Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
ЛЕКЦИЯ 12. Формально-логический (метафизический ) и диалектический методы.↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ЛЕКЦИЯ 12. Формально-логический (метафизический) и диалектический методы. Вопросы лекции 1. Диалектика, как учение об универсальных связях, изменениях и развитии. 2. Альтернативы диалектики: метафизика, эклектика, софистика, догматизм, релятивизм. 3. Основные принципы диалектики. 4. Категории диалектики. 5. Общее понятие законов диалектики. 6. Законы диалектики Вопрос 1. Диалектика, как учение об универсальных связях, изменениях и развитии.
Понятие «диалектика» (от греч. искусство вести беседу, спор, рассуждать) в Древней Греции обозначало искусство вскрывать противоречия в суждениях собеседника. В настоящее время понятие диалектика – это учение о самых общих закономерных связях, становлении и развитии бытия и познания, а также основанный на этом учении метод творческого мышления. Диалектика, как теория, представляет собой стройную систему, в которую входят: во-первых, законы диалектики; во-вторых, категории диалектики; в-третьих, принципы диалектики. Для понимания диалектики, как теории и метода познания действительности, важно уяснить ее два основных принципа: а) принцип всеобщей связи; б) принцип развития.
Всеобщая связь означает целостность окружающего мира, его внутреннее единство, взаимосвязанность и взаимозависимость всех его составляющих: предметов, явлений, процессов. Объективно существующая взаимозависимость и взаимообусловленность явлений и предметов обозначается понятием «связь». Познать окружающий мир – значит изучать сложный комплекс взаимосвязей между явлениями и предметами, организованными в системы. Окружающий нас мир – это бесконечное разнообразие материальных систем, находящихся в сложной иерархической зависимости друг от друга. Они изучаются конкретными науками (физика, химия и т.д.) Диалектика дает ключ к пониманию наиболее общего характера этих связей, учит выделению решающих, определяющих, детерминирующих связей и взаимозависимостей внутри системы и между ними. Г. Лейбниц еще в XVII веке утверждал, что Вселенная есть как бы океан, так что малейшее движение в нем отзывается на самом далеком расстоянии. Эта связь, объединяющая все предметы и процессы в единое целое, носит всеобщий характер, т.е. универсальная. В зависимости от уровня организации материи выделяют три вида связей: а) связи в неживой природе ; б) связи в живой природе; в) связи в обществе.
Формы связей бывают:
· внутренние и внешние; · непосредственные и опосредованные; · функциональные и генетические; · пространственные и временные; · закономерные и случайные и т .д.. Главная проблема диалектики – что такое развитие? В отличие от движения, понимаемого как изменения вообще, развитие – есть процесс, для которого характерно два отличительных признака: во-первых, самодвижение, т.е. процесс, источник жизни которого заложен в самой развивающейся системе. Развитие возникает в результате борьбы противоположностей, как друг друга обуславливающих, так и друг друга отрицающих крайностей; во-вторых, а) необратимость;
б) направленность;
в) закономерность изменений.
Таким образом, развитие – процесс длительно накапливающихся необратимых, поступательных изменений, сложных систем в больших интервалах времени. Чтобы понять данное явление, надо установить, как оно возникло, через какие фазы изменений оно прошло. Содержание развития невозможно осмыслить, если не установлена связь между изменившимися явлениями. Единичное и общее. Категории «единичное» и «общее» служат ступеньками познания действительности. Единичное – категория, выражающая относительную обособленность, ограниченность вещей, явлений, процессов друг от друга в пространстве и во времени, с присущими им специфическими особенностями, составляющими их неповторимость. Общее - это единичное во многом, объективно существующее сходство характеристик единичных предметов, их однотипность в некоторых отношениях.
