Изучение психолого-педагогической и специальной литературы по разрабатываемой проблеме 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изучение психолого-педагогической и специальной литературы по разрабатываемой проблеме



 

Приступая к поиску, изучению и анализу литературных источников, необходимо иметь ответы на следующие вопросы:

"Что искать?" (это вопрос о видах информации, которые обнаруживаются в процессе поиска);

"Где искать?" (это вопрос об источниках библиографической информации);

"Как искать?" (это вопрос о последовательности и глубине библиографического поиска);

"Где записывать?" (это вопрос о способах фиксации найденной библиографической информации);

"Как записывать?" (это вопрос о структуре и правилах библиографического описания научного документа).

Библиографическая и научная информация. Библиографическая информация – это информация о том, где (в каких источниках) содержится известное знание; совокупность сведений, включаемых в библиографическое описание научного документа. Библиографическое описание – это совокупность библиографических сведений о документе или его составной части, приведенных по определенным правилам и необходимых и достаточных для общей его характеристики и идентификации.

Научная информация – это информация о самом содержании уже известного знания, совокупность сведений об объектах и процессах действительности, являющихся предметом систематического изучения и представленных в перцептивной и рациональной форме.

Библиографический поиск может осуществляться посредством просмотра как специальных библиографических изданий, так и первичных научных документов (статей, монографий и т.п.). К источникам библиографической информации можно отнести: справочники, словари, энциклопедии; библиографические издания, списки; прикнижную и пристатейную библиографию; реферативные журналы, индексы; алфавитные, предметные и систематические каталоги библиотек; обзоры, отчеты; библиографии библиографий.

Предварительное знакомство с публикациями на тему исследования можно получить из реферативных журналов, в которых содержатся краткие аннотации на большинство проведенных научных работ. Более подробную информацию об исследованиях, выполняемых по интересующей теме, следует искать в самих публикациях: монографиях, сборниках, статьях научных журналов.

Поиск библиографических источников по теме исследования можно начать с систематических и предметных каталогов библиотек, консультаций с библиографами относительно имеющихся списков литературы, знакомства с библиографическими указателями, включая библиографии библиографий. Глубина библиографического поиска должна составлять не менее пяти лет. Это означает, что нужно просмотреть вышедшие за последние пять лет издания.

Основными методами изучения литературы традиционно считаются: реферирование (сжатое изложение содержания первоисточника), конспектирование (выделение идеи и основных положений с записью цитат), тезирование (фиксация основных положений словами автора), сравнительный анализ существующих точек зрения на данную педагогическую проблему и способы её решения в современной средней и высшей школах.

Найденную библиографическую информацию можно фиксировать с помощью картотеки и рабочего списка литературных источников по теме исследования. В первом случае каждый источник записывается на отдельной карточке. Картотека ведется по предметному, то есть по разделам изучаемой темы, и алфавитному принципам. Содержательные пункты картотеки выделяются картонной карточкой. В случае если найденный источник относится к нескольким разделам темы исследования, делается несколько копий карточек и каждая ставится в соответствующую рубрику. На карточках как предметной, так и алфавитной картотеки помимо точного описания библиографического источника делаются краткие записи о его содержании.

Рабочий список литературы по теме исследования наиболее удобен с точки зрения написания обзора литературы по изучаемой теме, поскольку представляет из себя набор карточек, на которые с одной стороны заносятся библиографические сведения в соответствии с действующим ГОСТ 7.1-2003 (прил. К), а с другой стороны приводится краткое содержание рассматриваемой публикации. Поэтому целесообразно его вести по видам источников: монографии, учебники; статьи; авторефераты, диссертации.

Внутри каждого вида источника резервируется определенное количество мест-номеров для присвоения их отдельному первоисточнику, заносимому на соответствующую карточку. При этом рабочий список литературы следует отличать от списка литературы, который приводится в конце оформленной исследовательской работы. Если первый заполняется по мере нахождения библиографических источников без учета алфавита и имеет смысл лишь в совокупности с предметно-поисковой системой по теме исследования, то второй приводится в конце оформленной работы в соответствии с ГОСТ 7.1-2003 (см. прил. К).

Когда материал собран, его необходимо сгруппировать и систематизировать, составляя план работы. План работы – это схематически записанная совокупность коротко сформулированных мыслей-заголовков, это предварительная структура работы.

Примером общего вида плана является оглавление книги. По нему, не читая самой книги, можно заранее сказать, каково текстовое содержание каждого раздела книги. План как форма записи обычно более подробно отражает перспективную линию основной информации.

