Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Конспекты тематических занятий, посвященных знакомству с композиторами↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 14 из 14 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Детям о П. И. Чайковском Программное содержание. Познакомить детей с биографией П. И. Чайковского. Дать представление о Чайковском как о композиторе, воспевающем свою Родину, русскую природу и русского человека. Ход занятия Музыкальный руководитель . Петр Ильич Чайковский – великий русский композитор, родился в 1840 г. в небольшом городке Воткинске на Урале. В семье воспитывалось много детей, и Петя был младшим. Он рос очень добрым, боялся кого-нибудь обидеть или огорчить. Его няня считала, что у Пети очень щедрое сердце. С ним всегда было радостно и интересно, так как был неистощим на выдумки, забавные истории и веселые игры. Но у него была одна особенность: Петя любил уединяться и прислушиваться к звукам, которые раздавались вокруг него. Петя не знал, откуда они и как складывается из них мелодия, однако любил слушать музыку, и она заставляла его то радоваться, то плакать. Мелодии, звучавшие в нем, порой мешали ему, и он не знал, куда от них деться. Описывается такой случай. В доме был организован праздник, звучала музыка, все танцевали. К концу вечера Петя ушел к себе в комнату раньше всех. Когда в нее вошла няня, он лежал в своей кроватке и плакал. Няня спросила, что с ним, и он ответил, указывая на голову: «Музыка звучит у меня здесь. Избавьте меня от нее, она не дает мне покоя!». Музыка, которая звучала внутри него, все больше и больше захватывала Петю, и он стал садиться за фортепиано и подбирать разные мелодии. Так он стал сочинять музыку. Чтобы стать композитором, Петр Ильич окончил в 1866 году Петербургскую консерваторию, где занимался по классу композиции. Петр Ильич Чайковский написал четырнадцать опер, три балета и многочисленные симфонические произведения. Кроме музыки для взрослых, он написал много прекрасных музыкальных произведений дли детей и юношества. Композитор любил путешествовать, побывал в разных странах и свои впечатления передал в музыке. Он был не только композитором, но и дирижером оркестра, а также преподавал в Московской консерватории. За большой вклад композитора в развитие русского музыкального искусства Московской государственной консерватории присвоено его имя. Перед зданием консерватории поставлен памятник великому русскому композитору. Он изображен сидящим, а его рука застыла в воздухе с дирижерской палочкой. Вокруг памятника посажены русские березки, потому что в одном из произведений он использовал русскую народную песню «Во поле березонька стояла». В Москве есть концертный зал, названный его именем. Один раз в четыре года в Москве проводится Международный конкурс имени Петра Ильича Чайковского. Все музыканты мира стремятся принять в нем участие. Россия гордится творчеством этого великого композитора. А сейчас мы послушаем его музыку (можно прослушать любое произведение из цикла «Времена года»). «Детский альбом» П. И. Чайковского Программное содержание. Продолжать знакомить детей с музыкой П. И. Чайковского. Познакомить с историей создания музыкального сборника «Детский альбом» и некоторыми музыкальными произведениями из него, научить определять характер и настроение прослушанной музыки. Ход занятия Музыкальный руководитель . Ребята, мы с вами уже говорили о том, что Петр Ильич Чайковский написал много красивых и интересных произведений для детей. У него были племянники, которые также занимались музыкой. Особенно радовал Петра Ильича своими музыкальными успехами его племянник Володя Давыдов. Ему и был посвящен «Детский альбом», в который вошли пьесы, отображающие картинки детской жизни, танцы и народные песенки разных стран: напевная русская песня, задорная немецкая, веселая неаполитанская, грациозная итальянская и др. Когда будет звучать музыка из этого альбома, вы услышите веселые и грустные мелодии, познакомитесь с добрыми и злыми героями, новыми историями о кукле и узнаете многое, многое другое. У вас дома есть солдатики? Вы любите играть с ними? (Ответы детей.) Солдатиками любили играть во все времена. Раньше они были оловянными. Помните стойкого оловянного солдатика из сказки Ганса Христиана Андерсена? Он был сделан из олова. Но были еще и деревянные солдатики – очень красивые и нарядные, в синих мундирах, с ружьями. Такие солдатики были у племянника Чайковского. Давайте послушаем пьесу П. И. Чайковского о