Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Подготовительная к школе группа (от шести до семи лет)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В этом возрасте у детей появляется интерес к музыкальной грамоте, более ярким становится стремление выразительно исполнить песню, танец, проявить творчество; желание высказать свое мнение об услышанном. Дети мотивируют свои предпочтения, проявляют повышенный интерес к импровизации и сочинительству. Формирование личности ребенка с опорой на музыкальное искусство по-прежнему остается стержнем музыкального воспитания. Занятия имеют ту же структуру, что и в старшей группе. Продолжительность занятий 30 минут. При организации занятий необходимо учитывать следующие положения. • Восприятие музыки происходит как диалог с композитором, как переживание определенного эмоционального состояния и эстетических чувств. • Осознание своих эстетических эмоций, связанных с музыкой, означает в конечном счете развитие музыкального вкуса и сознания. Это зависит от педагога, который должен построить работу так, чтобы ребенок приобрел знания, навыки и умения чувствовать образ и передавать его с помощью разных видов художественной деятельности. Синтез различных видов искусств и интеграция художественной деятельности в эстетическом воспитании детей основываются на познании ребенком выразительных средств каждого вида искусства и постепенном понимании того, что образ одного и того же объекта, явления в разных видах искусства создается специфическими для каждого из них средствами. • Воплощение переживаемого в творческой деятельности дошкольника 6–7 лет является обязательным. Синтезируя имеющийся у него художественный опыт, он испытывает потребность воплотить свои переживания и фантазии в объективной форме. Известно: чем богаче его художественный опыт, тем точнее критерии оценки, тем выразительнее творчество. Слушание музыки Детям предоставляется возможность познать, как одно и то же явление отражается в разных видах искусства, какие художественные средства при этом используются в музыке, живописи, литературе. Так, тема «Море» описана А.С. Пушкиным в стихотворении «К морю» и отражена Н. Римским-Корсаковым в опере «Садко», а И.К. Айвазовский ярко изобразил состояние моря в картине «Девятый вал». Такие занятия позволяют музыкальному руководителю не только дать детям знания, умения, но и обобщить их, представить то или иное явление целостно. Формирование вкуса, интересов, воображения, развитие эмоций происходят с опорой на лучшие образцы народной и классической музыки. Большое внимание уделяется развитию словаря эстетических эмоций – ребенок учится подбирать точные слова для характеристики музыкального произведения. Так, после прослушивания пьес П. И. Чайковского «Болезнь куклы» и «Новая кукла» дети, как правило, употребляют к первому произведению эпитеты: тревожная, печальная, трогательная музыка; а ко второй пьесе – радостная, звонкая, игривая, светлая музыка. Методы и приемы, способствующие формированию у детей активности в процессе слушания музыки, те же, что и в предыдущих группах. При этом необходимо учитывать возможности, опыт детей и при проведении беседы, которая в этой группе носит более развернутый характер. Это дает каждому ребенку возможность эмоционально и образно высказать свои впечатления; определить структуру произведения, выразительные средства, характер произведения в полном объеме. С целью активизации слухового восприятия следует использовать слушание музыкального произведения в различном исполнении: фортепианном, оркестровом, камерно-ансамблевом. Пение Ведущим видом музыкальной деятельности остается пение, поэтому на музыкальных занятиях педагог стремится укрепить у детей интерес к пению, желание петь, особенно сюжетные песни. В процессе обучения пению на каждом занятии предлагаются новые, дополнительные задания: петь трудные мелодические ходы, исполнить отдельные фразы; шепотом, четко произносить текст, соблюдая правильный ритм; петь без сопровождения. Много внимания также уделяется певческим навыкам и певческой установке: правильному положению корпуса, головы, плеч, рук и ног. На стул дети садятся так, чтобы ноги, согнутые в коленях, были расположены прямо, упираясь в пол всей ступней. Сидят они на половине стула, держа спину прямо, а руки лежат на коленях. Голову, не опуская