Автор – Метельская Наталья Анатольевна, методист 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Автор – Метельская Наталья Анатольевна, методист



Автор – Метельская Наталья Анатольевна, методист

Январь 2021 г.

Слайд 2

Уважаемые педагоги! В рамках темы нашего педагогического совета, посвящённого инновационным подходам к проектированию дополнительных общеразвивающих программ, мы  рассмотрели вопросы относительно внесения изменений в содержание и технологии организации образовательного процессе в рамках дополнительного образования и немного коснулись вопроса о внесении изменений в систему оценивания образовательных результатов учащихся.

Мы затронули вопрос о том, что оценивание образовательных результатов нам рекомендуется осуществлять на основе приоритета внедрения деятельностных методов оценивания в форме проектов, карт самооценки, портфолио, эссе, деловых игр, дебатов, использования ситуационных заданий и задач, сочетания оценки индивидуальных умений с оценкой умений работать в группе. Эти методы являются не просто методами оценивания, а одним из способов развития познавательных интересов и творческих способностей учащихся, активизирующих их мыслительную деятельность.

Но методы оценивания – это лишь часть диагностической системы, которая является очень важной составляющей любой образовательной программы.

Поэтому сегодня я хочу это разговор продолжить, так как оценивание результатов реализации дополнительных общеразвивающих программ, а также результативности организации образовательного процесса – вопрос актуальный, вопрос наболевший и пришло время в нём разобраться.

Слайд 3

Предлагаю вновь обратиться к нашему законодательству, чтобы понять «откуда ноги растут». Согласно 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная программа — это комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.

Зафиксировали понятия «формы аттестации» и «оценочные материалы»!

Про аттестацию мы поговорим сегодня обязательно, но позже.

А вот что же включает в себя понятие «оценочные материалы»? Ответы.

ФЗ № 273, ст.2, п.9; ст. 47, п.5: оценочные материалы — пакет диагностических методик, позволяющих определить достижение обучающимися планируемых результатов образовательной программы. При этом методики выявления, диагностики и оценки получаемых результатов разрабатываются автором программы в соответствии с требованиями, принятыми в образовательной организации.

Таким образом,   наши программы должны не просто включать упоминание о проведении промежуточной аттестации, её сроках и формах, как это было в большинстве программ, реализуемых в нашем учреждении, но и содержать описание тех самых методик выявления, диагностирования и оценки результатов, получаемых в ходе диагностических исследований.  И самым сложным в этом процессе является именно оценка результатов.

 С какой целью мы будем это делать? Ответы.

А делать мы это будем, в первую очередь, для того, чтобы понять, а насколько качественно мы организуем образовательный процесс, эффективны ли выбранные нами формы обучения, применяемые образовательные технологии, методы и приёмы, прослеживается ли результативность обучения, воспитания и развития, которые мы осуществляем в рамках реализации наших программ.

Иными словами оценку результатов обучения по программе мы проводим с целью выявления результативности и эффективности этого обучения.

Слайд 4

Именно поэтому, начиная разговор об оценивании образовательных результатов, необходимо понимать, что существуют понятия «результат» и «результативность». В чем их различия, давайте разбираться. 

Результат – это объективные изменения, получившиеся в итоге деятельности, направленной на реализацию, достижение какой-либо цели, это любой итог деятельности, чем бы она ни завершилась – какими-либо успехами, достижениями на педагогическом поприще, или же неудачами. Иначе говоря, результат – это состояние после окончания процесса, направленного на достижение поставленных целей. Он может быть как положительным, так и отрицательным. Результат деятельности связан с её целью.

Результаты образовательной деятельности условно можно разделить на педагогические и социальные.

Под педагогическими результатами понимаются личностные изменения, которые происходят под влиянием педагогической деятельности. К ним можно отнести: образованность – это качество личности, которое характеризуется способностью решать задачи в различных сферах жизнедеятельности.

К социальным результатам можно отнести: 

реализацию права ребенка на дополнительное образование;

участие в решении социально значимых проблем (волонтерское движение, различные акции и проекты, благоустройство и т. д.); 

формирование гражданской позиции личности и ее подготовленность к самостоятельному профессиональному выбору; 

изменения в здоровье воспитанников, влияние трудностей на социальное поведение детей; 

формирование нравственных и волевых качеств личности.  