деревянных солдатиках. Дети слушают музыкальное произведение. Музыкальный руководитель . Как вы думаете, что делают деревянные солдатики? Дети . Маршируют. Музыкальный руководитель . Правильно. Как можно назвать эту пьесу? Дети . Марш. Музыкальный руководитель . Конечно. Эта пьеса так и называется – «Марш деревянных солдатиков». Одна из любимых детских игр – это игра в лошадки. Лошадки бывают разные: лошадка-качалка, палка с головой лошадки, заводные игрушки-лошадки. Давайте поиграем в лошадки под музыку Петра Ильича Чайковского «Игра в лошадки». После игры дети садятся на стульчики. Музыкальный руководитель . Все ребята любят не только играть, но и слушать сказки. В том числе, конечно же, сказки про Бабу Ягу. Постараемся вспомнить, где живет Баба Яга. Дети . В лесу. Музыкальный руководитель . Да, она живет в дремучем лесу, среди больших деревьев и сухих пней, в избушке на курьих ножках. Рядом с ней верные слуги: совы, старый ворон, дикие гуси-лебеди. Летает она на метле и в ступе. Звучит пьеса П.И. Чайковского «Баба Яга». Музыкальный руководитель . Итак, мы сегодня прослушали пьесы из «Детского альбома». Назовите эти произведения. (Дети называют.) Правильно. На следующих музыкальных занятиях мы послушаем другие пьесы из этого альбома и поговорим о них. Примечание. На следующем занятии дети снова слушают эти произведения, узнают их и вспоминают названия. Затем вместе с музыкальным руководителем делают анализ пьес по следующей схеме: название и автор произведения, характер, темп, динамические оттенки, импровизация движений в соответствии с содержанием и характером музыки. При этом используется иллюстративный материал и стихи русских поэтов. Итогом темы «Музыка П.И. Чайковского» могут быть занятия по изобразительной деятельности, на которых дети рисуют иллюстрации к «Детскому альбому» и к циклу «Времена года». Детям о Н. А. Римском-Корсакове Программное содержание. Познакомить детей с биографией Н. А. Римского-Корсакова, послушать его музыку: пляску птиц из оперы «Снегурочка» и русскую народную песню «У меня ль во садочке…» в обработке Римского-Корсакова. Обратить внимание ребят на веселый песенно-плясовой характер музыки, элементы изобразительности (птицы слетаются, подражание пению кукушки) и отметить средства музыкальной выразительности, которыми композитор передает образ весенней природы. Ход занятия Музыкальный руководитель . Николай Андреевич Римский-Корсаков – великий русский композитор, педагог и дирижер, родился в 1844 г. в городе Тихвине. Когда он был маленьким, в семье его называли Ника – это уменьшительное имя от полного имени Николай. Дом родителей Римского-Корсакова стоял на высоком берегу реки Тихвинки, а вокруг был большой сад, за которым начинались бескрайние поля. Предметы и звуки дома, цветы в саду, растения в огороде, звезды на небе, голоса птиц и мелодичные песни – все это привлекало внимание мальчика. Его старший брат в это время уже плавал в морях Дальнего Востока. Письма из Китая и Японии возбуждали воображение Ники. Учился он хорошо и легко, был очень любознательным ребенком, поэтому старший брат дал ему шутливое прозвище Вопросительный знак. Ника начинает заниматься музыкой, проявляя большие музыкальные способности. В семье на это не очень обращают внимание, так как все члены семьи были музыкантами и играли на фортепиано. В двенадцать лет его привозят в Петербург и отдают учиться в Морской кадетский корпус. Он продолжает сам изучать музыку, пробует сочинять. Начинает заниматься с Михаилом Александровичем Балакиревым, известным композитором и дирижером. Окончив учение в Морском кадетском корпусе, Ника отправляется в кругосветное путешествие. Ушел в плавание мальчиком, а вернулся взрослым человеком. Теперь мы его будем называть Николаем Андреевичем. Впечатления, полученные в плавании, он впоследствии отразил в своей музыке. Римский-Корсаков учился в консерватории в Петербурге. Теперь она носит его имя. Окончив учебу, Николай Андреевич стал преподавать в консерватории по классу композиция. Учил других сочинять музыку. Ему очень хотелось стать дирижером, и он получил разрешение дирижировать оркестром при исполнении его произведений. Впоследствии Николай Андреевич много дирижировал, уделяя этому большое внимание. Римский-Корсаков сочинил много замечательной музыки. Он автор пятнадцати опер, среди которых «Садко», «Золотой петушок», «Сказка о царе Салтане»; многочисленных симфонических произведений, романсов, обработок народных песен, в том числе русских. В 1881 году композитор