Жизненный подвиг славянских Первоучителей. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Жизненный подвиг славянских Первоучителей.



ПЕРВЫЕ

1. Изобретение одной из первых славянских азбук, с помощью которой были записаны славянские переводы богослужебных книг, приписывается двум братьям, родившимся в Византийском городе Солуни. Поскольку Константин и Мефодий родились в Византии и продолжительное время находились на службе у византийского императора, их основная миссионерская поездка проходила в западнославянских землях, а трения по поводу просветительской деятельности у них возникли с Римом, то логично предположить, что источники, сообщающие о жизни и деятельности братьев, должны составлять три группы: греческую, славянскую и латинскую.

Греческие источники. Как ни странно, не сохранилось ни одного византийского документа, где бы упоминалось о деятельности Константина и Мефодия. Нет свидетельств и в бумагах патриарха Фотия, притом, что сохранилось более трехсот его писем, ни в одном он не говорит о солунских братьях. Некоторые сведения на греческом языке мы можем получить из сочинений литературного характера: «Пространного жития Климента», составленного в XI-XII веках болгарским архиепископом Феофилактом (так называемая «Болгарская легенда») и «Краткого жития святого Климента», написанного в XIII веке архиепископом Димитрием Хоматианом (так называемая «Охридская легенда»), однако не стоит забывать, что обе легенды написаны значительно позднее, чем представленные в них события.

Славянские источники сведений о жизни и деятельности Константина и Мефодия носят как документальный, так и литературный характер. Об их жизненном пути и просветительской деятельности в славянских землях нам сообщают так называемые «Паннонские легенды» – пространные жития Константина и Мефодия. Основные биографические факты о жизни и деятельности двух братьев, сообщенные в Паннонских легендах, подтверждаются и дополняются другими произведениями, в том числе и реальными историческими документами.

1. Пространное житие Константина Философа составлено в Великой Моравии сразу после его смерти, предположительно между 869 и 882 годами. Однако этот памятник известен сейчас только в поздних списках, старшие из которых относятся к XV веку (Сейчас известно 48 полных списков "Жития Константина"). Житие анонимно.

Одни исследователи приписывают его авторство Клименту Охридскому, одному из учеников Константина и Мефодия, приводя в доказательство стилистические параллели с принадлежащей его перу «Похвале Константину»; другие считают, что «Житие…» составили ученики Константина при непосредственном участии Мефодия или же сам Мефодий. В пользу последнего свидетельствует хорошая осведомленность автора «Жития…» о детских и юношеских годах Константина. Особенностью этого «Жития…» является включение в него фрагментов произведений самого Константина: молитв, стихов, полемических трактатов. Житие довольно большое по объему. Оно написано на 15 листах в 2 столбца.

2. Пространное житие Мефодия создано в конце IX – начале X века. На это указывает то, что с этим житием был хорошо знаком автор «Повести временных лет» (житие Мефодия упоминается в записи под 898 годом), упоминается оно и в житиях Наума и Климента. Возможно, оно начато в Моравии, но завершено в Болгарии, куда бежали ученики Мефодия. Как и пространное «Житие Константина Философа», «Житие Мефодия» анонимно. Мнение ученых об авторстве разделяются. Одни считают, что его написал Климент Охридский, другие склоняются видеть автором Горазда, третьи – Константина Преславского. Житие Мефодия сохранилось в шестнадцати списках, древнейший из них представлен в составе древнерусского Успенского сборника (XII – XIII века).

3. «Похвала блаженному отцу нашему и учителю словеньскому Кириллу Философу» и «Похвальное слово Кириллу и Мефодию» были написаны Климентом Охридским (около 830 года – 916 годы). Климент сопровождал Кирилла и Мефодия в великоморавской миссии, сопутствовал им при посещении Паннонии, Венеции и Рима. После смерти Мефодия и изгнания его последователей из Моравии Климент попадает в Болгарию, где занимается просветительской, переводческой и религиозной деятельностью. Перу Климента принадлежит более восьмидесяти произведений. Похвалы Кириллу и Мефодию написаны традиционным для средневековой литературы языком. Говоря о первоучителях, Климент использует доступные средневековому читателю тропы: называет Константина «новым апостолом», деятельность которого повсюду возрождала «весну на земле». Кирилл, по словам писателя, «просветил бесчисленные народы, во тьме неведения лежащие». Общий пафос похвал – прославление учителей.

4. Краткие «проложные» Жития Кирилла и Мефодия получили свое название по книге «Прологи», в составе которой они находятся. Старейшие списки проложных житий относятся к XIII веку.

