Лекция 1. Язык как объект познания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 1. Язык как объект познания



19.09.2020

3.10.2020

17.10.2020

Лекция 3. Язык как системно-структурное образование. Семиотическая концепция языка.

История изучения знаковости языка

Проблема знаков рассматривалась в Древней Греции. В “Диалогах” Платона излагается идеалистическая и материалистическая философии.

Фома Аквинский, идеалист: позиция условного реализма – слова существуют как вещи, не зависимые от человека.

Иоанн Росцелин: номинализм, слова – всего лишь имена вещей, существующих не самостоятельно, а только лишь как колебания голоса.

Проблема языковых знаков рассматривается философами XVII-XVIII вв. (Локк, Лейбниц, Кант, Гердер, Гегель) В. Гумбольдт пришёл к выводу, что слово – это знак понятия.

На протяжении XIX в. общая теория знака развивалась в рамках логики (Ч. Пирс, Э. Гуссерль), психологии (В. Вундт. Г. Гельмгольц) и особенно — в рамках физиологии мозга (И. М. Сеченов, В. М. Бехтерев).

Лингвист А.А. Потебня: слово непосредственно связано с понятием, в основе связи – знак, признак, который избирается для указания на предмет и закрепления в слове.

В начале XX в. Фердинанд де Соссюр создал учение о языковом знаке. Он доказал, что знаковый характер языка отличает язык от других социальных явлений (политических, торговых и пр.).

Язык есть система знаков, выражающих идеи.

Соссюр выделил внутри «общего феномена, каким является речевая деятельность», две составляющие: язык (langue) и речь – речевой акт (parole)

Ф. де Соссюр ввёл специальные термины:

● Знак – это целое;

● Термин «понятие» заменил на термин «означаемое»;

● «Акустический образ» заменил на термин «означающее».

В 1938 г. американский учёный Чарльз Моррис, исходя из философии позитивизма, полагал, что знаки – единственная реальность, доступная познанию человека.

Звуковая сторона слова – лексема.

Содержательная сторона слова – семема.

Лексема в виде акустического образа, заложенного в мозгу, функционирует как знак (код) по отношению к мысленному образу, элементу мыслительного кода, отражающему некоторый предмет, явление реальной действительности. Соотношение этих сторон, согласно схеме лингвиста-теоретика Юрия Сергеевича Маслова, может быть представлено следующим образом:

Объективная реальность - Субъективная реальность

(материальный мир)    (сознание человека)

Концепции языкового знака в современной лингвистике:

Некоторые лингвисты считают, что значение входит в состав языкового знака и что в знаке есть две стороны: означающее и означаемое (билатеральная (двусторонняя) концепция языкового знака).

Сторонники унилатеральной (односторонней) концепции знака признают знаком только лексему, ее акустический образ. Значение понимается как мысленный образ, означаемое, но в состав знака не входит.

Знаковая ситуация. Треугольник Фреге.

Готлоб Фреге предложил различать ИМЯ (знак), ДЕНОТАТ (предмет, называемый именем) и СМЫСЛ имени (концепт денотата). Знаковая ситуация из этих трех компонентов получила название семантического треугольника Фреге.

Смысл имени – то, что отражает способ представления обозначаемого денотата.

Классический пример: денотат выражений утренняя звезда и вечерняя звезда один и тот же (планета Венера), но смысл этих выражений различается. Одному денотату может соответствовать несколько смыслов. Один и тот же смысл может выражаться разными знаками. У знака (имени) всегда есть смысл, но не у всякого смысла есть денотат. Например, у выражения наиболее удаленное от Земли небесное тело смысл есть, но денотата нет.

Фреге выделяет ПРЕДСТАВЛЕНИЕ о денотате – глубоко субъективное, индивидуальное, эмоциональное.

Американский семиотик XX века Чарльз Моррис рассматривает знаковый процесс (семиозис) как пятичленное отношение, одним из членов которого он называет интерпретатора, то есть ЧЕЛОВЕКА. В знаковой ситуации появился ЧЕЛОВЕК и отношение знака к ДРУГИМ ЗНАКАМ.

Знаковая ситуация в общей семиотике приняла вид:

Карл Бюлер рассматривал знаковую ситуацию именно для языкового знака. В его модели языковой знак графически изображен в виде треугольника, наложенного на круг так, что углы треугольника выходят за пределы круга, а за пределами треугольника остаются сегменты круга: языковое явление (круг) и его знаковое содержание (треугольник) не вполне совпадают.