написал оперу «Снегурочка», в которой есть сцены проводов Масленицы и встречи Весны. Николай Андреевич яркими средствами музыкальной выразительности передает образ весенней природы. Сейчас мы с вами послушаем пляски птиц из оперы «Снегурочка». Обязательно обратите внимание на живой, веселый характер музыки, прислушайтесь – и услышите песню кукушки, усиление и ослабление звучания музыки, отрывистые звуки, которые оживляют музыку. Дети слушают музыку и высказывают свои впечатления. Музыкальный руководитель . Еще мы с вами послушаем русскую народную песню «У меня ль во садочке…» в обработке Римского-Корсакова. Обратите внимание на ее веселый, хороводный характер, обороты старинной русской песенной речи. На следующих занятиях мы познакомимся с фрагментами музыки из oпер «Садко» и «Сказка о царе Салтане». Слушание произведений Римского-Корсакова следует повторить и связать это с занятиями по изобразительной деятельности. М. И. Глинка – основоположник русской музыкальной классики Программное содержание. Познакомить детей с биографией М. И. Глинки. Ход занятия Музыкальный руководитель. Михаил Иванович Глинка – великий русский композитор. Он родился в 1804 году в селе Новоспасском близ города Ельни, в помещичьем доме. Здесь он провел детские годы. С самого раннего детства Миша слушал музыку – играл ли крепостной оркестр или музицировали приезжие гости. Сам он тоже учился играть на фортепиано и немного на скрипке, но больше всего любил слушать музыку. «Музыка – душа моя», – сказал маленький Глинка своему учителю. В тринадцать лет он поступил в Петербургский благородный пансион, где получил хорошее образование. Глинка продолжал заниматься музыкой у лучших педагогов. Окончив пансион, Глинка поступает на службу в Главное управление путей сообщения. Его служба ничего общего не имела с музыкой, но жажда музыкальных впечатлений не покидала его, поэтому он посещал оперные спектакли, музыкальные вечера, интересовался народной музыкой. Во время поездки на Кавказ его поражают своей красотой и необычностью народные напевы. В это время Глинка начинает сочинять музыку, и некоторые из ранних его произведений можно отнести к сокровищам русской вокальной музыки. Глинка всегда любил путешествовать. В 1830 году он отправился в Италию. Эта страна привлекла его как красотой природы, так и своей музыкальной культурой. Путешествуя и слушая итальянских композиторов, Глинка приходит к мысли о создании русской национальной оперы. Сюжет был подсказан поэтом Жуковским: о подвиге крестьянина Ивана Сусанина, который во время войны с поляками завел польский отряд в дремучий лес, где сам погиб, но погубил и врагов. Эта тема захватила воображение композитора, и работа шла довольно быстро. Вскоре опера о подвиге русского человека и русского народа увидела свет. Музыка, как и сюжет, была народной, основанной на принципах народного творчества. Опера имела ycпех. В это время Глинка начинает думать о новой опере и обращает свое внимание на поэму Александра Сергеевича Пушкина «Руслан и Людмила». Необычайно ярко в опере нарисованы сцены в замке волшебницы Наины, садах Черномора, звучат русские и восточные мелодии. Опера очень красива по своей музыке и художественному оформлению. Помимо этих двух опер Глинка написал много романсов, песен на слова Пушкина, Жуковского, Лермонтова, а также других произведений как для оркестра, так и для фортепиано. Музыка «Гимн городу» («Здравствуй, славная столица!») был гимном нашего государства. Сейчас мы с вами послушаем музыку. Обратите внимание на красоту, широту и величественность звучания. Слушаем музыку М. И. Глинки Программное содержание. Познакомить детей с произведениями М. И. Глинки. Учить различать жанры музыкальных произведений. Подобрать музыкальные инструменты к каждому произведению и сделать его оркестровку. Воспитывать эстетический вкус и желание слушать музыку. Ход занятия Дети уже знакомы с некоторыми произведениями М.