и не поднимая вверх, держат прямо. При пении стоя корпус и шея выпрямлены, ноги чуть расставлены, руки вдоль туловища. Особое внимание необходимо уделять положению подбородка: он не должен быть поднят или опущен. Педагог продолжает формировать певческое дыхание: учит делать выдох за счет постепенного расхода дыхания на всю продолжительность музыкальной фразы; обучает короткому, энергичному, обязательно с небольшой задержкой вдоху, не допуская при этом поднятия плеч. В данном случае может быть использована следующая игра. Ребенок кладет правую руку на живот. По команде педагога «Вдох» и одновременному поднятию руки вверх он делает вдох и задерживает дыхание. При этом дышать необходимо носом. Следует помнить, что основным требованием, предъявляемым к художественному вокальному исполнению, является правильный красивый певческий звук. Главными методами вокальной работы являются вокальный показ, устное объяснение и певческие упражнения. Не следует позволять детям петь плохо выученный материал и дозировать длительность пения без сопровождения; на каждом занятии необходимо закреплять усвоенный материал. Для того чтобы певческий голос звучал ровно и по всему диапазону, можно посоветовать начинать работу с трех–пяти звуков в примарной зоне звучания голосового аппарата. Соблюдать диапазон в этой возрастной группе «ре» первой октавы – «до» второй октавы. Особое внимание следует уделять выравниванию, округлению звучания гласных и выработке чистого унисона, для чего можно использовать, например, упражнения на звук «е» – козочка «ме», овечка «бе» и подобные упражнения на другие гласные. Необходимо обращать внимание детей на активность губ, четкое произношение согласных, особенно в конце слова; вырабатывать дикцию при помощи специальных упражнений – шуток-прибауток, потешек, скороговорок: «Шла Саша по шоссе и сосала сушку», «Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали» и т. п. В ходе работы над пением большое внимание уделяется творческим заданиям, которые условно делятся на три цикла. Первый цикл – закрепление уже имеющегося опыта подражания звукам, которые ребенок не раз слышал (как звучит барабан, играет труба и т. д.); сочинения своей мелодии колыбельной. Второй цикл заданий – это вопросы и ответы в игровой форме. При этом важно активизировать детей в передаче разных интонаций: жалобных, просительных, сердитых, радостных. Например, исполнение песенки козы из сказки «Волк и семеро козлят» – то от лица козы, то от лица волка. Третий цикл – это импровизация на заданный текст, который должен быть контрастным по настроению, кратким и образным (можно использовать стихи С. Маршака и А. Барто). Сначала дети сочиняют на текст мелодию, затем сами придумывают слова и мелодию, а в дальнейшем импровизируют в одном определенном жанре: марш, песня, танец. Музыкально-дидактические игры Они остаются эффективным средством формирования звуковысотного, ритмического, тембрового и динамического слуха у детей 6–7 лет. Эти игры, как и в предыдущих группах, разучиваются на занятиях, затем переносятся в самостоятельную игровую деятельность. В данной возрастной группе особое место занимают дидактические игры, придуманные детьми по аналогии, с которыми они знакомятся на занятиях. Игры желательно проводить перед пением, так как они способствуют развитию слуховой сосредоточенности, столь необходимой именно в пении. Музыкально-ритмические движения Они имеют особое значение в работе с детьми данного возраста, так как дети уже способны посредством движений развить и передать художественный образ, в котором обязательно отражаются сопоставление контрастных и сходных структур произведения, ладовая окрашенность, размер, ритмический рисунок, динамика, оттенки, темповые изменения. Педагог должен научить детей передавать свои эмоциональные переживания через движения. Для этого необходимо содействовать развитию у них способности владеть своим телом. Осознанное движение позволит глубже воспринять музыку и более выразительно передать то эмоциональное состояние, которое вызывает музыкальное произведение. Существуют упражнения, развивающие умение танцевать, гибкость, устойчивость или слитность движений. Так, упражнение «Передача платочка» развивает ритмическую четкость движений, подготавливает к исполнению плавных движений. Не менее важным остается проблема выбора