Здоровьесберегающие технологии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Здоровьесберегающие технологии.



Здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая в себя взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми  направлены на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования- задачи сохранения, поддержания и обогащение здоровья не только детей, но и их родителей.

В настоящее время в работе с детьми я использую следующие виды здоровьесберегающих технологий:

- технология сохранения и стимулирования здоровья

- технология здорового образа жизни

- коррекционные технологии.

Реализация этих технологий осуществляется мной в условиях специально организованных форм оздоровительной системы.

Формы организации здоровьесберегающей работы:

- непосредственно образовательная деятельность физкультурной направленности;

-самостоятельная деятельность детей

- подвижные  игры

- элементы дыхательной гимнастики

-утренняя гимнастика

-двигательно-оздоровительные физкультминутки

-гимнастика для глаз

-релаксация

-пальцеигротренинг

-гимнастика пробуждения

 

 

Технология опыта

В современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования современных образовательных технологий. С целью достижения новых образовательных результатов в своей работе с детьми раннего возраста я использую здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах обучения и развития.

Применяя такие методы как: динамические паузы, подвижные игры, релаксацию, гимнастику: пальчиковую, для глаз, дыхательную; НОД, я тем самым повышаю результативностьвоспитательно- образовательного процесса, формирую у воспитанников ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья.

В начале учебного года, составив карты здоровья, заполнив и проанализировать листы адаптации, япровожу мониторинг исходного уровня развития детей. В процессе мониторинга я использую: метод наблюдений, дидактические и подвижные игры, физические упражнения соответствующие возрасту детей.

Изучив полученные результаты, я наметили план дальнейшей работы и поставили для себя цель: создать у себя в группе такую здоровьесберегающую среду, которая могла бы обеспечить воспитанникам возможность сохранения здоровья. А также использование в работе с детьми здоровьесберегающих технологий, которые помогут в создании благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирования основы базовой культуры личности, лучшему усвоению знаний детей и будут способствовать их гармоничному и всестороннему развитию. Всю свою педагогическую деятельность я строю  в соответствии с психофизическими особенностями каждого ребёнка, что позволяет осуществлять контроль за здоровьем детей и полнее раскрыть их творческий потенциал. Педагогический процесс полностью оснащён необходимыми материалами и пособиями, программой развития группы раннего возраста, картотеками упражнений, подвижный игр, физических упражнений, конспектами и дидактическими играми. В целях обеспечения индивидуально - дифференцированного подхода к каждому ребёнку я организую, педагогический процесс на основе мониторинга достижений детей и в результате её выставляю перспективу работы с каждым ребёнком, зону его ближайшего и перспективного развития.

В группе я создала  уютную обстановку, тем самым обеспечив все условия для разностороннего развития детей, чтобы они чувствовали себя уютно и комфортно. Совместно с родителями создали развивающую предметно- пространственную среду, которая способствует укреплению здоровья детей: стандартное оборудование (обручи, мячи, скакалки, кегли, кубики); нестандартное оборудование (мешочки с песком, «дорожки здоровья»и т.д.).Таким образом, проанализировав вышесказанное, я  с уверенностью могу  сказать о создании здоровьесберегающей среды в группе.

Проведение с детьми раннего возраста непосредственно образовательной деятельности по развитию движений два – три  раза в неделю способствует не только физическому развитию малышей, но и формирует у них навыки, которые непосредственно закрепляются в образовательной деятельности в группе. Эта работа организуется и проводится в различных игровых формах. (Приложение)

Работа педагогов является целостной системой, в которой сочетается охрана и укрепление здоровья ребёнка, происходит совмещение функций детского организма и формируется физическое развитие.