Схема Бюлера:

Линии, соединяющие треугольник с каждым из трех факторов знаковой ситуации, символизируют семантические функции (сложного) языкового знака. С тремя отношениями языкового знака Бюлер связывает осуществление трех функций языка: репрезентации, экспрессии (выражения) и апелляции (обращения).

В этой схеме, в отличие от общесемиотической модели знаковой ситуации, фактор ЧЕЛОВЕК представлен в двух ипостасях:

1. Как отправитель,

2. Как получатель.

В следующей схеме на пересечении линий, идущих от обозначений трех основных участников ситуации (предметы и ситуации, отправитель, получатель) представлен не один языковой знак, а вся система языковых знаков, находящаяся в сфере речемыслительной деятельности человека.

Отправитель и получатель акустического знака одинаково подключены к системе языковых знаков, хранящейся в их мозге. Именно здесь запечатлены образы акустических знаков (лексемы), образы предметов и ситуаций внешнего мира (концепты, смыслы), в том числе и те, которые получили наименования, имеют свои способы выражения посредством языковых знаков (денотаты). Здесь же находятся и означаемые акустических знаков (семемы).

Образы предметов и ситуаций образуют концептосферу человека, а та часть концептосферы, которая получила языковое выражение, с добавлением коннотатов, образует семантическое пространство языка. Семантическое пространство языка тесно связывает образы акустических знаков с образами предметов и ситуаций внешнего мира.

Эта открытость объясняет постоянное перетекание образов из концептосферы в семантическое пространство языка.

 

17.10.2020

Лекция 4. Аспекты языка.

Речемыслительная деятельность — это процессы мышления и речи, выступающие как принадлежность сознания человека.

Г. Штейнталь (основатель психологизма):

● Речь - проявление языка в конкретный момент

● Способность говорить - физиологическая способность артикулировать и психическое содержание внутреннего мира, которое предшествует языку и выражается им

● Языковой материал - элементы, созданные в процессе говорения, которые употребляются в речи и повторяются для выражения одного и того же содержания

● Язык - совокупность языкового материала одного народа

Младограмматика: речь как проявление индивидуальной психологии.

 

Ф. де Соссюр:

● Язык - система знаков

● Речь - индивидуальное говорение

● Речевая деятельность - использование физиологических возможностей и способностей человека, обеспечивающих общение.

 

Язык и речь

Алан Гардинер.

Элементы, которые встречаются в речевом потоке - язык; все остальное - речь (междометия - язык, восклицание - речь).

Андре Мартине.

Язык - порождающее устройство, речь - процесс функционирования этого устройства.

А.И.Смирницкий.

Язык можно извлечь из речи. Останутся ошибки, индивидуальные особенности произношения, т.е. «сверхъязыковой остаток».

Язык полность существует только в речи.

В.Г.Адмони.

Ничего нет в языке, чего не было бы в речи. И наоборот. Разница только в организации элементов. В речи - линейно. В языке - парадигмы.

Г.В.Колшанский.

Каждый речевой акт есть и язык и речь в плане категорий отдельного и общего.

Л.В.Щерба.

1) Речевая деятельность (процессы говорения и понимания)

2) Языковая система (словарь и грамматика)

3) Языковой материал (совокупность всего говоримого и воспринимаемого в данную эпоху)

Эугенио Косериу.

Три аспекта: язык, текст и речь. Язык - функционально-структурная лингвистика. Речь - генеративно-трансформационная лингвистика. Текст - лингвистика текста.

Л.Ельмслев.

1. Узус - принятое в конкретном коллективе употребление языковых средств

2. Акт речи

3. Норма - обобщение правил

4. Схема - структура отношений

Н.И.Жинкин.

Речь - начало цепи, объект изучения.

Речевая деятельность не может нормально протекать без знания системы языка — бессознательного или полученного в результате целенаправленного обучения.

 

31.10.2020

14.11.2020

28.11.2020

19.09.2020

Лекция 1. Язык как объект познания

 

1. Общее языкознание и теория языка как наука.

2. Предмет и основные проблемы.

3. Цель и задачи курса.

4. Место ТЯ в системе лингв. дисциплин

 

Цель: теоретическое изучение языка как дисциплины и как явления действительности; углубление лингвистической подготовки студента; приобретение знаний об общем представлении об истории, о методах лингв. анализа. Понимание внутреннего устр-ва, принципов функционирования и динамики языка, принципов соотн. универсального и национально-специфичного в языке, соотн. языка и общества, мышления, индивидуума.

 

Теория языка – философия лингвистической научной мысли.

