Отношение к смерти, ч. 5: Скандинавия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отношение к смерти, ч. 5: Скандинавия



Отношение к смерти, ч. 5: Скандинавия

 

Скандинавское язычество – это религиозная система, которая существовала у древнегерманских, древнескандинавских племен. Оно существовало в то же время, когда было и славянское язычество. Правда было заменено на христианство чуть раньше. Иногда можно услышать название «Асатру». Оно и означает скандинавское язычество.

Сначала поговорим об основных источниках информации о скандинавском язычестве: о Старшей и Младшей Эддах.

«Теперь следует сказать молодым скальдам, пожелавшим изучить язык поэзии и оснастить свою речь старинными именами или пожелавшим научиться толковать тёмные стихи: пусть вникают в эту книгу, дабы набраться мудрости и позабавиться.»

«Язык поэзии» («Младшая Эдда»)

Сразу возникает вопрос: почему в данной статье вообще объединяются настолько разные произведения — прозаический учебник и сборник поэтических легенд, созданные разными авторами и в разное время?

Обе эти книги — и «Младшая Эдда» (она же «Прозаическая Эдда», а также, по автору, «Сноррова Эдда»), и «Старшая Эдда» (она же «Песенная Эдда» и «Эдда Сэмунда», по имени её мифического автора) — используют древнескандинавские и древнегерманские легенды. В обеих заметно влияние христианства (особенно в «Младшей»), упоминаются исторические личности и литературные герои, которые воспринимались как реальные (например, «верховный конунг Приам» — гомеровский персонаж из Илиады). Кроме того, «Младшая Эдда» напрямую ссылается на «Старшую» (точнее, на составляющие её легенды — текст самого раннего сохранившегося манускрипта «Старшей Эдды» написан позже, чем текст «Младшей»). А вот судьба этих книг сложилась по-разному.

Пророчество Вёльвы

Прорицание Вёльвы (его также иногда называют «Пророчеством Вёльвы») является наиболее знаменитым, хотя и не самым объемным текстом «Старшей Эдды». Это яркое, пафосное произведение скальдической поэзии, которое впервые было переведено на русский язык в 1963 году легендарным академиком А.И. Корсуном. Позже «Прорицание вёльвы» переводилось на русский еще трижды – Е.М. Мелетинским, В.Г. Тихомировым и С. Свириденко.

«Прорицание вёльвы», читать которое интересно и познавательно, содержит огромное количество информации по древнескандинавской мифологии. Эпос, который представляет собой структурированное повествование от лица пророчицы вёльвы, включает в себя основные вехи скандинавской космогонии – от сотворения мира до его гибели. Наиболее распространенная в научной среде версия говорит о том, что «Прорицание вёльвы» было создано в X веке и вобрало в себя ключевые элементы мифологического мировоззрения древних скандинавов, формировавшегося с первых веков нашей эры.

«Прорицание вёльвы» – содержание текста «Прорицание вёльвы», слушать которое по общепринятому мнению гораздо любопытнее, чем читать, включает в себя 66 строф, написанных традиционным древнескандинавским аллитерационным стихом, который называется форнюрдислаг (от «forn» – «древний», «orð» – «слово» и «lag» – «размер»).

Первые строфы «Прорицания вёльвы» описывают мир до его сотворения («гинунгагап» – «зияющая бездна»). Затем из льда Нифльхейма и пламени Муспельхейма рождается первое живое существо Имир. Позже потомки великана Бури, Один, Вили и Вё убивают Имира, сотворяя из его частей Мидгард (дословно – срединный мир) на поле Идавёлль. Затем асы на берегу моря находят два дерева – ясень и иву, из которых создают первых людей – Аска и Эмблу.

Далее описывается война между асами и ванами, а также многочисленные приключения богов. В «Прорицании вёльвы» содержится как раз много сведений и об устройстве Девяти Миров Вселенной и о функциях, которые выполняют асы и ваны. Там говорится о мире мертвых Хельхейме, о пламенном Муспельхейме и ледяном Нифльхейме, о мирах альвов (Альвхейм) и темных альвов (Свартальвхейм). Также подробно описывается устройство самого Асгарда, мира богов и героев.

Финал повествования – Рагнарёк (с древненемецкого «Ragnarök» значит «гибель богов»), великая битва между асами и силами зла, которых в битву ведут Хель (королева мертвых), коварный бог Локи и Сурт (огненный великан, владыка Муспельхейма). В результате асы и хтонические чудовища истребляют друг друга, а Сурт, высвобождая свою силу, сжигает мир дотла. Выживают лишь два человека (Лив и Ливтрасир) и несколько асов (Моди, Магни, Вали, Видар, Бальдр и Хёд).