И. Глинки, владеют приемами игры на детских музыкальных инструментах. Музыкальный руководитель . Дорогие ребята! Сегодня мы будем слушать музыку великого русского композитора Михаила Ивановича Глинки. Мы с вами уже знаем, что он написал много произведений симфонической и фортепианной музыки. Сегодня мы послушаем «Детскую польку», романс «Жаворонок» и «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила». Музыкальный руководитель исполняет «Детскую польку». Музыкальный руководитель . Это марш или полька? (Полька. ) Каков характер произведения? (Танцевальный .) Сколько в нем частей? (Три части .) Каков характер первой части? (Легкий, подвижный, звучит в высоком регистре, веселый, местами звучит отрывисто .) Как звучит вторая часть? (Более громко .) Третья часть – повторение какой части? (Первой .) Какой характер у танца полька? (Веселый, легкий, игривый, задорный .) Какой инструмент более всего подойдет для оркестровки? (Бубен .) Сейчас послушаем романс «Жаворонок» на слова поэта Николая Кукольника. Дети слушают романс. Музыкальный руководитель . Каков характер этой песни? (Легкий, напевный, нежный .) Сколько в ней куплетов? (Два .) Есть ли здесь музыкальное вступление, проигрыш и заключение? (Есть .) Какая это музыка по своему характеру? (Изображение щебетания птички .) Какой инструмент подойдет для оркестровки этой песни? (Музыкальный треугольник .) Послушаем еще раз этот романс и попробуем подыграть вступление, проигрыш и заключение. Слушание романса повторяется. Музыкальный руководитель . Теперь мы будем слушать «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила». Это произведение симфоническое, но марш так понравился известному венгерскому композитору Ференцу Листу (можно показать портрет), что он переложил его для фортепиано и сам исполнял этот марш с большим успехом. У Александра Сергеевича Пушкина есть описание шествия Черномора со слугами, которые несут его седую длинную бороду (педагог может прочесть данный отрывок). Михаил Иванович Глинка сочинил музыку для этого шествия – «Марш Черномора». Прослушаем этот «Марш». Дети слушают произведение. Музыкальный руководитель . Сколько частей в этом произведении? (Тр и .) Каков характер первой части? (Грозный, страшный, отрывистый .) Первая честь – это образ Черномора, коварного и злого волшебника. Каков характер второй части? (Очень легкий, прозрачный, мелодичный .) Вторую часть в оркестре исполняют колокольчики, которые создают впечатление волшебной сказочной музыки. А третья часть – повторение какой части? (Первой .) Давайте вместе выберем инструменты для оркестровки «Марша Черномора». Первую часть можно подыграть на барабане, а вторую – на колокольчиках. Слушаем «Марш Черномора» в оркестровом исполнении и подыгрываем на детских музыкальных инструментах. Дети слушают произведение и подыгрывают. Музыкальный руководитель . Итак, ребята, мы с вами сегодня познакомились с музыкальными произведениями великого русского композитора Михаила Ивановича Глинки. Надеюсь, что они вам понравились, и мы послушаем их еще раз. На последующих занятиях к прослушанным произведениям можно добавить «Вальс-фантазия», «Камаринская», «Арагонская охота» и др. Детям о Д. Б. Кабалевском Программное содержание. Рассказать детям о биографии Д. Б. Кабалевского; о «трех китах» в музыке. Прослушать марш, танец, песню, чтобы дети сами по характеру определили их. Ход занятия Музыкальный руководитель . Дмитрий Борисович Кабалевский – известный композитор и педагог, родился в Петербурге в 1904 г. Играть на фортепиано он начал еще в детстве, а когда подрос, то поступил в музыкальное училище им. Скрябина. После окончания училища учился в Московской консерватории. В это же время начинает преподавать в детской музыкальной школе. Вся деятельность Кабалевского связана с детьми, для которых он много сочинил хорошей музыки и с которыми любил заниматься, учил их петь и понимать, о чем говорит музыка. Кабалевский любил рассказывать детям одну легенду, в которой говорится, что в далекие времена люди не могли дать объяснение многим явлениям природы и думали, что Земля стоит на трех огромных китах. Сейчас даже маленькие дети знают, что никаких китов нет и Землю никто не поддерживает. А вот в музыке, говорил Кабалевский, есть свои «три кита», и существуют они на самом деле. На этих «трех китах» держится почти вся музыка. «Три кита» в музыке – это три основных ее жанра: марш, танец и песня. Вы, дети, уже знаете, что такое марш, танец и песня, но прежде чем ответить на вопрос, почему все-таки мы можем назвать их «китами» и почему на них держится вся музыка, давайте их послушаем. Дети слушают марш, танец, песню и определяют их. Музыкальный руководитель . Вот видите, как хорошо вы знакомы с «трeмя китами» музыки. Нет на свете человека, который бы не спел хоть одну песню, не танцевал или не маршировал. Вы поете, танцуете и маршируете на занятиях и праздниках. Дмитрий Кабалевский говорил, что танцы, марши и песни встречаются в самых разных музыкальных формах: в опере, балете, хоровой музыке и так далее. «Три кита» приблизят вас к серьезной