Результативность – это продуктивность, эффективность, плодотворность, т.е. положительный результат. В самом общем смысле под результативностью педагогического процесса может пониматься мера соответствия полученных реальных результатов предполагаемым результатам, которые мы обозначили в качестве целей педагогического процесса в своих программах. Так как образовательный процесс – непрерывный, то и результативность его надо отслеживать постоянно.

Таким образом,   результаты образовательной деятельности для нас с вами – это те самые планируемые результаты (предметные, метапредметные и личностные), описанные в наших дополнительных общеразвивающих программах,  а результативность образовательного процесса – это степень соответствия ожидаемых и полученных результатов, которая отражается в процессе определения того самого уровня развития ребёнка, степени сформированности каких-либо знаний, практических умений навыков, универсальный учебных действий и личностных качеств ребёнка.

Например, у каждого из вас в программе есть задача типа «дать учащимся представления или теоретические основы чего-то». В качестве планируемого предметного результата мы определили способность ребёнка ориентироваться в содержании теоретических понятий по программе. Пришло время оценить данный результат на предмет соответствия его запланируемому нами результату, например, по какой-то пройденной теме вашей программы.

Как мы будем это делать? Ответы.

Раз это теория, то, скорее всего, мы даём ребёнку контрольное задание в виде опросника, теста. В данном случае  контрольное задание – это форма подведения итогов по теме, а тест или опрос – это метод (способ) определения уровня сформированности той самой способности ребёнка ориентироваться в содержании теоретических понятий.

Ребёнок отвечает на вопросы, мы определяем степень владения им необходимыми теоретическими знаниями по пройденной теме, тем самым оценивая его результат в виде определения уровня (низкий, средний, высокий). Анализируем полученные результаты и делаем выводы о результативности осуществляемой нами педагогической деятельности.

Если половина учащихся по нашей программе продемонстрировали низкий уровень владения теорией по теме программы, есть результативность? НЕТ! Если учащийся в процессе проведения нескольких текущих диагностик показывает низкий уровень сформированности данной способности, есть результативность его обучения? НЕТ!

И каковы же наши действия дальше? Ответы.

Вот в этом и есть смыл проведения оценки результатов – выявление в первую очередь  результативности организованного нами обучения по нашей программе и сравнение выявленных результатов с планируемыми!

Уверяю вас, что изучение результатов образовательного процесса, установление и изучение признаков, характеризующих его состояние, прогнозирование возможных отклонений, определение пути их предупреждения, а также его корректировка в целях повышения его качества – один из самых сложных вопросов педагогической теории и практики. Поэтому об этом надо говорить, этому надо учиться, чем мы и будем заниматься с вами в процессе проектирования ваших программ, в процессе организации образовательного процесса.

Слайд 5

Именно эти все перечисленные выше процессы отражаются в педагогической диагностике, являющейся неотъемлемым компонентом образовательного процесса. Без педагогической диагностики невозможно эффективное управление образовательным процессом.

И мы подошли к вопросам о том, что такое педагогическая диагностика? Какую роль она играет в процессе организации и управления образовательным процессом? Как её организовать и провести?

Педагогическая диагностика – особый вид деятельности, направленный на решение задач оптимизации образовательного процесса, индивидуализации образования, а также совершенствования образовательных программ и правильный выбор педагогических способов, методов, приемов.

Слайд 6

Наука выделяет следующие функции: контрольно-корректировочную, прогностическую и воспитывающую. Первая состоит в получении данных и корректировке процессов воспитания, развития и обучения; вторая означает предвидение, предсказание, прогнозирование изменений в развитии учащихся в будущем; третья состоит в том, что в процессе диагностирования педагог имеет возможность оказывать воспитательные воздействия на учащихся.

Слайд 7

Сущность педагогического диагностирования состоит в том, чтобы:

¾ обнаружить изменения состояния существенных характеристик, признаков личности, индивидуальности участников педагогического взаимодействия, педагогического процесса;

¾ увидеть нормы или отклонения в изменении их состояния (ориентируясь на эталон);

¾ определить степень (уровень) развития;

¾ проанализировать полученные факты;

¾ установить закономерности, причины, вызывающие эти изменения;

¾ выработать обоснованный и конкретный план дальнейшего педагогического взаимодействия в целях развития участников педагогического процесса.