Атрибуты и символы Одина

Строго говоря, у Одина нет каких-то особых символов, которые могли бы однозначно идентифицировать его. Разве что Валькнут (дословный перевод со старо-норвежского «узел павших»), он же – Сердце Хрунгнира, символ воинов, павших в битве и отправившихся в Асгард, чтобы встать плечом к плечу со Всеотцом. Также зачастую в Сети встречается информация о том, что символом Одина является Трискеле. Это ложное утверждение. Тем не менее, у Всеотца есть немало характерных атрибутов, в частности, это особые магические вещи, артефакты, которыми владел только сам Один. Например, Гунгнир, копье, не знающее промаха, которое для Гримнира выковали темные альвы. Так же Один имел спутников, следующих за ним постоянно, и речь не о других богах. Об этих спутниках будет рассказано чуть позднее.

Есть ещё кольцо Драупнир. В «Младшей Эдде» Снорри Стурлусона есть легенда, в которой говорится, что когда Локи по наущению Фрейи отрезал волосы Сиф, Тор за это готов был переломать ему все кости, если бы хитроумный бог не пообещал выпросить у темных альвов золотые волосы, что могли бы расти как настоящие.

Побывав в Свартальвхейме, Локи не отказал себе в удовольствии поспорить с местными великими кузнецами, Брокком и Эйтри, поставив свою голову в заклад на то, что они не смогут сотворить трех великих сокровищ, подобных тем, что сотворили другие подземные мастера из рода Ивальди (речь идет о волосах Сиф, копье Гунгнир и корабле Скидбладнир). Так, помимо многих других артефактов, которыми позже вооружились асы, появилось и кольцо Драупнир. Его выковали Эйтри (он же Синдри) и Брокк, а затем Брокк преподнес его в дар Одину, сказав, что каждую девятую ночь это золотое кольцо «умножается»: с него падают восемь золотых колец такого же веса. Кроме того, считается, что, надев пояс из колец, полученных таким образом из Драупнира, воин становится неуязвим в бою.

Тюр – доблесть веков

В германо-скандинавском пантеоне бог Тюр занимает особое место, ведь есть немало фактов, свидетельствующих о том, что он был известен почти всем народам Северной Европы, и, вероятно, восходит к единому индоевропейскому мифологическому образу. При этом традиционно бог Тюр считается покровителем воинов, он воплощает доблесть и отвагу (что особенно хорошо прослеживается в мифе о Фенрире). Однако подобные атрибуты Тюр получил лишь в средневековье, ранее его образ был неразрывно связан с образом Одина. Существует версия, согласно которой Тюр был главной пантеона асов до Одина, и тому есть два свидетельства. В «Младшей Эдде» Снории Стурлусона, в части «Язык поэзии», упоминаются следующие кеннинги (образные обозначения) Одина – «Тюр повешенных» и «Тюр победы». Кроме того, неоднократны археологические находки копий, на которых орнаментальные рунические надписи гласят, что эти копья «посвящены мудрому и отважному Тюру». На основании этих находок некоторые исследователи полагают, что даже легендарный Гунгнир Одина ранее мог принадлежать богу Тюру.

Существует распространенное заблуждение, согласно которому Тюру и Одину приносили жертвы, в частности – повешенных. Относительно того, почему Одина в скальдической поэзии иногда зовут «богом повешенных» уже было подробно рассказано. Однако нужно понимать, что не существует ни одного прямого доказательства тому, что этим богам действительно приносились жертвы. Вероятно, подобное утверждение могло возникнуть после прихода христианства на европейский север по ряду очевидных причин.

Бальдр Прекрасный

Говоря о божественных обитателях Асгарда, нельзя не вспомнить и светлого Бальдра, бога весны и света. Получивший прозвище «Добрый», он жил в красивейшем дворце Асгарда - Брейдаблике вместе со своей женой Нанной — и «на этой земле злодейств никаких не бывало от века» (редчайший случай в мире асов). Бальдр – бог мудрый и добрый, красноречивый и благородный. Он – первый сын Одина и Фригг. Этимологически слово «бальдр» («baldr») в переводе с древнескандинавского означает «господин» или «повелитель». Иногда в эддических текстах используется альтернативный вариант имени – Бальдур.

Жена бога Бальдра – Нанна. Это добрая и кроткая богиня из рода асов, ее имя («Nanna») в переводе с древнескандинавского означает «мать». Жена Бальдра родила потомку Одина прекрасного сына – Форсети, который почитался скандинавами, как бог справедливости и правосудия. В тоже время жена Бальдра – это яркий аллегорический образ верности и преданности, ведь как только Нанна увидела тело убитого мужа, у нее тут же разорвалось сердце, и ее сожгли вместе с ним в ладье. Кстати, многие современные источники достаточно вольно трактуют этот эпизод легенды о Бальдре, утверждая, что Нанна была сожжена заживо. Это абсолютно не соответствует тексту «Младшей Эдды».

