Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

IV . Позиция автора в художественном тексте

Поиск

 

В художественном тексте авторская позиция редко бывает высказана прямо. Во-первых, чаще всего в художественном тексте мы слышим голос повествователя или рассказчика, а не автора.

Автор и повествователь (рассказчик)

Для правильного понимания текста важно различать понятия автор и рассказчик (повествователь). В публицистическом тексте мы почти всегда слышим именно голос автора, который не прячется за фигурой вымышленного повествователя и открыто говорит с читателем от своего лица. Автор художественного произведения чаще всего прячется за фигуру повествователя или одного из героев (тогда мы называем его рассказчиком и героем). Первое лицо, от имени которого написано произведение, — это повествователь или рассказчик, даже если писатель употребляет местоимение «я». Не следует ставить знак равенства между автором и повествователем или героем-рассказчиком. Помните: позиции автора и героя-рассказчика могут не совпадать!

 

Работаем с текстом. ОБРАЗЕЦ

В этом тексте повествование ведется от лица героя — участника событий, составляющих сюжет рассказа. Герой-рассказчик формулирует свою позицию так: «Отношения между людьми важнее всего, главное — не огорчать родителей. А что касается кошки… Она просто животное, ни говорить, ни думать не умеет». Как мы понимаем, что позиция автора по отношению к поступку главного героя не совпадает с этой точкой зрения? Мы видим в финале текста следующие слова: «Тогда я был наивно убеждён…», «И всё-таки до сих пор в любых кошачьих глазах мне видится немой укор …» Эти слова позволяют нам понять, что отношение самого рассказчика к собственному поступку и своим принципам изменилось. И позже его мучает совесть за несправедливый поступок по отношению к кошке и за ложь, в результате которой она пострадала. Позиция автора в данном случае — это осуждение такого поступка, убеждение в том, что к животным нужно относиться с уважением и вниманием, а ложь во спасение не должна приводить к страданиям кого-то третьего.

Во-вторых, и повествователь редко высказывает открыто свое отношение к проблеме. Как же нам тогда понять авторскую позицию?

Позицию автора в художественном тексте мы все же можем почувствовать и понять. Ведь когда автор создаёт художественное произведение, он описывает жизнь, внося свой вымысел, свои оценки, свои пристрастия, симпатии и антипатии. Авторская позиция в художественном тексте проявляется, прежде всего, в отношении автора к изображаемым явлениям, событиям, героям и их поступкам. Следовательно, читая художественный текст, обращайте внимание на языковые средства, в которых выражается отношение автора к предмету изображения. К какому герою автор испытывает сочувствие, симпатию? Кого из героев он явно осуждает? Чья позиция ему близка? Какой поступок вызывает у автора восхищение, какой — отторжение? В художественном тексте очень важны бывают описания: зачастую именно по портрету, нарисованному писателем, мы можем судить о его отношении к герою. Иногда мысли и чувства героев подсказывают нам, что думает по поводу происходящего автор. И всегда о позиции автора нам сообщает финал художественного текста, ведь именно автор решает, к какому итогу придут его герои.

 

Работа с текстом. ОБРАЗЕЦ

В этом рассказе Чехова повествователь нигде не высказывает открыто своего мнения, своего отношения к героям и к событиям, о которых он рассказывает читателю. Однако мы можем уверенно говорить об авторской позиции. Почему? Потому что для читателя очевидно отношение автора к своим героям и к произошедшему событию. Если взглянуть на портрет «милостивого государя» чиновника, то сразу становится понятно, что автор его рисует явно с антипатией, даже с отвращением: «На сытой, лоснящейся физиономии милостивого государя была написана смертельнейшая скука»; « Милостивый государь глядел на нее и ухмылялся» Повествователь говорит о нем с очевидной иронией: «Он только что вышел из объятий послеобеденного Морфея и не знал, что ему делать. Не хотелось ни думать, ни зевать… Читать надоело еще в незапамятные времена, в театр еще рано, кататься лень ехать…» Само именование героя «милостивым государем» иронично, потому что ведет себя этот человек отвратительно и подло — он дает надежду просительнице, проявляет к ней внимание и сочувствие, но делает это, исключительно чтобы развлечь себя, развеять послеобеденную скуку. И в речи «милостивого государя» отчетливо проявляется его вульгарность и бесцеремонность: «Ну, а небось в Курске и амурчик есть, а? Амурашка? Хе, хе, хо… Женишок? Покраснели?» Следовательно, мы можем говорить о том, что автор осуждает этого скучающего, сытого, бесцеремонного чиновника, пользующегося ошибкой барышни, чтобы развеять свою скуку.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 348; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.218.134 (0.008 с.)