Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция 1. Язык как объект познанияСтр 1 из 6Следующая ⇒
19.09.2020 3.10.2020 17.10.2020 Лекция 3. Язык как системно-структурное образование. Семиотическая концепция языка. История изучения знаковости языка Проблема знаков рассматривалась в Древней Греции. В “Диалогах” Платона излагается идеалистическая и материалистическая философии. Фома Аквинский, идеалист: позиция условного реализма – слова существуют как вещи, не зависимые от человека. Иоанн Росцелин: номинализм, слова – всего лишь имена вещей, существующих не самостоятельно, а только лишь как колебания голоса. Проблема языковых знаков рассматривается философами XVII-XVIII вв. (Локк, Лейбниц, Кант, Гердер, Гегель) В. Гумбольдт пришёл к выводу, что слово – это знак понятия. На протяжении XIX в. общая теория знака развивалась в рамках логики (Ч. Пирс, Э. Гуссерль), психологии (В. Вундт. Г. Гельмгольц) и особенно — в рамках физиологии мозга (И. М. Сеченов, В. М. Бехтерев). Лингвист А.А. Потебня: слово непосредственно связано с понятием, в основе связи – знак, признак, который избирается для указания на предмет и закрепления в слове. В начале XX в. Фердинанд де Соссюр создал учение о языковом знаке. Он доказал, что знаковый характер языка отличает язык от других социальных явлений (политических, торговых и пр.). Язык есть система знаков, выражающих идеи. Соссюр выделил внутри «общего феномена, каким является речевая деятельность», две составляющие: язык (langue) и речь – речевой акт (parole) Ф. де Соссюр ввёл специальные термины: ● Знак – это целое; ● Термин «понятие» заменил на термин «означаемое»; ● «Акустический образ» заменил на термин «означающее». В 1938 г. американский учёный Чарльз Моррис, исходя из философии позитивизма, полагал, что знаки – единственная реальность, доступная познанию человека. Звуковая сторона слова – лексема. Содержательная сторона слова – семема. Лексема в виде акустического образа, заложенного в мозгу, функционирует как знак (код) по отношению к мысленному образу, элементу мыслительного кода, отражающему некоторый предмет, явление реальной действительности. Соотношение этих сторон, согласно схеме лингвиста-теоретика Юрия Сергеевича Маслова, может быть представлено следующим образом: Объективная реальность - Субъективная реальность
(материальный мир) (сознание человека) Концепции языкового знака в современной лингвистике: Некоторые лингвисты считают, что значение входит в состав языкового знака и что в знаке есть две стороны: означающее и означаемое (билатеральная (двусторонняя) концепция языкового знака). Сторонники унилатеральной (односторонней) концепции знака признают знаком только лексему, ее акустический образ. Значение понимается как мысленный образ, означаемое, но в состав знака не входит. Знаковая ситуация. Треугольник Фреге. Готлоб Фреге предложил различать ИМЯ (знак), ДЕНОТАТ (предмет, называемый именем) и СМЫСЛ имени (концепт денотата). Знаковая ситуация из этих трех компонентов получила название семантического треугольника Фреге. Смысл имени – то, что отражает способ представления обозначаемого денотата. Классический пример: денотат выражений утренняя звезда и вечерняя звезда один и тот же (планета Венера), но смысл этих выражений различается. Одному денотату может соответствовать несколько смыслов. Один и тот же смысл может выражаться разными знаками. У знака (имени) всегда есть смысл, но не у всякого смысла есть денотат. Например, у выражения наиболее удаленное от Земли небесное тело смысл есть, но денотата нет. Фреге выделяет ПРЕДСТАВЛЕНИЕ о денотате – глубоко субъективное, индивидуальное, эмоциональное. Американский семиотик XX века Чарльз Моррис рассматривает знаковый процесс (семиозис) как пятичленное отношение, одним из членов которого он называет интерпретатора, то есть ЧЕЛОВЕКА. В знаковой ситуации появился ЧЕЛОВЕК и отношение знака к ДРУГИМ ЗНАКАМ. Знаковая ситуация в общей семиотике приняла вид: Карл Бюлер рассматривал знаковую ситуацию именно для языкового знака. В его модели языковой знак графически изображен в виде треугольника, наложенного на круг так, что углы треугольника выходят за пределы круга, а за пределами треугольника остаются сегменты круга: языковое явление (круг) и его знаковое содержание (треугольник) не вполне совпадают. Схема Бюлера: Линии, соединяющие треугольник с каждым из трех факторов знаковой ситуации, символизируют семантические функции (сложного) языкового знака. С тремя отношениями языкового знака Бюлер связывает осуществление трех функций языка: репрезентации, экспрессии (выражения) и апелляции (обращения).