5. «Сказание о письменах» черноризца Храбра – первый славянский филологический трактат – было написано в конце IX века. «…еще живы те, кто их (Кирилла и Мефодия) видел», – пишет Храбр. Основная цель «Сказания…» – доказать преимущества славянского письма над греческим в славянском богослужении. Среди преимуществ славянского алфавита выдвигаются его приспособленность для передачи всех славянских звуков и то, что греческий алфавит создали язычники-эллины, а славянский – христианин.

6. «Успение Кирилла» представляет собой сокращенное «Житие Константина Философа». Написано оно было на территории Болгарии, по всей вероятности, вскоре после того, как туда попадают ученики Константина и Мефодия. В «Успение Кирилла» были сделаны важные для болгар добавления: известие о том, что Кирилл был болгарином, что мать его звали Марией и что он до моравской миссии крестил болгар у реки Брегальницы.

В латинских источниках содержатся наиболее важные документальные свидетельства о Константине и Мефодии. Подлинные документы позволяют с точностью говорить о событиях, происходивших в конце IX века и связанных с именами Константина и Мефодия.

1. Послания (буллы) римских пап, связанные с деятельностью солунских братьев. За время деятельности Константина и Мефодия в славянских государствах сменилось четыре понтифика. До наших дней дошли послания папы Иоанна VIII, в которых содержатся достоверные факты, связанные с деятельностью Мефодия, и послания папы Стефана V, который после смерти Мефодия запрещает в Моравии славянское богослужение.

2. Письмо архиепископа Теотмара Зальцбургского и других представителей баварского духовенства к папе Иоанну IX (около 873 года), известное как «Обращение баварцев и хорутан». В нем с негодованием говорится, что там, где действует Мефодий, прекратилось чтение евангелия и исполнение религиозных обрядов на латинском языке.

3. Письма 870-875 годов Анастасия Библиотекаря, лично знавшего Константина, к папе Адриану II и епископу Гаудериху Веллетрийскому. В них Константин характеризуется как человек

«апостольской жизни», «мудрейший», «необыкновенный, достойный истинного удивления философ» и т.п. Он рассказывает и о похоронах Константина в Риме, которые сопровождались почестями, которые оказываются «самому папе».

4. Гаудерих Веллетрийский «Житие и перенесение мощей св. Климента». Так называемая «Итальянская легенда»была написана не позднее 882 года, так как в этом году умер папа Иоанн VIII, которому епископ Гаудерих легенду преподнес. Однако текст легенды сохранился лишь в обработке начала XII века, выполненной Львом Острийским. «Итальянская легенда» представляет собой рассказ о Кирилле и Мефодии и перенесении ими мощей святого Климента из Херсонеса в Рим. «Итальянская легенда» была создана на основе пространного «Жития Константина Философа», переведенного Мефодием для Гаудериха в 880 году, во время пребывания солунянина в Риме.

Княжество Великая Моравия

Большинство польских, чешских, и российских историков считает, что Великая Моравия образовалась на основе Само(Само – первая известная военно-политическая консолидация западных славян (623-658 гг.) и являлась раннефеодальным государством.

Великоморавская держава — славянское государство, существовавшее в 822—907 годах на Среднем Дунае. В период наибольшего могущества включало в себя территории современных Венгрии, Словакии,Чехии, а также Малую Польшу, часть Украины и исторической области Силезия. Располагалось на территориях прежде бывших славянских государств Само и Карантании.

Столицей государства, как полагают исследователи, являлся город Велеград. По другим данным, столицей был город Нитра.

Великая Моравия оказала большое влияние на культурное развитие всего Славянского мира: здесь была создана первая славянская письменность и возник церковно-славянский язык.

В годы наивысшего расцвета Великая Моравия занимала огромное пространство. В её состав входили территории современных Чехии, Словакии, Венгрии, востока Германии, севера Австрии, юга Польши, украинского Закарпатья, запада Румынии, а также севера Сербии, Хорватии и Словении. История Великоморавской державы вроде бы хорошо известна, однако до сих пор в ней есть вещи, остающиеся тайной. Один из спорных вопросов — где же была столица Великой Моравии Велеград? Возможно, там, где сегодня есть городище Микульчицы (по-чешски — Микульчице) возле города Годонин на границе со Словакией? С середины прошлого столетия там постоянно ведутся археологические раскопки. Удалось найти остатки княжеского дворца, каменных храмов, деревянных жилищ и погребений знати и дружинников. Но не исключено, что столица Великой Моравии располагалась севернее — возле современного города Угерске-Градиште на востоке Чехии. Здесь стоит ныне не действующий Велеградский монастырь, частью которого является базилика, названная в честь Кирилла и Мефодия. Сюда ежегодно приезжают как православные, так и католические паломники, желающие почтить память святых равноапостольных братьев. Важное значение в Великоморавской державе имела крепость Девин, стоящая у места впадения реки Моравы в Дунай. Сегодня это городище, расположенное на окраине Братиславы, а с него открывается вид на сопредельную территорию Австрии, откуда на земли западных славян часто приходили германские

завоеватели. Кроме того, некоторые князья проживали в городе Нитра, ныне являющемся одним из краевых центров Словакии.

