VI. Перевод прямого вопроса в косвенный, подбор слов автора. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

VI. Перевод прямого вопроса в косвенный, подбор слов автора.



1. Сколько тебе лет?

2. Как пройти в библиотеку?

3. Как часто необходимо чистить зубы?

4. Где работают твои родители?

5. Почему ты не выполнил домашнее задание?

VII. Работа в парах (письменная).

Учащийся I варианта составляет предложение с прямой речью; учащийся II варианта переводит ее в косвенную (и наоборот).

Домашнее задание: § 66–68, упр. 406. Словарное слово: мысль.

Индивидуальное задание: из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» выписать примеры с прямой речью и определить, где слова автора используются для характеристики предложения.

Урок 91

Цитаты и знаки препинания при них

Цели: изучить правила оформления цитат; уметь вводить цитаты в речь, правильно ставить знаки препинания при цитировании.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Ход урока

I. Целеполагание.

– Где в нашей жизни мы пользуемся цитатами? Как вы думаете, можно ли писать сочинение, не применяя цитирования? А вы умеете это правильно делать? Сегодня мы поучимся оформлять цитирование и грамотно использовать его в письменной речи.

II. Работа со словарным словом: мысль.

III. Практическая разминка.

Задание:перевести прямую речь в косвенную.

1. Мама ласково посмотрела на меня и сказала: «Наташа, помой, пожалуйста, посуду».

2. «Саша, ты не видел случайно ключей от машины?» – спросил меня отец, выходя из кухни.

3. «Ура! Каникулы начались!» – восклицала Маша и бежала по коридору.

IV. Знакомство с теоретическим материалом § 72.

V. Беседа.

– Что такое цитаты?

– Где они могут использоваться?

– Какие способы цитирования существуют? (Дословное и выборочное цитирование.)

– Как оформляется дословное цитирование?

– Как оформляется выборочное цитирование?

– Как оформляется цитирование поэтического текста?

Образец:

Пушкин в стихотворении обращался к няне:

          Что же ты, моя старушка,

          Приумолкла у окна?

Пушкин в стихотворении обращался к няне: «Что же ты, моя старушка,/ Приумолкла у окна?»

VI. Фронтальная работа по упражнению 425.

Разбор различных способов цитирования.

VII. Анализ речевых ошибок при употреблении цитирования.

Выполнение упражнения 428.

Задание:составить небольшое обращение к ровесникам, используя полностью или частично цитату:

Друзья, следите за собой,

Когда по-русски говорите.

Ведь это наш язык родной –

Его для внуков сохраните!

         В. Я. Весник

Домашнее задание: § 72;подобрать 2–3 цитаты на одну из тем: 1) о русском языке, его богатстве; 2) о книге; 3) об отношении к природе; показать способы включения цитат в сочинение. Словарное слово: цитата.

Карточка

Задание:используя строки из стихотворений А. С. Пушкина, составьте предложения, в которые цитата входила бы полностью или частично.

              Здесь барство дикое, без чувства, без закона,

              Присвоило себе насильственной лозой

              И труд, и собственность, и время земледельца.

                              («Деревня».)

              Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

              К нему не зарастет народная тропа.

(«Памятник».)

Урок 92

Систематизация и обобщение изученного
по теме «Чужая речь»

Цели: закрепить умения моделировать предложения с прямой речью, диалогом, производить синонимичную замену предложений с прямой и косвенной речью, пунктуационно оформлять предложения с прямой и косвенной речью, диалогом.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Ход урока

I. Работа со словарным словом: цитата.

II. Повторение пунктуации при диалоге.

– Чем диалог отличается от прямой речи? (Можно воспользоваться материалом § 70.)

III. Устная работа по контрольным вопросам (с. 209–210).

IV. Работа в группах.

Задание: 1-я группа составить с афоризмами предложения, используя различные способы цитирования; 2-я группа составить диалог, используя афоризмы в репликах персонажей; 3-я группа составить текст или предложения, используя афоризмы как прямую и косвенную речь.

1. Слово – это камень: коли метнет его рука, то уж потом назад не воротишь. (Мигель Сервантес.)

2. Я часто убеждался в том, что простое слово благотворно действует на множество людей, и не автор слова, а само оно приводит в движение души, скрыто проявляя свою силу. (Франческо Петрарка.)

3. В то время как люди умные умеют выразить немногое в немногих словах, люди ограниченные, напротив, обладают способностью много говорить и ничего не сказать. (Франсуа де Ларошфуко.)

4. Язык народа и богат и точен,

Но есть, увы, неточные слова,

Они растут как сорная трава

У плохо перепаханных обочин.

                              (Н. Рыленков.)

5. Не оскверни свои уста

Ни осуждением, ни ложью,

Иначе будет невозможно

Святое слово «Красота».

И устремись, чтоб твой язык

Лишь к чистоте речей привык.

                              (Н. Д. Спирина.)

Домашнее задание: как вы понимаете слова М. Цветаевой: «Книга должна быть исполнена, как соната. Знаки – ноты. В воле читателя осуществить или исказить…»? Запишите слова М. Цветаевой, используя прямую и косвенную речь.

Урок 93

Итоговый тест

Цель: проконтролировать знания учащихся по материалу 8 класса, выявить пробелы в обучении.

Тип урока:контрольный.

Ход урока



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.10.246 (0.01 с.)