Теоретические и методологические основы научного исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретические и методологические основы научного исследования



Теоретические и методологические основы научного исследования

 

Глоссарий к теме:

Методология – 1) совокупность приемов исследования, применяемых в какой-либо науке; 2) учение о методе познания и преобразования мира.

Методология педагогики – система знаний об основаниях и структуре педагогической теории, о принципах подхода и способах добывания знаний, отражающих педагогическую действительность, а также система деятельности по получению таких знаний и обоснованию программ, логики и методов, оценке качества исследовательской работы.

Философский уровень методологии – содержательное основание всякого методологического знания, определяя мировоззренческие подходы к процессу познания и преобразования действительности.

Общенаучный уровень методологии включает методологические подходы, применяемые ко всем или большинству научных дисциплин, в том числе и психолого-педагогическим.

Конкретно научный уровень методологии предполагает методологические подходы в той или иной специальной научной дисциплине.

Технологический уровень методологии отражает совокупность методов, техник исследования, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку, после которой он может включаться в массив научного знания.

 

Модуль 2.

Интегративная дидактическая цель:

Знания: базовых понятий (см. глоссарий); сущности методологических подходов, используемых в психолого-педагогических исследованиях; базовых психологических и педагогических теорий, используемых в профильных исследованиях.

Умения: анализировать, давать характеристику, обобщать.

Значение: формирование профессионального отношения к методологическим и теоретическим основам исследовательской деятельности.

Технологическая карта

Учебные элементы (УЭ) Частная дидактическая цель Учебный материал Руководство по усвоению знаний
УЭ 1. Методологические основы психолого-педагогическихисследований - уяснить содержаний понятий к теме; сущностные характеристики методологических подходов, используемых в психолого-педагогических исследованиях; - отработать умение анализировать, давать характеристику; - отрефлексировать собственное отношение к исследовательской деятельности   1.  Просветова, Т. С. Методология и методы психолого-педагогических исследований: учебно-метод. пособие / Т. С. Просветова. – Воронеж: Изд-во ВГПУ, 2006. 2. Предложенный перечень авторефератов   1. Прочитайте рекомендованные учебные материалы. 2. Проанализируйте тексты рекомендованных авторефератов педагогических исследований, выделите методологические подходы, на которые опирались данные исследования. Обращаю ваше внимание, что я в личном кабинете каждому прикреплю по 2 автореферата, у каждого этот набор свой. 3. Определить используемые в исследованиях методологические подходы. 4. Используя прием «7 предложений» охарактеризовать каждый из выделенных подходов, уточняйте при этом, к какому уровню методологии исследования относится каждый подход. 5. Определите возможные методологические подходы своего исследования общенаучного и конкретно-научного уровней (можно и нужно консультироваться с научным руководителем), кратко обоснуйте выбор (См. пример 1)
УЭ 2. Теоретические основы психолого-педагогических исследований   - вспомнить ведущие психологические и педагогические теории и концепции; - отработать умение анализировать, давать характеристику; - отрефлексировать собственное отношение к исследовательской деятельности   Предложенный перечень авторефератов 1. Прочитать ПОЯСНЕНИЕ про теоретические основы исследования. 2. В предложенных авторефератах выделить указание на теоретические основы исследования (можно копировать в текст отчета по модулю). 3. Назовите не менее 3-х теорий/концепций/конкретных теоретических взглядов, на которых будет строиться ваше исследование с указанием основных авторов-разработчиков (не более 3-х)

 

ПОЯСНЕНИЕ

I.

https://disshelp.ru/1-7/baza-diplomnoy.html

ПРИМЕР 1

Никонова М. В. Организация инклюзивного образования в системе дополнительного образования детей

В качестве методологической основы нашего исследования нам будут служить подходы общенаучного и конкретно-научного уровней методологии.

Общенаучный уровень методологии представлен в следующих подходах:

- системный подход (Т. А. Ильина, В. П. Беспалько, В. И. Адреева) – способствует изучению гармоничного включения детей с ОВЗ в традиционную систему образования, в том числе и дополнительного;

- комплексный (О. С. Брызгалова, И. Г. Россихина, М. С. Астоянц) – предполагает многоплановое изучение интеграции лиц с ОВЗ как в образовании, так и в сфере социальной жизни.

