Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
коррекционно-развивающих занятий по курсу «Развитие речи»
учащихся 1 класса с ТНР (вариант 5.1)
№
|
Дата проведения
занятия
|
Тема занятия/ количество часов
|
Содержание работы
|
Примеча-ния
| По плану
| По факту
| Словообразование
| Формирование лексико-грамматических категорий
| Связная речь
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 1
| 06.09.
|
| Обследование речи обучающихся(1ч.)
Выявление индивидуальных речевых нарушений.
|
| 2
| 13.09
|
| Звук. Неречевые звуки. (1ч.)
| Развитие слухового внимания и речевого слуха на материале неречевых звуков.
«Угадай что звучит?», «Кто что услышал?»
Формирование умения различать на слух длинные и короткие слова.
|
| 3
| 20.09
|
| Лето и осень (1ч.)
| Формирование умения выделять слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков и слов сравнительного анализа
| Согласование существительных с прилагательными в роде (желтые листья, холодный дождь)
| Составление предложений с
использованием опорных картинок
|
| 4
| 27.09
|
| Овощи и
Фрукты (1ч.)
| Образование множественного числа существительных (яблоко — яблоки, огурец — огурцы). Понимание обобщающего значения слов
| Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже (красный помидор — красные помидоры — много красных помидоров)
| Составление предложений описательного характера об овощах и фруктах
|
| 5
| 04.10
|
| Сбор урожая
(1ч.)
| Развитие навыка словообразования существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов (лук — лучок, огурец — огурчик)
| Согласование притяжательных местоимений (мой, моя, мое) с существительными мужского и женского рода (моя груша, мой перец, мое яблоко)
| Составление предложений по вопросам (кто? что? что делает? кому? чему?)
|
| 6
| 11.10
|
| Птицы
(1ч.)
| Образование глаголов с приставками (на-, по-, вы-, с-, пере-)
| Согласование существительных с глаголами в настоящем времени: птица (что делает?) летит, поет, клюет.
| Формирование навыка составления короткого рассказа
|
| 7
| 18.10
|
| Домашние птицы (1ч.)
| Согласование существительных с глаголами единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени (утка плавает — утки плавают)
| Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже (желтый цыпленок—желтые цыплята)
| Овладение навыками составления простого предложения и описательного рассказа
|
| 8
| 25.10
|
| Домашние животные (1ч.)
| Образование существительных с суффиксами -онок, -елок, -ята (теленок — телята)
| Усвоение навыка образования притяжательных прилагательных (кошачьи глаза, лошадиный хвост)
|
|
| 9
| 08.11
|
| Деревенский двор (1ч.)
| Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (кошка — кошечка)
| Различение и выделение названий признаков по назначению и вопросам (какой? какая? какое?)
| Согласование слов в предложении по модели: существительное в именительном падеже + согласованный глагол прямое дополнение (кошка пьет молоко)
|
| 10
| 15.11
|
| Дикие живот-ные (1ч.)
| Образование существительных с помощью суффиксов
-ата, -ята. -опок, -енок (бельчонок— бельчата)
| Практическое употребление притяжательных прилагательных (лисий хвост, волчьи зубы)
| Овладение диалогической формой общения (драматизация сказки «Теремок»)
|
| 11
| 22.11
|
| Подготовка животных к
зиме (ч.)
| Усвоение окончаний глаголов множественного и единственного числа настоящего и прошедшего времени (белка делает запасы; еж сделал норку)
| Согласование прилагательных с существительными в косвенных падежах (мы видели рыжую белку; в дупло пряталась рыжая белка)
| Пересказ небольших рассказов (Г. Скребицкий «Всяк по своему»)
|
| 12
| 29.11
|
| Продукты питания (1ч.)
| Образование относительных прилагательных (яблочный сок, кабачковая икра)
| Изменение окончаний существительных в винительном, дательном твори гель-ном падежах
| Заучивание стихотворения
(Ю. Тувим «Овощи»)
|
| 13
14
| 06.12
13.12
|
| Зима (2ч.)
| Умение образовывать сравнительную степень прилагательных (холодный — холоднее, белый — белее)
| Согласование прилагательных с существительными (рыжая белка, колючий еж)
| Совершенствование навыка составления рассказа (по серии картин Г. Каше «Синичка»)
|
| 15
16
| 20.12
27.12
|
| Новый год (2ч.)
| Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (елка — елочка)
| Употребление в речи глаголов в единственном и множественном числе настоящего и прошедшего времени (дети украшают елку, дети украшали елку)
| Умение расширить предложение путем введения однородных членов
|
| 17
| 17.01
|
| Одежда (1ч.)