Общее - (дом, дерево и т. д.) представлено всегда не конкретными предметами, явлениями, а чертами их сходства, подобия. Диалектика единичного и общего проявляется в их неразрывной связи. Общее не существует само по себе, в «чистом» виде. Оно неразрывно связано с единичным, существует в нем и через него. Единичное же входит в тот или иной класс предметов, заключает в себе те или иные общие черты. Получается, что отдельный предмет - не просто «сгусток» индивидуального, в нем так или иначе всегда есть общее. Диалектика единичного и общего выражается в языке, обладающем мощной способностью обобщения. Явление и сущность. Явление и сущность это различные уровни познания объективной реальности. Они выражают соотношение внешнего и внутреннего в явлениях. Явление – это внешние, наблюдаемые, изменчивые характеристики предметов и явлений. Сущность - внутренняя, глубинная, скрытая, относительно устойчивая сторона того или иного предмета, явления, процесса, определяющая его природу. Явление и сущность – диалектически связанные противоположности. Они не совпадают друг с другом. Гегель подчеркивал, что непосредственное бытие вещей - это кора, завеса, за которой скрывается сущность, а Маркс уточнял: если бы форма проявления и сущность вещей непосредственно совпадали, то всякая наука была бы излишняя. Вместе с тем если бы явление и сущность не были бы связаны между собой, то познание сути вещей было бы невозможно. Cущность обнаруживает себя в явлениях, а явление есть проявление сущности. Например, болезни человека (сущности) проявляются через болезненные симптомы (явления). Но вся сложность диагноза болезни в том, что одинаковые явления (температура, головная боль и т.д.) могут быть присущи разным по сущности болезням. Явление может, таким образом, маскировать сущность, вводить в заблуждение. Познание сущности достигается через познание явления. Категории явления и сущности неразрывно связаны между собой. Одно из них предполагает другое. Диалектический характер этих понятий сказывается и в их гибкости, относительности: тот или иной процесс выступает как явление по отношению к более глубоким процессам, но как сущность - по отношению к его собственным проявлениям. Таким образом, явление и сущность есть понятия, указывающие направление, путь вечного, бесконечного углубления человеческих знаний. А процесс познания - есть непрестанное движение мысли от поверхностного, видимого, ко все более глубокому, скрытому - к сущности! Форма и содержание. Понятие "форма" обобщенно выражает способы существования различных видов бытия (строение, воплощение, преобразование). Под содержанием понимают совокупность различных составляющих ее элементов и их взаимодействие, характер того или иного предмета, явления, процесса. Форма - принцип упорядоченности, способ существования того или иного содержания. Содержание и форма понятия диалектические. Они выражают разные, но неразрывно связанные аспекты одного и того же предмета. Гегель подметил, что содержание всегда оформлено, а форма содержательна. Недооценивать форму нельзя. Она организует то или иное содержание, закрепляет определенную ступень развития, нормализует ее. Форма более консервативна, чем содержание. Реально форма неотделима от предмета. Она есть более или менее устойчивая его организация. В то же время, она имеет относительную самостоятельность.
Причина и следствие. О категориях «причина» и «следствие» уже говорилось, однако, в дополнение надо отметить, что они есть суть детерминизма. Детерминизм – учение об объективной, закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира.
Детерминизм – это и научный метод, и способ объяснения явлений в окружающем нас мире, их причино-следственный характер. Само понятие «причинно-следственная связь» усложнилось в XX в. Ранее в науке господствовал механистический детерминизм, для которого было характерно очень жесткое понимание причинных связей, исключавшее случайность. Все процессы определялись предыдущим состоянием явления, отсюда делался вывод о возможности точного предсказания развития явления. Жизнь показала, что принцип статической детерминации с большей степенью вероятности отражает объективно сложный, многовариантный характер общественного развития. Современное понимание детерминизма, базирующееся на новейших достижениях науки (в частности, изучении особенностей микромира) исходит из того, что причина и следствие не обязательно должны быть связаны жесткими и однозначными связями. Вопрос 5. Общее понятие законов диалектики. Исследуя детерминизм, мы отмечаем, что он носит закономерный характер. Закон – это необходимая, существенная, регулярно повторяющаяся связь явлений. Таким образом, характерными признаками закона являются:
1) необходимость;
2) повторяемость;
3) устойчивость;
4) всеобщность.
