Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Распоряжение правительства рф от 9 июня 2020 Г. № 1523-р об энергетической Стратегии рф на период до 2035 Г.Стр 1 из 18Следующая ⇒
Распоряжение Правительства РФ от 9 июня 2020 г. № 1523-р Об Энергетической стратегии РФ на период до 2035 г. 15 июня 2020 1. Утвердить прилагаемую Энергетическую стратегию Российской Федерации на период до 2035 года (далее - Стратегия). 2. Федеральным органам исполнительной власти руководствоваться положениями Стратегии при разработке и корректировке государственных программ Российской Федерации и иных документов стратегического планирования. 3. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации руководствоваться положениями Стратегии при разработке и корректировке государственных программ субъектов Российской Федерации и иных документов стратегического планирования. 4. Минэнерго России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти: представить в 6-месячный срок в Правительство Российской Федерации проект плана мероприятий по реализации Стратегии; обеспечить реализацию Стратегии. 5. Признать утратившим силу распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. N 1715-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 48, ст. 5836).
УТВЕРЖДЕНА Энергетическая стратегия Российской Федерации на период до 2035 года I. Общие положения Настоящая Стратегия разработана в соответствии с Федеральным законом "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Правилами разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации по вопросам, находящимся в ведении Правительства Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2015 г. N 1162 "Об утверждении Правил разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации по вопросам, находящимся в ведении Правительства Российской Федерации", и является межотраслевой стратегией для совокупности отраслей и сфер государственного управления в сфере энергетики.
Настоящая Стратегия обеспечивает реализацию в сфере энергетики положений: Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации"; Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. N 642 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации" (далее - Стратегия научно-технологического развития); Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (далее - Указ Президента Российской Федерации N 204); Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 207-р (далее - Стратегия пространственного развития); Доктрины энергетической безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2019 г. N 216 "Об утверждении Доктрины энергетической безопасности Российской Федерации" (далее - Доктрина энергетической безопасности). При разработке настоящей Стратегии учтены: Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденный Председателем Правительства Российской Федерации 3 января 2014 г. N ДМ-П8-5; Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 19 апреля 2017 г. N 176 "О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года"; Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. N 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года"; Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года, утвержденный на заседании Правительства Российской Федерации 22 ноября 2018 г. (далее - долгосрочный прогноз социально-экономического развития);
Стратегия развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2018 г. N 2914-р (далее - Стратегия развития минерально-сырьевой базы); Стратегический прогноз Российской Федерации на период до 2035 года, одобренный на оперативном совещании Совета Безопасности Российской Федерации 22 февраля 2019 г.; другие документы стратегического планирования Российской Федерации. В настоящей Стратегии учтены опыт и результаты реализации Энергетической стратегии России на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. N 1715-р (далее - Энергетическая стратегия России). При разработке настоящей Стратегии учитывалась принципиальная связь развития энергетики и обеспечения национальной безопасности, прежде всего энергетической безопасности. Направления развития энергетики согласованы с основными направлениями деятельности по обеспечению энергетической безопасности, определенными в Доктрине энергетической безопасности. Неотъемлемой частью настоящей Стратегии являются указанные в Доктрине энергетической безопасности вызовы, угрозы и риски в области энергетической безопасности, а также другие положения. Кроме того, в настоящей Стратегии дополнительно учтены вызовы и риски, специфические для развития отраслей топливно-энергетического комплекса Российской Федерации (далее - топливно-энергетический комплекс). При постановке задач и в прогнозных расчетах учитывалось возможное влияние на развитие энергетики реализации Стратегии научно-технологического развития, а также широкого круга прорывных и приоритетных технологий, рассмотренных в Прогнозе научно-технологического развития отраслей топливно-энергетического комплекса России на период до 2035 года, утвержденном 14 октября 2016 г. Министром энергетики Российской Федерации А.В. Новаком (далее - прогноз научно-технологического развития отраслей топливно-энергетического комплекса), который составляет со Стратегией единое целое. Для оценки предлагаемых мер и перспектив развития энергетики с учетом факторов неопределенности и вариативности развития энергетических рынков сформированы 2 прогнозных сценария, определяющие нижнюю границу и верхнюю границу значений целевых показателей и возможных изменений параметров топливно-энергетического баланса, в диапазоне которых отрасли топливно-энергетического комплекса и энергетика Российской Федерации в целом гарантированно сохраняют устойчивость. При этом нижняя граница гарантирует выполнение требований энергетической безопасности, определенных Доктриной энергетической безопасности. Период реализации настоящей Стратегии с учетом существующего механизма реализации документов стратегического планирования разделен на 2 этапа (I этап - до 2024 года, II этап - 2025 - 2035 годы). В качестве года для установления базового уровня показателей и параметров выбран 2018 год (далее - базовый год). Основным содержанием I этапа реализации настоящей Стратегии станет обеспечение достижения национальных целей и решение стратегических задач развития, поставленных в Указе Президента Российской Федерации N 204.