 

Задачи:

1. Привить лингвистическое мышление;

2. Расширить лингвистический кругозор;

3. Обосновать связи интеграции лингвистики и других наук;

4. Познакомить со структурой, определить комплексный характер;

5. Получить общее представление о развитии истории языкознания;

6. Получить представление о современном состоянии языкознания;

7. Сформировать понятие о концепт. специфике, о лингвистических традициях;

8. Показать связь языка с мышлением, познанием, коммуникацией;

9. Заложить основы знаний о лингвистическом методе;

Язык как объект познания

Язык – 1) Универсальное понятие, как класс знаковых систем.

2) Язык ка конкретное явление, реально существующая знаковая система, которая используется в определённом сообществе (нацио-этника).

Язык – естественная знаковая система как важное средство человеческого общения.

Язык связан с мышлением, это социальное средство передачи и хранения информации.

Язык реализуется и существует в речи.

Язык как инвариант, универсальная принадлежность человеку.

Задачи общего языкознания

1. установление общих универсальных черт

2. выявление универсальных закономерностей

3. выработка теории объяснения специфики различий и сходств групп языков

Лингвистика

● Внутренняя задача;

○ Изучение системно-структурного устройства языков;

● Внешняя задача;

○ Изучение соотношений языка и общества, проблемы социальной природы языка;

 

Проблемы общего языкознания

1. изучение сущности и природы языка;

2. структура и внутренние связи языка;

3. изучение исторического развития языка;

4. изучение функций языка;

5. изучение знаковой природы языка;

6. история выдающихся лингвистических учений;

7. изучение языковых универсалий;

8. изучение методов изучения языка;

 

Функции

● эмотивная;

● экспрессивная;

● директивная;

● информативная;

● коммуникативная;

● эстетическая;

● контактоустанавливающая;

● указательная;

● магическая;

● оказывающая влияние на психику;

● символическая;

● игровая;

● аккумулятивная;

● интегрирующая;

● мыслеформирующая;

 

Связанные науки:

❏ философия

❏ логика

❏ социология

❏ история

❏ этнография

❏ антропология

❏ археология

❏ психология

❏ физиология высшей деятельности

❏ литературоведение

❏ футуристика

❏ поэтика

❏ филология

❏ кибернетика

❏ физика

❏ акустика

❏ филогенетика

❏ зоопсихология

❏ математическая лингвистика

❏ этнолингвистика

❏ текстология

❏ социолингвистика

❏ психолингвистика и др.

Теория языкового воздействия; теория речевого управления – нейролингвистическое программирование.

Школы структурализма: Сталинская, Московская – СССР.

Лингвистика – огромная часть семиотики.

● многоуровневость структуры языка

● различие внешних связей языка с др. системами

● сложность изучения языка связана с различными подходами

 

Общее языкознание:

● общий раздел

● частный раздел

Сравнительно-историческое языкознание (компаративистика) – описательная лингвистика этнолингвистика и тд. – было предложено Головиным (Общее языкознание)

синхроническое яз-е – опис факты языка в опред момент истории

Диахронический (исторический) подход – прослеживание явлений языка на протяжении определённого исторического отрезка времени.

Задачи: обучение письму чтению переводу созд систем автомат перевода и тд

ОБОБЩЕНИЕ

Язык – средство коммуникации, средство духовного формирования личности и общества; общественно-историческое явление.

Мартин Хайдеггер: “Язык создаёт человека”

Человек кодирует знаки, которые обретают форму текста. Слушающий декодирует кодовую систему.

 

Общие признаки языков

➢ средство общения

➢ средство формирования, кодирования и восприятия идей и мыслей

➢ форма, средство и функция познания, когнитивная функция

➢ звуки, слова, грамматика

➢ есть многозначные слова

➢ письменная и устная формы

➢ книжно-письменная норма и стилевые окраски, функциональные варианты

➢ законы, определённая историческая изменчивость, динамика развития языка

Школа Надограмматики – идеалистическая философия; язык – продукт абсолют духа, средство выражения индивидуальности души.

Карл Лосфеш: язык – творческое эстетическое самовыражение.

Луи Ельцер: язык – чистая структура отношений, безразлична к элементам.

Натуралисты: язык – естественный организм.

Американские Дескриптивисты: язык – форма борьбы за существование.

Ленин: язык – важнейшее средство человеческого общения.

В генетическом коде человеческого языка нет; человек рождается с биологическими предпосылками владения языком.

Язык – исторически сложившаяся в обществе система материальных знаков, выполняющих коммуникативную функцию.

Перформативная функция – слова/выражения есть словесное действие (поздравляю, желаю, объявляю, тд.).

 

3.10.2020



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 454; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.147.87 (0.085 с.)