Международные съезды славистов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Международные съезды славистов



В 1929 г., в столетнюю годовщину со дня смерти Й. Добровского, в Праге был собран I Международный съезд славистов, имевший для науки большое значение. С тех пор международные съезды славистов проводятся в одной из славянских стран обычно 1 раз в 5 лет (во время Второй мировой войны не созывались). Руководит подготовкой и организацией этих съездов Международный комитет славистов, объединяющий 37 национальных комитетов.

Международный съезд славистов, который регулярно проводится с 1929 г. (как правило, раз в пять лет), – крупнейший научный форум мировой славистики. На пленарных и секционных заседаниях, круглых столах и тематических блоках очередного Международного съезда славистов традиционно анализируются результаты масштабных исследований в области славянского языкознания, литературоведения, истории, фольклористики, этнографии и других гуманитарных дисциплин, проводимых во всех славянских и многих неславянских странах мира между съездами. География съездов весьма широка: Прага (1929, 1968), Варшава (1934, 1973), Москва (1958), София (1963, 1988), Загреб-Любляна (1978), Киев (1983), Братислава (1993), Краков (1998), Любляна (2003), Охрид (2008). 20–27 августа 2013 г. участников юбилейного, XV Международного съезда славистов впервые принимал город Минск. Насколько представительным был минский форум славистов, можно судить по его программе*, которая включала 594 доклада и выступления представителей 35 стран мира (все славянские страны, большинство западноевропейских стран, а также Австралия, Канада, США, Япония и др.).

27. Старославянский — это первый книжно-письменный, богослужебный и литературный язык, созданный святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием во второй половине IX века для всех славян путем перевода с греческого на славянское наречие книг священнобогослужебных (Священного Писания Ветхого и Нового Завета) и церковнобогослужебных книг (Требник и др.). Особенность старославянского языка «заключается в том, что он с самого начала замышлялся и создавался как язык сакральный, богослужебный, обращенный к Богу, во-первых, и как язык общеславянский, предназначенный для всех славян, во-вторых» (Толстой, 1998, с. 32). В отличие от других древних языков — древнегреческого, латинского, которые, прежде чем стать языками библейских текстов и христианского богослужения, имели в течение нескольких веков античную литературную традицию, — старославянский был создан именно как язык евангельской истины. Старославянский — это язык первых славянских книг (от сущ. кънигы в значении ’Священное Писание’ в соответствии с греческим γραφή), язык первых славянских библейских переводов. Используя евангельский образ, можно сказать, что старославянский язык — это «новые мехи», в которые вливают новое вино (Мф., 9, 17).

Как установлено, в основу старославянского языка при его создании был положен живой славянский говор родного города святых Кирилла и Мефодия — солунских славян, живших в окрестностях Фессалоник (по-славянски — Солуня). Это был говор южнославянской ветви, западноболгарский или, скорее, македонский. Однако называть старославянский язык древнеболгарским или староболгарским будет не точно. Старославянский язык был создан по образу и подобию древнегреческого языка христианской, византийской эпохи и потому не совпадал ни с одним живым славянским говором, но возвышался над ними как язык Богопознания и Богообщения для всех славян, к какой бы ветви они ни принадлежали. Другими словами, старославянский как система литературного языка представляет собой обработку естественного славянского говора по культурной модели греческого языка, который «усыновил его, избавя от медленных усовершенствований времени» (Пушкин, 1978, 7, с. 20). В силу этого старославянский язык и смог стать «мощным орудием прививки византийской духовной культуры славянскому племени» (Н.С. Трубецкой).

Уникальное сочетание искусственного и естественного, книжного и природного придало старославянскому языку одухотворенность и жизнеспособность, так что он

стал на многие века в мире православного славянства богослужебным и литературным языком. Старославянский — это только первый, начальный этап в длительной истории церковнославянского языка, поэтому в дореволюционных изданиях старославянский язык назывался древнецерковнославянским. Термин «старославянский» впервые употребил в своих лекциях по старославянскому языку и по сравнительно-историческому языкознанию Ф.Ф. Фортунатов (1848-1914) в конце XIX века. В наши дни академик Н.И. Толстой (1923-1996) предложил называть церковнославянский язык на всем протяжении его истории древнеславянским.

 

 

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 321; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.182.45 (0.004 с.)