Слайд 8

Процедура педагогической диагностики предполагает следующую логику операций (действий):

¾ постановка целей диагностики;

¾ определение критериев, показателей развития личности, ее отдельного свойства, качества, индивидуальности;

¾ отбор методов, системы методов диагностики (составление диагностической программы);

¾ осуществление методов диагностики в непосредственном педагогическом взаимодействии (реализация диагностической программы);

¾ анализ результатов диагностики;

¾ выделение уровней развития учащихся;

¾ учет, фиксирование результатов диагностики.

        Обращаю ваше внимание, что педагогическая диагностика не только обеспечивает фиксирование результатов, но и способствует выявлению предпосылок, условий и результатов педагогического процесса в целях его оптимизации. Педагогическая диагностика обеспечивает обратную связь, показывающую соответствие фактических результатов освоения программы поставленным целям.

Слайд 9

В качестве предмета педагогической диагностики выступают три области: результаты обучения в виде оценки знаний (академические достижения учащихся); результаты обучения и воспитания в виде социальных, эмоциональных, моральных качеств личности и групп учащихся; результаты педагогического процесса в виде психологических качеств и новообразований личности. Иными словами, диагностированию, т.е. периодическому изучению, подлежат уровень знаний учащихся, степень социального и психического развития, что соответствует трем функциям учебно-воспитательного процесса: обучающей, воспитывающей и развивающей.

Анализируя ваши программы, я пришла к выводу, что именно описание диагностических методик составляет для вас особую боль и проблему.

Очень часто предложенные вами диагностические материалы – это отражение проведения контрольных мероприятий в рамках процедуры промежуточной аттестации, но никак не описание диагностической системы.  В лучшем случае кто-то описывает критерии, по которым осуществляется контроль знаний, умений и навыков. Кто-то в качестве диагностических материалов представляет лишь диагностическую карту, которая по сути своей является лишь документом, в котором должны фиксироваться результаты диагностирования учащихся, и который не отражает ни планируемых результатов, ни методики диагностирования, ни условий её проведения.  При этом очень часто критерии, отражённые в диагностической карте, не соответствуют ни задачам программы, ни планируемым результатам. Очень редко в программах встречается описание способов оценки результатов.

Если планируемые результаты в соответствии с современными требованиями мы более или менее научились описывать, то вопрос об измерительных инструментах, применяемых в процессе отслеживания этих самых результатов, и определения результативности организуемого вами образовательного процесса, является для вас, на мой взгляд, наиболее сложным.

Слайд 10

Что такое измерительные инструменты? К измерительным инструментам относятся параметры, критерии и показатели.

Параметр – величина, характеризующая какое-либо свойство, качество предмета.

Критерий – измерительно-оценочный признак, отражающий степень проявления параметра, мера оценки.

Показатель – наглядное выражение, проявления критерия.

Например, одной из задач по программе является развитие у учащихся творческих способностей.

Что является параметром отслеживания? (творческие способности)

Что является критерием? (наличие творческой активности у учащегося)

В чём проявляется творческая активность? (постановка необычных, нестандартных вопросов и проблем, выдвижение необычных, нешаблонных решений в проблемных ситуациях, высказывание новых, оригинальных идей, выраженное стремление к познанию, большое количество выдвигаемых идей, нестандартных решений, замыслов – это и будут критерии оценивания творческой активности).

А что является показателями развития творческих способностей? (наличие продуктов оригинальной, творческой, изобретательской деятельности учащихся, например, усовершенствование элементов в изделиях, нестандартное, оригинальное воплощение в практической деятельности предложенных другими идей и замыслов, создание необычных, оригинальных изделий от замысла до конечного продукта).