Первое упоминание в источниках о Моравском княжестве относится к 822 году. Первым достоверно известным его правителем считается Моймир I, оттого и правившую там династию стали называть Моймировичами. Первоначально его владения охватывали собственно историческую область Моравия, расположенную на юго-востоке современной Чехии. Но в дальнейшем пределы державы расширились. Соперником Моймира было Нитранское княжество на западе современной Словакии. В 833 году Моймир победил нитранского князя Прибину и присоединил его владения к Моравии. Неудачливый Прибина бежал к Людовику II Немецкому, от которого получил во владение территорию возле озера Балатон. Здесь образовалось Блатенское княжество, территория которого впоследствии переходила от франков к мораванам и обратно, пока его в начале Х века не уничтожили венгры. К западу от Моравии начало оформляться Чешское княжество во главе с династией Пржемысловичей. Их столица находилась в Праге. В 845 году чехов крестили в Регенсбурге немецкие епископы. Спустя год Моймир присоединил Чешские земли к своим владениям, но власть моравских государей над чехами была скорее номинальной. В отличие от Нитры, в Чехии сохранились свои князья, а их отношения с мораванами скорее напоминали союз родственных племён, противостоящих натиску немцев. Хотя Моравия расширяла свои пределы, о её полной государственной независимости говорить не приходилось. В 831 году её крестил епископ немецкого города Пассау Регинар, а сама она фактически стала вассалом Восточно-Франкского королевства. Спустя 15 лет Людовик II вторгся в Моравию, сверг Моймира и посадил на место князя его племянника Растислава (в русской традиции его иногда называют Ростиславом).

Людовик считал, что воспитанный при его дворе Растислав будет во всём его слушаться. Однако тот оказался весьма своенравным правителем, стремившимся выйти из-под опеки. С этой целью моравский князь охотно поддерживал всех противников Людовика, а также заключил союз с Византией и Болгарией. В 855 году войска немецкого правителя вторглись в пределы Моравии, однако (по всей видимости, в районе современной Братиславы) славяне их разбили, после чего сами опустошили ряд районов Баварии. Борьба, длившаяся с переменным успехом, продолжалась. Союзником Людовика Немецкого выступало баварское духовенство, власть которого

распространялась и на Моравию. Стремясь избавиться от опеки немецких епископов, Растислав обратился к Папе Римскому с просьбой обучить славянских священников. Однако понтифик отказал князю, после чего в 862 году он направил послов к императору Византии Михаилу III. «Народ наш исповедует христианскую веру, но у нас нет учителей, которые могли бы объяснить нам веру на нашем родном языке. Пришлите нам таких учителей», — обратились моравские послы к Михаилу. Василевс отнёсся к просьбе славян благосклонно. В 863 году на территорию Моравии прибыли владевшие славянским языком учёные мужи Кирилл (Константин) и Мефодий. Так началась их миссия, результатом которой стало изобретение славянской письменности и перевод на славянский язык греческих богослужебных книг. Кирилл и Мефодий вели свою работу, преодолевая сопротивление немецких священников и Людовика Немецкого, который в 864 году ещё раз вторгся в Моравию. Однако князь Растислав сумел изгнать неприятеля, а миссия святых братьев продолжилась. За три года в Моравии они сумели организовать независимую от германцев славянскую церковь. По дороге в Италию Кирилл и Мефодий по поручению князя Коцела занялись распространением славянской книжности в Блатенском княжестве. В 867 году равноапостольных братьев вызвали в Рим (окончательного раскола церкви к тому моменту ещё не произошло — Ред.). Несмотря на сопротивление части духовенства, считавшей славянскую литургию святотатством, папа Адриан II её утвердил. Он же рукоположил первых трёх моравских священников, которых Кирилл и Мефодий привезли с собой, а Мефодий стал главой моравской церкви. Казалось бы, дело сделано. Но тут в дела церковно-просвещенческие вмешалась политика.