музыке в помогут понять ее. Пусть у вас появится желание узнать эту музыку, проявится интерес к творчеству композиторов, и в итоге это принесет вам большую радость. Слушаем музыку Д. Б. Кабалевского Программное содержание. Учить детей различать жанры музыкальных произведений, узнавать знакомые произведения, учить «оркестровке» знакомой музыки. Развивать творчество в движении, расширять кругозор, воспитывать эстетический вкус. Ход занятия Дети уже знакомы с некоторыми произведениями Д. Б. Кабалевского, владеют набором движений вальса, имеют опыт танцевального творчества, владеют приемами игры на музыкальных инструментах. Музыкальный руководитель . Дорогие ребята! Сегодня мы с вами будем слушать музыку Дмитрия Борисовича Кабалевского. Он написал музыку, которую знают во всем мире. Кабалевский очень любил детей и прилагал много сил к тому, чтобы они узнали и почувствовали красоту музыки, полюбили ее, нашли в ней друга на всю жизнь. Ведь музыка передает все чувства и переживания, которые испытывает человек в жизни. Сегодня мы послушаем одну из его пьес – «Походный марш». Дети слушают произведение. Музыкальный руководитель . Как называется музыкальное произведение? Почему марш называется «походный»? (Потому что дети собираются и идут в поход.) Каков характер музыки? (Бодрый, смелый, гордый, решительный.) Какой голос у горна? (Низкий, так как он зовет ребят в поход.) А сейчас какой голос у горна? (Высокий. Он поет о том, что поход окончен.) Проводится повторное слушание произведения. Музыкальный руководитель . А теперь поговорим о вальсе. Что такое вальс? (Танец.) Вы знаете, что обозначает слово «вальс»? В переводе с французского языка это значит кружиться. Вальс – плавный танец. Давайте послушаем его. Дети слушают вальс. Музыкальный руководитель . Каков характер музыки? (Задумчивый, спокойный, летящий, кружащийся, порхающий, легкий, плавный.) Вальс можно просто слушать, а можно под эту музыку танцевать. Дети импровизируют танцевальные движения под музыку вальса. Музыкальный руководитель . Сейчас послушайте музыку и вспомните, как она называется. Правильно, «Клоуны». Сколько здесь частей? (Три.) Третья честь звучит так же, как первая. Два клоуна работают вместе. Средствами музыкальной выразительности композитор передает образы веселых клоунов, которые находятся все время в движении. Мелодия повторяется несколько раз с различной силой звучания: умеренно, тихо, громко. Связный характер исполнения чередуется с отрывистым – это подчеркивает веселье клоунов. Обращается внимание на быстрый темп, динамические оттенки музыки. Какие инструменты подходят к первой части? (Колокольчики.) А ко второй? (Погремушки.) Давайте попробуем украсить эту музыку. Производится оркестровка пьесы «Клоуны». Музыкальный руководитель . А теперь давайте изобразим клоунов. Возьмите воротнички и покажите разных клоунов. Цикл интегрированных занятий по пьесе П.И. Чайковского «Подснежник»
Цикл интегрированных занятий по балету П.И. Чайковского «Лебединое озеро»
Цикл интегрированных занятий по балету П. И. Чайковского «Щелкунчик»
Приложение 2 Музыкальные дидактические игры
Сколько птичек поет
Дидактическая задача. Развивать у детей музыкальный слух. Материал. Большая карточка размером 5х15 см и три маленькие карточки размером 5x5 см с изображением птичек (на каждого ребенка). Ход игры Дети сидят за столами. Когда звучит один звук, ребенок выкладывает на большую карточку одну птичку; когда звучит два звука, выкладывает две карточки и т. д. Примечание. Для создания игрового момента деятельности можно рассказать детям сказку, в которой ставится задача-стимул. Ее решение способствует выполнению дидактической цели игры. Например: «В одном сказочном лесу жили маленькие гномы. Они любили приходить к большому раскидистому дубу и слушать пение птиц. Однажды вместе с ними пришел самый маленький гном и стал слушать пение птиц. Когда пела одна птичка, он ее хорошо слышал. Но вдруг запело несколько птиц, и он не смог услышать и определить, сколько птиц поет. Он очень расстроился и даже стал плакать от досады». Давайте все вместе поможем ему отгадать, сколько поет птичек. Угадай, на чем играю
Дидактическая задача. Учить детей различать по тембру звучание детских музыкальных инструментов. Материал. Ширма, игрушки: зайчик и медведь; погремушки, барабан. Ход игры Ведущий (педагог) ставит перед детьми на стол ширмочку и показывает зайчика, который играет на погремушке, приговаривая: Я зайчик-побегайчик, На погремушке играю, Вас веселю и развлекаю.