Таким образом, в нашей диагностической системе оценка достижения такого планируемого результата, как развитие творческих способностей может выглядеть следующим образом:

 

Планируемый результат Параметр Критерий Показатель Степень выраженности показателя Баллы Способы оценки результата

Развитие творческих способностей

Творческие способности

Проявление творческой активности

Наличие продуктов творческой изобразительной, музыкальной, хореографической, конструкторской, исследовательской и т.д. деятельности (в соответствии с направленностью программы)

Учащийся в состоянии выполнять практические задания педагога. 1

Анализ продуктов творческой деятельности, наблюдение

Учащийся выполняет практические задания на основе образца, лишь иногда усовершенствуя некоторые его элементы или осуществляет оригинальное воплощение в практической деятельности предложенных другими идей и замыслов. 2
Учащийся самостоятельно создает необычные, оригинальные изделия от замысла до конечного продукта. 3

 

Или, например, планируемый результат: развитие познавательного интереса. Параметр: познавательный интерес. Критерии развития познавательных интересов можно считать круг чтения ребёнка, потребность и умение задавать вопросы, эмоциональность в познавательной деятельности, эрудицию, сообразительность, время, отводимое на чтение, успеваемость по предмету, участие в олимпиадах, турнирах, конкурсах и т.д.

Или, планируемый результат - развитие эстетической культуры ребёнка. Параметр – эстетическая культура. Среди критериев развития эстетической культуры учащегося выделим: полноту и разносторонность эстетических знаний; эстетические интересы и потребности; потребность в общении с искусством; проявление эстетических чувств при общении с прекрасным; глубина восприятия произведения искусства; способность и потребность эстетически преобразовать окружающую действительность и т.д.

Помимо внешних конкретных критериев, к которым  относятся знания, умения и навыки, личные и коллективные творческие достижения и т.д., важны общие критерии развития ребенка - изменение мотивации, ценностных ориентаций, жизненной позиции, успешность в социализации, развитие отношений между участниками образовательного процесса и др.

Отбор критериев, показателей и методик ведется с учетом конкретных условий и задач на данный период. Они должны быть достаточно конкретными, доступными для измерения, понятны для детей и взрослых.

При этом, если программа реализуется несколько лет, диагностические методики и критерии должны использоваться ежегодно одни и те же, чтобы с помощью метода сравнения можно было наблюдать динамику, успешность развития и результат образовательного процесса.

Слайд 11

Теперь давайте разберёмся, какие виды педагогической диагностики есть?

Начальная диагностика проводится на начальном этапе формирования коллектива – это изучение отношения ребенка к выбранной деятельности, его достижения в этой области.

А также начальная диагностика имеет место быть в начале каждого нового учебного года по программе. Если она рассчитана на несколько лет обучения. И целью её в данном случае будет  – выявление стартовых возможностей и индивидуальных особенностей учащихся в начале цикла обучения.

Методы проведения:

¾ наблюдение;

¾ диалоговые методы: беседа; опрос, интервью, анкетирование;

¾ тестирование;

¾ эксперимент;

¾ социометрические методы;

¾ терминологические методы;

¾ контент-анализ и др.

Текущая диагностика проводится, как правило, в середине учебного года, – это изучение динамики освоения учащимся предметного содержания программы, его личностного развития, взаимоотношений в коллективе.

Цель – отслеживание динамики развития каждого учащегося, результативности и эффективности образовательного процесса, его коррекция в направлении усиления его развивающей функции.

Методы проведения текущей диагностики, показатели, критерии оценки разрабатываются педагогами.

При этом, если в качестве способа оценки результата мы указываем какой-либо метод диагностики, то я, как педагог, должна владеть технологией его применения: понимать его суть с точки зрения психологии (связь внутренних психических процессов и внешних норм поведения и деятельности ребёнка), знать, какие приёмы можно использовать в рамках данной методики, определить критерии, по которым будем осуществлять оценку, обеспечить необходимые условия для его проведения и т.д.

Например, анализ продуктов деятельности - метод диагностирования, позволяющий на основе изучения объективных продуктов деятельности сделать выводы о психологических особенностях ее субъекта или субъектов. Анализ продуктов деятельности детей исходит из общей предпосылки о связи внутренних психических процессов и внешних норм поведения и деятельности. Изучая объективные продукты детской деятельности, можно сделать выводы о психологических особенностях детей, уровне их развития, степени владения знаниями и умениями в области конструирования, наличии творческих технических способностей.

Наблюдение – метод психолого-педагогического исследования, рассчитанный на непосредственное получение информации через органы чувств.

