Общая характеристика, вызовы и угрозы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика, вызовы и угрозы



Энергетика Российской Федерации, основой которой является топливно-энергетический комплекс, вносит значительный вклад в национальную безопасность и социально-экономическое развитие страны. Топливно-энергетический комплекс Российской Федерации включает в себя нефтяную, газовую, угольную и торфяную отрасли, электроэнергетику и теплоснабжение, играет ключевую роль в формировании доходов бюджетной системы Российской Федерации. Доля топливно-энергетического комплекса в инвестициях в основной капитал составляет около одной трети всего объема инвестиций в основной капитал в Российской Федерации, в структуре доходов федерального бюджета - около 40 процентов, а в российском экспорте (в стоимостном выражении) - более половины, при доле занятых в отраслях топливно-энергетического комплекса менее 4 процентов в общей численности занятого в экономике населения.

Объемы добычи и производства энергетических ресурсов из добытого сырья, производство топлива и электрической энергии в Российской Федерации устойчиво превышают внутреннее потребление по нефти - более чем в 1,9 раза, газу - в 1,5 раза, углю - в 1,8 раза, дизельному топливу - в 2,6 раза, автомобильному бензину - в 1,1 раза.

Российская Федерация входит в число мировых лидеров по запасам углеводородного сырья, объемам производства и экспорта энергетических ресурсов, а также по развитию, использованию и экспорту технологий атомной энергетики.

Среди крупнейших экономик мира топливно-энергетический баланс Российской Федерации является одним из самых экологически чистых (низкоуглеродных) - более трети генерации электрической энергии приходится на атомную энергетику, гидроэнергетику и другие возобновляемые источники энергии, около половины - на природный газ.

Энергетическая инфраструктура Российской Федерации, основу которой составляют Единая энергетическая система России, Единая система газоснабжения, система магистральных трубопроводов для транспортировки нефти и нефтепродуктов, является одной из самых протяженных в мире и функционирует в различных природно-климатических условиях - от арктической до субтропической зоны.

Российская Федерация исходя из своих национальных интересов, ресурсного и интеллектуального потенциала с учетом необходимости достижения целей устойчивого развития, одобренных Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций, вносит существенный вклад в обеспечение глобальной энергетической безопасности.

Для энергетики Российской Федерации в полной мере актуальны вызовы, стоящие перед мировой энергетикой, в то время как угрозы имеют специфику, определяемую следующими общими для топливно-энергетического комплекса проблемами:

замедление темпов роста мировой экономики, изменение структуры потребления и снижение спроса на продукцию топливно-энергетического комплекса, перепроизводство углеводородных энергетических ресурсов и, как следствие, сохранение цен на них на низком уровне;

недостаточный для инновационного развития текущий и перспективный объем спроса на внутреннем рынке на основные виды продукции российского топливно-энергетического комплекса, обостряющий зависимость от объема спроса и конъюнктуры мировых рынков традиционных энергетических ресурсов;

критическая зависимость организаций топливно-энергетического комплекса от импорта технологий, оборудования, материалов, услуг и программного обеспечения по ряду наиболее перспективных направлений развития энергетики;

дефицит инвестиционных ресурсов, в том числе вследствие сдерживания роста тарифов в сфере энергетики, ограничения возможности привлечения организациями топливно-энергетического комплекса долгосрочного финансирования со стороны иностранных инвесторов и слабого развития венчурного кредитования;

сохранение наряду с рыночными отношениями нерыночных отношений и обременений в сфере конечного потребления продукции и услуг отраслей топливно-энергетического комплекса, в том числе наличие перекрестного субсидирования;

высокая неопределенность и нередко непредсказуемость внешних условий и факторов, влияющих на развитие энергетики, включая условия и факторы культуры, социальных изменений, международных отношений, научных открытий и технических изобретений;

вызовы пространственному развитию, указанные в Стратегии пространственного развития;

"большие вызовы" научно-технологическому развитию, указанные в Стратегии научно-технологического развития, в частности, качественное изменение характера глобальных и локальных энергетических систем, рост значимости энерговооруженности экономики и наращивания объема выработки и сохранения энергии, ее передачи и эффективного использования.