В этой схеме, в отличие от общесемиотической модели знаковой ситуации, фактор ЧЕЛОВЕК представлен в двух ипостасях: 1. Как отправитель, 2. Как получатель. В следующей схеме на пересечении линий, идущих от обозначений трех основных участников ситуации (предметы и ситуации, отправитель, получатель) представлен не один языковой знак, а вся система языковых знаков, находящаяся в сфере речемыслительной деятельности человека. Отправитель и получатель акустического знака одинаково подключены к системе языковых знаков, хранящейся в их мозге. Именно здесь запечатлены образы акустических знаков (лексемы), образы предметов и ситуаций внешнего мира (концепты, смыслы), в том числе и те, которые получили наименования, имеют свои способы выражения посредством языковых знаков (денотаты). Здесь же находятся и означаемые акустических знаков (семемы). Образы предметов и ситуаций образуют концептосферу человека, а та часть концептосферы, которая получила языковое выражение, с добавлением коннотатов, образует семантическое пространство языка. Семантическое пространство языка тесно связывает образы акустических знаков с образами предметов и ситуаций внешнего мира. Эта открытость объясняет постоянное перетекание образов из концептосферы в семантическое пространство языка.
17.10.2020 Лекция 4. Аспекты языка. Речемыслительная деятельность — это процессы мышления и речи, выступающие как принадлежность сознания человека. Г. Штейнталь (основатель психологизма): ● Речь - проявление языка в конкретный момент ● Способность говорить - физиологическая способность артикулировать и психическое содержание внутреннего мира, которое предшествует языку и выражается им ● Языковой материал - элементы, созданные в процессе говорения, которые употребляются в речи и повторяются для выражения одного и того же содержания ● Язык - совокупность языкового материала одного народа Младограмматика: речь как проявление индивидуальной психологии.
Ф. де Соссюр: ● Язык - система знаков ● Речь - индивидуальное говорение ● Речевая деятельность - использование физиологических возможностей и способностей человека, обеспечивающих общение.
Язык и речь Алан Гардинер. Элементы, которые встречаются в речевом потоке - язык; все остальное - речь (междометия - язык, восклицание - речь). Андре Мартине. Язык - порождающее устройство, речь - процесс функционирования этого устройства. А.И.Смирницкий. Язык можно извлечь из речи. Останутся ошибки, индивидуальные особенности произношения, т.е. «сверхъязыковой остаток». Язык полность существует только в речи. В.Г.Адмони. Ничего нет в языке, чего не было бы в речи. И наоборот. Разница только в организации элементов. В речи - линейно. В языке - парадигмы. Г.В.Колшанский. Каждый речевой акт есть и язык и речь в плане категорий отдельного и общего. Л.В.Щерба. 1) Речевая деятельность (процессы говорения и понимания) 2) Языковая система (словарь и грамматика) 3) Языковой материал (совокупность всего говоримого и воспринимаемого в данную эпоху)
Эугенио Косериу. Три аспекта: язык, текст и речь. Язык - функционально-структурная лингвистика. Речь - генеративно-трансформационная лингвистика. Текст - лингвистика текста. Л.Ельмслев. 1. Узус - принятое в конкретном коллективе употребление языковых средств 2. Акт речи 3. Норма - обобщение правил 4. Схема - структура отношений Н.И.Жинкин. Речь - начало цепи, объект изучения. Речевая деятельность не может нормально протекать без знания системы языка — бессознательного или полученного в результате целенаправленного обучения.
31.10.2020 14.11.2020 28.11.2020 19.09.2020 Лекция 1. Язык как объект познания
1. Общее языкознание и теория языка как наука. 2. Предмет и основные проблемы. 3. Цель и задачи курса. 4. Место ТЯ в системе лингв. дисциплин
Цель: теоретическое изучение языка как дисциплины и как явления действительности; углубление лингвистической подготовки студента; приобретение знаний об общем представлении об истории, о методах лингв. анализа. Понимание внутреннего устр-ва, принципов функционирования и динамики языка, принципов соотн. универсального и национально-специфичного в языке, соотн. языка и общества, мышления, индивидуума.
Теория языка – философия лингвистической научной мысли.
