Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Какие опасности ждут нас в публицистическом тексте при определении авторской позиции?Содержание книги
Поиск на нашем сайте
А) Ирония При выявлении авторской позиции важно учитывать, что в тексте может использоваться такой приём, как ирония — употребление слова или выражения в таком контексте, который придаёт слову (выражению) прямо противоположное значение. Как правило, ирония — это осуждение под видом похвалы или насмешка, скрытая за восхищением и поощрением: «Боже мой, какие есть прекрасные должности и службы! Как они возвышают и услаждают душу! Но, увы! Я не служу и лишён удовольствия видеть тонкое обращение с собою начальников» (Н. Гоголь). Буквальное прочтение иронических высказываний ведёт к искажённому пониманию содержания текста и авторского замысла. Б) Высказывания реальных или возможных оппонентов Кроме того, доказывая свою точку зрения, многие авторы отталкиваются от различных высказываний своих реальных или возможных оппонентов, т.е. приводят высказывания, с которыми не согласны: «Береги честь смолоду»,— завещал Пушкин в своей «Капитанской дочке». «А зачем?» — спросит иной современный «идеолог» нашей рыночной жизни. Зачем беречь товар, на который есть спрос: если мне за эту самую «честь» хорошо заплатят, то я её продам» (С. Кудряшов). К сожалению, ученики часто приписывают подобные высказывания самому автору, что ведёт к неправильному пониманию авторской позиции.
В) Несобственно-прямая речь Несобственно-прямая речь — это фрагмент текста, передающий слова, мысли, чувства, восприятие или только смысловую позицию одного из изображаемых (или воображаемых) персонажей, причём передача текста повествователя не маркируется ни графическими знаками (или их эквивалентами), ни вводящими словами (или их эквивалентами). Несобственно-прямая речь на синтаксическом (и пунктуационном) уровне не выделяется из авторской, но сохраняет лексические, стилистические и грамматические элементы, присущие речи говорящего, таким образом, располагаясь в промежуточном пространстве между полюсами прямой и косвенной речи. То есть, если попроще, несобственная-прямая речь — это когда в речи говорящего встречаются вкрапления чужих слов, чужих мыслей и позиции, но эти фрагменты никак грамматически и графически не отделены от речи говорящего.
Работа с текстом. ОБРАЗЕЦ В этом фрагменте из произведения В. Белова мы встречаемся с таким явлением, как несобственно-прямая речь: «Надо быть современным. Надо быть безжалостным к прошлому. Довольно ходить по пепелищам Тимонихи, сидеть на опечках. Надо помнить о том, что день и ночь на земле — как говорил Хикмет — работают реакторы и фазотроны. Что одна счётная машина действует быстрее миллиона колхозных счетоводов, что… В общем, не надо глядеть на родной дом, не надо заходить туда, ничего не надо». И в финале текста мы снова встречаемся с несобственно-прямой речью: «Надо быть современным». Кому же могут принадлежать эти слова, если не автору, не его рассказчику? Это позиция обобщенного современного человека. Некая общая для всех установка современности. Недаром здесь всплывает высказывание турецкого поэта-коммуниста Хикмета. А почему мы понимаем, что эта позиция отличается от позиции рассказчика? Потому что рассказчик чувствует совсем по-другому: в нем живет любовь к прошлому, к разрушающемуся родному дому, к березе, посаженной когда-то давно вместе с братом, — к воспоминаниям о прошлом. И рассказчику приходится убеждать себя «быть современным», буквально уговаривать, потому что его истинное «я» сопротивляется. Если мы сформулируем проблему вслед за автором-рассказчиком: «Зачем бередить прошлое? Для чего вспоминать то, что забыто даже моими земляками?» (проблема отношения к уходящему прошлому), то как же тогда мы сформулируем позицию автора? Мы скажем так: автор пытается убедить себя «быть современным» и не «бередить прошлое», но ему не удается искоренить в себе любовь к родному дому, к своему прошлому, к воспоминаниям детства. И следовательно, автор признает ценность этих воспоминаний и этого прошлого, вопреки установкам современности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 176; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.50.170 (0.009 с.) |