Среди вызовов пространственному развитию Российской Федерации следует отметить дисбаланс размещения центров производства и потребления энергетических ресурсов, что порождает беспрецедентно большой и постоянно растущий объем наиболее дорогих сухопутных перевозок топлива на дальние расстояния. С одной стороны, происходит все большая концентрация экономического роста и энергопотребления в центральных районах европейской части страны, доля которых превысила 60 процентов потребления энергии в стране, с другой стороны, происходит смещение добычи и производства энергетических ресурсов в северные и восточные районы с ростом их доли свыше 80 процентов.

Недропользование

Основой гарантированного обеспечения экономической и энергетической безопасности страны, удовлетворения текущих и перспективных потребностей экономики Российской Федерации является одна из крупнейших в мире минерально-сырьевая база топливно-энергетического комплекса.

Прирост запасов с 2008 года - базового года в Энергетической стратегии России (далее приводится сравнение значений показателей базового года в настоящей Стратегии с уровнем 2008 года) составил жидких углеводородов (нефть и конденсат) по категории AB1C1 - 7,1 млрд. тонн, газа (свободный газ и газ газовых шапок) по категории AB1C1 - 8,1 трлн. куб. метров, угля - 2,2 млрд. тонн, урана - 337,7 тыс. тонн.

Основные вызовы, угрозы и факторы риска в области минерально-сырьевой базы сформулированы в Стратегии развития минерально-сырьевой базы. Среди них следует отметить:

практическое отсутствие в нераспределенном фонде недр крупных разведанных месторождений углеводородного сырья и крайне малое количество месторождений с небольшими, но экономически эффективными в разработке запасами;

низкий уровень инвестиций в геологоразведочные работы, вследствие чего динамика разведки новых месторождений начиная с 2008 года падает;

отставание отечественных технологий геологоразведки от передового уровня, повышающее зависимость российских организаций от импортного оборудования, технологий и сервисных услуг.

Нефтяная отрасль

Добыча нефти с конденсатом по сравнению с 2008 годом выросла более чем на 14 процентов, в том числе за счет начала широкомасштабного освоения месторождений в Восточной Сибири (Ванкорский кластер) и Республике Саха (Якутия), а также месторождений, расположенных в акватории Каспийского моря. На арктическом континентальном шельфе Российской Федерации начата разработка Приразломного месторождения. В 2016 году вступил в строй уникальный нефтеналивной терминал "Ворота Арктики".

В результате принятых мер, в том числе налогового стимулирования, добыча нефти в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке выросла в 5 раз (с 14,3 до 74,6 млн. тонн), на континентальном шельфе Российской Федерации - более чем в 2 раза (с 12,7 до 29,1 млн. тонн), трудноизвлекаемых запасов - на 6 млн. тонн (до 38 млн. тонн).

Достигнутый уровень добычи нефти существенно превышает прогнозные внутренние потребности Российской Федерации до 2035 года.

Объем переработки нефтяного сырья с 2008 года увеличился на 22,9 процента, глубина переработки - на 10,1 процентного пункта, выход светлых нефтепродуктов - на 5,4 процентных пункта. В результате масштабной модернизации российских нефтеперерабатывающих заводов введены в эксплуатацию 83 установки вторичной переработки нефти, созданы все условия для перехода внутреннего рынка нефтепродуктов с 1 января 2016 г. на использование моторных топлив высшего экологического класса.

В части трубопроводного транспорта в целом завершены крупномасштабные проекты по развитию системы магистральных трубопроводов для транспортировки нефти и нефтепродуктов, направленные на диверсификацию маршрутов экспортных поставок и повышение конкурентоспособности российских нефти и нефтепродуктов на мировых рынках. Введены в эксплуатацию 1-я и 2-я очереди трубопроводной системы "Восточная Сибирь - Тихий океан" до порта Козьмино, нефтепровод "Сковородино - Мохэ - Дацин", "Балтийская трубопроводная система - 2". В новых нефтедобывающих районах построены нефтепроводы "Пурпе - Самотлор", "Заполярье - Пурпе", "Куюмба - Тайшет". Реализованы проект "Север" развития системы магистральных трубопроводов для увеличения поставок нефтепродуктов в порт Приморск и проект "Юг" - в порт Новороссийск. По ряду направлений нефтепроводов достигнут профицит мощностей, обеспечивающий возможность оперативного изменения направлений перекачки нефти.