 

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

 

Курсовые и дипломные работы по методике трудового обучения, как правило, носят опытно-экспериментальный характер, предполагая проведение эксперимента. Эксперимент – это общий эмпирический метод исследования, суть которого заключается в том, что явления и процессы изучаются в строго контролируемых и управляемых условиях. Основной принцип любого эксперимента – изменение в каждой исследовательской процедуре только одного какого-то фактора при неизменности и полной контролируемости остальных. При возникновении необходимости проверки влияния другого фактора, проводится следующая исследовательская процедура, где изменяется этот последний фактор, а все остальные остаются неизменными, и т.д. При этом новый фактор, вводимый или изменяемый экспериментатором, получает название независимого переменного. Факторы, изменившиеся под влиянием независимого переменного, называются зависимыми переменными позволяют провести опытную объективную проверку гипотезы.

В основном различают четыре вида эксперимента: констатирующий, то есть определяющий исходные данные по объекту исследования; обучающий (формирующий), при котором в процесс обучения (воспитания) вводится новый фактор и изучается эффективность его применения; контролирующий, с помощью которого снова замеряются параметры объекта исследования; сравнительный, при котором в одной группе объектов исследования новый фактор вводится (экспериментальная группа), а в другой группе – нет (контрольная или фоновая группа) при одинаково неизменных прочих условиях.

При проведении любого педагогического (образовательного) эксперимента для получения объективных и достоверных данных существенную роль играет планирование, которое отражается в методике эксперимента.

Методика отвечает на вопрос о том, как мы это получили, т.е. на каких испытуемых, с помощью каких методов, в каких условиях. Для того чтобы характеристика методики была полной и вместе с тем не избыточной, желательно при ее описании придерживаться определенной схемы, выделяя разделы: испытуемые, используемые методики, процедура проведения эксперимента и результаты исследования.

В разделе «Испытуемые» дается общая характеристика испытуемых. Указываются их количество, пол, возраст, профессиональная принадлежность, а также те характеристики испытуемых, которые представляют интерес для проводимого исследования. Описание используемых в исследовании методик с указанием литературных источников, из которых они берутся, включается в раздел «Используемые методики». Характеристика процесса проведения эксперимента с указанием последовательности и условий проведения используемых методик приводится в разделе «Процедура проведения эксперимента».

В курсовых и дипломных работах, имеющих опытно-экспериментальный характер, обычно имеется совокупность наблюдений (результаты измерений определённых характеристик). Поэтому возникает задача компактного описания имеющихся данных и подтверждения достоверности полученных результатов педагогического эксперимента. Для этого используют методы математической статистики (t-критерий Стьюдента, критерий Фишера, критерий Пирсона (Хи-квадрат) и др.).

 

 

ПРОЦЕДУРА ЗАЩИТЫ РАБОТ

 

Курсовая и дипломная работы выполняются параллельно с теоретическими учебными занятиями и защищаются каждым студентом. Если данные работы удовлетворяют поставленным требованиям, то они допускаются к защите, о чём научный руководитель делает отзыв.

Для студентов, работы которых научным руководителем допущены к защите, деканат и кафедра организуют защиту. Защита работ производится в комиссии из нескольких преподавателей, определённых кафедрами, при непосредственном участии научного руководителя.

Создание комиссии оформляется распоряжением по кафедре, а её деятельность контролируется деканатом, который устанавливает сроки защиты.

Все виды исследовательских работ должны быть полностью закончены и оформлены не позднее, чем за две недели до начала зачётной недели.

Курсовые и дипломные работы защищаются публично с представлением самостоятельно написанного текста работы и лично выполненного приложения к ней.

На защите после оглашения общего порядка и регламента выступлений предоставляется слово каждому студенту, приглашённому на защиту, в пределах 10-15 минут для изложения основных положений и итогов работы, результатов и выводов. При этом в качестве доказательно-иллюстративного материала могут быть использованы фото- и видеоматериалы, таблицы, графики и др.

Преподаватели, входящие в состав комиссии, и присутствующие на защите студенты могут задать вопросы по содержанию работы. Студент имеет право пользоваться текстом своей работы (при этом чистовой экземпляр должен обязательно находиться в комиссии по защите) для убедительного ответа на вопросы. Для устного раскрытия основных положений и итогов работы студенту задаются вопросы, на которые он должен дать исчерпывающие ответы.