Цель и приоритеты развития В рамках сформировавшегося в XX веке ресурсно-сырьевого и технологического уклада мировой энергетики Российская Федерация занимает уникальное место, являясь одновременно крупным производителем, потребителем и экспортером всех видов углеродных энергетических ресурсов, а также одним из мировых лидеров в атомной энергетике и гидроэнергетике. Однако в настоящее время в мировой энергетике, включая российскую, происходят процессы, которые с большой долей вероятности на рубеже 30 - 40-х годов XXI века приведут к смене указанного уклада. В экономике Российской Федерации топливно-энергетический комплекс занимает существенное место и играет роль базовой инфраструктуры, основы формирования доходов бюджетной системы Российской Федерации и крупнейшего заказчика для других отраслей. Целью развития энергетики Российской Федерации является, с одной стороны, максимальное содействие социально-экономическому развитию страны, а с другой стороны, - укрепление и сохранение позиций Российской Федерации в мировой энергетике, как минимум, на период до 2035 года. При этом топливно-энергетический комплекс должен внести до 2024 года свой вклад и способствовать другим секторам экономики в достижении национальных целей и решении стратегических задач развития Российской Федерации, определенных Указом Президента Российской Федерации N 204. Для достижения поставленной цели в условиях прогнозируемых изменений мировой экономики и экономики Российской Федерации потребуется ускоренный переход (модернизационный рывок) к более эффективной, гибкой и устойчивой энергетике, способной адекватно ответить на вызовы и угрозы в своей сфере и преодолеть имеющиеся проблемы. Характеристики указанного рывка включают: структурную диверсификацию, в рамках которой углеродная энергетика дополнится неуглеродной, централизованное энергоснабжение - децентрализованным, экспорт энергетических ресурсов - экспортом российских технологий, оборудования и услуг в сфере энергетики, расширится спектр применений электрической энергии, сжиженного природного газа и газомоторного топлива; цифровую трансформацию и интеллектуализацию отраслей топливно-энергетического комплекса, в результате которых новое качество приобретут все процессы в сфере энергетики, новые права и возможности получат потребители продукции и услуг отраслей топливно-энергетического комплекса;
оптимизацию пространственного размещения энергетической инфраструктуры, в рамках которой в Восточной Сибири, на Дальнем Востоке и в Арктической зоне Российской Федерации сформируются нефтегазовые минерально-сырьевые центры, нефтегазохимические комплексы, расширится инфраструктура транспортировки энергетических ресурсов, Российская Федерация станет ведущим игроком на рынках Азиатско-Тихоокеанского региона; уменьшение негативного воздействия отраслей топливно-энергетического комплекса на окружающую среду и адаптацию их к изменениям климата, в результате чего Российская Федерация внесет существенный вклад в переход к низкоуглеродному развитию мировой экономики, в международные усилия по сохранению окружающей среды и противодействию изменениям климата. Приоритетами государственной энергетической политики Российской Федерации являются: гарантированное обеспечение энергетической безопасности страны в целом и на уровне субъектов Российской Федерации, в особенности расположенных на геостратегических территориях; первоочередное удовлетворение внутреннего спроса на продукцию и услуги в сфере энергетики; переход к экологически чистой и ресурсосберегающей энергетике; развитие конкуренции в конкурентных видах деятельности топливно-энергетического комплекса на внутреннем рынке; рациональное природопользование и энергетическая эффективность; максимально возможное использование оборудования, имеющего подтверждение производства на территории Российской Федерации; повышение результативности и эффективности всех уровней управления в отраслях топливно-энергетического комплекса; максимальное использование преимуществ централизованных систем энергоснабжения. Недропользование Основой гарантированного обеспечения экономической и энергетической безопасности страны, удовлетворения текущих и перспективных потребностей экономики Российской Федерации является одна из крупнейших в мире минерально-сырьевая база топливно-энергетического комплекса. Прирост запасов с 2008 года - базового года в Энергетической стратегии России (далее приводится сравнение значений показателей базового года в настоящей Стратегии с уровнем 2008 года) составил жидких углеводородов (нефть и конденсат) по категории AB1C1 - 7,1 млрд. тонн, газа (свободный газ и газ газовых шапок) по категории AB1C1 - 8,1 трлн. куб. метров, угля - 2,2 млрд. тонн, урана - 337,7 тыс. тонн. Основные вызовы, угрозы и факторы риска в области минерально-сырьевой базы сформулированы в Стратегии развития минерально-сырьевой базы. Среди них следует отметить: практическое отсутствие в нераспределенном фонде недр крупных разведанных месторождений углеводородного сырья и крайне малое количество месторождений с небольшими, но экономически эффективными в разработке запасами;