Важно отметить, что Бальдр фигурирует только в искомом мифе, сюжет которого представлен в тексте «Младшей Эдды», в «Прорицании Вёльвы» и «Снах Бальдра» из «Старшей Эдды», а также в «Деяниях данов» Саксона Грамматика (но там Бальдр – полубог и сюжет изложения лишь частично повторяет оригинальный миф). Впоследствии скандинавские поэты неоднократно использовали эффектные хейти и кеннинги Бальдра, отсылающие к его трагической истории.

Немного об Улле

Любопытна история бога Улля (он же Ульр и Вульдер), бога охоты, удачи и азартных игр, а также смерти и зимы, покровителя охотников, лыжников и стрелков. Согласно «Эддам», Улль — пасынок Тора, старший ребёнок Сиф от не названного в песнях отца.

Однако до того, как скандинавская мифология сформировалась в известном нам виде, верховным богом для некоторых народов был именно Улль. После того как «официально» главенствовать стал Один, Улль мирно уступил ему место и отошёл на задний план. Что в мировых мифологиях не так уж часто, но случается.

Но учитывая то, что произойдёт в будущем (согласно «Старшей Эдде»), положение Улля можно считать, пожалуй, уникальным. Дело не только в том, что он — в отличие от Одина — переживёт Рагнарёк: таких счастливцев среди богов несколько, включая уже умерших, которым суждено ожить.

«Речи Гримнира» намекают: в светлом будущем обновлённого скандинавского пантеона именно Улль возможно снова возглавит божественную компанию! Действительно мудрая тактика: спокойно уйти в тень, дать претенденту на трон властвовать столько, сколько тот сможет, после чего дождаться перезагрузки системы и снова взять бразды правления в свои руки!

Мифы о Фрейе

Один из наиболее распространенных сюжетов, связанных с богиней Фрейей – это описание ее соколиного оперения. Нет мифа, который рассказывает о том, как Фрейя получила этот уникальный артефакт, но известно, что, надевая это оперение, богиня может обращаться изящным соколом, что летает быстрее ветра и может перемещаться меж мирами подобно семиногому скакуну Одина Слейпниру.

Другой, во многих аспектах гораздо более интересный миф, повествует о том, как богиня Фрейя получила ожерелье Брисингамен (его иногда называют ожерельем Брисингов). В Эддах нет этого мифа, по всей видимости, он появился приблизительно в XV веке (впервые мы встречаем его в трактате «Sottr Thattr», который был написан в 1400 году). Этот факт позволяет предположить, что речь идет о некоей стилизации, целенаправленно созданной христианскими проповедниками, чтобы очернить образ богини Фрейи. Тем не менее, на сегодняшний день эта легенда считается канонической.

Согласно мифу Фрейя гуляла по Мидгарду и наткнулась на пещеру, которая привела ее в мастерскую Брисингов (братьев-гномов, которых звали Двалин, Берлинг, Грер и Альфригг). В этот момент гномы как раз закончили делать Брисингамен, золотое ожерелье исключительной красоты. Фрейя не устояла перед великолепием ожерелья, но Брисинги согласились отдать его лишь в том случае, если богиня проведет ночь с каждым из них. Фрейя согласилась, но вскоре об этом стало известно Одину (который на тот момент, как утверждает легенда, был ее «официальным» мужем). Разумеется – благодаря вездесущему Локи, который проследил за богиней! Разгневанный Один поручил богу огня и обмана выкрасть ожерелье, что тот и сделал. Обратился мухой и кусал Фрейю до тех пор, пока она не перевернулась на спину. Так Локи сумел снять с нее ожерелье. Проснувшись Фрейя (не будь дура!) тут же поняла, в чем дело и направилась к «муженьку» за ожерельем. Один отругал Фрейю, сказав, что заниматься откровенной проституцией вану не подобает, но ожерелье вернул, правда – с одним условием. Фрея должна была развязать войну между королем Норвегии и одним из его ярлов. Зачем это Ввсеотцу – история умалчивает.

По другой версии Брисингамен вернул Хеймдаль, уличивший Локи в краже и отобравший у него артефакт. Однако в обоих вариантах богиня Фрейя выглядит не особенно приглядно. Однако, как уже было сказано, это достаточно поздний миф, который не имеет отношения к эддическим эпосам.

Еще одна интересная легенда рассказывает о том, как Фрейя полюбила Ода. Од был земным воплощением Одина, однако об этом кроме самого Одина никто не знал, поэтому Фрейя честно полагала, что любит «гражданина Мидгарда». А потом Од внезапно пропал, и все отчего-то посчитали, что бедняга погиб. Фрейя была искренне привязана к нему, поэтому гибель любимого разбила ей сердце и с тех пор Фрея безутешна. Часто по ночам она плачет, и тогда из ее глаз катятся золотые слезы. Это очень древняя легенда, восходящая, по всей видимости, к первым векам нашей эры. Здесь Фрейя – богиня искренности и чистоты, она любит беззаветно и страстно, и так же беззаветно страдает, лишившись своего возлюбленного.