Оцениваются курсовая и дипломная работы, согласно действующему Положению о курсовых экзаменах и зачётах в высших учебных заведениях, по десятибалльной системе, оценка ставится на ее титульном листе, вносится в протокол, экзаменационную ведомость и зачётную книжку студента (за подписью научного руководителя и ассистирующего преподавателя). Решение об оценке принимается коллегиально членами комиссии по защите работ.

После защиты курсовые и дипломные работы сдаются на хранение ответственному на кафедре сотруднику.

Курсовая работы являются формами промежуточного контроля успеваемости студента. Студент, не представивший в установленный срок работы или не защитивший её по неуважительной причине, считается имеющим академическую задолженность. Дипломная работа является итоговой формой контроля успеваемости студента, защита которой осуществляется во время государственных экзаменов. Оценка по дипломной работе идёт в зачёт оценке соответствующего государственного экзамена.

 

 

ОЦЕНИВАНИЕ РАБОТ

 

Защита курсовых и дипломных работ оценивается по следующим показателям: использование наглядных средств, содержание доклада, межпредметные связи, культура речи, глубина знаний, эрудиция, ответы на вопросы, стремление к достижению высоких результатов, чувство времени и т.п.

Отметка «отлично» (10, 9, 8 баллов) выставляется за безупречно-осмысленную работу, которая имеет грамотно изложенную теоретическую главу с глубоким анализом, логичное, последовательное изложение материала с соответствующими четкими выводами и обоснованными предложениями по решению проблем.

При её защите студент показывает глубокое знание вопросов темы, свободно оперирует данными исследования, вносит обоснованные предложения, а во время доклада использует наглядные пособия (таблицы, схемы, графики и т.п.) или раздаточный материал, легко отвечает на поставленные вопросы.

Отметка «хорошо» (7, 6 баллов) выставляется за работу, имеющую грамотно изложенную теоретическую главу, демонстрирующую владение студентом информацией по проблеме. В ней представлены достаточно подробный анализ и критический разбор практической деятельности, последовательное изложение материала с соответствующими выводами, однако сделанные предложения не вполне обоснованны.

При защите студент показывает знание вопросов темы, оперирует данными исследования, вносит предложения по теме исследования, во время доклада использует наглядные пособия (таблицы, схемы, графики и т. п.) или раздаточный материал, без особых затруднений отвечает на поставленные вопросы.

Отметка «удовлетворительно» (5, 4 балла) выставляется в случае, если студентом проделана определенная исследовательская работа, близкая к завершению, базирующаяся на практическом материале. Вместе с тем, весомым аргументом в пользу этой отметки может служить и то, что результаты работы демонстрируют поверхностный анализ проблемы в целом, в тексте научного сочинения просматривается непоследовательность изложения материала, представлены необоснованные предложения или автор затрудняется вообще сделать какие-либо выводы.

При защите студент проявляет неуверенность, показывает слабое знание вопросов темы, не всегда дает исчерпывающие аргументированные ответы на заданные вопросы, допускает неточности в формулировках, держится неуверенно.

Отметка «неудовлетворительно» (3, 2 балла) выставляется за работу, которая не имеет анализа, в ней отсутствуют выводы или они носят декларативный характер, студент продемонстрировал непонимание темы и бездумное, механическое списывание с книг.

При защите студент затрудняется отвечать на поставленные вопросы по теме, не знает теории вопроса, при ответе допускает существенные ошибки. К защите не подготовлены наглядные пособия и раздаточный материал.

 

 

ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ, ЗАДАНИЯ И ТЕМЫ РАБОТ

 

Общие сведения

В материалах курсовых и дипломных работ должны описываться только инструменты, приспособления и учебное оборудование, используемые в школьных учебных мастерских (мастерская по обработке древесины, мастерская по обработке металлов или комбинированная мастерская по обработке древесины и металлов).

На кафедре методики технологического образования выполняются курсовые и дипломные работы технологического и методического характера (прил. А-К). Образцы титульных листов технологической и методической работ показаны в приложении Ж. Задания и структуры данных работ по ряду дисциплин представлены в нескольких приложениях:

- курсовые работы (см. прил. А-Е) по технологии обработки древесины (см. прил. А), технологии обработки металлов (см. прил. Б), методике трудового обучения или методике преподавания технического труда (см. прил. В), техническому творчеству (см. прил. Г), технологии художественной обработки материалов (см. прил. Д), образец задания по курсовой работе (см. прил. З);

- дипломная работа (см. прил. И) по методике трудового обучения.