Зайчик звенит погремушкой и прячется за ширму. Ведущий показывает детям медведя, идущего в перевалку и играющего на барабане. Медведь играет на барабане и прячется за ширму. Ведущий. Мишка с Зайкой убежали, нам загадку загадали, Кто играет, тут узнай, нам скорее отвечай.
Примечание. В данной игре можно добавить количество детских инструментов (3–4) и одновременно ввести задачу-стимул: «Помогите зайчику (мишке и т. д.) определить, какой звучит инструмент?». Мама и детки
Дидактическая задача. Развивать звуковысотный слух. Материал. Игрушки: гусь, курица и утка (или их силуэтное изображение). Шапочки гусят, цыплят и утят (на каждого ребенка). Ход игры Игрушки (гусь, курица и утка) расставлены в разных углах зала. Ведущий (педагог) поочередно выполняет роль мамы-курицы, мамы-утки и мамы-гусыни. При этом поет на звуке «ре» первой октавы: «Где мои утята, милые ребята? Кря, кря, кря!» Дети, изображающие утят, бегут к утке и поют свой ответ на звуке «ля» первой октавы: «Кря, кря, кря – мы здесь!». То же самое делают по очереди гусята и цыплята, когда их зовут мама-курица и мама-гусыня. Примечание. В этой игре можно использовать импровизацию ответов от разных звуков. Затем можно предложить детям представить, как будут отвечать детки, если они испугались, веселятся или грустят. Кроме того, можно использовать плясовые мелодии, которые исполняются в разных регистрах и в разном темпе, а ребята должны изображать, как будут танцевать детки, а как мама. Веселые петрушки
Дидактическая задача. Развивать звуковысотный слух. Материал. Ширма, металлофон, карточки с изображением петрушек, одетых в костюмы разных цветов: красный, желтый и синий (по количеству участников игры); карта-панно с пятью линейками, на которых сидят петрушки с колокольчиками: петрушка в красном костюме – на верхней линейке, петрушка в желтом – в середине, петрушка в синем – на нижней линейке. Ход игры Ведущий играет высокий звук на металлофоне и спрашивает: «Какой петрушка звенит в колокольчик?» Ребенок поднимает и показывает карточку с изображением петрушки в красном костюме. Когда звучит звук в среднем регистре, ребенок поднимает петрушку в желтом костюме; когда звучит звук в нижнем регистре – в синем. Примечание. В данной игре можно использовать для постановки задачи-стимула рассказ о новогодней елке: «На елке висело много игрушек: красивые шары, яркие хлопушки и бусы, сосульки и шишки, разноцветные звонкие колокольчики и веселые озорные петрушки. Когда дома все ложились спать, озорные петрушки начинали звенеть в колокольчики. Наверху, у самой макушки, расположился петрушка в красном костюме и звенел в колокольчик, издававший высокий звук. На середине елки, в густых ветвях, висел петрушка в желтом костюме. Его колокольчик издавал средний звук. А в самом низу красавицы елки находился петрушка в синем костюме, и его колокольчик звенел низко: “Бом-дили, бом-дили”. Елка очень любила слушать перезвон колокольчиков всех петрушек». Давайте и мы послушаем перезвон колокольчиков и угадаем, какой петрушка сейчас играет со своим колокольчиком. На лугу