низкий уровень инвестиций в геологоразведочные работы, вследствие чего динамика разведки новых месторождений начиная с 2008 года падает; отставание отечественных технологий геологоразведки от передового уровня, повышающее зависимость российских организаций от импортного оборудования, технологий и сервисных услуг. Нефтяная отрасль Добыча нефти с конденсатом по сравнению с 2008 годом выросла более чем на 14 процентов, в том числе за счет начала широкомасштабного освоения месторождений в Восточной Сибири (Ванкорский кластер) и Республике Саха (Якутия), а также месторождений, расположенных в акватории Каспийского моря. На арктическом континентальном шельфе Российской Федерации начата разработка Приразломного месторождения. В 2016 году вступил в строй уникальный нефтеналивной терминал "Ворота Арктики". В результате принятых мер, в том числе налогового стимулирования, добыча нефти в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке выросла в 5 раз (с 14,3 до 74,6 млн. тонн), на континентальном шельфе Российской Федерации - более чем в 2 раза (с 12,7 до 29,1 млн. тонн), трудноизвлекаемых запасов - на 6 млн. тонн (до 38 млн. тонн). Достигнутый уровень добычи нефти существенно превышает прогнозные внутренние потребности Российской Федерации до 2035 года. Объем переработки нефтяного сырья с 2008 года увеличился на 22,9 процента, глубина переработки - на 10,1 процентного пункта, выход светлых нефтепродуктов - на 5,4 процентных пункта. В результате масштабной модернизации российских нефтеперерабатывающих заводов введены в эксплуатацию 83 установки вторичной переработки нефти, созданы все условия для перехода внутреннего рынка нефтепродуктов с 1 января 2016 г. на использование моторных топлив высшего экологического класса. В части трубопроводного транспорта в целом завершены крупномасштабные проекты по развитию системы магистральных трубопроводов для транспортировки нефти и нефтепродуктов, направленные на диверсификацию маршрутов экспортных поставок и повышение конкурентоспособности российских нефти и нефтепродуктов на мировых рынках. Введены в эксплуатацию 1-я и 2-я очереди трубопроводной системы "Восточная Сибирь - Тихий океан" до порта Козьмино, нефтепровод "Сковородино - Мохэ - Дацин", "Балтийская трубопроводная система - 2". В новых нефтедобывающих районах построены нефтепроводы "Пурпе - Самотлор", "Заполярье - Пурпе", "Куюмба - Тайшет". Реализованы проект "Север" развития системы магистральных трубопроводов для увеличения поставок нефтепродуктов в порт Приморск и проект "Юг" - в порт Новороссийск. По ряду направлений нефтепроводов достигнут профицит мощностей, обеспечивающий возможность оперативного изменения направлений перекачки нефти. Сформирована система биржевой торговли нефтью и нефтепродуктами на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже. В 2016 году началась торговля производными финансовыми инструментами купли-продажи нефти марки "Urals" с условиями поставки в порту Приморск. Объем экспорта сырой нефти на 7,2 процента превысил уровень 2008 года. При этом объемы поставок нефти на традиционные для российских производителей рынки Европы и стран Содружества Независимых Государств снижались, а в страны Азиатско-Тихоокеанского региона - увеличились более чем в 3 раза. Несмотря на сложности с расширением доли Российской Федерации в мировом рынке нефтепродуктов из-за жесткой конкуренции, экспорт нефтепродуктов вырос на 27,2 процента, причем преимущественно за счет поставок светлых нефтепродуктов. Наряду с общими для топливно-энергетического комплекса проблемами отраслевыми проблемами и факторами риска в нефтяной отрасли являются: увеличение себестоимости добычи вследствие преобладания трудноизвлекаемых запасов в составе запасов, вводимых в разработку, и высокой выработанности "зрелых" месторождений, что усложняет удержание достигнутых уровней добычи нефти и обусловливает необходимость