Наблюдение включает в себя следующие этапы:

1. Подготовительный (на этом этапе следует определить и продумать: цели и задачи наблюдения; объект и предмет наблюдения (какие именно качества и особенности будут изучаться); внешние признаки (показатели), по которым можно отследить наблюдаемые качества; план (сроки и средства осуществления наблюдения);возможные ошибки (просчеты) и пути их предупреждения; способы фиксации информации; предполагаемые результаты.

2. Исполнительный – собственно наблюдение, характеристика ситуаций, регистрация фактов, выдвижение предположений.

3. Обобщающий – систематизация информации, обобщение, установление причинно-следственных зависимостей.

Наблюдение рекомендуется использовать с целью определения уровня развития интереса у детей к какой - либо деятельности; уровня развития мотивации к самостоятельному поиску знаний; уровня сформированности навыков межличностного общения; умения планировать свою деятельность.

 

Итоговая диагностика (проводится в конце учебного года) – это проверка освоения учащимися программы или ее этапа.  

Цель: подведение итогов освоения программы.

Методы проведения итоговой диагностики:

творческие задания;

защита проекта;

контрольные задания;

тестирование;

выставка работ и т.д.

 

Слайд 12

При этом  обязательным условием после проведения любого диагностического исследования является фиксирование результатов в любой удобной для вас форме (дневник наблюдений, табель развития, творческие карты, паспорт здоровья, папка достижений, диагностические карты и т.д.). Обязательно надо сделать анализ полученных результатов, сделать выводы, оформить аналитическую справку, можно составить график, диаграмму и т.д.

Для чего это необходимо делать?

Системный анализ педагогической диагностики позволяет выделить в ней относительно самостоятельные этапы подготовки, планирования, сбора данных, их обработки и анализа, формулирования выводов и рекомендаций.  

Анализ диагностических данных позволяет проникнуть глубже в сущность явлений и процессов. Для этого проводятся классификация, систематизация, количественная и качественная обработка результатов, синтез компонентов диагностируемого объекта, выработка и обоснование педагогического диагноза и заключения о состоянии диагностируемого объекта, а также составление прогноза его дальнейшего развития.

Основное назначение аналитического этапа — дать содержательную интерпретацию полученным результатам и выявленным закономерностям для последующей выработки обоснованных заключений и рекомендаций.

Количественный и качественный анализ данных — это основной материал для педагогических выводов. При этом важно не только то, какая информация получена и какие выводы на ее основе сделаны, но и то, чтобы полученная информация превращала педагогическую диагностику из инструмента познания в инструмент совершенствования педагогической практики.

Формулирование выводов и заключения. На этом этапе осуществляются выработка и формулировка педагогического диагноза как заключения о состоянии диагностируемого объекта (явления) и причинах, вызывающих данное состояние, прогноз тенденций развития объекта диагностики и разработка плана педагогических действий.

Итоги диагностического обследования могут быть представлены в форме характеристики, заключения, аналитической справки и других вариантов обобщающих результатов. Целесообразно выделить при этом констатирующую, аналитико-интерпретационную и рекомендательную части.

В приложении к данному документу представлены примеры аналитических справок по итогам начальной, текущей и итоговой диагностики.

Таким образом, при проектировании программы важно провести тщательную методическую работу по созданию оценочных материалов и описанию квалификационных процедур, которые будут использоваться в рамках программы в процессе диагностики.

При этом методы, используемые в процессе начальной, текущей и итоговой диагностики, если мы говорим о программе, срок реализации которой 1 учебный год, могут и должны быть разными.

 

Слайд 13

Чтобы педагогическая диагностика не сводилась к разовой фиксации оценки образовательных результатов и не подменялась проведением традиционного контроля, важно выстроить диагностическую систему, которая включает в себя описание проведения всех видов диагностики, проводимой вами в процессе реализации программы (начальной и текущей и итоговой), планируемые результаты, параметры, критерии и показатели определения результативности и способы оценки результатов (методики диагностики).

Таким образом, диагностическая система должна отвечать на вопросы: что, когда и зачем изучать; по каким показателям; какими методами; при каких условиях.