Руны Фрейи и Печать Фрейи

Общегерманский рунический ряд (который также называют Старшими Рунами) разделен на три символические части, их именуют аттами (или эттирами). Первый атт (первые восемь рун) посвящен богине Фрейе. В этом смысле руны Фрейи – Фегу, Урус, Ансус, Турисаз, Райдо, Кано, Геба и Виньо. Важно понимать, что в символическом аспекте первый атт олицетворяет эмоциональный план, это руны человека, руны инстинкта и чувств, которые мы не можем контролировать. То есть руны Фрейи воплощают первую стадию развития, они указывают на то, что страсти извечно бушуют в каждом из нас. И в каждом есть две стороны, вопрос в том, какой из них мы отдаем предпочтение.

Печать Фрейи – это особая банд-руна, то есть «вязаная» руна, созданная при помощи сочетания стандартных (в нашем случае – двух) рун скандинавского 24-рунного ряда. Печать Фрейи – это руна Беркана, переплетенная с руной Ингуз. Точное назначение Печати Фрейи неизвестно, но, по всей вероятности, речь идет о любовной магии. Многие исследователи полагают, что Печать Фрейи использовалась для приворота (в частности – насильного). Возможно, символ наносили на живот женщины в процессе соответствующего ритуала. Но нужно понимать, что исландская мистическая традиция не сохранила подобных обрядов и все, что можно сейчас обнаружить на просторах Интернета, – лишь реконструкция, которая в лучшем случае ничего не изменит. Но еще интереснее то, что нет никакого этнографического материала, который мог бы доказать, что Печать Фрейи в ее общеизвестном варианте – действительно древнескандинавская банд-руна. Логичнее предположить, что это также стилизация, причем (с точки зрения рунической традиции) не самая грамотная. Хотя это не мешает Печати пользоваться исключительной популярностью среди несовершеннолетних сетевых магов.

Локи

Конечно же, не могу в этой статье я обойти вниманием и этого бога, одного из самых известных. Большинство людей, не особенно хоть когда-то интересовавшихся мифологией, знает о Локи, Торе, Одине и других персонажей скандинавской мифологии из мира кино и комиксов Marvel, но всё что рассказывается там имеет крайне малую связь с реальными знаниями о скандинавских Богах.

Локи - это один из самых часто-появляемых персонажей в мире легенд о скандинавских Богах. Локи сын сын ётуна Фарбаути и Лаувейи, часто предстающий в образе бога хитрости и обмана, но по мимо этих качеств Локи так же имеет дар расположенный к управлению стихией огня. Коварством и ложью может обладать даже любой смертный, но вот уметь перевоплощаться как Локи, врятли сможет любой из нас. Только сам Один мог переплюнуть его.

Высокомерный и самоуверенный сынок великана Фарбаути и вечно печальной, то ли великанши, то ли богини Лаувейи. Она и сама, наверное, не определилась. Родители его вообще те еще персонажи. Первый возомнил себя «великим прародителем огня» и радовался, как ребёнок, когда люди приходили к нему за помощью. А вторая, всегда ходила с таким лицом, как будто сейчас расплачется, впрочем всё своё свободное время именно этим она и занималась. Не пара, а мечта.

Никто и представить не мог, что эти чудаки родят такого гуляку как Локи. Кстати детей у них было трое. Кроме красавца Локи были еще два тупицы великана Бюлейст и Хельблинди. Но никто о них не помнит, ибо умерли они бесславно, а при жизни ничего интересного сделать не успели. Наверное как и многие великаны занимались очень важными вещами — перекладывали камни из одной грязной лужи в другую.

Конечно везде мы привыкли видеть Локи в образе злодея, что в разных фильмах о викингах, где его всячески выдвигают люди на план антигониста Тору, но всё совсем по другому. Локи "хулиганит" ради своей забавы и не всегда ради вреда кому-то. Даже происходит всё наоборот, Локи натвори и сам же всё исправил, а иногда подобные деяния его приносят пользу, к примеру как из уже приведённого в данной статье очень краткого персказа о волосах Сиф, жены Бога грома и молний Тора. Локи из своего озорства, извлек максимум пользы для исправления проблемы. Сейчас я приведу пересказ чуть подробнее.

Локи и волосы Сиф

Согласно исходному эддическому мифу, Локи, обрезавший волосы Сиф, чуть не погиб от руки ее супруга, Тора, пообещав исправить положение. Он пришел к темным альвам, великим кузнецам, которых звали сыновьями Ивальди. Благодоря сладкими и лестными речами Локи, о том что братья Ивальди могут утерет нос Богам Асгарда своим мастерством, появились на свет Гунгнир, что не знает промаха, золотые волосы, что тут же прирастают, едва их приложишь к живым, и корабль Скидбладнир.