применения дорогостоящих технологий добычи; ухудшение физико-химических характеристик добываемой нефти, включая повышение плотности и содержания серы, что требует внедрения новых технологических решений и инвестиций и повышает себестоимость переработки нефти; незавершенность процесса формирования долгосрочных механизмов налогообложения нефтяной отрасли, в том числе недостаток стимулов для инвестиций в нефтепереработку и нефтегазохимию, сложность стабилизации ценообразования на внутреннем рынке нефтепродуктов в условиях завершения "налогового маневра", уменьшения демпфирующего механизма и ограничения роста розничных цен на моторное топливо в пределах инфляции; сохранение торговли суррогатным топливом на внутреннем рынке. Газовая отрасль Добыча газа по сравнению с 2008 годом увеличилась на 9,1 процента, существенно вырос производственный потенциал отрасли. Ведется разработка крупных месторождений на полуострове Ямал (Бованенковское, Хасавейское, Южно-Тамбейское и другие), в Восточной Сибири (Ковыктинское, Ванкорское и другие) и Республике Саха (Якутия) (Чаяндинское, Талаканское и другие), Иркутской области (Верхнечонское). Начато освоение глубоко залегающих пластов и залежей Заполярного и Уренгойского месторождений. Реализуется инновационный проект добычи метана из угольных пластов в Кузбассе. Началась добыча газа с использованием подводных добычных комплексов в рамках нефтегазового проекта на шельфе Охотского моря. Дальнейшее развитие получила инфраструктура магистральных газопроводов и газотранспортных систем. Введены в эксплуатацию 1-я и 2-я очереди газопровода нового поколения "Бованенково - Ухта", обеспечивающие вывод в единую систему газоснабжения газовых ресурсов полуострова Ямал. На Дальнем Востоке завершено строительство 1-го пускового комплекса газотранспортной системы "Сахалин - Хабаровск - Владивосток". Завершилось расширение Уренгойского газотранспортного узла и магистрального газопровода "Северные районы Тюменской области (СРТО) - Торжок". Принципиально новым маршрутом экспорта российского газа в Европу стал газопровод "Северный поток" (Nord Stream). Реализуются проекты расширения инфраструктуры поставок в Европу ("Турецкий поток", "Северный поток - 2"), в восточном направлении завершено строительство магистрального газопровода "Сила Сибири", рассматриваются другие возможности наращивания экспорта в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. На 1 января 2019 г. средний по стране уровень газификации составил 68,6 процента (рост на 6,2 процентных пункта к 2008 году), в том числе в городах - 71,9 процента (рост на 4,6 процентных пункта), в сельской местности - 59,4 процента (рост на 14,5 процентных пункта). Новым направлением развития отрасли стало производство сжиженного природного газа. В 2009 году в Российской Федерации введен 1-й завод по производству сжиженного природного газа в рамках реализации соглашения о разделе продукции на острове Сахалин с проектной мощностью 9,6 млн. тонн в год, в 2017 - 2018 годах - 3 производственные линии с суммарной проектной мощностью 16,5 млн. тонн в год 2-го завода - "Ямал СПГ", ресурсной базой которого является Южно-Тамбейское месторождение. Планируется к запуску дополнительная 4-я линия "Ямал СПГ" мощностью 0,95 млн. тонн с использованием новой технологии сжижения "Арктический каскад". В рамках реализации проекта "Ямал СПГ" создана транспортная инфраструктура, включающая морской порт и аэропорт Сабетта. Расширяется география производства и потребления природного газа в качестве газомоторного топлива. Общее число введенных в эксплуатацию стационарных объектов газомоторной инфраструктуры к концу 2018 года достигло 419 (рост на 80 процентов), а объем реализации газа на автомобильных газонаполнительных компрессорных станциях - 680 млн. куб. метров. Несколько лет действует программа субсидирования из федерального бюджета затрат на приобретение газомоторной техники. Также в 50 субъектах Российской Федерации реализуются региональные программы развития этого рынка. Развиваются проекты по использованию сжиженного природного газа как моторного топлива на автомобильном, железнодорожном и водном транспорте при использовании карьерной техники, а также как бункерного топлива для судов. Наряду с общими для топливно-энергетического комплекса проблемами отраслевыми проблемами и факторами риска в газовой отрасли являются: увеличение затрат при добыче и транспортировке газа на внутренний и мировой рынки в связи с сокращением находящихся в разработке высокопродуктивных