Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
IV . Позиция автора в художественном текстеСодержание книги Поиск на нашем сайте
В художественном тексте авторская позиция редко бывает высказана прямо. Во-первых, чаще всего в художественном тексте мы слышим голос повествователя или рассказчика, а не автора. Автор и повествователь (рассказчик) Для правильного понимания текста важно различать понятия автор и рассказчик (повествователь). В публицистическом тексте мы почти всегда слышим именно голос автора, который не прячется за фигурой вымышленного повествователя и открыто говорит с читателем от своего лица. Автор художественного произведения чаще всего прячется за фигуру повествователя или одного из героев (тогда мы называем его рассказчиком и героем). Первое лицо, от имени которого написано произведение, — это повествователь или рассказчик, даже если писатель употребляет местоимение «я». Не следует ставить знак равенства между автором и повествователем или героем-рассказчиком. Помните: позиции автора и героя-рассказчика могут не совпадать!
Работаем с текстом. ОБРАЗЕЦ В этом тексте повествование ведется от лица героя — участника событий, составляющих сюжет рассказа. Герой-рассказчик формулирует свою позицию так: «Отношения между людьми важнее всего, главное — не огорчать родителей. А что касается кошки… Она просто животное, ни говорить, ни думать не умеет». Как мы понимаем, что позиция автора по отношению к поступку главного героя не совпадает с этой точкой зрения? Мы видим в финале текста следующие слова: «Тогда я был наивно убеждён…», «И всё-таки до сих пор в любых кошачьих глазах мне видится немой укор …» Эти слова позволяют нам понять, что отношение самого рассказчика к собственному поступку и своим принципам изменилось. И позже его мучает совесть за несправедливый поступок по отношению к кошке и за ложь, в результате которой она пострадала. Позиция автора в данном случае — это осуждение такого поступка, убеждение в том, что к животным нужно относиться с уважением и вниманием, а ложь во спасение не должна приводить к страданиям кого-то третьего. Во-вторых, и повествователь редко высказывает открыто свое отношение к проблеме. Как же нам тогда понять авторскую позицию? Позицию автора в художественном тексте мы все же можем почувствовать и понять. Ведь когда автор создаёт художественное произведение, он описывает жизнь, внося свой вымысел, свои оценки, свои пристрастия, симпатии и антипатии. Авторская позиция в художественном тексте проявляется, прежде всего, в отношении автора к изображаемым явлениям, событиям, героям и их поступкам. Следовательно, читая художественный текст, обращайте внимание на языковые средства, в которых выражается отношение автора к предмету изображения. К какому герою автор испытывает сочувствие, симпатию? Кого из героев он явно осуждает? Чья позиция ему близка? Какой поступок вызывает у автора восхищение, какой — отторжение? В художественном тексте очень важны бывают описания: зачастую именно по портрету, нарисованному писателем, мы можем судить о его отношении к герою. Иногда мысли и чувства героев подсказывают нам, что думает по поводу происходящего автор. И всегда о позиции автора нам сообщает финал художественного текста, ведь именно автор решает, к какому итогу придут его герои.
Работа с текстом. ОБРАЗЕЦ В этом рассказе Чехова повествователь нигде не высказывает открыто своего мнения, своего отношения к героям и к событиям, о которых он рассказывает читателю. Однако мы можем уверенно говорить об авторской позиции. Почему? Потому что для читателя очевидно отношение автора к своим героям и к произошедшему событию. Если взглянуть на портрет «милостивого государя» чиновника, то сразу становится понятно, что автор его рисует явно с антипатией, даже с отвращением: «На сытой, лоснящейся физиономии милостивого государя была написана смертельнейшая скука»; « Милостивый государь глядел на нее и ухмылялся … » Повествователь говорит о нем с очевидной иронией: «Он только что вышел из объятий послеобеденного Морфея и не знал, что ему делать. Не хотелось ни думать, ни зевать… Читать надоело еще в незапамятные времена, в театр еще рано, кататься лень ехать…» Само именование героя «милостивым государем» иронично, потому что ведет себя этот человек отвратительно и подло — он дает надежду просительнице, проявляет к ней внимание и сочувствие, но делает это, исключительно чтобы развлечь себя, развеять послеобеденную скуку. И в речи «милостивого государя» отчетливо проявляется его вульгарность и бесцеремонность: «Ну, а небось в Курске и амурчик есть, а? Амурашка? Хе, хе, хо… Женишок? Покраснели?» Следовательно, мы можем говорить о том, что автор осуждает этого скучающего, сытого, бесцеремонного чиновника, пользующегося ошибкой барышни, чтобы развеять свою скуку.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 348; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.218.134 (0.008 с.) |