В 870 году Растислав фактически разделил Моравию на две части, фактически отдав территорию Нитранского княжества племяннику Святополку. Последний выразил готовность признать себя вассалом восточно-франкского короля. Тут же сын Людовика Немецкого Карломан вторгся в Великую Моравию, и Святополк выдал ему Растислава. Правителя Моравии заточили в один из баварских монастырей, ослепили, и вскоре он умер. В одну из обителей Швабии заключили и Мефодия. Святополк год правил страной на правах вассала германцев, но в 871 году немецкий правитель заточил в темницу и его. Людовик Немецкий отправил для управления Моравией двух графов, но народ восстал. Тут франкский правитель решил выпустить Святополка из тюрьмы, а вроде бы верный Людовику моравский князь взял и уничтожил баварские гарнизоны. Предпринятая в 874 году карательная экспедиция франского короля закончилась его

разгромом. В итоге стороны заключили мир. Святополк вторично признал вассалитет от Восточно-франкского королевства, но зависимость эта была номинальной. Тем временем Папа Римский Иоанн VIII повелел освободить Мефодия. Правда, попутно он запретил славянскую литургию, разрешив только проповеди. Создатель славянской азбуки вернулся к своей деятельности. Он основал в Паннонии архиепископство, продолжая служить на славянском языке. В 874 году он крестил чешского князя Борживоя и его супругу Людмилу. Впоследствии Мефодий вторично смог оправдаться перед Римской курией, и продолжил своё служение. В 885 году он скончался в Велеграде. Успех деятельности Мефодия стал возможным благодаря тому, что Святополк сумел создать мощную державу, и в годы его правления Моравию с полным основанием можно было называть Великой. Он утвердился в Чешских землях, на территории лужицких сербов, отвоевал Паннонию (основную часть современной Венгрии), будущую Южную Польшу и украинское Закарпатье. Он пользовался союзом с Восточно-франкским королевством для того, чтобы расширять свои владения. А вассалитет всё больше походил на обычный союз. Закат Великой Моравии Святополк I умер в 894 году, разделив государство между сыновьями — Моймиром II и Святополком II. Между ними вспыхнул конфликт, пагубно сказавшийся на державе. В 895 году от Великой Моравии отпала Чехия, постепенно она теряла и другие окраинные земли. А затем настал полный конец. В 901 году пришедшие с востока кочевники-мадьяры вторглись в пределы Великой Моравии. Спустя шесть лет близ современной Братиславы состоялось решающее сражение, в котором венгры победили. В 907 году Великая Моравия прекратила своё существование. Мадьяры стёрли Велеград с лица земли. Паннония стала центром нарождающейся Венгрии, а Нитранское княжество хоть и сохранило славянское население, но на тысячу лет подпало под власть мадьяр. Впоследствии на его территории зародится словацкая нация. Что же касается славянской литургии, то она постепенно сошла в этих краях на нет. Центр славянской книжности переместился сначала на Балканы, а затем на Русь. А центр западнославянской государственности переместился в Чешские земли, где возникло своё королевство. Вплоть до конца XI века там существовал Сазавский монастырь, где сохранялся славянский церковный обряд. Однако Чехия, как и Венгрия, в итоге стала католической, и славянская письменная

традиция на долгие века уступила место латинской. Впоследствии она возродится, и новый чешский язык с латинской письменностью вберёт в себя элементы книжного языка, созданного Кириллом и Мефодием.

Память о Великой Моравии сохранилась на карте. До сих пор восточная часть Чешской Республики называется Моравией. Эта земля периодически отпадала от Чешского королевства. В период развитого средневековья там образовалось своё маркграфство. Вплоть до начала ХХ века существовала возможность того, что мораване сформируют отдельную от чехов нацию. Этого не случилось, но жители Восточной Чехии до сих пор считают себя в первую очередь мораванами, и только потом — чехами. Ирония судьбы: рядом с Велеградом (или, как минимум, одного из крупных центров того княжества) родился тот, кто в 1918 году возглавил славянское государство на землях, где когда-то было ядро Великой Моравии. Это был первый президент Чехословакии Томаш Масарик. От его родного Годонина до Микульчиц — рукой подать. Такая вот государственная преемственность получилась. В современной Словакии особенно почитают Нитранское княжество, а вместе с ним — и Великую Моравию, отсылка к традициям которой есть даже в конституции страны. Оно и понятно: иного своего государства у словаков не было вплоть до ХХ века. Что же касается Чехии, то в её конституции указывается на преемственность по отношению к Чешскому королевству. Но и Великую Моравию там чтут как государство своих предков. Благо, для жителей востока страны — это самые что ни на есть подлинные пращуры. Так что Великая Моравия никуда не исчезла. У неё есть две наследницы, «старшая» из которых, Чехия, также веками сопротивлялась немецким государям, и в итоге отстояла независимость. Да и словаки, будучи в составе Венгрии тысячу лет, сумели отстоять своё славянство, опираясь и на традиции Великой Моравии. По-своему обязаны Великой Моравии и Россия, и Болгария, и Сербия, и другие славянские православные страны. Ведь не пригласи моравский князь Кирилла и Мефодия — славянский язык ещё долго мог не обрести письменность и на нём не могли бы читать молитвы.

10.

Славяне в 9 веке

 К IX веку славянские народы достигли государственной и духовной зрелости. На смену мелким и непрочным племенным объединениям VI-VII вв. (государство Само — у западных славян, Союз семи родов — у южных) приходят крепкие раннефеодальные государства у сербов, хорватов, моравских славян, чехов, словаков, поляков, болгар (славян), древних русичей, альпийских славян (предков словенцев).