и неглубоко залегающих запасов, переходом к разработке месторождений со сложными природно-климатическими и геологическими условиями, удаленностью новых районов добычи от центров потребления газа; отсутствие полноценного конкурентного внутреннего рынка газа, необходимость которого обостряется ввиду принятого решения о создании общего рынка газа Евразийского экономического союза; незавершенность процесса формирования законодательных и нормативно-правовых основ функционирования внутреннего рынка сжиженного природного газа. Нефтегазохимия Производство нефтегазохимического сырья (этан, сжиженный углеводородный газ, нафта) по сравнению с 2008 годом увеличилось на 64 процента, а его использование для производства нефтегазохимической продукции и крупнотоннажных полимеров возросло почти на 43 процента. С 2012 года в нефтегазохимии началась активная стадия реализации целого ряда крупных инвестиционных проектов. Введены в эксплуатацию мощности по производству полистирола, АБС-пластиков, полиэтилентерефталата, пропилена, полипропилена и поливинилхлорида. Построен магистральный продуктопровод для транспортировки широкой фракции углеводородного сырья по маршруту Пуровский завод по переработке конденсата - "Пуровск - Тобольск". Основными проблемами и факторами риска в нефтегазохимической отрасли являются: низкий уровень спроса традиционных отраслей - потребителей нефтехимической продукции на внутреннем рынке (строительство, жилищно-коммунальное хозяйство, автомобилестроение, приборостроение, электроника и электротехника, упаковка и другие); дефицит мощностей для производства мономеров (прежде всего мощностей пиролизов); инфраструктурные ограничения транспортировки нефтегазохимического сырья; зависимость внутреннего рынка от импорта нефтегазохимической продукции, а нефтегазохимических производств от импорта оборудования и материалов. Угольная отрасль Добыча угля в Российской Федерации по сравнению с 2008 годом увеличилась на 35 процентов, в основном за счет открытого способа отработки месторождений, доля которого в общем объеме добычи в базовом году превысила 75 процентов. Объем переработки угля на обогатительных фабриках увеличился с 2008 года почти в 2 раза. Около половины из действующих в настоящее время 58 шахт и 133 разрезов, введенных после 2000 года, оснащены высокопроизводительной техникой и используют современные технологии угледобычи. По прогрессивной технологии "шахта-лава" работают 42 шахты (72 процента общего числа действующих шахт). Среднемесячная производительность труда работника угольной промышленности увеличилась с 2008 года в 1,5 раза. Более чем в 5 раз снизился удельный коэффициент смертельного травматизма. Наряду с продолжением развития традиционных центров угледобычи (Печорский, Кузнецкий, Канско-Ачинский, Горловский и Минусинский угольные бассейны) идет освоение новых месторождений в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке (Улуг-Хемский бассейн, Эльгинское угольное месторождение в Южно-Якутском угольном бассейне), а также в Арктической зоне Российской Федерации (Верхне-Алькатваамское и Амаамское угольные месторождения в Чукотском автономном округе, Малолемберовское, Нижнелемберовское и Сырадасайское месторождения в Таймырском угольном бассейне). Обеспечена экономическая стабильность функционирования угольной промышленности, ежегодные инвестиции в основной капитал угольных организаций выросли в 2,5 раза (за 2008 - 2018 годы) - с 60 до 144 млрд. рублей. Доля экспорта в общем объеме поставок угля увеличилась с 33,4 процента до 54 процентов, в том числе за счет укрепления позиций на рынках стран Азиатско-Тихоокеанского региона, прежде всего Японии, Республики Корея, Китайской Народной Республики, Республики Индии, Малайзии и Социалистической Республики Вьетнам. Развивалась транспортно-логистическая инфраструктура, в том числе портовые мощности для экспорта угля (Восточный, Ванино, Посьет, Находка, Мурманск, Усть-Луга и другие). Объем мощностей угольных терминалов морских портов по сравнению с уровнем 2008 года увеличился более чем в 3,2 раза. В комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры включены мероприятия по увеличению пропускной способности транспортной инфраструктуры до уровня, достаточного для обеспечения внутреннего спроса и экспортного потенциала отрасли. Наряду с общими для топливно-энергетического комплекса проблемами, отраслевыми проблемами и факторами риска в угольной отрасли являются: снижение внутреннего спроса и конкуренция угольного топлива с природным