Дидактическая задача. Учить детей реагировать на характер музыкального произведения; передавать движениями музыкальный образ насекомых: шмеля, стрекозы, бабочки; реагировать на окончание музыки. Материал. Трафареты полевых цветов и различных трав. Шапочки разных насекомых (на каждого ребенка). Ход игры На полу разложены трафареты полевых цветов и различных трав. Под музыку дети изображают, как летают бабочки, стрекозы, шмели. С окончанием музыки каждый ребенок должен закончить движение и «опуститься на цветок». Примечание. Для того чтобы вызвать интерес к игре, целесообразно создать образную игровую ситуацию: предложить детям вспомнить лето и представить поляну, на которой растут разные цветы, куда всегда прилетают насекомые, чтобы весело порхать с цветка на цветок. Например: «Жарким летним утром на полянке расцвели сразу разные красивые полевые цветы. Здесь были красавица ромашка, ароматная ярко– красная розочка и звонкий синий колокольчик. Все цветы просыпались рано утром и умывались росой. Нежный ветерок раскачивал их головки из стороны в сторону. Цветы ждали, когда же проснутся и прилетят шмели, стрекозы, красавицы бабочки, а также прискачет музыкант-кузнечик. Самыми нетерпеливыми были гвоздички. Они возмущенно говорили своим соседкам-ромашкам: “Когда же прилетят шмели, стрекозы, бабочки? Ведь очень весело, когда вокруг тебя кружатся красивые насекомые”. Самым первым на полянке появился кузнечик и стал играть веселую мелодию на своей скрипке. И сразу же прилетели бабочки, стрекозы и шмели. Насекомые кружились, порхали, жужжали. Но неожиданно кузнечик перестал играть и музыка смолкла. Тут же насекомые опустились на цветы. Но стоило кузнечику заиграть снова, как все вокруг приходило в движение». Давайте, ребята, представим себя насекомыми и изобразим, как они веселятся, летают на цветочной полянке. Прогулка в парке
Дидактическая задача. Развивать у детей чувство ритма. Материал. Металлофоны (по числу играющих). Ход игры Дети сидят за столами. Перед каждым ребенком металлофон. Воспитатель рассказывает историю про детей, которые гуляли в парке. Дети озвучивают рассказ согласно его содержанию при помощи ритмического рисунка на металлофоне. Воспитатель . Сегодня мы с вами пойдем в парк на детскую площадку. Эта прогулка необычная, так как мы будем только представлять себе, что мы делаем. Итак, начнем. Был прекрасный день, и мы с вами решили пойти в парк. Оделись и стали спускаться по лесенке (дети имитируют на металлофонах спуск по лестнице вниз – с верхнего регистра к нижнему). Вышли на улицу и побежали вверх по дорожке, прямо на детскую площадку (дети имитируют это на металлофонах звучанием от нижнего регистра к верхнему в быстром ритме). Увидели качели и начали на них качаться, напевая песенку: Вот качели на лугу, Я качаться побегу, Вверх – вниз, Вверх – вниз.
Дети исполняют песенку и подыгрывают себе на металлофонах. Воспитатель . Покатались на качелях и стали играть в мяч, приговаривая: Мой веселый звонкий мяч, Ты куда помчался вскачь!
Дети имитируют прыгающий мяч на металлофонах. Воспитатель . Но вдруг начался дождь. Сначала он шел медленно, а затем все быстрее и быстрее: Кап… кап… (дети имитируют на металлофонах звучание капели). Мы испугались дождя и побежали в детский сад: топ, топ, топ… Каждый ребенок изображает на металлофоне, как он бежит. Примечание. После того как дети поймут смысл игры, они могут сами рассказывать истории о себе или о своих товарищах, озвучивая их на металлофоне. Найди шарик
Дидактическая задача. Учить детей различать динамику звучания «громко – тихо». Материал. Шарик. Ход игры В этой игре дети знакомятся с тем, что звучание может быть разным по силе. Дети стоят стайкой или сидят. Взрослый просит одного из ребят закрыть глаза и прячет шарик. Водящий открывает глаза и начинает искать шарик. В это время дети поют: Шарик спрятался от нас, Разыщи его сейчас, Поищи, поищи И скорей к нам принеси. Если громко будем петь, Значит, шарик где-то здесь. Если шарик далеко, Поем тихо и легко. Поищи, поищи И скорей к нам принеси!