Наиболее сильными государствами в IX веке в каждой из трех ветвей славянских народов были: у западных славян — княжество Великая Моравия (Великоморавская держава), у южных славян — Древнеболгарское государство (I Болгарское царство), у восточных славян — Русь (Киевская Русь, Древнерусское государство). Южные и западные славяне соседствовали с христианскими странами: южные — с Византией, западные — с Восточно-Франкским королевством. Юго-западные славяне соприкасались с романским миром.

К IX веку многие славянские народы приняли христианство от миссионеров из сопредельных христианских земель: обычно сначала крестился князь с дружиной, а затем — весь народ.

Современное празднование

В 1985 году в славянском мире отмечалось 1100-летие со дня кончины св. равноап. Мефодия. Впервые в СССР 24 мая был объявлен днем славянской культуры и письменности.

30 января 1991 года Президиум Верховного Совета РСФСР принял Постановление о ежегодном проведении Дней славянской письменности и культуры. С 1991 года государственные и общественные организации стали проводить Дни славянской письменности и культуры совместно с Русской Православной Церковью.

В период празднования проводятся различные церковные мероприятия: посвященные святым Кириллу и Мефодию богослужения в Успенском соборе Кремля и других храмах России, Крестные ходы, детские паломнические миссии по монастырям России, научно-практические конференции, выставки, концерты.

С 1991 года в рамках празднования дней славянской культуры и письменности проходит ежегодная духовно-культурная экспедиция «Славянский ход» по городам России.

В болгарских школах накануне дня святых Кирилла и Мефодия проводятся «дни букв» — викторины и образовательные игры.

В Чехии день памяти братьев Кирилла и Мефодия и праздник славянской письменности отмечается 5 июля.

18.

19.

20.

Деятельность Д. Обрадовича

Досифе́й (серб. Доситеј), в миру Дими́трие Обра́дович, серб. Димитрије Обрадовић) — сербский просветитель и реформатор в период Первого сербского восстания. Первый министр просвещения Сербии. Автор философских и нравоучительных сочинений и песен, переводчик басен. Первым стал писать на народном языке. Автор патриотических стихов об освободительной борьбе сербского народа.

Пoиcки cepбcкoй литepaтypoй нoвыx пyтeй paзвития c нaибoльшeй пoлнoтoй выpaзилиcь в твopчecтвe Дocифeя Oбpaдoвичa (1739—1811) — цeнтpaльнoй фигypы cepбcкoй кyльтypы XVIII в., выдaющeгocя дeятeля нaциoнaльнoгo пpocвeщeния. Eгo жизнь — яpкoe oтpaжeниe cвoeгo вpeмeни.

Bыxoдeц из нapoдa, Oбpaдoвич вceй cвoeй дeятeльнocтью cтpeмилcя к eгo пpocвeщeнию, ycмaтpивaя в этoм вaжнoe cpeдcтвo пpoбyждeния нaциoнaльнoгo caмocoзнaния и paзвития cepбcкoй кyльтypы.

Бopьбa c нeвeжecтвoм и кpитикa мoнacтыpeй кoнцa XVIII в. кaк глaвныx eгo oчaгoв, тpeбoвaниe coздaвaть шкoлы, в тoм чиcлe и для жeнщин («Kниги, книги, a нe кoлoкoлa и кoлoкoльчики!»), пepeвoдить пpoизвeдeния, cпocoбныe пpиoбщить cepбoв к бoлee paзвитoй кyльтype дpyгиx нapoдoв, пиcaть нa языкe, в ocнoвy кoтopoгo былa бы пoлoжeнa нapoднo-paзгoвopнaя peчь и кoтopый бы, тaким oбpaзoм, cтaл дocтyпным нe тoлькo yзкoй пpocлoйкe oбpaзoвaнныx людeй, нo и вceмy нapoдy, нaкoнeц, зaбoтa o выcoкoй нpaвcтвeннocти cвoиx cooтeчecтвeнникoв — вoт кpyг идeй твopчecтвa Oбpaдoвичa, нaчинaя c eгo пepвoгo, пpoгpaммнoгo coчинeния «Пиcьмo Xapaлaмпию» (1783). Becь этoт кoмплeкc вoпpocoв coпpягaлcя y нeгo c ocтpopaзвитым чyвcтвoм нaциoнaльнoгo caмocoзнaния и пaтpиoтизмa.