Но Локи оказалось мало этих даров и возращаясь домой, он встретился с карликом Брокком. И тогда Локи поспорил с карлом по имени Брокк и поставил в заклад свою голову, что брат того карла, Эйтри, не сделает трех таких сокровищ, чтобы сравнялись с этими. И когда они пришли в кузницу, Эйтри положил в горн свиную кожу и велел Брокку поддувать, не останавливаясь, пока он не вынет из горна того, что было туда положено. Но едва он вышел из кузницы, а брат его Брокк взялся за меха, на руку Брокку уселась муха и стала жалить. Но он работал, как прежде, пока кузнец не вынул из горна изделия, и это был вепрь с золотою щетиной.

Затем кузнец положил в горн золото и велел поддувать и не прерывать работы, пока он не вернется. Когда он ушел, прилетела муха и, сев на шею Брокку, укусила вдвое больней, чем раньше. Но тот все поддувал, пока кузнец не вынул из горна золотого кольца, что зовется Драупнир.

Тогда положил Эйтри в горн железо и велел дуть, говоря, что если поддувание будет прервано, ничего не получится. А муха тут уселась промеж глаз Брокку и ужалила в веко. И когда кровь залила ему глаза, так, что он ничего не видел, он быстро поднес руку к глазам и отогнал муху, а меха меж тем опали. Тут вошел кузнец и сказал, что чуть было не погибло все, что находится в горне. И он вынул из горна молот, отдал все сокровища своему брату Брокку и велел ему идти с ними в Асгард, чтобы взыскать заклад.

И когда карлик и Локи принесли сокровища, асы сели на свои судейские троны, и все должно было решиться по приговору Одина, Тора и Фрейра. Тогда Локи отдал Одину копье Гунгнир, Тору - волосы для Сиф, а Фрейру - корабль Скидбладнир. И он объяснил, в чем суть тех сокровищ: копье разит, не зная преграды; волосы, стоит приложить их к голове Сиф, тотчас прирастут, а кораблю Скидбладниру, куда бы ни лежал его путь, всегда дует попутный ветер, лишь поднимут на нем парус, и можно свернуть этот корабль как простой платок, и положить, если надо, себе в кошель.

Тогда Брокк достал свои сокровища. Он отдал Одину кольцо, говоря, что каждую девятую ночь капают из него по восьми колец такого же веса. Фрейру отдал он вепря, говоря, что тот может бежать по водам и воздуху, ночью и днем, быстрее любого коня, и ночью, и в самой Стране Тьмы будет ему светло: так светится у него щетина. А потом он отдал Тору молот, говоря, что им можно бить, с какою он захочет силой и по любой цели, и никогда не откажет молот, и куда бы он его ни бросил, он никогда не промахнется, и как бы далеко ни залетел молот, он всегда вернется Тору в руку. И если Тор захочет, молот сделается так мал, что можно носить его за пазухой. И лишь один у него недостаток: коротковата рукоять.

Приговор богов гласил, что молот - лучшее из всех сокровищ и надежная защита от инеистых великанов. И они рассудили, что карлик выиграл заклад. Тогда Локи стал предлагать выкуп за свою голову, но карлик ответил, что нечего и надеяться, будто ему удастся ее выкупить. "Тогда лови меня!" - воскликнул Локи. Но когда Тор хотел схватить его, он был уже далеко. У Локи были башмаки, в которых он мог бежать по водам и воздуху. Тогда карлик стал просить Тора поймать Локи. Тот так и сделал. Карлик хотел было отрубить Локи голову, но Локи сказал, что ему, мол, принадлежит голова, но не шея. Тогда карлик взял ремешок и нож и хотел проткнуть в губах у Локи дырки и зашить ему рот. Но нож никак не резал. Тогда он сказал, что тут лучше бы сгодилось шило его брата, и лишь помянул это шило, откуда ни возьмись, появилось шило и проткнуло Локи губы. Сшил он губы вместе, но Локи вырвал ремешок с мясом.

Конечно его хитрость принесла большие дары, но в конце концов у всех есть терпение, будь то мы смертные, будь то Боги.

Мифы и другие деяния Локи

Большая часть скандинавских мифов связана с Локи. Бог коварства часто нарушает спокойствие и баланс между светом и тьмой. Локи устраивает неприятности другим богам, но сам же помогает их исправить. Кратко об основных историях:

1. Первые люди — под именем Лодур, вместе с Одином и Хёниром, Локи сотворил первых людей Аска и Эмблу из прибитых к берегу деревьев.

2. Великий строитель — безымянный великан, под видом каменщика, на спор строит стену для асов. Чтобы великан строитель не успел в срок и проиграл спор, Локи превращается в красивую кобылу и отвлекает великаньего коня по имени Свадильфари, который помогал таскать камни для стены. Строитель не успевает в срок и боги торжествуют, потому что им не нужно отдавать солнце и луну. А после этого, Локи рожает восьминогого жеребца Слейпнира будущего скакуна для своего побратима Одина.