газом; несбалансированный рост операционных затрат на производство, транспортировку и перевалку в портах угольной продукции; замедление структурной перестройки шахтного фонда с выводом из эксплуатации неперспективных шахт с особо опасными горно-геологическими условиями работы; сохраняющиеся до завершения реализации комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры ограничения пропускной способности на отдельных участках железных дорог, прежде всего Восточного полигона, в направлении поставок угля на растущий рынок стран Азиатско-Тихоокеанского региона, сдерживающие реализацию экспортного потенциала отрасли; международная кампания против использования угля под предлогом реализации экологической повестки. Электроэнергетика Производство электрической энергии по сравнению с 2008 годом увеличилось на 5,3 процента, потребление - на 5,4 процента, установленная мощность электростанций - на 11 процентов. В период с 2008 года по 2018 год введено 43,4 ГВт новой установленной мощности. Завершено восстановление Саяно-Шушенской гидроэлектростанции после аварии в 2009 году. Введены в работу и реконструированы около 300 линий электропередачи напряжением 220 кВ и выше, в том числе для энергоснабжения объектов энергообеспечения саммита форума "Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество" в 2012 году во Владивостоке, Олимпиады-2014 в Сочи, электросетевой энергомост Российская Федерация - полуостров Крым, воздушная линия электропередачи 500 кВ "Зейская ГЭС - Амурская - Хэйхэ", обеспечивающая экспорт электрической энергии в Китайскую Народную Республику. В целом сформирован и успешно функционирует рынок электрической энергии и мощности. В 2015 году внесены изменения в модель конкурентного отбора мощности, с 2019 года конкурентный отбор мощности проводится на 6 лет вперед, что позволяет участникам оптового рынка электрической энергии (мощности) прогнозировать финансовые потоки в долгосрочной перспективе. Кроме того, проведение долгосрочных конкурентных отборов мощности обеспечивает оптимизацию операционных и инвестиционных затрат в отрасли, а также стимулирует генерирующие организации выводить неэффективное генерирующее оборудование из эксплуатации. С 2019 года введен новый механизм обновления и модернизации существующих тепловых электростанций на период до 2031 года. В 2018 году фактический удельный расход условного топлива на отпуск электрической энергии на источниках комбинированного производства электрической и тепловой энергии с установленной мощностью 25 МВт и более (пропорциональный метод разделения топлива) составил 309,8 г у.т./кВт·ч, что является минимальным значением за последние 20 лет (от уровня 2008 года снижение составило 26,2 г у.т./кВт·ч или 7,8 процента). Новый импульс развитию электроэнергетики может дать рост спроса на электрическую энергию со стороны сферы транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, а также возможное развитие энергоемких промышленных производств в восточных регионах Российской Федерации и на приграничных территориях соседних государств, в первую очередь государств - членов Евразийского экономического союза, Китайской Народной Республики и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Наряду с общими для топливно-энергетического комплекса проблемами отраслевыми проблемами и факторами риска в электроэнергетике являются: диспропорция между заявляемыми характеристиками электропотребления при технологическом присоединении и их последующими фактическими значениями; низкая платежная дисциплина потребителей на розничном рынке электрической энергии; несовершенство действующей модели отношений и ценообразования в сфере энергоснабжения и теплоснабжения и недостаток конкуренции на рынках электрической энергии и мощности; сохранение перекрестного субсидирования, снижающее эффективность централизованной системы энергоснабжения; недостаточный уровень автоматизации технологических процессов и повышение уязвимости объектов, связанное с усложнением систем и алгоритмов управления этими объектами. Атомная энергетика Выработка электрической энергии атомными электростанциями в период с 2008 года по 2018 год увеличилась на 25 процентов. Начиная с 2008 года введены в эксплуатацию энергоблоки N 2, 3 и 4 Ростовской атомной электростанции, энергоблок N 4 Калининской атомной электростанции, энергоблок N 4 Белоярской атомной электростанции, энергоблоки N 1 и 2 Нововоронежской атомной электростанции-2 и энергоблок N 1 Ленинградской атомной электростанции-2. Продолжается