Ha cклoнe лeт Oбpaдoвич пpинял aктивнoe yчacтиe в ocвoбoдитeльнoм движeнии cepбoв пpoтив ocмaнcкиx зaвoeвaтeлeй, нaчaвшeмcя вoccтaниeм 1804—1813 гг. B oбpaзoвaвшeмcя cepбcкoм пpaвитeльcтвe oн был пepвым миниcтpoм пpocвeщeния. C имeнeм Oбpaдoвичa cвязaнo oткpытиe в Бeлгpaдe yчeбнoгo зaвeдeния «Beликa шкoлa» (1808), нa ocнoвe кoтopoгo был coздaн впocлeдcтвии yнивepcитeт.

Tвopчecтвo Oбpaдoвичa paзнooбpaзнo. Oн пиcaл пpoзy и cтиxи, был пepeвoдчикoм, пyблициcтoм, бacнoпиcцeм, aвтopoм yчeныx тpaктaтoв. Eгo глaвнoe пpoизвeдeниe — aвтoбиoгpaфичecкoe coчинeниe «Жизнь и пpиключeния Дмитpия Oбpaдoвичa, нapeчeннoгo в мoнaшecтвe Дocифeeм».

B зaнимaтeльнoм излoжeнии мнoгooбpaзныx жизнeнныx пepипeтий вoзникaeт яpкий oбpaз чeлoвeкa Hoвoгo вpeмeни. Гepoй пpoизвeдeния — дeятeльный, yвepeнный в cвoиx cилax чeлoвeк.

B пpeддвepии ocвoбoдитeльнoгo вoccтaния c ocoбoй oчeвиднocтью выcтyпaeт нaциoнaльнoe нaчaлo кoнцeпции личнocти y Oбpaдoвичa. B этoй cвязи ocoбyю poль пpиoбpeтaeт гpaждaнcтвeннocть пoзиции гepoя «Жизни и пpиключeний», eгo пaтpиoтизм и oзaбoчeннocть дeлaми нa пoльзy нapoдa. Пpoизвeдeниe былo coздaнo нa пepeceчeнии жaнpoвыx тpaдиций cтapoй cepбcкoй литepaтypы — житийнoй, пpoпoвeдничecкoй — и нoвoй, в чacтнocти пyтeшecтвий, aвтoбиoгpaфичecкиx coчинeний, вocпитaтeльнoгo poмaнa (гepoя Oбpaдoвичa вocпитывaeт caмa жизнь).

Пиcaтeлю близкa и тpaдиция peaлизмa XVIII в. — oнa зaмeтнo пpoявляeтcя в cвязи xapaктepa eгo гepoя c жизнeнными oбcтoятeльcтвaми, в кpитичecкoм нaчaлe oпиcaний мoнacтыpcкoй cpeды. B cплaвe этиx paзнocтaдиaльныx литepaтypныx тpaдиций вoзникaeт oднo из caмыx знaчитeльныx пpoизвeдeний cepбcкoй литepaтypы. Kcтaти, этa ocoбeннocть пpoявляeтcя и в пoэзии Oбpaдoвичa.

B cвoиx пoэтичecкиx oпытax oн вocпpинял и тpaдицию выcoкoй пoэзии — oт дyxoвныx cтиxoв и клaccициcтичecкoй oды гpaждaнcкo-пaтpиoтичecкoгo coдepжaния («Пecня, пocвящeннaя вoccтaнию cepбoв», 1804) — и в тo жe вpeмя coздaвaл cтиxи в ceнтимeнтaлиcтcкoй мaнepe (кoтopыe, кcтaти, включaлиcь в pyкoпиcныe cбopники гopoдcкoй пoэзии).

Oднy из нaибoлee интepecныx cтpaниц в твopчecтвe Oбpaдoвичa пpeдcтaвляют eгo «Бacни», (1788), пocвящeнныe cepбcкoй мoлoдeжи. Этoт жaнp пиcaтeль cчитaл «caмым нyжным и caмым, пoлeзным нa cвeтe». B ocнoвe cвoeй бacни Oбpaдoвичa нeopигинaльны — этo пepeвoды и aдaптaции пpoизвeдeний извecтныx eвpoпeйcкиx бacнoпиcцeв cтapoгo и нoвoгo вpeмeни (Эзoпa, Лaфoнтeнa, Лeccингa и дp.). B aбcтpaктнo-aллeгopичecкoй мaнepe c пoмoщью тpaдициoннo-бaceнныx пepcoнaжeй oбличaютcя oбщeчeлoвeчecкиe нeдocтaтки. Ho кaждyю бacню aвтop зaвepшaeт paзвepнyтым — инoгдa дo двyx cтpaниц — нpaвoyчeниeм. Haпиcaннoe нa языкe, пpиближeннoм к нapoднoмy, c живoй paзгoвopнoй интoнaциeй, c иcпoльзoвaниeм пocлoвиц и пoгoвopoк, a инoгдa и знaкoмыx пиcaтeлю пo paccкaзaм «cлyчaeв из жизни» и aнeкдoтoв, нpaвoyчeниe pacкpывaeт кoнкpeтнo-нaциoнaльный cмыcл лyчшиx бaceн пиcaтeля.