Важнейшим ежедневным занятием с детьми раннего возраста, которые организую я - подвижные игры – средней и малой подвижности. Предусмотренные планированием игры я провожу как  на утренних, так  и вечерних прогулках в соответствии со временем года. Разработанные С.Н.Теплюк «Игры на прогулке с малышами» способствуют не только развитию игровых навыков ребёнка, но и служат формированию здоровья малышей. (Приложение)

Закаливание детей раннего возраста также является важным фактором, способствующим укреплению здоровья малышей. В результате закаливания ребёнок становится менее восприимчивым не только к резким изменениям температуры и простудным заболеваниям, но и к другим инфекционным болезням. Закалённые дети обладают хорошим здоровьем, аппетитом, спокойны, уравновешенны, отличаются бодростью, жизнерадостностью, высокой работоспособностью. Однако всех этих результатов можно добиться лишь при правильном выполнении закаливающих процедур: босохождение, контрастное закаливание, обливание рук до локтя и др.

Большое внимание я уделяю использованию «дорожек здоровья», используя их в установленное режимом дня время после дневного отдыха малышей. Использование «дорожек здоровья» способствует такому важному этапу в формировании здоровья ребёнка, как профилактика плоскостопия у детей.

В нашей группе созданы педагогические условия здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей, основными из которых являются: организация разных видов деятельности детей в игровой форме; построение образовательного процесса в виде модели культуры; организация культурного творчества малышей; оснащение деятельности детей оборудованием, игрушками, играми, игровыми упражнениями и пособиями. Я уделяю особое внимание обучению дошкольников навыкам здорового образа жизни, применяя на практике внедрение различных приемов и методов для создания среды здоровьесберегающего процесса в своей возрастной группе. В образовательной деятельности с детьми я применяю различные здоровьесберегающие технологии, направленные на сохранение и развитие здоровья малышей. Так как насколько здоров ребёнок - настолько он и развит. (Приложение)

Ежедневно в своей работе я использую следующие здоровьесберегающие технологии:

1. Палцеигротренинг проводится ежедневно в любой удобный отрезок времени. Егопровожу  как индивидуально, так и с подгруппой детей. Данная гимнастика тренирует мелкую моторику, пространственное мышление, стимулирует речь, внимание, кровообращение, быстроту реакции. Я считаю, что пальцеигротреннинг полезен  всем детям, особенно тем, у кого есть проблемы с речью.(Приложение)

Братики-пальчики

Этот пальчик хотел спать (загнуть мизинчик),

Этот пальчик шмыг в кровать (загнуть безымянный пальчик),

Этот пальчик лишь вздремнул (загнуть средний),

Этот пальчик враз уснул (загнуть указательный),

Этот пальчик крепко спит (загнуть большой),

Никто больше не шумит!

 

Зайчик

Зайчик-зайчик, где твой хвостик (прыгать)?

Здесь (руки за спину)!

Зайчик-зайчик, где твой носик (прыгать)?

Здесь (показать нос)!

Зайчик-зайчик, лапки где (прыгать)?

 Здесь (показать руки)!

Зайчик-зайчик, а ушки где (прыгать)?

Здесь (показать ушки)!


Машина

Би - би - би - гудит машина. (дети ритмично постукивают кулачком одной руки о ладонь другой)

Тук - тук - тук - мотор стучит. (ритмично хлопают руками)

- Едем, едем, едем, едем, - Он так громко говорит. (ритмично потопывают ногами)

Шины трутся о дорогу. Шу - шу - шу - они шуршат. (потирают ладони)

Быстро катятся колеса. Та - та - та - вперед спешат. (делают ритмичную «вертушку» руками)

2. Офтальмотренажер способствует снятию напряжения мышц глаз, упражнения офтальмотренажера провожу  каждый день по 3-5 минут в любое свободное время. Во время проведения данной гимнастики обязательно использую наглядный материал.(Приложение).