Мы уже знаем, что оценивание образовательных результатов нам рекомендуется осуществлять на основе приоритета внедрения деятельностных методов оценивания в форме проектов, карт самооценки, портфолио, эссе, деловых игр, дебатов, использования ситуационных заданий и задач, сочетания оценки индивидуальных умений с оценкой умений работать в группе. Эти методы являются не просто методами оценивания, а одним из способов развития познавательных интересов и творческих способностей учащихся, активизирующих их мыслительную деятельность.

И теперь мы понимаем, что методы оценивания – это лишь часть диагностической системы, которая является очень важной составляющей любой образовательной программы и на описании которой сегодня нам рекомендуется делать акцент в процессе проектирования наших программ.

 

Таким образом, описание диагностической системы в наших программах может выглядеть следующим образом:

1. Описание процедуры проведения начальной диагностики с целью изучения отношения ребенка к выбранной деятельности, его мотивации к обучению, его достижения в этой области (в какой форме и какие методы (способы) используем - тест, опрос, интервью и т.д.). Описание форм и методов проведения начальной диагностики, проводимой с целью выявления стартовых возможностей, индивидуальных особенностей учащихся и определения уровня сложности содержания, если программа разноуровневая, в начале цикла обучения.

2. Описание процедуры проведения текущей диагностики, включающей описание форм текущего контроля, методов оценки результатов обучения по программе, измерительных инструментов, примеры индивидуальных или групповых диагностических карт.

3. Описание проведения итоговой диагностики с целью подведения итогов обучения по программе. При этом если это итоговая диагностика в конце очередного учебного года (этапа обучения по программе), то цель её такая же как и у текущей- изучение динамики освоения учащимся предметного содержания программы, его личностного развития, взаимоотношений в коллективе, результативности и эффективности образовательного процесса, его коррекция в направлении усиления его развивающей функции. Соответственно методы оценки результатов обучения по программе, измерительные инструменты и диагностические карты могут быть теми же, что и при проведении текущей диагностики. Если это итоговая диагностика по результатам обучения по программе в целом, то цель иная, формы и методы оценивания результатов будут уже другие (проекты, карты самооценки, портфолио, эссе, решение ситуационных задач и заданий и т.д.)

И вот в случае, когда программа реализуется несколько лет для проведения начальной, текущей и итоговой диагностики, очень удобно воспользоваться такой формой диагностического исследования, как педагогический мониторинг. Мониторинг – в переводе с английского означает постоянное слежение за состоянием и результатами какой-либо деятельности или объекта путем сбора, обработки и хранения оперативной информации. Педагогический мониторинг – форма организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозирование ее развития.

Как вы понимаете, педагогический мониторинг – это сама по себе уже диагностическая система, которая содержит и планируемые результаты, и критерии, и показатели, и параметры и методы оценки результативности реализации образовательной программы.

Именно поэтому, для облегчения создания своей диагностической системы,  я вам порекомендовала методику определения результатов образовательной деятельности детей, разработанную Буйловой Л.Н. Это матрица диагностики образовательных результатов, которая может быть наполнена конкретным содержанием в соответствии с особенностями той или иной программы и которая состоит из «Мониторинга результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе», демонстрирующую технологию определения учебных результатов ребенка по дополнительной образовательной программе, и из «Мониторинга личностного развития ребенка в процессе освоения им дополнительной образовательной программы», который показывает, как можно отследить развитие его личностных качеств.

 

Таким образом, проектирование дополнительной общеразвивающей программы предполагает включение в неё оценочных материалов с целью оценки результатов обучения по программе и сопоставления их с планируемыми, а также с целью оценки эффективности и результативности образовательного процесса в рамках реализации образовательной программы.  

Процессы установления и изучения признаков, характеризующих его состояние, прогнозирование возможных отклонений, определение пути их предупреждения, а также его корректировка в целях повышения его качества отражаются в проведении педагогической диагностики. Она включает в себя ряд операций: постановка целей; определение критериев и показателей, отбор методов, проведение диагностики; анализ результатов диагностики; выделение уровней развития учащихся; учет, фиксирование результатов диагностики.

На основании этих результатов можем сказать, есть результативность обучения учащихся или нет.

При этом помним, что результативность обучения учащихся (продуктивность и эффективность) мы можем отследить только после проведения начальной, текущей и итоговой диагностики.