Гopя жeлaниeм пoмoчь cвoeмy нapoдy в oбщecтвeннoм и нpaвcтвeннoм пpoгpecce, Oбpaдoвич-бacнoпиceц paзoблaчaл вpeд мoнacтыpeй, нeвeжecтвo, cyeвepиe. Bыcтyпaл oн и пpoтив пopaбoщeния нapoдoв. C твopчecтвoм Oбpaдoвичa в иcтopии cepбcкoй пиcьмeннocти ocyщecтвляeтcя тoт peшитeльный пepeлoм в cтopoнy paзвития литepaтypы нa пpocвeтитeльcкoй ocнoвe, к кoтopoмy пpeдшecтвeнники пиcaтeля тoлькo пoдxoдили. Paзвивaя тpaдиции Oбpaдoвичa, вoбpaвшиe в ceбя лyчшиe дocтижeния нaциoнaльнoй кyльтypы XVIII cтoлeтия, пocлeдoвaтeли пиcaтeля oткpoют нoвyю эпoxy в cepбcкoй литepaтype XIX в.

23.

Идея славянской взаимности

«Движение славянской взаимности» - определение деятельности общественных организаций и деятелей в России и у славянских народов с целью

политического и культурного сближения в борьбе с внешней угрозой их существованию.

Идея славянской общности имеет глубокие корни и на бытовом уровне зиждется на осознании славянами близости своих языков и народной культуры, что и нашло свое отражение в ряде средневековых хроник и публицистических произведений. Но до рубежа XVIII-XIX веков она не имела своего артикулированного выражения. В немалой степени этому способствовала также утрата подавляющим большинством славянских народов своей государственности и их насильственное включение в состав неславянских многонациональных Османской и Австрийской империй, а также Пруссии. Ситуация стала меняться в связи с усилением у славянских народов процесса национальной самоидентификации и началом борьбы за национальное освобождение и создание собственной государственности.

Предпосылки «движения славянской взаимности»

Для успешной борьбы за национальное освобождение и создание собственной государственности славянские народы нуждались в союзниках. Таким наиболее надежным союзником в то время могла быть только Россия, единственное независимое славянское государство. Кроме того, в 20-30-е годы XIX века, в условиях господства в культурной жизни идей романтизма, появляется даже мысль проект объединения всех славян в единое государство – Славию и создания общеславянского литературного языка на базе наиболее развитого на тот момент русского языка. Ее автором был словацкий общественный деятель и просветитель Я.Коллар. Усиливается тяга и к межславянскому сближению. В результате деятельности славянских просветителей («будителей») идея славянской общности или взаимности находит своих сторонников среди южных славян, чехов и словаков. В польских землях, значительная часть которых в 1815 г. по решениям Венского конгресса была передана России, это движение сторонников почти не имело.

«Движение славянской взаимности» в XIX – нач. XX в.

Практическим выражением востребованности идеи славянской взаимности можно считать, в частности, два Славянских съезда, 1848 года в Праге и 1867 года в Москве, а также создание славянских кафедр в российских университетах в 1835 году. Хотя русское правительство из дипломатических соображений прямо не поддерживало движение, но оно и не чинило препятствий русским общественным деятелям, особенно славянофильского направления, в их усилиях по установлению контактов и развитию связей с единомышленниками среди славян Османской империи и Австрии. Особенно большую помощь славянофилы оказывали южным славянам во второй половине XIX века. По всей России были созданы славянские комитеты, занимавшиеся сбором средств для поддержания их борьбы с турками, а также помощью русским добровольцам, уезжавшим помогать своим сербским братьям. Здесь следует вспомнить генерала М. Черняева, командовавшего сербской армией в войне с турками, или погибшего в Сербии Н. Раевского, внука героя Бородина, ставшего для Л.Н.Толстого прототипом образа графа Вронского в «Анне Карениной» популярный марш «Прощание славянки», написанный в честь проводов добровольцев на первую Балканскую войну в 1912 году.

В начале ХХ века, в условиях нарастающей угрозы столкновения Центральных держав, олицетворявших собой т.н. «германизм», и Антантой, участником которой была Россия, движение славянской взаимности демонстрирует новый подъем активности, на этот раз в форме «неославизма». Его принципиальным отличием был отказ от чрезмерного акцентирования религиозного фактора, признание за каждым славянским народом права на самостоятельное развитие. Неославистами были проведены два Славянских съезда, в Праге и Софии, имевшие достаточно широкий отклик.