3. Яблоки молодости — однажды, Локи попадает в плен к великану Тьяци. А в обмен за своё освобождение, заманивает для великана богиню Идунн хранительницу золотых яблок молодости в ловушку. Затем, сам же спасает её из великаньей пещеры. Великан Тьяци превращается в огромного орла и преследует Локи и Идунн. Но долетая до Асгарда сгорает в ловушке, которую подготовили для него предупреждённые боги.

4. Рассмешить Скади — мстить за своего отца Тьяци, в Асгард приходит его дочь Скади. Чтобы избежать мести, она просит в мужья одного из богов, а затем просит её рассмешить. Чтобы рассмешить Скади, Локи привязывает козла к своей мошонке и играет с ним в перетягивание верёвки, дико крича и охая, а затем вообще падает Скади на колени. От этого она разражается громовым смехом и прощает убийство своего отца.

5. Золото Андвари — Локи случайно убивает сына колдуна Хрейдмара, который прогуливался в облике выдры. Чтобы рассчитаться за убийство, скорбящий отец просит столько золота, чтобы можно было покрыть выдриную шкурку. Гору золотых сокровищ Локи находит у карлика Андвари. И отбирает их, чтобы расплатиться с Хрейдмаром. Еще этот миф называют проклятым золотом, и с ним связаны еще многие события скандинавской мифологии.

6. Украшение Фрейи — превратившись в блоху, Локи крадёт ожерелье Фрейи Брисингамен. Хеймдалль бросается вдогонку. А после, Хеймдалль и Локи сражаются друг с другом в обличье тюленей, возле памятного камня Сингастейн.

7. Свадьба Фрейи — Чтобы попасть в Ётунхейм и вернуть украденный молот у короля великанов Гейррёда, Локи переодевает Тора в невесту для Гейррёда, а сам превращается в её служанку.

Уже описывалась смерть Бальдра и участие в ней Локи. Другим заметным мифом был миф о перебранке Локи с богами на пиру у великана Эгира, именно на пиру, желая уязвить богов в числе множества оскорблений он сообщил им, что виновен в смерти Бальдра. 

Локи – бог, который «может»

Скандинавский бог Локи весьма популярен, это яркий, пафосный персонаж, который обычно вызывает улыбку и самые позитивные эмоции, несмотря на то, что асы и люди много натерпелись из-за его выходок. Локи – бог во многом уникальный. Он живет с асами в Асгарде, но сам происходит из рода Йотунов, его отец – Фарбаути («жестоко ударяющий»), а мать – Лаувейя («остров лиственниц»). Лаувейю асы знали под именем Наль, что значит «игла».

Локи – бог, но нужно понимать, что он в корне отличается от тех, с кем живет, от асов и ванов Асгарда. В общем, это классический трикстер, то есть «обманщик», «хитрец». Собственно, асы приняли его к себе за невероятно изворотливый ум и умение находить выход из любой ситуации. Таким образом, Локи – бог обмана, колдовства, изменчивости, хитрости, коварства, интриг, кулуаров. Также Локи – бог человечества, в том смысле, что среди всех жителей Асгарда он больше всего напоминает простого смертного. Он в постоянном поиске, его интересуют тайны Вселенной, он задается вопросами, о которых другие просто не думаю. Но далеко не всегда его помыслы возвышенны. Локи – бог мстительный, завистливый, бесчестный. Однако он не так уж плох, ведь ему ведомы сострадание и жертвенность (пусть даже вынужденные). Достаточно вспомнить соответствующий эпизод «Младшей Эдды», который повествует о том, как Локи в образе кобылы отвлекает волшебного жеребца Свадильфари, благодаря чему мастер-ётун не сумел за одну зиму выстроить вокруг Мидгарда неприступную стену. Так Локи спас Фрейю от страшного замужества и помог асам сохранить достоинство.

Другая эддическая песнь рассказывает как Локи (бог озорства, помимо прочего) в очередной раз спасает честь Асгарда, став единственным, кому удалось рассмешить Скади, дочь великана Тьяцци, похитившего Идунн и ее золотые яблоки, даровавшие богам бессмертие. Кроме того, именно Локи в «Песне о Сигурде» отправляется к Брисингам за золотом, которое должно стать выкупом за убитую выдру, спасая, таким образом, Одина и Хёнира. Разумеется, Локи – бог неоднозначный, в том смысле, что в отличие от других героев скандинавских легенд, его поступки амбивалентны, порой он помогает асам и людям, а иногда его деяния идут им во вред. Кроме того, нельзя забывать, что во время Рагнарёка Локи будет биться на стороне Хель против асов и сойдется в смертельной схватке с Хеймдалем.

Как выглядит Локи?