строительство других энергоблоков атомных электростанций с реакторами большой мощности, в том числе энергоблок N 2 Ленинградской атомной электростанции-2 и энергоблоки N 1 и 2 Курской атомной электростанции-2. В целях замещения выбывающих мощностей Билибинской атомной электростанции и обеспечения энергией потребителей Чаун-Билибинского энергоузла в г. Певеке Чукотского автономного округа планируется ввод в эксплуатацию плавучей атомной теплоэлектростанции мощностью 70 МВт. Российская Федерация с 2008 года принимала активное участие в строительстве атомных электростанций за рубежом (энергоблоки N 1 и 2 атомной электростанции "Куданкулам" в Республике Индии, энергоблоки N 3 и 4 атомной электростанции "Тяньвань" в Китайской Народной Республике), подписаны соглашения о строительстве атомных электростанций на территориях Республики Беларусь, Народной Республики Бангладеш, Турецкой Республики, Финляндской Республики, Республики Индии, Венгрии, Арабской Республики Египет, Китайской Народной Республики, Республики Узбекистан и других. Российская Федерация лидирует в создании новой энергетической технологии атомной энергетики, предполагающей параллельную эксплуатацию реакторов на тепловых и быстрых нейтронах, объединенных общим замкнутым ядерным топливным циклом. Такая система способствует решению проблем воспроизводства ядерного топлива, минимизации радиоактивных отходов и соблюдению режима нераспространения ядерных материалов. С учетом сложившейся конъюнктуры рынка урана в последние годы расширяются совместные проекты добычи урана на базе иностранных месторождений с низкой себестоимостью добычи для увеличения объема продвижения на мировой рынок низкообогащенного урана. Основными направлениями увеличения его отечественного производства являются развитие действующих предприятий с добычей с низкой себестоимостью в Курганской области и в Республике Бурятия и строительство нового уранодобывающего рудника в Забайкальском крае. Основные проблемы и риски развития атомной энергетики связаны со сравнительно высокими затратами на обеспечение ядерной и радиационной безопасности и с необходимостью обращения с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами с учетом требований экологической безопасности. Кроме того, доля рентабельных запасов урана в минерально-сырьевой базе Российской Федерации составляет около 7 процентов. Теплоснабжение В соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2017 г. N 279-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О теплоснабжении" и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования системы отношений в сфере теплоснабжения" и сформированной нормативно-правовой базой в отрасли осуществляется переход на новую целевую модель рынка тепловой энергии. В ценовых зонах теплоснабжения созданы условия для финансирования мероприятий по повышению эффективности систем централизованного теплоснабжения и эффективности потребления тепловой энергии, а также для мероприятий по модернизации основных фондов. Основной проблемой в неценовых зонах теплоснабжения является отсутствие механизма привлечения стабильного и достаточного объема инвестиций, необходимых для повышения надежности и эффективности сферы теплоснабжения, в том числе ввиду отсутствия надлежащего механизма согласования функционирования рынка электрической энергии и регулирования тарифов на теплоснабжение. Мировой рынок газа Лидером по темпам роста спроса среди ископаемых видов топлива в рассматриваемой перспективе станет газ - ископаемое топливо с самыми низкими выбросами парниковых газов при использовании. Условия для указанного роста спроса на газ формируются прежде всего за счет роста потребления электрической энергии, а также вследствие усиления требований климатической политики и экологической безопасности. В среднесрочной перспективе завершится формирование мирового (глобального) рынка газа, в результате которого произойдет сближение цен на газ в различных регионах мира. Ключевую роль в процессе формирования мирового (глобального) рынка газа будет играть развитие производства и поставок сжиженного природного газа. Доля сжиженного природного газа в мировой торговле газом существенно вырастет. Перспективным направлением диверсификации и повышения эффективности использования природного газа является производство из него водорода и метано-водородных смесей. Мировой рынок угля
|
|||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 134; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.102.225 (0.099 с.) |