«Движение славянской взаимности» после I мировой войны

После Первой мировой войны идея славянской взаимности сохранила свою популярность лишь в Чехословакии, Болгарии и Югославии, куда после гражданской войны устремилось большое число русских беженцев и эмигрантов. Сторонники идеи славянской взаимности были и в Польше, например, генерал Л.Желиговский. В России, после прихода к власти большевиков-интернационалистов, у ее приверженцев не было ни малейших шансов провозглашать свои взгляды. Ситуация стала меняться лишь в 1930-е годы, когда была восстановлена в правах гражданская история.

Наибольшего размаха движение славянской общности в ХХ веке достигает в годы Второй мировой войны, когда возникла реальная угроза самому существованию ряда славянских народов, оккупированных Германией. После вступления в войну СССР, в нем под эгидой Коммунистического интернационала был создан Всеславянский комитет, начал издаваться журнал «Славяне», проводились радиомитинги с участием видных общественных и политических деятелей из славянских стран, находившихся в годы войны в СССР, и другие мероприятия по пропаганде идей славянской общности. Движение развернулось и в зарубежных странах, входивших в антигитлеровскую коалицию. Идеи славянской взаимности прослеживаются и в первых послевоенных союзных договорах СССР с Чехословакией, Польшей, Югославией. Но с началом конфликта Сталин-Тито в 1948 году Всеславянский комитет заметно снизил активность своей деятельности, хотя и не был ликвидирован. В современной России наиболее показательным выражением этой идеи можно считать ежегодно проводимые Дни славянской письменности и культуры.

ПЕРВЫЕ

1. Изобретение одной из первых славянских азбук, с помощью которой были записаны славянские переводы богослужебных книг, приписывается двум братьям, родившимся в Византийском городе Солуни. Поскольку Константин и Мефодий родились в Византии и продолжительное время находились на службе у византийского императора, их основная миссионерская поездка проходила в западнославянских землях, а трения по поводу просветительской деятельности у них возникли с Римом, то логично предположить, что источники, сообщающие о жизни и деятельности братьев, должны составлять три группы: греческую, славянскую и латинскую.

Греческие источники. Как ни странно, не сохранилось ни одного византийского документа, где бы упоминалось о деятельности Константина и Мефодия. Нет свидетельств и в бумагах патриарха Фотия, притом, что сохранилось более трехсот его писем, ни в одном он не говорит о солунских братьях. Некоторые сведения на греческом языке мы можем получить из сочинений литературного характера: «Пространного жития Климента», составленного в XI-XII веках болгарским архиепископом Феофилактом (так называемая «Болгарская легенда») и «Краткого жития святого Климента», написанного в XIII веке архиепископом Димитрием Хоматианом (так называемая «Охридская легенда»), однако не стоит забывать, что обе легенды написаны значительно позднее, чем представленные в них события.

Славянские источники сведений о жизни и деятельности Константина и Мефодия носят как документальный, так и литературный характер. Об их жизненном пути и просветительской деятельности в славянских землях нам сообщают так называемые «Паннонские легенды» – пространные жития Константина и Мефодия. Основные биографические факты о жизни и деятельности двух братьев, сообщенные в Паннонских легендах, подтверждаются и дополняются другими произведениями, в том числе и реальными историческими документами.

1. Пространное житие Константина Философа составлено в Великой Моравии сразу после его смерти, предположительно между 869 и 882 годами. Однако этот памятник известен сейчас только в поздних списках, старшие из которых относятся к XV веку (Сейчас известно 48 полных списков "Жития Константина"). Житие анонимно.

Одни исследователи приписывают его авторство Клименту Охридскому, одному из учеников Константина и Мефодия, приводя в доказательство стилистические параллели с принадлежащей его перу «Похвале Константину»; другие считают, что «Житие…» составили ученики Константина при непосредственном участии Мефодия или же сам Мефодий. В пользу последнего свидетельствует хорошая осведомленность автора «Жития…» о детских и юношеских годах Константина. Особенностью этого «Жития…» является включение в него фрагментов произведений самого Константина: молитв, стихов, полемических трактатов. Житие довольно большое по объему. Оно написано на 15 листах в 2 столбца.

2. Пространное житие Мефодия создано в конце IX – начале X века. На это указывает то, что с этим житием был хорошо знаком автор «Повести временных лет» (житие Мефодия упоминается в записи под 898 годом), упоминается оно и в житиях Наума и Климента. Возможно, оно начато в Моравии, но завершено в Болгарии, куда бежали ученики Мефодия. Как и пространное «Житие Константина Философа», «Житие Мефодия» анонимно. Мнение ученых об авторстве разделяются. Одни считают, что его написал Климент Охридский, другие склоняются видеть автором Горазда, третьи – Константина Преславского. Житие Мефодия сохранилось в шестнадцати списках, древнейший из них представлен в составе древнерусского Успенского сборника (XII – XIII века).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 384; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.156.122 (0.071 с.)