Вот стоит большая ёлка, (вверх)

Вот такой высоты.       (влево)

У неё большие ветки,        (вправо)

Вот такой ширины.(вниз)

Есть на ёлке даже шишки, (вверх)

А внизу – берлога мишки.(влево)

Зиму спит там косолапый (вправо)

И сосёт в берлоге лапу. (вниз)

Глазки закрыть

3. Игровую  оздоровительную гимнастику (гимнастику пробуждения) провожу по 5-10 минут ежедневно после дневного сна. В её комплекс ввожу  упражнения на кроватках для лучшего пробуждения детей, упражнения для правильной осанки. Для профилактики я  попросили каждого родителя изготовить коврик с нашитыми на него пуговицами (индивидуально для каждого ребёнка). Детям очень нравится ходить по такому коврику. Пуговицы достаточно хорошо массажируют ступни детей, укрепляют связочный аппарат и мышцы стопы, так же данное упражнение корректирует плоскостопие, что немаловажно - на мой взгляд, это очень полезная процедура.(Приложение)

«В гостях у солнышка»

1. "Улыбаемся солнышку" - И.п.: стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены. Руки через стороны поднять вверх, помахать ими, улыбнуться.

2. "Прячемся от солнышка" -И.п.: сидя, ноги согнуты в коленях, руками обхватить колени. Повернуться вокруг своей оси, переступая ногами по кругу.

3. "Загорают ножки" - И.п. сидя, ноги вместе, руки в упоре сзади. Сгибать и разгибать ноги.

4. "Радуемся солнышку" - И.п.: стоя, ноги слегка расставлены, руки на поясе. Подпрыгивания на месте.

"Ладошки"

1. "Покажи ладошки" - И.п.: стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены. Руки вытянуть ладошками вперёд, сказать: "Вот!" Вернуться в и.п.

2. "Хлопни по ладошке" - И.п.: то же. Присесть, хлопнуть в ладошки, встать.

3. "Поиграем пальчиками" - И.п.: сидя, ноги врозь, руки согнуты в локтях, пальцы сжаты в кулачки. Сжимать и разжимать кулачки в течение 20 секунд.

4. "Достань ладошками до колен" - И.п.: сидя, ноги вместе, руки опущены. Наклониться вперёд и хлопнуть ладошками по коленкам. Вернуться в и.п.

5. "Дружные ладошки" - Дети находят себе пару, выходят из спальни, держась за руки.

“Забавные котята”

1. "Котята просыпаются” - И. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Поднять правую руку, затем левую, потянуться, вернуться в и. п.

2. "Потянули задние лапки” - И. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Приподнять и потянуть правую ногу, затем левую, плавно попеременно опустить.

3. "Ищем друга” - И. п.: лежа на животе. Приподнять голову, поворот головой влево-вправо, вернуться в и. п.

4. "Котенок сердитый" - И. п.: стоя на четвереньках. Приподняться, выгнуть спину “дугой”, голову вниз “фыр-фыр”.

5. "Котенок ласковый" - И. п.: стоя на четвереньках. Голову вверх, спину прогнуть, повилять хвостом.

4. Дыхательную гимнастику  так же провожу ежедневно в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях, что обеспечивает нормальную работу организма в целом.

Греем руки

Исходная позиция: стоя или сидя, руки согнуты в локтях, ладошками к лицу.

Вдох. Длительный выдох на руки.

Повторить 4—5 раз.

Рубим дрова

Исходная позиция: стоя, ноги на ширине плеч, руки опу­шены.

Руки поднять вверх — вдох. Наклониться вперед (имита­ция рубки дров) — выдох. Повторить 3 раза.

Каша кипит

Исходная позиция: сидя, одна рука лежит на животе, дру­гая — на груди.

Втягивая живот и набирая воздух в легкие — вдох, опуская грудь (выдыхая воздух) и выпячивая живот — выдох. При выдо­хе громко произносить: «Ф-ф-ф-ф». Повторить 3—4 раза.

Часики идут

Исходная позиция: стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены.

Размахивая прямыми руками вперед и назад произносить: «Тик-так».

Повторить 8—10 раз.

Указание: «Соблюдать устойчивое положение».