Сформирована система биржевой торговли нефтью и нефтепродуктами на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже. В 2016 году началась торговля производными финансовыми инструментами купли-продажи нефти марки "Urals" с условиями поставки в порту Приморск.

Объем экспорта сырой нефти на 7,2 процента превысил уровень 2008 года. При этом объемы поставок нефти на традиционные для российских производителей рынки Европы и стран Содружества Независимых Государств снижались, а в страны Азиатско-Тихоокеанского региона - увеличились более чем в 3 раза.

Несмотря на сложности с расширением доли Российской Федерации в мировом рынке нефтепродуктов из-за жесткой конкуренции, экспорт нефтепродуктов вырос на 27,2 процента, причем преимущественно за счет поставок светлых нефтепродуктов.

Наряду с общими для топливно-энергетического комплекса проблемами отраслевыми проблемами и факторами риска в нефтяной отрасли являются:

увеличение себестоимости добычи вследствие преобладания трудноизвлекаемых запасов в составе запасов, вводимых в разработку, и высокой выработанности "зрелых" месторождений, что усложняет удержание достигнутых уровней добычи нефти и обусловливает необходимость применения дорогостоящих технологий добычи;

ухудшение физико-химических характеристик добываемой нефти, включая повышение плотности и содержания серы, что требует внедрения новых технологических решений и инвестиций и повышает себестоимость переработки нефти;

незавершенность процесса формирования долгосрочных механизмов налогообложения нефтяной отрасли, в том числе недостаток стимулов для инвестиций в нефтепереработку и нефтегазохимию, сложность стабилизации ценообразования на внутреннем рынке нефтепродуктов в условиях завершения "налогового маневра", уменьшения демпфирующего механизма и ограничения роста розничных цен на моторное топливо в пределах инфляции;

сохранение торговли суррогатным топливом на внутреннем рынке.

Газовая отрасль

Добыча газа по сравнению с 2008 годом увеличилась на 9,1 процента, существенно вырос производственный потенциал отрасли. Ведется разработка крупных месторождений на полуострове Ямал (Бованенковское, Хасавейское, Южно-Тамбейское и другие), в Восточной Сибири (Ковыктинское, Ванкорское и другие) и Республике Саха (Якутия) (Чаяндинское, Талаканское и другие), Иркутской области (Верхнечонское). Начато освоение глубоко залегающих пластов и залежей Заполярного и Уренгойского месторождений. Реализуется инновационный проект добычи метана из угольных пластов в Кузбассе. Началась добыча газа с использованием подводных добычных комплексов в рамках нефтегазового проекта на шельфе Охотского моря.

Дальнейшее развитие получила инфраструктура магистральных газопроводов и газотранспортных систем. Введены в эксплуатацию 1-я и 2-я очереди газопровода нового поколения "Бованенково - Ухта", обеспечивающие вывод в единую систему газоснабжения газовых ресурсов полуострова Ямал. На Дальнем Востоке завершено строительство 1-го пускового комплекса газотранспортной системы "Сахалин - Хабаровск - Владивосток". Завершилось расширение Уренгойского газотранспортного узла и магистрального газопровода "Северные районы Тюменской области (СРТО) - Торжок".

Принципиально новым маршрутом экспорта российского газа в Европу стал газопровод "Северный поток" (Nord Stream). Реализуются проекты расширения инфраструктуры поставок в Европу ("Турецкий поток", "Северный поток - 2"), в восточном направлении завершено строительство магистрального газопровода "Сила Сибири", рассматриваются другие возможности наращивания экспорта в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

На 1 января 2019 г. средний по стране уровень газификации составил 68,6 процента (рост на 6,2 процентных пункта к 2008 году), в том числе в городах - 71,9 процента (рост на 4,6 процентных пункта), в сельской местности - 59,4 процента (рост на 14,5 процентных пункта).