Как же выглядит бог Локи? Изображение этого хитреца дается в «Младшей Эдде» Снории Стурлуссона, там Локи «невысок и хорош собой», вероятно, у него длинные волосы и борода (хотя кто знает?). Этому описанию соответствует известное изображение бога Локи на страницах «Edda Oblongata», исландского манускрипта семнадцатого века. Вообще, изображения бога Локи широко представлены у европейских живописцев XVIII-XIX веков, но трудно сказать, насколько они объективны. Гораздо более любопытны английские картины XI века, но там упор сделан в большей степени на его жену Сигиюн, а не на самого бога Локи. Картинки современного происхождения зачастую не имеют никакого отношения к историческим оригиналам, особенно если речь идет о Хиддлстоне в образе харизматичного марвеловского злодея.

В завершении стоит отметить, что бог Локи (изображения из оригинальных исландских источников представлены выше, их нетрудно отличить от более поздних по характерной технике) действительно является самым неоднозначным персонажем скандинавской мифологии. В этом смысле нельзя не вспомнить знаменитую «Перебранку Локи» из «Старшей Эдды». В том эпизоде трикстер обвиняет богов и богинь Асгарда в трусости, лжи, бесчестии и нецеломудренности, причем все его обвинения – справедливы. Кроме того, Локи признает свою вину за смерть Бальдра. Этот эпизод мы часто забываем, хотя, по всей вероятности, именно в нем раскрывается подлинный образ героя.

Перебранка Локи

Эгир1, именуемый также Гюмиром, наварил пива для асов, как только получил огромный котел, как о том уже рассказано. На пир пришли Один и Фригг, его жена. Тор же не пришел, поскольку был на востоке. Была там Сиф, жена Тора, были там Браги2 и Идунн3, его жена. Тюр тоже был там; он был однорукий, — Волк Фенрир откусил ему руку, когда был связан. Были там Ньёрд и жена его Скади, Фрейр и Фрейя, Видар4, сын Одина. Локи там был, и слуги Фрейра — Бюггвир и Бейла. Много там было асов и альвов.

Эгир имел двух слуг — Фимафенга и Эльдира. Золото сияло там вместо светочей. Пиво там само подавалось. То было превеликое святое место. Гости с похвалой говорили, какие хорошие слуги у Эгира. Локи не мог стерпеть этого и убил Фимафенга. Тогда асы, потрясая своими щитами, завопили на Локи, и прогнали его в лес, а затем вернулись к застолью.

Локи пришел обратно и встретил Эльдира.

Локи сказал ему:

1 Эй, ты, Эльдир,
не смей уходить,
прежде ответь-ка мне:
чем там кичатся
сейчас над чашами
дети богов победных?

Эльдир сказал:

2 Успехами в битвах,
доспехами хвалятся
дети богов победных;
ни асы, ни альвы
сейчас над чашей
о тебе любезно не молвят.

Локи сказал:

3 Так вот, я надумал:
войду в дом Эгира,
на возлияние гляну,
сварой и спором
попотчую асов,
пиво подпорчу желчью.

Эльдир сказал:

4 Гляди, коль ты вздумал,
войдя в дом Эгира,
на возлияние глянув,
грязью и дрязгом
забрызгать всесильных, —
о тебя же вся дрянь оботрется.

Локи сказал:

5 Гляди, коли вздумал
вздорить ты, Эльдир,
в поруганье со мной тягаться,
обильней будут
обиды ответные!
Что же ты разболтался?

Тогда Локи вошел. Но сидевшие там увидели, кто это, и все замолчали. Локи сказал:

6 Скиталец усталый
к застолью вашему,
Лофт пришел издалека;
кто же из вас,
асы, подаст мне
чашу чистого меду?

7 Почто притихло,
застолье достойное, —
или молвить неможется:
честь и место
да чаша меда!
или: с порога прочь!

Браги сказал:

8 Ни чести, ни места,
ни чаши меда
тебе здесь не будет:
всевластным известно,
с кем невместно
пить асам на пиршестве.

Локи сказал:

9 Оба мы, Один,
во время оно
кровью братство скрепили;
припомни: пива
не пить без меня
тобою было обещано.

Один сказал:

10 Вставай ты, Видар!
пусть волчий отец
в застолье нашем воссядет,
лишь бы Локи
гостей не злословил
в доме этом, у Эгира.

Тут Видар встал и наполнил чашу для Локи, но тот, прежде чем выпить, сказал асам:

11 Слава асам
и асиньям слава,
и всем всеблагим богам,
но только не Браги,
на бражных лавках
сидящему посередине.

Браги сказал:

12 Меч отменный
прими, а в придачу
коня и гривну от Браги:
хоть раз среди асов
распри не сей!
Берегись, не гневи богов!

Локи сказал:

13 Нет же коня у тебя,
ни гривны —
нет у Браги добычи брани;
из асов и альвов
в застолье всевластных
самый опасливый —
ты, гораздый бегать от битвы!

