ей сказал. То есть человеку в данном случае совместить свои страсти с духовным деланием.
Если же наставник скажет, что «не надо прыгать за бабочками», то сестра подумает, что не понимает ее души. Наставник не понимает, а вот другая сестра понимает, и она начинает с этой другой сестрой советоваться. «Так или иначе наши юные сестры находят такого человека, который бы потворствовал их страстям. Они начинают с этим человеком советоваться, а поскольку он льстит их страстям, то девочки считают, что нашли прекрасного наставника». Даже читая духовные книги, скажем, труды святителя Тихона Задонского, сестра выбирает то, что можно подтянуть в качестве оправдания своему поведению. Скажем, прочитает о богомыслии и посчитает, что, прыгая за бабочками, она преуспевает в богомыслии. Она думает: «Я же размышляю о творении Божием, какой Бог премудрый Творец, какой Он великий Художник. А отец Авраам это отрицает. Как же так? Неужели он умнее, чем, например, святитель Тихон Задонский?» Но когда она в творениях того же святителя встречает мысли, которые согласуются с наставлениями отца Авраама, она их «не видит». Она выбирает не то, что обличает и обнаруживает ее страстность, а выбирает то, что льстит страстям и оправдывает их. Иногда такая сестра находит поддержку у другой сестры, которая оправдывает желание ловить бабочек какой-то цитатой, прочитанной до половины. Друга сестра говорит, что помимо бабочек можно прыгать и кузнечиками, и за птичками. «И вот все эти люди с детским умом друг другом питаются, а какая от этого может быть польза? Человек закосневает в самооправдании»[27].
Если же человек не критичен к собственным мыслям, то он и не может освободиться от закрепленной ошибки и дальше с этой ошибкой идет по жизни. Приведу пример, как один из молодых людей смог преодолеть свою ошибку и получить пользу на основании полученного совета, проявив критичность к своему мышлению.
Священник, который не был его духовником, но которого он уважал, дал ему почитать книжку. Посмотрев на фотографию автора, молодой человек решил, что автор не слишком умен, и первые тридцать страниц книги прочел с трудом, однако потом подумал: Я обозвал автора, но ведь это мое первое впечатление по фотографии. Он проявил самокритичность: Ведь я же могу ошибаться, ну и во-вторых, я назвал человека дураком, но он-то книжку написал, а я же еще не написал, значит, кто же из нас дурак? А потом сработал принцип «способность слышать других»: раз мне священник посоветовал книжку ради чего-то, а я считаю священника адекватным человеком, то в этом совете заключен какой-то смысл! Как только к нему такая идея пришла, он эту книжку прочитал на одном дыхании, уже с интересом.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.152.168 (0.01 с.) |