Новым направлением развития отрасли стало производство сжиженного природного газа. В 2009 году в Российской Федерации введен 1-й завод по производству сжиженного природного газа в рамках реализации соглашения о разделе продукции на острове Сахалин с проектной мощностью 9,6 млн. тонн в год, в 2017 - 2018 годах - 3 производственные линии с суммарной проектной мощностью 16,5 млн. тонн в год 2-го завода - "Ямал СПГ", ресурсной базой которого является Южно-Тамбейское месторождение. Планируется к запуску дополнительная 4-я линия "Ямал СПГ" мощностью 0,95 млн. тонн с использованием новой технологии сжижения "Арктический каскад". В рамках реализации проекта "Ямал СПГ" создана транспортная инфраструктура, включающая морской порт и аэропорт Сабетта.

Расширяется география производства и потребления природного газа в качестве газомоторного топлива. Общее число введенных в эксплуатацию стационарных объектов газомоторной инфраструктуры к концу 2018 года достигло 419 (рост на 80 процентов), а объем реализации газа на автомобильных газонаполнительных компрессорных станциях - 680 млн. куб. метров. Несколько лет действует программа субсидирования из федерального бюджета затрат на приобретение газомоторной техники. Также в 50 субъектах Российской Федерации реализуются региональные программы развития этого рынка. Развиваются проекты по использованию сжиженного природного газа как моторного топлива на автомобильном, железнодорожном и водном транспорте при использовании карьерной техники, а также как бункерного топлива для судов.

Наряду с общими для топливно-энергетического комплекса проблемами отраслевыми проблемами и факторами риска в газовой отрасли являются:

увеличение затрат при добыче и транспортировке газа на внутренний и мировой рынки в связи с сокращением находящихся в разработке высокопродуктивных и неглубоко залегающих запасов, переходом к разработке месторождений со сложными природно-климатическими и геологическими условиями, удаленностью новых районов добычи от центров потребления газа;

отсутствие полноценного конкурентного внутреннего рынка газа, необходимость которого обостряется ввиду принятого решения о создании общего рынка газа Евразийского экономического союза;

незавершенность процесса формирования законодательных и нормативно-правовых основ функционирования внутреннего рынка сжиженного природного газа.

Нефтегазохимия

Производство нефтегазохимического сырья (этан, сжиженный углеводородный газ, нафта) по сравнению с 2008 годом увеличилось на 64 процента, а его использование для производства нефтегазохимической продукции и крупнотоннажных полимеров возросло почти на 43 процента. С 2012 года в нефтегазохимии началась активная стадия реализации целого ряда крупных инвестиционных проектов. Введены в эксплуатацию мощности по производству полистирола, АБС-пластиков, полиэтилентерефталата, пропилена, полипропилена и поливинилхлорида. Построен магистральный продуктопровод для транспортировки широкой фракции углеводородного сырья по маршруту Пуровский завод по переработке конденсата - "Пуровск - Тобольск".

Основными проблемами и факторами риска в нефтегазохимической отрасли являются:

низкий уровень спроса традиционных отраслей - потребителей нефтехимической продукции на внутреннем рынке (строительство, жилищно-коммунальное хозяйство, автомобилестроение, приборостроение, электроника и электротехника, упаковка и другие);

дефицит мощностей для производства мономеров (прежде всего мощностей пиролизов);

инфраструктурные ограничения транспортировки нефтегазохимического сырья;

зависимость внутреннего рынка от импорта нефтегазохимической продукции, а нефтегазохимических производств от импорта оборудования и материалов.

Угольная отрасль

Добыча угля в Российской Федерации по сравнению с 2008 годом увеличилась на 35 процентов, в основном за счет открытого способа отработки месторождений, доля которого в общем объеме добычи в базовом году превысила 75 процентов. Объем переработки угля на обогатительных фабриках увеличился с 2008 года почти в 2 раза.

Около половины из действующих в настоящее время 58 шахт и 133 разрезов, введенных после 2000 года, оснащены высокопроизводительной техникой и используют современные технологии угледобычи. По прогрессивной технологии "шахта-лава" работают 42 шахты (72 процента общего числа действующих шахт). Среднемесячная производительность труда работника угольной промышленности увеличилась с 2008 года в 1,5 раза. Более чем в 5 раз снизился удельный коэффициент смертельного травматизма.