 

Оформление работ

Курсовая работа сдаётся в твёрдой папке-скоросшивателе с файлами. Дипломная работа сдаётся в специальной твёрдой папке (прошнурованной) для дипломных работ.

Объём курсовой работы – 20-25 страниц, дипломной работы – 45-50 страниц; односторонняя печать на листах формата А4, 1,5 интервала, 14 шрифт (Times New Roman Cyr), левое поле – 2,5 см, остальные поля по 2 см). Рисунки, фотографии, таблицы и графики необходимо включать в текст и приложение в электронной версии. Описание литературы и ссылки на неё должны быть в соответствии с ГОСТ 7.1.-2003 (см. прил. К).

При выполнении работы необходимо соблюдать равномерную плотность, контрастность и чёткость изображения, линии, буквы, цифры и знаки должны быть чёткими, одинаково черными по всему тексту.

Заголовки структурных элементов курсовой работы и разделов основной части следует располагать в середине строки без точки в конце и печатать прописными буквами, не подчеркивая. От текста заголовки отделяются сверху и снизу тремя интервалами. Заголовки подразделов и пунктов следует начинать с абзацного отступа и печатать с прописной буквы, не подчеркивая, без точки в конце. Если заголовок включает несколько предложений, их разделяют точками. Переносы слов в заголовках не допускаются.

Страницы работы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему документу. Номер проставляется внизу по центру листа тем же шрифтом, что и основной текст.

Титульный лист (прил. Ж) включается в общую нумерацию, но номер страницы на нем не проставляется. Иллюстрации, таблицы, графики, расположенные на отдельных листах, включаются в общую нумерацию страниц.

Основная часть работы состоит из разделов, подразделов, глав, параграфов, пунктов и подпунктов. Они нумеруются (кроме введения, заключения, литературы, приложений) арабскими цифрами. Разделы и подразделы должны иметь заголовки.

 

Оформление приложения

Курсовые и дипломные работы на кафедре методики технологического образования имеют приложения технологического и/или учебно-методического характера.

Приложение включает в себя рисунки, фотографии, таблицы, графики и др., самостоятельно разработанное и изготовленное сувенирное изделие. Оно должно быть согласовано с научным руководителем и соответствовать теме исследования.

Приложения оформляют в конце исследовательской работы, располагая их в порядке появления ссылок в тексте. Не допускается включение в приложение материалов, на которые отсутствуют ссылки в тексте работы.

Каждое приложение следует начинать с нового листа с указанием в правом верхнем углу слова «ПРИЛОЖЕНИЕ», напечатанного прописными буквами. Приложение должно иметь содержательный заголовок, который размещается с новой строки по центру листа с прописной буквы.

Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита, начиная с А (за исключением букв Ё, З, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ), например: «ПРИЛОЖЕНИЕ А», «ПРИЛОЖЕНИЕ Б», «ПРИЛОЖЕНИЕ В». Допускается обозначать приложения буквами латинского алфавита, за исключением букв I и O.

Текст каждого приложения при необходимости может быть разделен на разделы и подразделы, которые нумеруются в пределах каждого приложения, при этом перед номером раздела (подраздела) ставится буква, соответствующая обозначению приложения (например: А1.2 – второй подраздел первого раздела приложения А). Так же нумеруются в приложении иллюстрации, таблицы, формулы и уравнения.

 


Приложение А

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО технологии обработки древесины (ТОД)

Задание для курсовой работы по ТОД

1. Раскрыть актуальность темы в технологическом образовании учащихся.

2. Изучить и описать материалы (пиломатериалы, листовые древесные материалы), инструменты, приспособления и оборудование, предназначенные для выполнения определённых в курсовой работе технологических операций.

3. Проанализировать и указать основные требования по организации учебного места и правила безопасной работы при выполнении определённых в курсовой работе технологических операций.

4. Разработать графическую и технологическую документацию на изделия сувенирного характера, а также представить его в виде приложения.

5. Раскрыть технологические рекомендации по выполнению определённых в курсовой работе технологических операций (рабочая поза, способы закрепления заготовок и инструмента, хватка заготовок или инструмента, расположение инструмента по отношению к заготовке, наладка станка на режимы резания, управление станком).

6. Сделать выводы, которые должны соответствовать структуре и содержанию представленной курсовой работы.

7. Составить список литературы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 144; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.109.201 (0.035 с.)