Для философии характерно иметь дело с законами не частного характера (специфическими) а всеобщими, т. е. их действие проявляется в неживой природе, живой природе и обществе, характеризуя развитие. Общепризнано, что существует три основных закона диалектики, причем каждый из них раскрывает ту или иную его грань. 1) Закон единства и борьбы противоположностей показывает источник развития. Он отвечает на вопрос: почему происходит развитие? 2) Закон перехода количественных изменений в качественные показывает, как, в какой форме происходит переход от одного качества к другому? 3) Закон отрицания отрицания показывает направление развития. Он отвечает на вопрос: куда направлено развитие? Вопрос 6. Законы диалектики. Закон единства и борьбы противоположностей - один из универсальных законов диалектики, так как проявляет свое действие в природе, обществе и мышлении. Суть закона заключается в том, что он объясняет развитие как ЛЕКЦИЯ 12. Формально-логический (метафизический) и диалектический методы. Вопросы лекции 1. Диалектика, как учение об универсальных связях, изменениях и развитии. 2. Альтернативы диалектики: метафизика, эклектика, софистика, догматизм, релятивизм. 3. Основные принципы диалектики. 4. Категории диалектики. 5. Общее понятие законов диалектики. 6. Законы диалектики Вопрос 1. Диалектика, как учение об универсальных связях, изменениях и развитии.
Понятие «диалектика» (от греч. искусство вести беседу, спор, рассуждать) в Древней Греции обозначало искусство вскрывать противоречия в суждениях собеседника. В настоящее время понятие диалектика – это учение о самых общих закономерных связях, становлении и развитии бытия и познания, а также основанный на этом учении метод творческого мышления. Диалектика, как теория, представляет собой стройную систему, в которую входят: во-первых, законы диалектики; во-вторых, категории диалектики; в-третьих, принципы диалектики. Для понимания диалектики, как теории и метода познания действительности, важно уяснить ее два основных принципа: а) принцип всеобщей связи; б) принцип развития.
Всеобщая связь означает целостность окружающего мира, его внутреннее единство, взаимосвязанность и взаимозависимость всех его составляющих: предметов, явлений, процессов. Объективно существующая взаимозависимость и взаимообусловленность явлений и предметов обозначается понятием «связь». Познать окружающий мир – значит изучать сложный комплекс взаимосвязей между явлениями и предметами, организованными в системы. Окружающий нас мир – это бесконечное разнообразие материальных систем, находящихся в сложной иерархической зависимости друг от друга. Они изучаются конкретными науками (физика, химия и т.д.) Диалектика дает ключ к пониманию наиболее общего характера этих связей, учит выделению решающих, определяющих, детерминирующих связей и взаимозависимостей внутри системы и между ними. Г. Лейбниц еще в XVII веке утверждал, что Вселенная есть как бы океан, так что малейшее движение в нем отзывается на самом далеком расстоянии. Эта связь, объединяющая все предметы и процессы в единое целое, носит всеобщий характер, т.е. универсальная. В зависимости от уровня организации материи выделяют три вида связей: а) связи в неживой природе ; б) связи в живой природе; в) связи в обществе.
Формы связей бывают:
· внутренние и внешние; · непосредственные и опосредованные; · функциональные и генетические; · пространственные и временные; · закономерные и случайные и т .д.. Главная проблема диалектики – что такое развитие? В отличие от движения, понимаемого как изменения вообще, развитие – есть процесс, для которого характерно два отличительных признака: во-первых, самодвижение, т.е. процесс, источник жизни которого заложен в самой развивающейся системе. Развитие возникает в результате борьбы противоположностей, как друг друга обуславливающих, так и друг друга отрицающих крайностей; во-вторых, а) необратимость;
б) направленность;
в) закономерность изменений.
Таким образом, развитие – процесс длительно накапливающихся необратимых, поступательных изменений, сложных систем в больших интервалах времени. Чтобы понять данное явление, надо установить, как оно возникло, через какие фазы изменений оно прошло. Содержание развития невозможно осмыслить, если не установлена связь между изменившимися явлениями.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 331; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.140.152 (0.011 с.) |