Наряду с продолжением развития традиционных центров угледобычи (Печорский, Кузнецкий, Канско-Ачинский, Горловский и Минусинский угольные бассейны) идет освоение новых месторождений в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке (Улуг-Хемский бассейн, Эльгинское угольное месторождение в Южно-Якутском угольном бассейне), а также в Арктической зоне Российской Федерации (Верхне-Алькатваамское и Амаамское угольные месторождения в Чукотском автономном округе, Малолемберовское, Нижнелемберовское и Сырадасайское месторождения в Таймырском угольном бассейне).

Обеспечена экономическая стабильность функционирования угольной промышленности, ежегодные инвестиции в основной капитал угольных организаций выросли в 2,5 раза (за 2008 - 2018 годы) - с 60 до 144 млрд. рублей.

Доля экспорта в общем объеме поставок угля увеличилась с 33,4 процента до 54 процентов, в том числе за счет укрепления позиций на рынках стран Азиатско-Тихоокеанского региона, прежде всего Японии, Республики Корея, Китайской Народной Республики, Республики Индии, Малайзии и Социалистической Республики Вьетнам.

Развивалась транспортно-логистическая инфраструктура, в том числе портовые мощности для экспорта угля (Восточный, Ванино, Посьет, Находка, Мурманск, Усть-Луга и другие). Объем мощностей угольных терминалов морских портов по сравнению с уровнем 2008 года увеличился более чем в 3,2 раза. В комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры включены мероприятия по увеличению пропускной способности транспортной инфраструктуры до уровня, достаточного для обеспечения внутреннего спроса и экспортного потенциала отрасли.

Наряду с общими для топливно-энергетического комплекса проблемами, отраслевыми проблемами и факторами риска в угольной отрасли являются:

снижение внутреннего спроса и конкуренция угольного топлива с природным газом;

несбалансированный рост операционных затрат на производство, транспортировку и перевалку в портах угольной продукции;

замедление структурной перестройки шахтного фонда с выводом из эксплуатации неперспективных шахт с особо опасными горно-геологическими условиями работы;

сохраняющиеся до завершения реализации комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры ограничения пропускной способности на отдельных участках железных дорог, прежде всего Восточного полигона, в направлении поставок угля на растущий рынок стран Азиатско-Тихоокеанского региона, сдерживающие реализацию экспортного потенциала отрасли;

международная кампания против использования угля под предлогом реализации экологической повестки.

Электроэнергетика

Производство электрической энергии по сравнению с 2008 годом увеличилось на 5,3 процента, потребление - на 5,4 процента, установленная мощность электростанций - на 11 процентов. В период с 2008 года по 2018 год введено 43,4 ГВт новой установленной мощности. Завершено восстановление Саяно-Шушенской гидроэлектростанции после аварии в 2009 году.

Введены в работу и реконструированы около 300 линий электропередачи напряжением 220 кВ и выше, в том числе для энергоснабжения объектов энергообеспечения саммита форума "Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество" в 2012 году во Владивостоке, Олимпиады-2014 в Сочи, электросетевой энергомост Российская Федерация - полуостров Крым, воздушная линия электропередачи 500 кВ "Зейская ГЭС - Амурская - Хэйхэ", обеспечивающая экспорт электрической энергии в Китайскую Народную Республику.

В целом сформирован и успешно функционирует рынок электрической энергии и мощности. В 2015 году внесены изменения в модель конкурентного отбора мощности, с 2019 года конкурентный отбор мощности проводится на 6 лет вперед, что позволяет участникам оптового рынка электрической энергии (мощности) прогнозировать финансовые потоки в долгосрочной перспективе. Кроме того, проведение долгосрочных конкурентных отборов мощности обеспечивает оптимизацию операционных и инвестиционных затрат в отрасли, а также стимулирует генерирующие организации выводить неэффективное генерирующее оборудование из эксплуатации. С 2019 года введен новый механизм обновления и модернизации существующих тепловых электростанций на период до 2031 года.