| Образование приставочных глаголов (шить — зашить, подшить, вышить, пришить)
| Согласование существительных мужского и женского рода с притяжательными прилагательными (мой шарф, моя шуба, мое пальто)
| Закрепление навыка составления простого предложения. Составление описательного рассказа
|
| 18
19
| 24.01
31.01
|
| Мебель (2ч.)
| Образование сравнительной степени прилагательных (мягкий — мягче)
| Закрепление навыка использования в речи предлогов (в, на, над, из, под, с)
| Умение сравнивать предметы по их различным или сходным качествам (стул -кресло). Усвоение конструкции сложного предложения
|
| 20
21
| 14.02
21.02
|
| Посуда (2ч.)
| Образование существительных с помощью суффиксов (название предметов в зависимости от назначения: сахар — сахарница, хлеб — хлебница)
| Образование формы творительного падежа (что с чем? — чашка с чаем, тарелка с супом). Различение и выделение названий признаков по назначению (какой? какая? какие?)
| Составление описательных рассказов
|
| 22
| 28.02
|
| День защитника Отечества (1ч.)
| Использование в речи предлогов (в, на, под, из, по)
| Согласование числительных с существительными
| Составление рассказа по серии картин (Г. Каше «Собака-санитар»)
|
| 23
24
| 07.03
14.03
|
| Профессии (2ч.)
| Изменения окончаний женского рода, мужского рода в
согласовании с глаголом настоящего и прошедшего времени (учитель учит -учительница учила)
| Практическое употребление в речи названий профессий
| Составление предложений
по демонстрируемому действию
|
| 25
| 04.04
|
| Цвет. Форма. Величина (1ч.)
| Образование сравнительной степени прилагательных
(зеленый — еще зеленее)
| Употребление слов, обозначающих оттенки цвета
| Пересказ сказок, рассказов (немецкая народная сказка
«Три бабочки»)
|
| 26
| 11.04
|
| Форма и
размер
предметов (1ч.)
| Умение подобрать слова-антонимы
| Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже (желтый одуванчик, желтое
солнце)
| Сравнение предметов (с выделением сходства и различия). Усвоение конструкций сложноподчиненных предложений
|
| 27
| 18.04
|
| Человек. Семья
(1ч.)
| Образование прилагательных путем словосложения (голубоглазый, длинноволосый)
| Использование в речи местоимений (мой, моя, мое — мой нос, моя нога, мое лицо)
|
|
| 28
| 25.04
|
| Весна (1ч.)
| Образование сравнительной степени прилагательных (теплый — теплее, быстрый — быстрее)
| Различение и выделение признаков по вопросам (какой? какая? какие?)
| Составление рассказа по серии картин (Г. Каше «Зайка и морковка»)
|
| 29
| 16.05
|
| Транспорт (1ч.)
| Закрепление навыка употребления слов-антонимов
(быстро — медленно, далеко — близко)
| Согласование притяжательных местоимений мой, моя с существительными (мой самолет, моя машина)
| Составление простого описания предмета
|
| 30
| 23.05
| Обследование речи обучающегося (1ч.)
Выявление индивидуальных речевых нарушений.
|
|
| Всего: 30 часов
|
Лист корректировки рабочей программы
(календарно-тематического планирования по коррекции звукопроизношения (КТП) рабочей программы)
№
| Дата проведения
|
Тема занятия/
количество часов
|
Содержание работы
| Примечания
| По плану
| По факту
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
|
| 1
|
|
| Развитие слухового внимания и фонематического восприятия шипящих звуков (в частности, звука [Ш]).
| Игры, направленные на развитие слухового внимания и памяти.
| Количество часов, отведенное на постановку и автоматизацию звуков примерны и могут меняться в зависимости от индивидуальных особенностей речевого развития обучающегося и успешности усвоения учебного материала.
| 2
|
|
| Развитие подвижности артикуляционного аппарата
| Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад для звуков шипящих звуков.
| 3
|
|
| Постановка звука [Ш]
| 1. Выработка длительной целенаправленной воздушной струи, идущей посередине спинки языка: высунутого из ротовой полости в виде «чашечки», поднятого в ротовой полости к верхним альвеолам.
2. Формирование артикуляционного уклада языка (широкий кончик языка поднят и приближен к верхним альвеолам, с которыми образует щель), губ (разомкнуты, округлены и немного выдвинуты вперед), расстояния между резцами (среднее – 2-3 мм). по подражанию.
3. Одновременное воспроизведение сформированного уклада артикуляционных органов и плавного речевого выдоха.