К конкретно-научному уровню исследования относятся:

- личностный (Н. Л. Селиванова, Л. И. Новикова и др.) – предполагает принятие неповторимости человеческой личности и провозглашение прав и свобод человека, в частности, права и свободы людей с ограниченными возможностями здоровья;

- деятельностный (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев и др.) - определяющий деятельность субъектов как основание для развития личности.

- аксиологический поход (В. А. Сластенин, Е. А. Климов, С. Ф. Анисимов, Е. Н. Шиянов, В. Н. Введенский) – рассматривающий ценностные ориентации педагогов, их отношение к инклюзивному образованию и к детям с ОВЗ.

Теоретические и методологические основы научного исследования

 

Глоссарий к теме:

Методология – 1) совокупность приемов исследования, применяемых в какой-либо науке; 2) учение о методе познания и преобразования мира.

Методология педагогики – система знаний об основаниях и структуре педагогической теории, о принципах подхода и способах добывания знаний, отражающих педагогическую действительность, а также система деятельности по получению таких знаний и обоснованию программ, логики и методов, оценке качества исследовательской работы.

Философский уровень методологии – содержательное основание всякого методологического знания, определяя мировоззренческие подходы к процессу познания и преобразования действительности.

Общенаучный уровень методологии включает методологические подходы, применяемые ко всем или большинству научных дисциплин, в том числе и психолого-педагогическим.

Конкретно научный уровень методологии предполагает методологические подходы в той или иной специальной научной дисциплине.

Технологический уровень методологии отражает совокупность методов, техник исследования, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку, после которой он может включаться в массив научного знания.

 

Модуль 2.

Интегративная дидактическая цель:

Знания: базовых понятий (см. глоссарий); сущности методологических подходов, используемых в психолого-педагогических исследованиях; базовых психологических и педагогических теорий, используемых в профильных исследованиях.

Умения: анализировать, давать характеристику, обобщать.

Значение: формирование профессионального отношения к методологическим и теоретическим основам исследовательской деятельности.

Технологическая карта

Учебные элементы (УЭ) Частная дидактическая цель Учебный материал Руководство по усвоению знаний
УЭ 1. Методологические основы психолого-педагогическихисследований - уяснить содержаний понятий к теме; сущностные характеристики методологических подходов, используемых в психолого-педагогических исследованиях; - отработать умение анализировать, давать характеристику; - отрефлексировать собственное отношение к исследовательской деятельности   1.  Просветова, Т. С. Методология и методы психолого-педагогических исследований: учебно-метод. пособие / Т. С. Просветова. – Воронеж: Изд-во ВГПУ, 2006. 2. Предложенный перечень авторефератов   1. Прочитайте рекомендованные учебные материалы. 2. Проанализируйте тексты рекомендованных авторефератов педагогических исследований, выделите методологические подходы, на которые опирались данные исследования. Обращаю ваше внимание, что я в личном кабинете каждому прикреплю по 2 автореферата, у каждого этот набор свой. 3. Определить используемые в исследованиях методологические подходы. 4. Используя прием «7 предложений» охарактеризовать каждый из выделенных подходов, уточняйте при этом, к какому уровню методологии исследования относится каждый подход. 5. Определите возможные методологические подходы своего исследования общенаучного и конкретно-научного уровней (можно и нужно консультироваться с научным руководителем), кратко обоснуйте выбор (См. пример 1)
УЭ 2. Теоретические основы психолого-педагогических исследований   - вспомнить ведущие психологические и педагогические теории и концепции; - отработать умение анализировать, давать характеристику; - отрефлексировать собственное отношение к исследовательской деятельности   Предложенный перечень авторефератов 1. Прочитать ПОЯСНЕНИЕ про теоретические основы исследования. 2. В предложенных авторефератах выделить указание на теоретические основы исследования (можно копировать в текст отчета по модулю). 3. Назовите не менее 3-х теорий/концепций/конкретных теоретических взглядов, на которых будет строиться ваше исследование с указанием основных авторов-разработчиков (не более 3-х)

 

ПОЯСНЕНИЕ

I.

https://disshelp.ru/1-7/baza-diplomnoy.html



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.38.125 (0.01 с.)