В 2018 году фактический удельный расход условного топлива на отпуск электрической энергии на источниках комбинированного производства электрической и тепловой энергии с установленной мощностью 25 МВт и более (пропорциональный метод разделения топлива) составил 309,8 г у.т./кВт·ч, что является минимальным значением за последние 20 лет (от уровня 2008 года снижение составило 26,2 г у.т./кВт·ч или 7,8 процента).

Новый импульс развитию электроэнергетики может дать рост спроса на электрическую энергию со стороны сферы транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, а также возможное развитие энергоемких промышленных производств в восточных регионах Российской Федерации и на приграничных территориях соседних государств, в первую очередь государств - членов Евразийского экономического союза, Китайской Народной Республики и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Наряду с общими для топливно-энергетического комплекса проблемами отраслевыми проблемами и факторами риска в электроэнергетике являются:

диспропорция между заявляемыми характеристиками электропотребления при технологическом присоединении и их последующими фактическими значениями;

низкая платежная дисциплина потребителей на розничном рынке электрической энергии;

несовершенство действующей модели отношений и ценообразования в сфере энергоснабжения и теплоснабжения и недостаток конкуренции на рынках электрической энергии и мощности;

сохранение перекрестного субсидирования, снижающее эффективность централизованной системы энергоснабжения;

недостаточный уровень автоматизации технологических процессов и повышение уязвимости объектов, связанное с усложнением систем и алгоритмов управления этими объектами.

Атомная энергетика

Выработка электрической энергии атомными электростанциями в период с 2008 года по 2018 год увеличилась на 25 процентов. Начиная с 2008 года введены в эксплуатацию энергоблоки N 2, 3 и 4 Ростовской атомной электростанции, энергоблок N 4 Калининской атомной электростанции, энергоблок N 4 Белоярской атомной электростанции, энергоблоки N 1 и 2 Нововоронежской атомной электростанции-2 и энергоблок N 1 Ленинградской атомной электростанции-2. Продолжается строительство других энергоблоков атомных электростанций с реакторами большой мощности, в том числе энергоблок N 2 Ленинградской атомной электростанции-2 и энергоблоки N 1 и 2 Курской атомной электростанции-2.

В целях замещения выбывающих мощностей Билибинской атомной электростанции и обеспечения энергией потребителей Чаун-Билибинского энергоузла в г. Певеке Чукотского автономного округа планируется ввод в эксплуатацию плавучей атомной теплоэлектростанции мощностью 70 МВт.

Российская Федерация с 2008 года принимала активное участие в строительстве атомных электростанций за рубежом (энергоблоки N 1 и 2 атомной электростанции "Куданкулам" в Республике Индии, энергоблоки N 3 и 4 атомной электростанции "Тяньвань" в Китайской Народной Республике), подписаны соглашения о строительстве атомных электростанций на территориях Республики Беларусь, Народной Республики Бангладеш, Турецкой Республики, Финляндской Республики, Республики Индии, Венгрии, Арабской Республики Египет, Китайской Народной Республики, Республики Узбекистан и других.

Российская Федерация лидирует в создании новой энергетической технологии атомной энергетики, предполагающей параллельную эксплуатацию реакторов на тепловых и быстрых нейтронах, объединенных общим замкнутым ядерным топливным циклом. Такая система способствует решению проблем воспроизводства ядерного топлива, минимизации радиоактивных отходов и соблюдению режима нераспространения ядерных материалов.

С учетом сложившейся конъюнктуры рынка урана в последние годы расширяются совместные проекты добычи урана на базе иностранных месторождений с низкой себестоимостью добычи для увеличения объема продвижения на мировой рынок низкообогащенного урана. Основными направлениями увеличения его отечественного производства являются развитие действующих предприятий с добычей с низкой себестоимостью в Курганской области и в Республике Бурятия и строительство нового уранодобывающего рудника в Забайкальском крае.

Основные проблемы и риски развития атомной энергетики связаны со сравнительно высокими затратами на обеспечение ядерной и радиационной безопасности и с необходимостью обращения с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами с учетом требований экологической безопасности. Кроме того, доля рентабельных запасов урана в минерально-сырьевой базе Российской Федерации составляет около 7 процентов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 70; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.109.141 (0.041 с.)