4. Повторение правильной артикуляции с речевым выдохом 5-6 раз, делая паузы.
| 4
|
|
| Автоматизация звука [Ш]
| 1. В слогах типа: ША, АША, АШ, ШТА, АШК.
2. В словах: в начале: шапка, шов, шум и т.п., в середине между гласными: каша, мыши, крыша и т.п., в конце: мышь, душ, карандаш и т.п., в стечении согласных: шторы, пушка, дождь [шт’], и т.п., с двумя звуками [ш]: шашки, шишка, шуршать и т.п.
3. Во фразах: бабушка для Маши наварила каши и т.п.
4. В небольших текстах.
| 5
|
|
| Дифференциация звука [Ш]
| Дифференциация звука от звуков [Ф], [Т], [С].
В сериях слогов: ША-СА, ША-СА-ША, СА-ША-СА, АШ-АС-АШ и т.п.
2. В словах ·в парах слов-квазиомонимов: мишка-миска и т.п. в словах, где встречаются оба звука: Саша, шустрый и т.п.
3. Во фразах: Саша шла по шоссе и сосала сушку.
4. В небольших текстах.
|
| 6
|
|
| Дифференциация звука [с-ш]
| Дифференциация звуков [с-ш] в слогах, словах, словосочетаниях.
|
| 7
|
|
| Постановка звука [ж]
| Вызывается путем подражания на слухо-зрительно-тактильно-кинестетической основе на базе исходной артикуляции звука [Ш].
|
| 8
|
|
| Автоматизация звука [ж]
| Автоматизация на речевом материале:
1. В слогах типа: ЖА, АЖА, ЖДА (обратный слог не берется). 2. В словах: в начале: жаба, жук, жилет, желудь и т.п., в середине между гласными: лужа, ножи, ужин и т.п.., в стечении согласных: ждать, одежда, ножницы и т.п., с двумя звуками [ж]: жужжать, жужелица и т.п.
3. Во фразах: жаба к ужину наловила жужелиц дюжину и т.п.
4 В небольших текстах.
|
| 9
|
|
| Дифференциация звука [ж]
| Дифференциация [Ж] и звуков [В], [Д], [З]. Закрепление в самостоятельной речи ребенка.
|
| 10
|
|
| Дифференциация звука [ж-з]
| Дифференциация звуков [з-ж] в слогах, словах, словосочетаниях.
|
| 11
|
|
| Звук [Щ]
| Вызывается путем подражания на слухо-зрительно-тактильно-кинестетической основе.
|
| 12
|
|
| Автоматизация звука [Щ]
| Автоматизируется на речевом материале по той же схеме, что и [Ш].
|
| 13
|
|
| Дифференциация [Щ]
| Дифференциация [Щ] и звуков [Ф’], [Т’], [С’], [Ш]. Закрепление в самостоятельной речи ребенка.
|
| 14
|
|
| Звук [Ч]
| Постановка по подражанию на основе слитного быстрого произнесения сочетания звуков [ЩТ’].
|
| 15
|
|
| Автоматизация звука [Ч]
| Автоматизация: в слогах типа: АЧ, АЧА, ЧА, ЧТА.
В словах: в конце: мяч, ключ, кирпич и т.п., в середине между гласными: качели, ручей, сачок и т.п., в начале: чайник, черника, чулки и т.п., в стечении согласных: девочка, очки, удочка и т.п., с двумя звуками [ч]: чечетка, чашечка и т.п.
Во фразах: у девочки Анечки к чаю куплены прянички, а в печи испечены калачи и т.п. В небольших текстах.
|
| 16
|
|
| Дифференциация [Ч]
| Дифференциация [Ч] и звуков [Т’], [С’], [Ц], [Ш], [Щ]. Закрепление в самостоятельной речи ребенка.
|
| 17
|
|
| Развитие слухового внимания и фонематического восприятия звука [Л].
| Игры, направленные на развитие слухового внимания и памяти.
|
| 18
|
|
| Развитие подвижности артикуляционного аппарата
| Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад для звука Л.
|
| 19
|
|
| Постановка звука [Л]
| 1.Формирование артикуляционного уклада языка (упор узкого языка в верхние зубы, подъем задней части спинки языка, опущенные боковые края языка), губ (нейтральны), расстояния между резцами (большое – 3-4 мм). · по подражанию, · с помощью зонда при произнесении звука [Ы] или [А].
2. Одновременное воспроизведение сформированного уклада артикуляционных органов и речевого выдоха.
3. Повторение правильной артикуляции с речевым выдохом 5-6 раз, делая паузы.
|
| 20
|
|
| Автоматизация звука [Л]
| 1. В слогах типа: ЛА, АЛА, АЛ, ПЛА.