Дети поют то громко, то тихо – в зависимости от того, на каком расстоянии находится водящий от шарика. Примечание. Следует обращать внимание на то, как дети поют припев. Звук должен быть легким, сила звучания должна меняться. Не следует допускать крика и напряженного пения. Птичий концерт
Дидактическая задача. Учить детей различать высоту звука. Материал. Музыкальный инструмент для подыгрывания (металлофон, фортепиано, флейта). Ход игры Дети учатся воспроизводить разные по высоте звуки: в диапазоне секунды, терции, квинты. Дети сидят полукругом. Ведущий или воспитатель поет, а дети отвечают. Ведущий. На березовой верхушке Целый день поет кукушка:
Дети . Ку-ку, ку-ку, ку-ку! Ведущий. А синица целый день Поет громко:
Дети . Тень-тень, тень-тень! Ведущий. Вторит дятел им: Тук-тук-тук, Долбя клювом старый сук. Дети. Тук-тук-тук!
Примечание. Для создания игрового момента можно использовать шапочки-маски с изображением птиц. Игру можно выполнять по ролям: одни дети имитируют голосом кукушку, другие – синицу, третьи – дятла. Тот, кто лучше выполнил имитацию, исполняет свободную пляску. В игру можно играть индивидуально с каждым ребенком. Приложение 3 Виды музыкальной деятельности
Виды музыкальной деятельности реализуются на занятиях, в повседневной жизни детского сада (на различных занятиях), в процессе досуговой деятельности (во время отдыха, вечеров развлечений, праздников, самообразования, в процессе творчества, а также в быту). Основная цель – научить детей слышать, любить и понимать музыку, чувствовать ее красоту.
Перечислим основные элементы музыкально-эстетического сознания. Потребность в музыке. Потребность (надобность, требующая удовлетворения) как стимулятор активности человека необходима в любой деятельности для самореализации и самоутверждения. Она является отправной точкой формирования и развития эстетического отношения ребенка к музыке. Эстетическое переживание. Душевное состояние, вызванное какими-либо сильными ощущениями, впечатлениями и выступающее для человека как событие собственной жизни. При слушании музыки у ребенка возникают положительные или отрицательные эмоции определенной силы, отражающие его психическое состояние. Эстетическая оценка. Художественная форма отражения, предназначенная для определения ценностных свойств вещей и явлений, их полезности, красоты с точки зрения искусства. В данном случае – сознательное отношение к своим музыкальным запросам, переживаниям, установкам, вкусу, рассуждениям. Эстетически воспринимая музыку, ребенок делает первые обобщения. Примечание. Использованы схема и материалы учебника Радыновой О. П. Музыкальное воспитание дошкольников. – М., 1998. – С. 33–36.
Музыкальность – это комплекс способностей, содействующих успешному проявлению активной музыкальной деятельности в доступных формах. Интерес к музыке и достаточно развитый слух говорят о музыкальности ребенка. Главный признак музыкальности – способность эмоционально отзываться на музыку, сопереживать. Особое значение имеют различение высоты, тембра, силы и длительности звуков, то есть тех музыкальных сенсорных способностей дошкольников, на основе которых формируются более сложные навыки. Ладовое и ритмическое чувство у детей в силу возрастных психических особенностей проявляется не в равной степени. Их эмоциональный отклик на ладовую окраску музыки длительное время имеет лишь общий характер. Позднее проявляется умение различать мажор и минор. Слуховые представления высоты особенно успешно формируются, если упражнять детей в условиях ладовой настройки. Основные музыкальные способности: • способность переживать, различать, представлять и воспроизводить ладовые соотношения (ладовысотный слух); • способность переживать, различать, представлять и воспроизводить музыкальный ритм (чувство ритма), позволяющая воспринимать музыку наиболее полно, разносторонне, исполнять ее точно, непринужденно и эмоционально.
Для осуществления музыкальной деятельности – слушания, исполнения и творчества – ребенок должен обладать следующими способностями: • способность целостного восприятия музыки (внимательное слушание и сопереживание художественного образа в его развитии) и дифференцированного (различие средств музыкальной выразительности); • исполнительские способности (чистота певческих интонаций; согласованность движений при игре на детских инструментах); • способности, проявляющиеся в творческом воображении при восприятии музыки; в песенных, музыкально-игровых, танцевальных импровизациях. Примечание. Использованы схема и материалы учебн
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 252; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.114.150 (0.013 с.) |