Задачи: 1. Привить лингвистическое мышление; 2. Расширить лингвистический кругозор; 3. Обосновать связи интеграции лингвистики и других наук; 4. Познакомить со структурой, определить комплексный характер; 5. Получить общее представление о развитии истории языкознания; 6. Получить представление о современном состоянии языкознания; 7. Сформировать понятие о концепт. специфике, о лингвистических традициях; 8. Показать связь языка с мышлением, познанием, коммуникацией; 9. Заложить основы знаний о лингвистическом методе; Язык как объект познания Язык – 1) Универсальное понятие, как класс знаковых систем. 2) Язык ка конкретное явление, реально существующая знаковая система, которая используется в определённом сообществе (нацио-этника). Язык – естественная знаковая система как важное средство человеческого общения. Язык связан с мышлением, это социальное средство передачи и хранения информации. Язык реализуется и существует в речи. Язык как инвариант, универсальная принадлежность человеку. Задачи общего языкознания
1. установление общих универсальных черт 2. выявление универсальных закономерностей 3. выработка теории объяснения специфики различий и сходств групп языков Лингвистика ● Внутренняя задача; ○ Изучение системно-структурного устройства языков; ● Внешняя задача; ○ Изучение соотношений языка и общества, проблемы социальной природы языка;
Проблемы общего языкознания 1. изучение сущности и природы языка; 2. структура и внутренние связи языка; 3. изучение исторического развития языка; 4. изучение функций языка; 5. изучение знаковой природы языка; 6. история выдающихся лингвистических учений; 7. изучение языковых универсалий; 8. изучение методов изучения языка;
Функции ● эмотивная; ● экспрессивная; ● директивная; ● информативная; ● коммуникативная; ● эстетическая; ● контактоустанавливающая; ● указательная; ● магическая; ● оказывающая влияние на психику; ● символическая; ● игровая; ● аккумулятивная; ● интегрирующая; ● мыслеформирующая;
Связанные науки: ❏ философия ❏ логика ❏ социология ❏ история ❏ этнография ❏ антропология ❏ археология ❏ психология ❏ физиология высшей деятельности ❏ литературоведение ❏ футуристика ❏ поэтика ❏ филология ❏ кибернетика ❏ физика ❏ акустика ❏ филогенетика ❏ зоопсихология ❏ математическая лингвистика ❏ этнолингвистика ❏ текстология ❏ социолингвистика ❏ психолингвистика и др. Теория языкового воздействия; теория речевого управления – нейролингвистическое программирование. Школы структурализма: Сталинская, Московская – СССР. Лингвистика – огромная часть семиотики. ● многоуровневость структуры языка ● различие внешних связей языка с др. системами ● сложность изучения языка связана с различными подходами
Общее языкознание: ● общий раздел ● частный раздел Сравнительно-историческое языкознание (компаративистика) – описательная лингвистика этнолингвистика и тд. – было предложено Головиным (Общее языкознание) синхроническое яз-е – опис факты языка в опред момент истории Диахронический (исторический) подход – прослеживание явлений языка на протяжении определённого исторического отрезка времени. Задачи: обучение письму чтению переводу созд систем автомат перевода и тд ОБОБЩЕНИЕ Язык – средство коммуникации, средство духовного формирования личности и общества; общественно-историческое явление. Мартин Хайдеггер: “Язык создаёт человека” Человек кодирует знаки, которые обретают форму текста. Слушающий декодирует кодовую систему.
Общие признаки языков ➢ средство общения ➢ средство формирования, кодирования и восприятия идей и мыслей ➢ форма, средство и функция познания, когнитивная функция ➢ звуки, слова, грамматика ➢ есть многозначные слова ➢ письменная и устная формы
➢ книжно-письменная норма и стилевые окраски, функциональные варианты ➢ законы, определённая историческая изменчивость, динамика развития языка Школа Надограмматики – идеалистическая философия; язык – продукт абсолют духа, средство выражения индивидуальности души. Карл Лосфеш: язык – творческое эстетическое самовыражение. Луи Ельцер: язык – чистая структура отношений, безразлична к элементам. Натуралисты: язык – естественный организм. Американские Дескриптивисты: язык – форма борьбы за существование. Ленин: язык – важнейшее средство человеческого общения. В генетическом коде человеческого языка нет; человек рождается с биологическими предпосылками владения языком. Язык – исторически сложившаяся в обществе система материальных знаков, выполняющих коммуникативную функцию. Перформативная функция – слова/выражения есть словесное действие (поздравляю, желаю, объявляю, тд.).
3.10.2020
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 454; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.147.87 (0.085 с.) |