Браги сказал:

14 Не в этом бы доме,
у Эгира, вздорить,
на дворе бы нам встретиться! —
я бы руками голыми
голову оторвал бы!
Погоди у меня, дождешься!

Локи сказал:

15 Храбришься ты, Браги,
украса седалищ,
за чашей браги — не в брани;
давай воевать
коль, вправду, охота, —
смелый не стал бы медлить!

Идунн сказала:

16 Брось это, Браги! —
брань богородным
и приемным сынам не прилична;
лучше бы с Локи
в склоку не лезть
в этом доме, у Эгира.

Локи сказал:

17 Молчи-ка ты, Идунн!
елико из жен
велико блудить горазда:
не зря же любилась
даже и с тем,
кто брата убил твоего.

Идунн сказала:

18 Локи злославить
я совсем не желаю
в этом доме, у Эгира, —
я только хотела
утишить распрю,
не буянил бы, пьяный. Браги.

Гевьон5 сказала:

19 Вы понапрасну
два аса, бранитесь,
поругая один другого,
ведь Лофт — сам он знает —
горазд на проказы
и прать на рожон не прочь.

Локи сказал:

20 Молчи-ка, ты Гевьон!
а то я напомню,
как тебя соблазнил юнец:
дарил обручья,
а ты за это
его на бедра
себе возлагала.

Один сказал:

21 Безумен ты, Локи!
наидерзейший,
ты в Гевьон разбудишь гнев,
всего живого ей
ведомы судьбы
не меньше, чем мне.

Локи сказал:

22 Молчи-ка ты. Один!
с начала времен
людей ты судил неправо:
в распре не раз,
кто праздновал труса,
тому ты дарил победу.

Один сказал:

23 Пусть в распрях не раз,
кто праздновал труса,
тому я дарил победу,
зато восемь зим
ты в подземье сидел,
был дойной коровой,
был женкой рожалой,
ты — бабоподобный муж!

Локи сказал:

24 А сам ты, я слышал,
на острове Самсей,
как ведьма, бил в барабаны.,
жил, ворожея,
у людей в услуженье, —
сам ты бабоподобный муж.

Фригг сказала:

25 В застолье пристало ль
столь много о старом
вам толковать сегодня?
Зачем понапрасну
двум асам спорить?
Прежние распри забудем!

Локи сказал:

26 Молчи-ка ты, Фригг!
ибо, Фьёгюна дщерь,
как раз ты блудить горазда:
Вилли и Ве,
хоть Видрир — твой муж,
с тобою любились оба.

Фригг сказала:

27 Когда бы сидел здесь,
у Эгира в доме,
хоть кто-нибудь, Бальдру подобный,
ты с пиршества асов
сейчас не ушел бы иначе,
как больно побитый.

Локи сказал:

28 Знать, мало досталось! —
желает ли Фригг
хулу до конца послушать?
Я — вот причина,
что сына вовек,
Бальдра, с тобою не будет!

Фрейя сказала:

29 Спятил ты, Локи! —
о злом опять
зачем ты речешь?
Фригг же, я думаю,
знает грядущее,
хотя и молчит о том.

Локи сказал:

30 Молчи-ка ты, Фрейя! —
я знаю верней
всех прочих, сколь ты порочна:
вот асы и альвы,
в прекрасных палатах, —
и каждый любился с тобою.

Фрейя сказала:

31 Зол на язык ты,
да ложь-то, я знаю,
доведет тебя до беды:
в ярости асы
и асиньи в гневе —
до дому цел не дойдешь!

Локи сказал:

32 Молчи-ка ты, Фрейя!
елико ты — ведьма,
блудница — блудливей нет:
когда тебя боги
с братом застали,
с испугу ты пукнула, Фрейя!

Ньёрд сказал:

33 Чему ж тут дивиться,
коль с мужем ложе
делит жена не с одним?
Хуже, что муж,
к тому же рожалый,
ты, ас никудышный, — средь нас!

Локи сказал:

34 Ньёрд, помолчи-ка,
елико ты был
залогом богов на востоке:
ночами, как в чан,
мочились тогда
в рот тебе дочери Хюмира.

Ньёрд сказал:

35 Зато я утешен —
хотя я и был
залогом богов на востоке, —
чадо зачал я,
чудного сына, —
прекрасней средь асов нет!

Локи сказал:

36 Ньёрд, не спеши!
Нашел, чем кичиться!
Я молчал, а теперь не смолчу;
зачал ты чадо —
вот чудо! — с сестрою!
Стыд вам двоим и срам!

Тюр сказал:

37 Из нас, из асов
в прекрасных палатах,
лучший из лучших — Фрейр:
жену ни одну
не понудил, ни деву,
из полона же он свободил!

Локи сказал:

38 Тюр, помолчи! —
ты с начала времен
и двоих-то не смог помирить:
право, напомню,
что правую руку
Фенрир тебе отъел.

Тюр сказал:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.158.47 (0.134 с.)