2. В словах: · в начале: лак, лом, лук и т.п., в середине между гласными: мыло, голубь, яблоко и т.п., в конце: стол, мел, пенал и т.п. в стечении согласных: тарелка, облако, галстук и т.п., с двумя звуками [л]: плыл, полоскала и т.п.
3. Во фразах: Алла для Лады испекла оладьи и т.п.
4. В небольших текстах.
|
| 21
|
|
| Дифференциация звука [Л]
| В работу по дифференциации берут звуки [В], [j].
1. В сериях слогов: ВА-ЛА, ЛА-ВА-ЛА и т.п.
2. В словах · в парах слов-квазиомонимов: лак-як, пол-пой и т.п. в словах, где встречаются оба звука: лайка, балалайка и т.п.
3. Во фразах: Лайка лаяла на луну.
4. В небольших текстах.
|
| 22
|
|
| Автоматизация звука [Л]
| Закрепление навыка правильного произношения звука [Л] в самостоятельной речи ребенка в различных коммуникативных ситуациях
|
| 23
|
|
| Постановка звука [Л’]
| Вызывается путем подражания на слухо-зрительно-тактильно-кинестетической основе на базе исходной артикуляции звука [Л].
|
| 24
|
|
| Автоматизация звука[Л’]
| Автоматизируется на речевом материале по той же схеме, что и [Л].
|
| 25
|
|
| Дифференциация [Л’]
| Дифференциация [Л’] и звуков [В’], [j].
|
| 26
|
|
| Дифференциация [Л’]
| Дифференциация [Л-Л’] в слогах, в словах, словосочетаниях.
|
| 27
|
|
| Автоматизация звука [Л][Л’]
| Закрепление в самостоятельной речи ребенка звуков [Л][Л’]
|
| 28
|
|
| Развитие слухового внимания и фонематического восприятия звука [р].
| Игры, направленные на развитие слухового внимания и памяти.
|
| 29
|
|
| Развитие подвижности артикуляционного аппарата
| Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад для звука Р
|
| 30
|
|
| Постановка звука [Р]
| 1. Выработка сильной целенаправленной воздушной струи, идущей посередине спинки языка, поднятого в ротовой полости к верхним альвеолам (при длительном произнесении звука [Ж]; при произнесении сочетания [ТШ]; при многократном произнесении звука [Д]).
2. Формирование артикуляционного уклада языка (подъем и приближение широкого кончика языка к верхним зубам и альвеолам), губ (нейтральны), расстояния между резцами (большое – 3-4 мм). по подражанию, с помощью зонда при произнесении звука [Ж] или многократном произнесении звука [Д].
3. Одновременное воспроизведение сформированного уклада артикуляционных органов и речевого выдоха.
4. Повторение правильной артикуляции с речевым выдохом 5-6 раз, делая паузы.
|
| 31
|
|
| Автоматизация звука [Р]
| 1. В слогах типа: РА, АРА, АР, ДРА и т.п.
2. В словах: в начале: рак, роза, рука и т.п. в середине между гласными: баран, ворота, пирог и т.п. в конце: забор, сахар, помидор и т.п. в стечении согласных: трава, дырка, арбуз и т.п. с двумя звуками [р]: раскрасить, конструктор и т.п.
3. Во фразах: в зарослях грозно рычит тигр и т.п.
4. В небольших текстах.
|
| 32
|
|
| Дифференциация звука [Р]
| Дифференциация звуков [Д], [j], [Л].
1. В сериях слогов: РА-ЛА, ЛА-РА-ЛА и т.п.
2. В словах в парах слов-квазиомонимов: лак-рак, игра-игла и т.п. в словах, где встречаются оба звука: кораллы, крыло и т.п.
3. Во фразах: Карл у Клары украл кораллы.
4. В небольших текстах.
|
| 33
|
|
| Автоматизация звука [Р]
| Закрепление навыка правильного произношения звука [Р] в самостоятельной речи ребенка в различных коммуникативных ситуациях.
|
| 34
|
|
| Постановка и автоматизация звука [Р’]
| Вызывается путем подражания на слухо-зрительно-тактильно-кинестетической основе на базе исходной артикуляции звука [Р].
|
| 35
|
|
| Автоматизация звука [Р’]
| Автоматизируется на речевом материале по той же схеме, что и [Р’]
|
| 36
|
|
| Дифференциация [Р’]
| Дифференциация [Р’] и звуков [Д’], [Л’], [j].
|
| 37
|
|
| Автоматизация звука [Р][Р’]
| Закрепление в самостоятельной речи ребенка звуков [Р][Р’]
|
|
|