Материалы для диагностики межличностных отношений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Материалы для диагностики межличностных отношений



В ходе практики студент изучает детский коллектив, проводит: диагностику межличностных отношений.

ля исследования межличностных отношений можно использовать модифицированный вариант социометрической методики Р. Желя.

 

Вариант 1. Ребенку дают бланк с изображением стола и стульев и предлагают посадить за праздничный стол тех одноклассников, которых он пригласил бы на свой день рождения, а отдельно – тех, кого бы не хотел пригласить.

 

Целесообразно не ограничивать детей в числе выборов, это поможет глубже выявить социовалентность, т.е. потребность в общении, но в тоже время необходимо подробно разъяснить, что нужно выбирать только самых близких, хороших друзей и отсаживать самых неприятных, тем самым предупредить эмоциональную экспансивность и исполнительность.

 

Вариант 2. Кому из детей в классе ты написал бы поздравительную открытку? Кому не написал бы?

 

Вариант 3. Ты переходишь в новый класс. Кого возьмешь с собой? Кого оставишь?

 

Вариант 4. С кем бы ты хотел сидеть за одной партой и с кем бы не хотел? По данным опросных бланков (листов)заполняется социоматрица.

 Социоматрица – таблица, в которой отражены данные социометрического опроса. В ней положительные выборы (“Посажу за стол”, “Хочу пригласить”) обозначают по горизонтали “плюсом”, отрицательные – “минусом”. Взаимные выборы обводят кружком (О). Далее подсчитывают сумму выборов.

 

Пример социометрической матрицы.

Выбирающий

 

Выбираемые

01 02 03 04 05 06 07
01   +   - -   +
02 +   -   -   +
03 + -   -     +
04     +     +  
05   -   -   + +
06   - - + +    
07 + +     - -  

 

Число взаимных выборов

 

01-=2

 

02=2

 

03=0

 

04=1

 

05=1

06=2

07=2

 

 

Предложенная методика дает возможность определить следующие психологические характеристики межличностных отношений: социовалентность (степень включенности во взаимоотношения); статус детей и статусную структуру группы – сплочённость группы и взаимность контактов – уровень конфликтности (агрессивности) группы – детей, которые являются объектами групповой агрессии. Целесообразно начинать анализ социометрических данных социовалентности детей, свидетельствующей о степени и характере включенности школьника в систему взаимоотношений в классе. По социовалентности можно судить о потребности ребёнка в общении и о его установке на удовлетворение этой потребности именно в данной группе, что, в свою очередь, позволит опосредованно судить о привлекательности коллектива для ребенка. Определяется социовалентность по количеству и характеру сделанных учащимися выборов. Социовалентность будет положительной, если у ребенка преобладают положительные выборы, и отрицательной – если преобладают негативные выборы.

 

Для изучения привлекательности классного коллектива можно использовать “ Методику оценки привлекательности классного коллектива” (7-10 лет).

 

Методика предназначена для оценки привлекательности для ученика классного коллектива. Представляет собой анкету, в которой к каждому вопросу предлагается определенным количеством баллов:

 

Ответ

 

“а” - 5 баллов,

 

“б” - 4 балла,

 

“в” - 3 балла,

 

“г” - 2 балла,

 

“д” - 1 балл,

 

“е” - 0 баллов.

 

Таким образом, максимальное количество баллов, которые может набрать ребенок после заполнения анкеты, составляет 25 баллов.

 

Анкетирование может проводиться в группе и индивидуально. В последнем случае может использоваться в качестве основы для беседы об особенностях взаимоотношения ученика с классом.

 

Обработка результатов.

 

Все баллы, полученные ребёнком за каждый ответ, суммируются и интерпретируются следующим образом:

 

25-18 баллов – классный коллектив является для ребенка очень привлекательным. Атмосфера внутри класса полностью удовлетворяет ребенка. Он дорожит взаимоотношениями с остальными детьми коллектива.

 

17-12 баллов – ребенок хорошо адаптирован в классном коллективе. Атмосфера взаимоотношений является для него комфортной и благоприятной. Классный коллектив представляет ценность для ребенка.

 

11-6 баллов – нейтральное отношение ребенка к коллективу свидетельствует о наличии определенных благоприятных зон взаимоотношений, которые дискомфортно влияют на ощущение собственного положения ученика в классе. Имеется явное желание либо отдалиться от коллектива, либо изменить свое отношение в нем.

 

5 и менее баллов – негативное отношение к классу. Неудовлетворенность своим положением и ролью в нем. Возможна дезадаптация в его структуре.

 

Изучение привлекательности классного коллектива целесообразно проводить совместно с другими методиками, направленными на выявление особенностей структуры классного коллектива, таких как “ Социометрия” или “Выбор”. Сопоставление полученных данных по анкете и методике позволит сделать вывод о соответствии собственных впечатлений ребенка об учебном коллективе, его месте в структуре класса и отношении школьников к ребенку.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 234; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.13.201 (0.007 с.)