Поэтому ВАЖНО! Проводить и начальную, и текущую, и итоговую диагностику в течение учебного года!

Проведение всех этих видов педагогической диагностики может говорить о том, что у вас имеется диагностическая система оценки результатов реализации вашей программы. Что очень важно, если мы говорим об управлении образовательным процессом!

Слайд 14

Выявляя результаты образовательной деятельности и определяя результативность реализации программы важно разводить понятия: «педагогическая диагностика» и «контроль».

Какую же роль в образовательном процессе играет контроль? Какое отношение он имеет к педагогической диагностике, и почему мы вдруг подменили эти два понятия в наших программах?

Контроль - это компонент диагностирования. Контроль – это наблюдение за процессом усвоения знаний, умений и навыков. Составной частью контроля является проверка – система действий и операций для оценки усвоения знаний, умений и навыков.

Контроль бывает разных видов, форм и может осуществляться с помощью разнообразных методов. В педагогической практике применяется несколько видов контроля: предварительный, текущий, периодический, тематический, итоговый и отсроченный.

Предварительный контроль, как правило, имеет диагностические задачи. Он проводится с целью выявления имеющихся знаний, умений и навыков учащихся к началу обучения. Применяется обычно в начале обучения или перед изучением новой темы. Предварительный контроль позволяет выбрать наиболее эффективные методы и формы работы с учащимися, определить уровень сложности содержания программы индивидуально для каждого ребёнка.

Текущий контроль осуществляется по ходу обучения и дает возможность определить степень сформированности знаний, умений и навыков, а также их глубину и прочность. Он проводится с помощью систематического наблюдения педагога за работой учащихся на всех этапах обучения.

Периодический контроль подводит итоги работы за определенный период времени.

Тематический контроль проводится после изучения темы, раздела для определения степени усвоенности данного материала.

Итоговый контроль призван определить конечные результаты обучения. Он охватывает всю систему знаний, умений, навыков по предмету.

Отсроченный контроль – определение остаточных знаний, умений спустя какое-то время после изучения темы, раздела, курса (этот срок может колебаться от трех месяцев до полугода и более). Отсроченный контроль позволяет судить об эффективности процесса по конечному результату.

Контроль осуществляется в различных формах. По форме контроль подразделяется на индивидуальный, групповой и фронтальный.

При контроле используются различные методы устного, письменного, практического, машинного контроля и самоконтроля.

Таким образом, контроль – это часть процесса диагностирования, констатирующая результаты обучения учащегося.

 

Слайд 15

А вот теперь поговорим об аттестации, формы которой мы должны описать в наших программах в соответствии с требованием 273-ФЗ.

Аттестация – это оценка уровня и качества освоения учащимися образовательных программ в конкретной предметной деятельности.

Цель аттестации – выявление исходного, текущего, промежуточного и итогового уровня развития теоретических знаний, практических умений и навыков, их соответствия прогнозируемым результатам дополнительных общеразвивающих программ.

А теперь внимательно послушайте задачи аттестации:

• Учебная - создаёт дополнительные условия для обобщения и осмысления учащимися полученных теоретических и практических знаний, умений и навыков.

• Воспитательная - является стимулом к расширению познавательных интересов и потребностей ребёнка.

• Развивающая - позволяет детям осознать уровень их актуального развития и определить перспективы.

• Коррекционная - помогает педагогу своевременно с учащимся выявить и устранить объективные и субъективные недостатки образовательного процесса.

• Социально-психологическая - даёт каждому учащемуся возможность пережить "ситуацию успеха".

Обратите внимание, что акцент в формулировке задач аттестации сделан на предоставлении учащемуся возможности узнать свой результат обучения, проанализировать его, сделать выводы и предпринять необходимые действия.

 

Этого достаточно для того, чтобы ответить на вопрос: чем аттестации отличается от педагогической диагностики и почему мы должны проводить и то и другое.

Педагогическая диагностика – деятельность педагога, направленная на решение задач оптимизации образовательного процесса, индивидуализации образования, а также совершенствования образовательных программ и правильный выбор педагогических способов, методов, приемов. Она необходима педагогу для управления образовательным процессом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 50; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.175.182 (0.092 с.)