приемов и методов обучения, призванных создать на занятиях атмосферу увлеченности, чтобы дети занимались музыкально-ритмическими движениями не по принуждению, а потому, что это интересно и нравится им. Здесь можно использовать игровой метод, способствующий органичному проникновению ребенка в художественный замысел, настраивающий его на эмоциональное освоение движений и помогающий скоординировать движения с музыкой. Например, упражнение «Поедем на каток», согласно которому дети должны представить, на каком виде транспорта поедут на каток, и изобразить, как они «едут», передавая характер движения; а затем показать, как катаются на коньках. Выразительная разговорная речь, тесно связанная с движением (жестом), музыкальной интонацией, становится тем самым мостиком, который связывает движение и музыку. В работе над движением уместно развивать детское творчество, используя различные приемы, например, прослушивание музыки, определение ее характера, настроения и формы. Можно предложить детям наметить возможные варианты построения танца или игры; выполнить упражнение с воображаемым предметом; угадать, что показывают мальчик, девочка или все дети; исполнить перепляс, изобразить выразительное движение персонажа; отобразить взаимоотношения персонажей в той или иной игре (спектакле), в эмоциональном состоянии (грустит, радуется и т.п.); придумать самостоятельно игру, танец. Игра на детских музыкальных инструментах Продолжают проводиться систематические занятия по обучению игре на детских музыкальных инструментах (методику обучения см. в предыдущих группах). Дети совершенствуют свои навыки в процессе игры в оркестре, развивают исполнительское мастерство, работая над художественно-выразительным, эмоциональным, грамотным и в достаточной степени технически совершенным исполнением музыкального произведения. К концу года дети могут • Внимательно слушать музыку, эмоционально и радостно откликаться на выраженные в ней чувства и настроения; назвать любимое произведение, объяснить, почему оно нравится; узнавать знакомые произведения по вступлению, второй части, заключению, яркому фрагменту; узнавать мелодию Государственного гимна России; определять, к какому жанру принадлежит прослушанное произведение (марш, песня, танец); слышать в музыке изобразительные моменты, соответствующие названию пьесы, узнавать их характерные образы; • Спеть по своему выбору знакомые песни с фортепианным сопровождением, правильно передавая мелодию; знакомую песню без сопровождения в двух разных тональностях; держать правильно положение корпуса и головы при пении, относительно свободно артикулируя и правильно распределяя дыхание; определить высокие и низкие звуки в пределах квинты; ответить, правильно ли спета песня другим ребенком; • Выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки; прослушав незнакомую музыку по выбору педагога, выразительно изобразить персонаж; исполнить парный танец; сочинить танец по данному плану; активно участвовать в выполнении творческих заданий; импровизировать пляску, используя знакомые элементы народного танца; инсценировать игровые песни, придумывать варианты образных движений в играх и хороводах; • Прослушать и определить на слух, на каких инструментах играли взрослые в оркестре; исполнить сольно и в ансамбле на ударных и звуковысотных детских музыкальных инструментах несложные песни и мелодии; исполнить одну знакомую песенку, мелодию на инструменте с диатоническим или хроматическим звукорядом; по своему выбору вспомнить и исполнить любимую попевку. Для успешного музыкального развития детей необходимо наличие музыкально-педагогического оборудования: детских музыкальных инструментов (бубен, барабан, металлофон, ложки, ксилофон, треугольник, трещотка, погремушка, колотушка и др.); музыкальных игрушек (органчик, музыкальные волчки, игрушечное пианино, детская гитара и др.); настольных музыкально-дидактических игр; экранных, звуковых и экранно-звуковых (аудиовизуальных) пособий и специального оборудования к ним с записями классической музыки и детским музыкальным репертуаром; оборудования для художественно-театральной деятельности в детском саду; атрибутов и костюмов для игр. Приложение 1 Конспекты занятий
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 77; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.255.135 (0.007 с.) |