Звонкий петушок

Исходная позиция: встать прямо, ноги врозь, руки опус­тить. Поднять руки через стороны — вдох; выдыхая хлопать руками по бедрам, произнося: «Ку-ка-ре-ку».

Веселый паровозик в пути

Ходьба по комнате, выполняя попеременные движения ру­ками (руки согнуты в локтях) и приговаривая: «Чух-чух-чух». Продолжительность 20—30 секунд.

Вырасти большой

Исходная позиция: стоя прямо, ноги вместе.

Поднять руки, хорошо потянуться, подняться на носки — вдох, Опустить руки, опуститься на всю ступню — выдох. Произнести: «У-х-х-х»!

Повторить 4—5 раз. Темп умеренный.

Указание: «Соблюдать устойчивое положение».

Гуси летят

Медленная ходьба по комнате. На вдох — руки поднять в стороны; на выдох — опустить, произнося длительное: «Г-у-у- v». Продолжительность 60 секунд.

Бросим мячик

Исходная позиция: стоя, мяч в опущенных руках.

Поднять руки вверх — вдох. Бросить мяч от груди вперед. При выдохе произносить длительное: «У-х-х-х». Повторить 5-6 раз.

5. Много времени ежедневно уделяется  подвижным играм, которые проводятся  мной и на прогулке и в групповой комнате. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения. Дети с удовольствием включаются в данный вид деятельности.

Вороны

Задачи. Совершенствовать бег в сочетании с движениями рук; побуждать к подражанию взрослому; учить действовать в соответствии с текстом.

Содержание игры. Дети изображают ворон, они стоят стайкой и подражают движениям воспитателя, который поет или говорит нарас­пев:

 

Вот под елочкой зеленой Скачут весело вороны, Кар-кар-кар!   (Дети бегают по комнате, размахи­вая руками, как крыльями, произ­нося «Кар-кар-кар!».)  
Целый день они кричали, Спать ребяткам не давали, Кар-кар-кар! (Продолжают бегать.)  
Только к ночи умолкают И все вместе засыпают, Кар-кар-кар!   (Садятся на корточки, ручки под щечку и засыпают, тихо произнося «Кар-кар-кар!».)  

Я люблю свою лошадку

Задачи. Учить бегать галопом; развивать внимание, учить действо­вать по сигналу; развивать воображение, подражание.

Содержание игры. Дети имитируют наездников. На слова из стихотворения А. Барто «Я люблю свою лошадку, причешу ей шерстку гладко, гребешком приглажу хвостик...» гладят, причесывают своих ло­шадок. На слова «И верхом поеду в гости...» скачут галопом (если еще не умеют, то как могут). Взрослый вначале действует с детьми, а они подражают ему. Затем дети действуют самостоятельно, а взрослый по­ощряет их.

6. Динамические паузы  организуются  во время НОД,  длительностью 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Во время их проведения включаются элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой гимнастики и других в зависимости от вида занятия.

7. Релаксация. Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Наша задача состоит в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело. С этой целью в своей работе я использую специально подобранные упражнения на расслабление всего организма и отдельных частей тела. Для работы я использую спокойную классическую музыку, например звуки природы. Детям очень нравится выполнять такие упражнения.(Приложение)

Упражнение на релаксацию с сосредоточением на дыхании.
"Ленивая кошечка".
Поднять руки вверх, затем вытянуть вперед, потянуться, как кошечка. Почувствовать, как тянется тело. Затем резко опустить руки вниз, произнося звук "а"
Упражнения на расслабление мышц лица.
"Озорные щечки".
Набрать воздух, сильно надувая щеки. Задержать дыхание, медленно выдохнуть воздух, как бы за­дувая свечу. Расслабить щеки. Затем сомкнуть губы трубоч­кой, вдохнуть воздух, втягивая его. Щеки при этом втягива­ются. Затем расслабить щеки и губы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.32.116 (0.042 с.)